Реферат по предмету "Военная кафедра"


Планирование риска

Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство морского и речного флота Волжская Государственная Академия Водного Транспорта Кафедра экономики и менеджмента КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Стратегическое планирование на тему ПЛАНИРОВАНИЕ РИСКА Выполнил А. В. Группа ф-36 Проверил Новиков А. В. Н.

Новгород 2005 г. Содержание 1. Введение. 2. Хозяйственный риск сущность, место и роль в планировании. 3. Виды потерь и риска. 4. Показатели риска и методы его оценки. 5. Методы снижения риска. 6. Методика анализа и планирования риска. 7. Расчёт показателей плана производственно-экономического развития предприятия. 8. Заключение. 9. Список литературы. Введение Начиная с 1991 года - наша страна находится в стадии

перехода от командной экономики к рыночной. На этой стадии развития экономики в корне изменяются цели, которые ставят перед собой предприятия и организации. На первый план выходят такие задачи, как повышение производительности труда и эффективности использования ресурсов, снижение издержек производства и, в конечном счёте, максимизация прибыли. Достижение этих задач невозможно без эффективного планирования на предприятии.

Эффективное планирование заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. В процессе планирования предприятие определяется с формированием целей, определением приоритетов, средств и методов их достижения. Цель данной курсовой работы - на основании нормативных данных, методических пособий, научной и специальной литературы глубоко изучить проблему планирования риска, составить план

производственно-экономического развития предприятия на ближайшие 3 года. Хозяйственный риск сущность, место и роль в планировании Реализация стратегии предприятия всегда связана с определенным риском. Это касается как стратегии расширения масштабов хозяйственной деятельности, так и ее сокращения. Риск в стратегическом планировании принято называть хозяйственным или предпринимательским.

В планировании стратегии предприятия очень важно знать факторы, источники, формы проявления и методы оценки хозяйственного риска, что является условием его предотвращения. Как уже отмечалось, планирование, и реализация стратегии происходят в условиях неопределенности, порождаемой изменчивостью внешней среды предприятия. Следовательно, в момент составления плана нет ясности и уверенности в том, что выбранная стратегическая альтернатива приведет к успеху, получению ожидаемого конечного результата.

Здесь всегда присутствует опасность неудачи, непредвиденных потерь. Источником риска является неопределенность, под которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, используемой при составлении и реализации плана. По этому признаку все плановые решения подразделяются на три группы принимаемые в условиях определенности принимаемые в условиях вероятностной определенности основанные на риске принимаемые в условиях полной

неопределенности ненадежные . Планирование в условиях определенности производится при наличии полной и достоверной информации о состоянии внутренней и внешней среды, проблемных ситуациях, отражаемых в стратегическом плане, целях, ограничениях и последствиях реализации планируемых решений. Для данного класса задач цели и ограничения формально определяются в виде целевых функций и неравенств равенств . Функция предпочтения в случае одной цели совпадает с целевой функцией, а в случае множества

целей - с некоторой функциональной зависимостью целевых функций. Критерий выбора планируемого решения определяется максимумом или минимумом целевой функции. Такое решение не содержит в себе риска, но, к сожалению, область его принятия весьма ограничена. Решения в условиях полной информационной определенности чаще всего принимаются в оперативно-календарном планировании. В стратегическом и тактическом планировании, где внешняя и внутренняя среда не детерминированы,

они неприемлемы. Принятие решений в условиях вероятностной определенности базируется на теории статистических решений. Неполнота и недостоверность информации дополняются путем рассмотрения случайных событий и процессов, которые могут произойти, но внешней и внутренней среде предприятия. Закономерности поведения случайных объектов описываются с помощью вероятностных характеристик. Сами же вероятностные характеристики являются уже не случайными, поэтому с ними можно производить операции

по нахождению оптимального решения так же, как с детерминированными характеристиками. Общим критерием нахождения оптимального решения является средний риск. На основе данного подхода можно описать простейшие ситуации в планировании социально-экономических объектов. Для основного класса плановых задач характерна неполнота и недостоверность информации, которая не позволяет построить адекватные модели их решения.

Поэтому основную роль в поиске решения в задачах с информационной неопределенностью играет плановик, а риск является частью решения. Факторы риска и неопределенности подлежат учету в расчетах эффективности тех или иных плановых решений. В плановой и рыночной экономике значение риска в ведении хозяйственной деятельности различно. Риск имел место и в плановой экономике, но ответственность за потери, вызванные им, большей частью ложилась на экономику в целом. В плановой экономике риск в значительной мере снижается

за счет жесткой системы планирования и установления хозяйственных связей. В этих условиях с определенной долей вероятности можно было предвидеть объемы производства и реализации продукции, цены, финансовые результаты и т.п. Плановые решения носили детерминированный характер и соответственно снижалась ответственность руководителей и специалистов за качество их принятия и риск. Таким образом, в плановой экономике риск не персонифицируется.

Можно сказать, что рисковали все, но персонально - никто. Совершенно иначе обстоит дело в рыночной экономике. Роль государства здесь сводится к установлению экономического правопорядка, обязательного для всех субъектов хозяйствования. При экономической свободе всех участников хозяйственной деятельности рыночный механизм управления усиливает ответственность за своевременное и качественное принятие плановых решений.

Здесь экономической свободе одного субъекта хозяйствования противостоит такая же свобода другого субъекта. Причем их интересы могут не только не совпадать, но быть прямо противоположными. Каждый из них стремится к своей выгоде, поэтому выигрыш одного субъекта хозяйствования может стать проигрышем для другого. В рыночной экономике риск является неотъемлемым атрибутом хозяйствования. С ним постоянно имеет дело любой предприниматель, любое предприятие.

Государство не несет ответственности за обязательства предприятий и объединений. Ответственность за принимаемые ими плановые и иные решения ложится на субъекта хозяйствования, сказывается на финансовых результатах его деятельности. Поэтому фактор риска служит сильным стимулом и ограничением при принятии плановых решений. Неопределенность ситуации в рыночной экономике приводит к тому, что избежать риска невозможно. Однако из этого вовсе не следует, что при планировании хозяйственной деятельности

следует искать такие решения, в которых заранее известен результат. Ведь они, как правило, неэффективны. Необходимо научиться предвидеть риск, оценивать его размеры, выигрыш, связанный с ним, планировать мероприятия по его предотвращению и не переходить допустимые пределы. Следует отметить, что в отечественной экономике методы планирования и оценки риска проработаны явно недостаточно. Отсутствуют практические рекомендации по его оценке и предотвращению при решении различных

плановых задач. Первой в цепи сложных проблем оценки и планирования риска стоит проблема его идентификации. Риск представляет собой сложную экономико-управленческую категорию, при определении которой имеет место множество противоречивых характеристик. Наиболее распространенной характеристикой риска является угроза или опасность возникновения ущерба, потерь ресурсов при ведении хозяйственной деятельности. В этом отношении под риском понимается мера ожидаемой неудачи в той или иной деятельности, опасность

наступления неблагоприятных последствий, изменений во внешней среде, которые могут вызвать потери ресурсов, убыток, а также опасность, от которой следует застраховаться. Риск также может рассматриваться, как вероятность ошибки или успеха при выборе стратегических альтернатив, как образ действий в неопределенной обстановке, а также как один из критериев предпочтений при формировании плановых решений. Таким образом, под хозяйственным риском следует понимать угрозу, опасность возникновения

ущерба в любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических программ. В этих видах деятельности хозяйствующему субъекту приходится иметь дело с использованием и обращением материальных, трудовых, финансовых, информационных интеллектуальных ресурсов. Поэтому риск всегда связан с угрозой полной или частичной потери ресурсов, то есть их дополнительным

расходом сверх объемов, предусмотренных планом, или недополучением доходов по сравнению с запланированным вариантом ведения дела. Наличие риска всегда приводит к появлению ответственности за принятое решение. С точки зрения причин хозяйственный риск обусловлен возможностью отклонения в процессе реализации решения от цели, предусмотренной планом, вследствие внутренних и внешних возмущающих воздействий постановкой ошибочной цели, неопределенностью ситуации вероятностью достижения планируемого результата отсутствием

уверенности в достижении поставленной цели у исполнителей плана возможностью наступления неблагоприятных последствий в ходе реализации плана ожиданием опасности, неудачи неизбежностью выбора при принятии планового решения столкновением интересов участников составления и реализации плана ограниченностью ресурсов недостаточной квалификацией персонала, склонностью к субъективизму противоречивостью процесса планирования противодействием партнеров по бизнесу форс-мажорными обстоятельствами природными, политическими, экономическими, технологическими,

рыночными и т.д. договорной дисциплиной задержкой поставок, разрывом контрактов низким качеством товаров и услуг. Виды потерь и риска При планировании риска необходимо различать такие понятия, как затраты ресурсов, убытки и потери. Хозяйственная деятельность предприятия всегда связана с затратами ресурсов, тогда как убытки и потери имеют место при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах в планировании и представляют собой дополнительные затраты сверх запланированных.

Если потери можно заранее предвидеть и предусмотреть в плане, то они должны рассматриваться как неизбежные расходы и включаться в затраты Поэтому планирование риска представляет собой прогнозную оценку возможных потерь ресурсов при наступлении неблагоприятных обстоятельств и отклонений от намеченной стратегии, а также упущенной выгоды при осуществлении хозяйственных операций. При этом необходимо количественно оценить прогнозные величины потерь.

Потери, связанные с риском, могут быть материальные, трудовые, финансовые, времени, прочие. Данные виды потерь могут возникать во всех сферах хозяйственной деятельности производственной, финансовой, коммерческой и т.п. Зная вероятные потери каждого отдельного вида ресурсов при планировании стратегии развития предприятия, можно оценить суммарный риск, связанный с выбранным вариантом стратегии. При этом следует иметь в виду, что если тот или иной элемент стратегии оказывает двойное влияние на

результаты производственно-хозяйственной деятельности, то есть приводит к перерасходу и экономии ресурсов, то при оценке суммарного риска надо учитывать как экономию, так и перерасход. Материальные потери представляют собой непредусмотренные планом дополнительные затраты сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования и прочего имущества. Оценка этих потерь при планировании стратегии производится как в натуральных, так и в стоимостных показателях.

Трудовые потери проявляются в незапланированных затратах рабочего времени и могут выражаться в натуральных и стоимостных показателях. Например, непредусмотренные внутрисменные простои рабочих могут быть оценены в человеко-часах, а также суммой доплат, выплаченной рабочим за время простоя. Кроме этого, необходимо оценить объем продукции, который предприятие не выпустило в связи с остановкой производства. Финансовые потери могут иметь форму прямого денежного ущерба, нанесенного предприятию

непредвиденными обстоятельствами, например, штрафы, пени, неустойки, невозврат дебиторской задолженности, уменьшение объемов реализации вследствие снижения цен на продукцию предприятия, неполучение дивидендов на акции, принадлежащие предприятию, и т.д. К другой группе финансовых потерь относится обесценение финансовых ресурсов, например амортизационных и оборотных средств вследствие инфляции, запаздывания платежей, замораживания счетов и т.п. Потери времени связаны с темпами реализации стратегии, когда процесс

производственно-хозяйственной деятельности осуществляется медленнее, чем было предусмотрено в плане. Такие потери выражаются, во-первых, в омертвлении ресурсов во-вторых, в запаздывании поступления финансовых результатов денежных потоков . Их оценка производится с помощью дисконтирования. Особую группу потерь, которую на практике оценить достаточно сложно, составляют потери, связанные с нанесением ущерба престижу предприятия, морально-психологического ущерба его работникам, ущерба окружающей

среде и т.д. Полностью избежать риска в хозяйственной деятельности невозможно, но, зная, где и при каких обстоятельствах он может возникнуть, менеджерский персонал может его предотвратить, снизить уфозу потерь, уменьшая действие неблагоприятных факторов. Поэтому важно знать, где могут возникнуть те или иные потери. В сфере производства потери могут выражаться в снижении планируемых объемов производства и реализации продукции вследствие уменьшения производительности труда, простоев оборудования, потерь рабочего времени,

низкого качества продукции, и других причин. Другим источником потерь является перерасход материалов, сырья, топлива, энергии и прочих материальных факторов производства из-за сбоев в производственном процессе. Большие потенциальные потери кроются в возможном снижении цен, по которым планируется реализовать продукцию, росте издержек, обусловленном увеличением транспортных расходов, торговых наценок, накладных расходов и прочих факторов. Определенную опасность представляют налоги и платежи во внебюджетные фонды,

если их ставки повышаются в процессе реализации плана. Следует подчеркнуть, что среди всех рассмотренных факторов наибольшему риску в рыночной экономике подвержены цены. Поэтому планирование цены на реализуемую продукцию, услуги, как правило, образует значительную долю хозяйственного риска. Этот риск накладывается на риск в определении цены на потребляемые в процессе производства ресурсы, что вызывает еще больший риск.

Специалисты утверждают, что ошибка в цене на реализуемую предприятием продукцию или услуги всего на 1 ведет к потерям, составляющим не менее чем 1 выручки от реализации, а при эластичности рыночного спроса эти потери могут возрасти до 2-3 . При рентабельности продукции, равной 10-12 , всего 1 ошибки в цене может сократить прибыль на 5-10 . Аналогичные потери возникают при планировании цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и прочие исходные ресурсы. Такое доминирующее положение цены при оценке риска объясняется

тем, что изменение цен влияет не только на изменение стоимостных показателей реализации, но и на спрос, предложение, то есть на изменение объемных показателей реализации в зависимости от их эластичности от цены. Кроме того, в условиях инфляции, динамичности спроса и предложения, цен на продукцию и исходные ресурсы прогнозировать цену даже на краткосрочный период весьма сложно. В этих условиях ошибка в цене в размере 5 не является чем-то необычным.

Из этих примерок видно, в какой мере планирование цен связано С риском. Различные виды потерь при планировании производственно-хозяйственной деятельности оцениваются по-разному. Разработка и реализация стратегии предприятия связаны со многими потерями и неиспользованными возможностями. Однако при планировании необходимо учитывать только случайные потери, которые по каким-либо причинам нельзя заранее учесть в планируемой стратегии.

Такие потери должны носить вероятностный характер. Ущерб от них определяется как произведение вероятности их появления и абсолютного значения предполагаемого ущерба при наступлении неблагоприятных событий. В этой связи при анализе потерь важно их ранжировать, выделить наиболее весомые, наиболее вероятные, чтобы на основе проведенного анализа сделать прогноз их появления в планируемом периоде. Самым важным инструментом при анализе потерь является знание причин

их возникновения. В зависимости от причин риски могут быть классифицированы. Выделяют следующие группы рисков. 1. Внешние риски. 1.1. Непредсказуемые внешние риски меры государственного воздействия в сферах налогообложения, ценообразования, землепользования, финансово-кредитной, охраны окружающей среды и т.д. природные катастрофы землетрясения, наводнения, ураганы и прочие климатические катаклизмы уголовные и экономические преступления терроризм,

саботаж, рэкет внешние эффекты экологические аварии , социальные забастовки , экономические банкротство партнеров, клиентов, срыв поставок , политические запрет на деятельность и т.д. 1.2. Предсказуемые внешние риски рыночный риск изменение цен, валютных курсов, требований потребителей, конъюнктуры, конкуренция, инфляция, потеря позиции на рынке операционный риск нарушение правил эксплуатации и техники безопасности, отступление от целей проекта, невозможность поддержания рабочего состояния машин,

оборудования, сооружений и т.д. 2. Внутренние риски. 2.1. Внутренние организационные риски срывы работ из-за недостатка рабочей силы, материалов, задержки поставок, неудовлетворительных условий, изменения ранее согласованных требований и появления дополнительных требований со стороны заказчиков и партнеров, ошибок в планировании и проектировании, неудовлетворительного оперативного управления процессом реализации стратегий и т.п. перерасход средств вследствие срыва планов

работ, неэффективной стратегии снабжения и сбыта, низкой квалификации персонала, ошибок в составлении смет и бюджетов, предъявления претензий со стороны партнеров, поставщиков и потребителей. 2.2. Внутренние технические риски изменение технологии выполнения работ, ошибки в проектной документации, поломки техники, низкое качество поставляемых материалов, сырья, комплектующих изделий и т.д. 3. Прочие риски правовые возникающие в связи с приобретением лицензий, патентов, авторских прав, торговых

марок, защитой информации с помощью данных методов транспортные и таможенные инциденты риски, связанные со здоровьем людей телесные повреждения, смертельные травмы повреждение имущества при демонтаже и передислокации и т.д. Знание причин и механизмов действия рисков позволяет найти эффективные средства их предотвращения и снижения. Показатели риска и методы его оценки Риск - случайная категория, поэтому наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать его как вероятность возникновения определенного уровня потерь.

При всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать для каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины. Построение кривой вероятностей или таблицы - исходная стадия оценки риска. Применительно к предпринимательству эта задача чрезвычайно сложна. Поэтому приходится ограничиваться упрощенными подходами, оценивать риск по одному или нескольким показателям,

представляющим обобщенные характеристики, наиболее важные для суждения о приемлемости риска. Рассмотрим некоторые основные показатели риска. С этой целью сначала выделим определенные области или зоны риска в зависимости от величины потерь, возникающих в процессе реализации проекта рис. 6.1 . Область, в которой потери не ожидаются, называется безрисковой зоной, ей соответствуют нулевые потери или отрицательные превышение прибыли над потерями .

Зоной допустимого риска считается область, в пределах которой данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, то есть потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли. Граница зоны допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от предпринимательской деятельности. Следующая, более опасная область, называется зоной критического риска. Она характеризуется возможностью потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли, вплоть до величины

полной расчетной выручки от предпринимательства, представляющей сумму затрат и прибыли. Иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и могут привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных в проект. В последнем случае предприниматель не только не получает от проекта доход, но несет убытки в сумме всех затрат. Кроме критического, целесообразно рассмотреть катастрофический риск.

Зона катастрофического риска представляет область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в максимуме могут достигать величины, равной имущественному состоянию предпринимателя. Катастрофический риск способен привести к краху, банкротству предприятия, его закрытию и распродаже имущества. К категории катастрофического следует относить вне зависимости от имущественного или денежного ущерба риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или влекущий экологические катастрофы.

Наиболее полное представление о риске дает так называемая кривая распределения вероятностей потери или графическое изображение зависимости вероятности потерь от их уровня, показывающее, насколько вероятно возникновение тех или иных потерь. Чтобы установить вид кривой вероятности потерь, рассмотрим прибыль как случайную величину и построим кривую распределения вероятностей получения определенного уровня прибыли рис. 6.2 . При построении кривой приняты следующие предположения.

1. Наиболее вероятно получение прибыли, равной расчетной величине - ПРР Вероятность Вр получения такой прибыли максимальна, соответственно, значение ПРР можно считать математическим ожиданием прибыли. Вероятность получения прибыли, большей или меньшей по сравнению с расчетной, тем ниже, чем больше такая прибыль отличается от расчетной, то есть значения вероятностей отклонения от расчетной прибыли монотонно

убывают при росте отклонений. 2. Потерями прибыли DПР считается ее уменьшение в сравнении с расчетной величиной ПРР. Если реальная прибыль равна ПР, то DПР ПРР-ПР. 3. Вероятность исключительно больших теоретически бесконечных потерь практически равна нулю, так как потери заведомо имеют верхний предел исключая потери, которые не представляется возможным оценить количественно . Принятые допущения в какой-то степени спорны, ибо они действительно могут не соблюдаться

для всех видов риска. Но они верно отражают общие закономерности изменения хозяйственного риска и базируются на гипотезе, что прибыль как случайная величина подчинена нормальному или близкому к нормальному закону распределения. Исходя из кривой вероятностей получения прибыли, построим кривую распределения вероятностей возможных потерь прибыли, которую и следует называть кривой риска. Фактически это та же кривая, но построенная в другой системе координат рис.

6.3 Выделим на изображенной кривой распределения вероятностей потерь прибыли дохода ряд характерных точек. Первая точка DПР 0 и В Вр определяет вероятность нулевых потерь прибыли. Вторая точка DПР - ПРР и В Вд характеризуется величиной возможных потерь, равной ожидаемой прибыли, то есть полной потерей прибыли, вероятность которой равна Вд. Точки 1 и 2 шляются пограничными, определяющими положение зоны допус-ого риска.

Третья точка DПР ВР и В Вкр соответствует величине по-терь, равных расчетной выручке ВР. Вероятность таких потерь равна Вкр. Точки 2 и 3 определяют границы зоны критического риска. Четвертая точка DПР ИС и В Вкт характеризуется потерями, равными имущественному ИС состоянию предпринимателя, вероятность которых равна Вкт. Между точками 3 и 4 находится зона катастрофического риска.

Потери, превышающие имущественное состояние предпринимателя, не рассматриваются, так как их невозможно взыскать. Вероятности определенных уровней потерь являются важными показателями, позволяющими высказывать суждение об ожидаемом риске и его приемлемости, поэтому построенную кривую можно назвать кривой риска. Если вероятность катастрофической потери выражается показателем, свидетельствующим об ощутимой угрозе потери всего состояния например, при его значении, равном 0,2 , то предприниматель заведомо откажется

от такого проекта и не пойдет на подобный риск. Таким образом, если при оценке риска удается построить не всю кривую вероятностей риска, а только установить четыре характерные точки наиболее вероятный уровень риска и вероятности допустимой, критической и катастрофической потери , то задачу такой оценки можно считать успешно решенной. Знания величин этих показателей достаточно, чтобы в подавляющем большинстве случаев идти на обоснованный риск. Предпринимателю, оценивающему риск, больше свойствен не точечный,

а интервальный подход. Ему важно знать не только, что вероятность потерять 1тыс. р. в намечаемой сделке составляет, скажем, 0,1, или 10 . Он будет также интересоваться, насколько вероятно потерять сумму, лежащую в определенных пределах в интервале, например, от 1 до 1,5 тыс. р Наличие кривой вероятности потери позволяет ответить на такой вопрос путем нахождения среднего значения вероятности в заданном интервале потерь. В процессе принятия плановых решений о допустимости и целесообразности

риска важно представлять не столько вероятность определенного уровня потерь, сколько вероятность того, что потери не превысят некоторого уровня. По логике именно это и является основным показателем риска. Вероятность того, что потери не превысят определенного уровня, служит показателем надежности плана. Очевидно, что показатели риска и надежности тесно связаны между собой. Знание показателей риска - Вр, Вд, Вкр, Вкт - позволяет выработать суждение и принять решение об осуществлении

проекта. Но для такого решения недостаточно оценить значения показателей вероятностей допустимого, критического и катастрофического риска. Надо еще установить или принять предельные величины этих показателей, выше которых они не должны приниматься в плане, чтобы не попасть в зону чрезмерного, неприемлемого риска. Предельные значения вероятностей возникновения допустимого, критического и катастрофического риска соответственно обозначаются Вд, Ккр, Ккт. Величины этих показателей в принципе должна устанавливать

и рекомендовать прикладная теория предпринимательского риска. По мнению авторитетных ученых-прак-тиков, например Б. Врублевского, можно ориентироваться на следующие предельные значения показателей риска Кд 0,1 Ккр 0,01, Ккт 0,001, то есть соответственно 10, 1 и 0,1 . Это означает, что не следует идти на предпринимательскую сделку, если в десяти случаях из ста можно

потерять всю прибыль, в одном случае из ста потерять выручку и хотя бы в одном случае из тысячи потерять имущество. В итоге, имея значения трех показателей риска и критериев предельного риска, сформулируем самые общие условия приемлемости риска при планировании проектов показатель допустимого риска не должен превышать предельного значения Вд Кд показатель критического риска должен быть меньше предельной величины Вкр Ккр показатель катастрофического риска не должен быть выше предельного уровня

Вкт Кет . Следовательно, главное в оценке хозяйственного риска состоит в искусстве построения кривой вероятностей возможных потерь или хотя бы в определении зон и показателей допустимого, критического и катастрофического риска. Рассмотрим способы, которые могут быть применены для построения кривых вероятностей возникновения потерь. В числе прикладных способов построения кривой риска выделим статистический, экспертный, расчетно-аналитическии. Статистический способ состоит в том, что изучается статистика потерь, имевших

место в аналогичных видах предпринимательской деятельности, устанавливается частота появления определенных уровней потерь. Если статистический массив достаточно представителен, то частоту возникновения данного уровня потерь можно в первом приближении приравнять к вероятности их возникновения и на этой основе построить кривую вероятностей потерь, которая и является искомой кривой риска. При определении частоты возникновения некоторого уровня потерь путем деления числа соответствующих

случаев на их общее число следует включать в общее число случаев и те предпринимательские проекты, в которых потерь не было, а был выигрыш, то есть превышение расчетной прибыли. Иначе показатели вероятностей потерь и угрозы риска окажутся завышенными. Экспертный способ, известный под названием метода экспертных оценок, применительно к предпринимательскому риску может быть реализован путем изучения мнений опытных руководителей или специалистов.

Желательно, чтобы эксперты дали свои оценки вероятностей возникновения определенных уровней потерь, по которым затем можно было бы найти средние значения экспертных оценок и с их помощью построить кривую распределения вероятностей. Можно даже ограничиться получением экспертных оценок вероятностей возникновения определенного уровня потерь в четырех характерных точках. Иными словами, надо установить экспертным путем показатели наиболее возможных допустимых, критических

и катастрофических потерь, имея в виду как их уровни, так и вероятности. По этим четырем характерным точкам несложно воспроизвести ориентировочно всю кривую распределения вероятностей потерь. Конечно, при небольшом массиве экспертных оценок график частот недостаточно представителен, а кривую вероятностей, исходя из такого графика, можно построить лишь сугубо приблизительным образом. Но все же определенное представление о риске и характеризующих его показателях будет, а это уже намного

больше, чем не знать ничего. Расчетно-аналитический способ построения кривой распределения вероятностей потерь и оценки на этой основе показателей риска базируется на теоретических представлениях. К сожалению, как уже отмечалось, прикладная теория риска хорошо разработана только применительно к страховому и игровому риску. Элементы теории игры в принципе применимы ко всем видам предпринимательского риска, но прикладные математические методы оценочных расчетов производственного, коммерческого, финансового

риска на основе теории игр пока не созданы. И все же можно, например, исходить из гипотезы, что действует закон распределения потерь. Однако и в этом случае предстоит решить непростую задачу построения кривой риска. В заключение еще раз можно отметить, что методы анализа и оценки предпринимательского риска необходимо совершенствовать и создавать новые. Методы снижения риска Хозяйственная практика выработала систему мер, направленных на уменьшение риска до минимально возможного

уровня, которые могут иметь самую различную форму и содержание. Наиболее часто при этом применяются следующие группы методов технические, правовые, организационно-экономические. Технические методы основаны на внедрении различных технических средств, например систем противопожарного контроля, банковских электронных расчетов, охранной сигнализации и т.п. К группе правовых методов относятся страхование, залог, неустойка штраф, пеня , поручительство гарантия

, задаток. Организационно-экономические методы включают комплекс распорядительных мер, направленных на предотвращение потерь от риска в случае наступления неблагоприятных обстоятельств, а также на их компенсацию в случае возникновения потерь. Они, как правило, реализуются с помощью различных управленческих регламентов. Сюда можно отнести, например, запрет на курение в огнеопасных местах, систему поглощения риска, то есть признание ущерба в случае невозможности использования иных способов минимизации риска

или в случае малой вероятности опасного события и т.п. Рассмотрим наиболее распространенные методы снижения риска в стратегическом планировании. 1. Страхование. Страхование, особенно в комплексе с другими методами, позволяет существенно снизить уровень хозяйственного риска при планировании и реализации стратегии предприятия. Страхование представляет собой систему возмещения убытков страховщиками при наступлении страховых случаев

из специальных страховых фондов, формируемых за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователями. Страхование может осуществляться в двух формах обязательного и добровольного страхования. Страховым возмещением называется сумма денежных средств, выплачиваемых в счет возмещения ущерба при наступлении страхового случая. Страховым случаем признается событие, с наступлением которого связывается выплата страхового возмещения. В случае использования данного метода компенсации потерь риск носит название

страхового риска. Под ним понимается вероятное наступление страхового случая. В этом случае риск выражает объем возможной ответственности страховщика по тому или иному виду страхования. Кроме страхования могут применяться перестрахование и сострахование. Перестрахование - это страхование, в соответствии с которым страховщик передает часть ответственности по рискам другим страховщикам, называемым в этом случае перестраховщиками.

Цель такой операции состоит в создании устойчивого и сбалансированного страхового портфеля для обеспечения стабильной и рентабельной работы страховых организаций. Сострахование - метод выравнивания и распределения крупных рисков между несколькими страховщиками. При этом каждый из них заключает со страхователем отдельный договор. Однако может выделяться лидирующий страховщик, который берет на себя функции организатора страхования.

2. Поручительство. Данный вид минимизации рисков предусматривает, что при недостаточности средств у должника поручитель несет ответственность по его обязательствам перед кредитором. При этом возможна солидарная ответственность поручителя и должника. С помощью такого приема обеспечивается возвратность кредитов, выдаваемых банками. 3. Залог. Данный метод снижения риска относится к способам обеспечения исполнения обязательств, при

котором кредитор залогодержатель имеет право в случае невыполнения должником залогодателем обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение своего требования из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами. Предметом залога может быть любое имущество здание, сооружение, оборудование, ценные бумаги, денежные средства, имущественные права, которые могут быть отчуждены. Договором могут быть предусмотрены следующие виды залога залог, при котором предмет залога остается

у залогодателя ипотека залог товаров в обороте заклад залог прав и ценных бумаг. Законодательство допускает применение одновременно разных видов залога. 4. Распределение риска. Чаще всего этот способ снижения риска применяется в случае разработки и реализации проекта несколькими исполнителями инвесторами, проектировщиками, строителями, заказчиком . При этом каждый участник выполняет запланированный проектом объем работ и несет соответствующую долю

риска в случае невыполнения проекта. Для количественного распределения риска в проектах можно применять модели, основанные на дереве решений см. главу 3 . При этом наибольшему риску подвержен инвестор. Поэтому следует знать, что трудности в поиске инвестора, как правило, возрастают с увеличением степени риска, возлагаемого на инвестора. 5. Резервирование средств. Создание резервов ресурсов на покрытие непредвиденных расходов позволяет

компенсировать риск, возникающий в процессе реализации планов предприятия, и тем самым ликвидировать различные сбои в работе. В процессе разработки плана эта проблема распадается на ряд последовательно выполняемых процедур, включающих прогнозную оценку потенциальных потерь, вызванных непредвиденными обстоятельствами определение структуры резерва на покрытие последствий рисков целевое распределение резерва между различными видами риска корректировку плана бюджета в связи с формированием резерва.

Наиболее ответственной процедурой является оценка потенциальных последствий риска. На производственно-хозяйственную деятельность предприятия оказывают влияние самые разные обстоятельства и связанные с ними риски. Поэтому первая задача, возникающая при оценке потерь ранжирование рисков по их значимости и вероятности появления. Здесь необходимо выявить риски, имеющие наибольшую важность для принятой стратегии предприятия. Затем определяется перерасход средств с учетом вероятности наступления

неблагоприятного события, определяется перечень возможных мероприятий, направленных на уменьшение тяжести риска уменьшение его вероятности или опасности , рассчитываются дополнительные затраты на осуществление предложенных мер. Принятие решения о применении противорисковых мероприятий производится на основе сравнения потерь, вызванных наступлением рисковых событий, с затратами на реализацию предложенных противорисковых мер. Такая процедура выполняется по каждому виду риска, имеющего наибольшую важность.

Методика анализа и планирования риска Одним из важнейших критериев оценки выбранной стратегии предприятия является приемлемость риска, заложенного в стратегии. Поэтому очень важно при формировании стратегии уметь анализировать риск. Анализ риска позволяет не только выявить зоны риска для данной стратегии, но и оценить его количественные и качественные параметры, то есть определить вероятность его наступления и последствия для успеха стратегии.

Алгоритм такого анализа, как правило, включает следующие этапы выявление возможных рисков на всех этапах реализации стратегического плана и во всех областях производственно-хозяйственной деятельности определение вероятности наступления данного риска в долях единицы измеряется в диапазоне от нуля до единицы определение тяжести неблагоприятного события в баллах расчет опасности данного риска для плана произведение вероятности на тяжесть ранжирование рисков по степени опасности расчет потерь от наступления неблагоприятных событий

и определение мер снижения риска. Для анализа риска используются следующие методы анализ чувствительности проверка устойчивости корректировка параметров плана анализ сценариев метод Монте-Карло , дерево решений. Подробно эти методы рассмотрены в главе 3. Особенность применения указанных методов для анализа риска состоит в следующем. Во-первых, производится формализованное описание возможных условий реализации плана в форме различных

сценариев или моделей, учитывающих основные параметры плана предприятия цели и ограничения . Во-вторых, проводится анализ возможных сценариев развития событий и их влияния на показатели риска. Здесь возможны три подхода к анализу сценариев. Первый подход основан на наихудшем развитии событий пессимистический сценарий . Его применение не требует знания вероятностей наступления неблагоприятных событий и в этом состоит преимущество данного подхода.

Для этого сценария все факторы риска и решения, направленные на снижение риска, должны быть ранжированы. Плановое решение по критерию пессимизма определяется путем отыскания для каждого решения наихудшей оценки по всем ситуациям и последующим выбором наилучшей из них наилучшее из наихудших решений . Второй сценарий соответствует критерию оптимизма. Оптимальное по критерию оптимизма решение определяется путем отыскания для каждого решения наилучшей

оценки по всем возможным ситуациям и последующим выбором наилучшей из них наилучшее решение из наилучших . Третий подход основан на наиболее вероятном сценарии и максимуме среднего выигрыша. Ранг решения в данном случае представляет собой средний выигрыш, который получается при каждом решении по всем ситуациям. В основу выбора закладывается вероятность наступления планируемой ситуации, а ее определение представляет собой достаточно сложную задачу.

Планирование сценариев позволяет сформировать полный перечень факторов риска, проранжировать возможные риски и смоделировать процесс реализации плана развития предприятия, оценить с определенной вероятностью последствия неблагоприятных ситуаций, запланировать меры снижения их воздействия и, наконец, осуществлять корректировку плана в ходе его реализации. Совокупность этих методов составляет суть процесса планирования риска. При планировании сценария и риска необходимо иметь в виду, что риск всегда связан с проблемной

ситуацией. Поэтому выявление причин возникновения проблемной ситуации является важнейшим условием принятия правильного решения с минимальным риском. Знание причин позволяет своевременно обнаружить проблему в момент ее зарождения и снизить тем самым риск наступления неблагоприятных событий. В этом случае выявляются тенденции, которые ведут к зарождению проблемы. В любой момент слежения за развитием проблемной ситуации может быть скорректировано плановое решение.

Отсутствие знаний о причинах возникновения проблемной ситуации приводит к тому, что проблема может возникнуть внезапно. В этом случае времени на принятие правильного решения будет меньше, а, следовательно, риск будет наибольшим. Поэтому бытующее мнение, что риск появляется внезапно, неожиданно, -ошибочно и свидетельствует об отсутствии на предприятии механизма выявления причин возникновения проблем, составляющего основу стратегического планирования. Прогнозирование причин возникновения проблем и неблагоприятных

ситуаций может осуществляться тремя способами. Первый - с использованием формальной модели, адекватно описывающей события в хозяйственной деятельности предприятия. К таким видам деятельности можно отнести процессы, происходящие в организационно-технологических объектах сборочный конвейер, автоматическая линия механической обработки и т.п Наличие формальной модели позволяет судить о том, как изменится состояние запланированного процесса

при изменении одного или нескольких параметров его функционирования, что сводит риск от наступления неблагоприятных событий к минимуму. Второй способ применяется в случае, если формальная модель объекта процесса отсутствует, но есть статистические данные за период, предшествующий плановому, что позволяет экстраполировать на будущее развитие процессов в хозяйственной деятельности и внешней среде. Эти события и неблагоприятные последствия можно предвидеть с определенной долей вероятности и предусмотреть

в плане компенсирующие мероприятия. Следовательно, в этом случае величина риска определяется тем, насколько точно рассчитана вероятность появления изменений во внешней и внутренней среде. Третий способ основан на применении экспертных оценок специалистов, разрабатывающих стратегический план. С учетом сказанного выявление возможных рисков предусматривает выполнение следующих операций определение возможных областей появления проблем. Цель такой операции заключается в том, чтобы установить наиболее

слабые, уязвимые места в стратегическом плане и отделить объективные проблемы от мнимых определение новизны проблемной ситуации. Необходимо для выявления возможных прецедентов или аналогий с целью использования прошлого опыта в данной ситуации установление причины возникновения проблемной ситуации. Знание причин позволяет своевременно обнаружить проблему в момент ее зарождения выявление взаимосвязи рассматриваемой проблемы с другими проблемами. Позволяет установить причинно-следственную зависимость

данной проблемы и способствует выработке комплексного решения, снижающего степень риска определение степени полноты и достоверности информации о проблемной ситуации. Создание объективного сценария развития событий и реализации плана возможно только в случае, если руководители и специалисты располагают полной и достоверной информацией об этой ситуации. При наличии полной и достоверной информации появление неблагоприятных событий предвидеть несложно определение

степени разрешимости проблемы. Позволяет установить, есть ли смысл заниматься разработкой решений и мер, снижающих риск наступления неблагоприятных событий. Предотвратить последствия неблагоприятных событий, возникающих на стадии реализации плана, можно двумя способами предусмотреть в плане соответствующие решения, которые могут быть осуществлены в случае наступления неблагоприятных событий, то есть спланировать эти события внести коррективы в план в случае наступления

неблагоприятных событий, то есть разрешить возникшую проблемную ситуацию. Совершенно очевидно, что первый путь наиболее предпочтителен, поскольку он снижает риск потерь по сравнению со вторым вариантом. Но в первом и втором способах гарантией предотвращения потерь является качество принимаемых плановых решений. Расчёт показателей плана производственно-экономического развития предприятия. 1. Расчёт производственной мощности цеха. 1. 1 Расчет эффективного фонда времени работы оборудования

Определяется эффективный фонд времени, исходя из двухсменного режима работы. Таблица 1.1 Показатель Год Календарный фонд, дней 365 Количество выходных дней в году, дней 104 Количество праздничных дней в году, дней 8 Продолжительность смены, час 8 Время, необходимое на КР и ППР, час 141 Сокращение рабочего времени в праздничные дни, час 16

Эффективный фонд времени работы оборудования, час 3970 1. 2 Определение производственной мощности отдельных групп оборудования Производственная мощность данного цеха измеряется количеством комплектов деталей, закрепленных за данным цехом. Тогда мощность j-ой группы оборудования Мj можно определить по формуле Мj Fэф cj tпр.j , где Fэф - эффективный фонд времени работы единицы оборудования, час cj - количество

единиц оборудования в группе j tпр.j - прогрессивная трудоемкость обработки одного комплекта деталей на оборудовании j-ой группы tпр.j tпл.j kв.н.j Таблица 1. 2 Производственная мощность отдельных групп оборудования Показатель Токарная Револьверная Фрезерная Сверлильная Строгальная Шлифовальная Эффективный фонд времени работы оборудования, ч 3970 3970 3970 3970 3970 3970

Количество единиц оборудования j-ой группы, шт 8 8 6 1 3 5 Плановая трудоемкость обработки одного комплекта, мин компл. 210 140 110 60 114 151 Прогрессивный коэффициент выполнения норм 1,05 1,06 1,08 1,13 1,03 1,08 Производственная мощность j-ой группы оборудования, шт 10004,4 18363,1 15435,4 4486,1 6631,0 8575,2 Прогрессивная трудоемкость обработки, мин компл. 190,5 103,8 92,6 53,1 107,8 138,9

На основании рассчитанных данных строится диаграмма производственных мощностей. 1.3 Определение производственной мощности цеха и разработка мероприятий по ликвидации узких мест Производственная мощность цеха устанавливается по величине мощности ведущей группы оборудования. Ведущей группой оборудования считается такая, на которой выполняются основные операции по изготовлению продукции, затрачивается наибольшая доля живого труда и которой соответствует наибольшая доля основных

фондов цеха. Мц М вед. j-группы Ведущая группа оборудования - токарная. Те группы оборудования, производственная мощность которых не соответствует мощности цеха, являются узкими местами. Расчет производственной мощности цеха не может быть закончен, пока не разработаны мероприятия по их ликвидации. Нужно посмотреть, часть каких операций j-го вида оборудования, производственная мощность которых не соответствует производственной мощности цеха, можно перевести на j-ый вид оборудования, производственная

мощность которых больше производственной мощности цеха. На сверлильной и строгальной операциях производственная мощность не соответствует производственной мощности цеха. Часть операций можно передать на револьверное оборудование, так как их производственная мощность больше производственной мощности цеха. После того, как часть операций передана на другие виды оборудования, пересчитывается суммарная трудоемкость обработки деталей по производственной мощности

цеха по формуле tпл.j Fэф. сj kв.н. Мц 1. 4 Определение коэффициента загрузки оборудования Коэффициент загрузки оборудования определяется путем сопоставления трудоемкости программы с располагаемым фондом времени. Таблица 1. 3 Группа оборудования Кол-во станков, сj Скорректированная норма времени на комплект, tпл, мин Tпл Мц, час Fэф kв.н. сj, час Коэффициент загрузки оборудования, kзj

Токарная 8 200,0 33348,0 33348,0 1,00 Револьверная 8 180,5 30100,5 33665,6 0,89 Фрезерная 6 224,3 25725,6 25725,6 1,00 Сверлильная 1 26,9 4486,1 4486,1 1,00 Строгальная 3 73,6 12267,3 12267,3 1,00 Шлифовальная 5 25,7 15959,4 21438,0 0,74 Итого 41 731,0 121886,9 130930,6 0,92 2. Планирование потребности в материальных ресурсах на годовую программу. 2. 1 Определение потребности металла Потребность по видам металла на комплект деталей определяется

по нормам расхода в таблице 2.1. Годовой выпуск продукции составляет 8,4 тыс. шт. Таблица 2. 1 Потребность металла на годовую программу изготовителя комплектов деталей электродвигателя Наименование материала Годовой выпуск, шт Норма расхода на 1 к-т, кг Потребность на программу, т Среднесуточный расход, т Прокат сортовой 8100 52 421,2 1,154 Прокат для поковок 8100 26 210,6 0,577

Сталь листовая 8100 16 129,6 0,355 Прокат цветных металлов 8100 6,5 52,65 0,144 Чугун литейный 8100 63 510,3 1,398 Бронза для цветного литья 8100 5 40,5 0,111 2. 2 Расчет нормативных запасов металла на складе Запас металла на складе состоит из двух частей текущего и страхового. Текущий запас может быть максимальным, средним и минимальным, величина которых зависит от периодичности поставки и среднесуточного расхода материалов.

Максимальный текущий запас рассчитывается по формуле Z m max p t n , где p - среднесуточный расход материалов tn - периодичность поставки, дн 30 дней . Средний текущий запас принимается равным половине текущего максимального запаса Z m ср Z m max 2. Минимальный текущий запас равен страховому запасу, величина которого зависит от времени, необходимого для обеспечения производства и срочной отгрузки, транспортировки, приемки и оприходования

материалов на складе потребителя. Величина страхового запаса по данным курсовой работы равна среднему текущему запасу. Максимальный производственный запас состоит из суммы максимального текущего и страхового запасов. Z max Z m max Z m ср Таблица 2. 2 Расчет нормативных запасов металла на складе на конец года Наименование материала Среднесуточный расход, т Максимальный производственный запас Т дни Прокат сортовой 1,154 51,929 45 Прокат для поковок 0,577 25,964 45

Сталь листовая 0,355 15,978 45 Прокат цв. металлов 0,144 6,491 45 Чугун литейный 1,398 62,914 45 Бронза для цв. литья 0,111 4,993 45 2. 3 Разработка плана снабжения цеха металлом План снабжения цеха металлом определяется как разность потребности на годовую программу и изменения размера складских остатков на начало и конец планового периода П сн П г О скл Таблица 2. 3 План снабжения цеха металлом

Наименование материала Потребность на годовую программу, т Остаток металла на складе План снабжения, т ? О скл На начало планового периода На конец планового периода Прокат сортовой 421,2 37 54 438,2 17 Прокат для поковок 210,6 19 3,15 194,75 15,85 Сталь листовая 129,6 12 18 135,6 6 Прокат цв. металлов 52,65 5 6,75 54,4 1,75

Чугун литейный 510,3 44,5 67,5 533,3 23 Бронза для цв. литья 40,5 4 5,4 41,9 1,4 Расчет потребности в материальных ресурсах в стоимостном выражении сводится в таблицу 2. 4 . Стоимость равна произведению цены и потребного количества материальных ресурсов. Таблица 2. 4 План закупок материальных ресурсов Наименование материала План приобретения Цена приобретения, руб т Стоимость материалов

Прокат сортовой 438,2 10100 4425820 Прокат для поковок 194,75 7010 1365197,5 Сталь листовая 135,6 8010 1086156 Прокат цв. металлов 54,4 20100 1093440 Чугун литейный 533,3 6100 3253130 Бронза для цв. литья 41,9 50010 2095419 Итого 13319162,5 3. Планирование численности работающих цеха Численность работающих планируется по каждой категории отдельно основные производственные рабочие вспомогательные

рабочие инженерно - технические рабочие ИТР служащие младший обслуживающий персонал МОП . 3.1 Определение эффективного фонда рабочего времени Эффективный фонд рабочего времени определяется на основании баланса рабочего времени на одного среднесписочного рабочего. При составлении баланса рабочего времени принимаются потери рабочего времени равными очередные отпуска - 27 дней оплата отпусков учащимся - 1,3 дня оплата времени выполнения гос. и общ.

Обязанностей - 0,3 дня отпуска в связи с родами - 1,1 дня невыходы по болезни - 4,3 дня. Внутрисменные простои планируются на следующем уровне сокращенный рабочий день в предпраздничные дни - 0,02 дня льготные часы подростков - 0,03 дня. Таблица 3. 1 Баланс рабочего времени одного рабочего Состав фонда рабочего времени Абсолютные данные Календарный фонд времени, дн 365

Выходные и праздничные дни, дн 94 Очередные отпуска, дн 20 Номинальный фонд рабочего времени, дн 254 Целодневные выходные на работу - всего, в т.ч. 7 ? отпуска учащихся 1,3 ? декретный отпуск 1,1 ? выполнение гос. и общ. обязанностей 0,3 ? по болезни 4,3 Явочный фонд рабочего времени, дн 247 Потери внутри рабочего дня, дн 0,05 Средняя продолжительность рабочего времени, ч 7,9 Эффективный фонд рабочего времени, ч 1950,9

На мой взгляд, эффективность использования рабочего времени на данном предприятии достаточно высока. Это подтверждается тем, что потери внутри рабочего дня минимальны и составляют в среднем 0,05 дня, а средняя продолжительность рабочего дня близка к оптимальной - 7,9 часа. 3. 2 определение численности основных производственных рабочих В зависимости от имеющихся норм труда применяются два метода определения численности основных производственных

рабочих 1. по трудоемкости 2. по нормам обслуживания. Расчет списочной численности основных рабочих по трудоемкости механической обработки выполняется по каждой профессии отдельно. Таблица 3. 2 Численность основных рабочих по профессиям Показатели Профессии рабочих Токарь Револьверщик Фрезеровщик Сверлильщик Строгальщик Шлифовщик Кол-во комплектов по плану, т. шт 8,1 8,1 8,1 8,1 8,1 8,1

Трудоемкость комплекта, н-ч 4,4 2 2,1 1 1,1 2,4 Трудоемкость годовой программы, н-ч 33210 16200 17820 8100 8100 17010 Коэффициент выполнения норм по операциям 1,05 1,06 1,08 1,13 1,03 1,08 Скорректированная трудоемкость, н-ч 31628,6 15283,0 16500,0 7168,1 7864,1 15750,0 Эффективный фонд времени одного рабочего, ч 1950,9 1950,9 1950,9 1950,9 1950,9 1950,9 Списочная численность, чел 17 8 9 4 5 9 Таким образом, общая численность основных рабочих предприятия

составила 63 человека. При этом наибольший удельный вес в общей структуре имеют токари 30 , а наименьший - сверлильщики 6 . Эта разница объясняется существенными различиями в трудоёмкости годовой программы этих групп рабочих. 3. 3Определение численности вспомогательных рабочих Определение численности вспомогательных рабочих ведется по нормам обслуживания Ряв Vоб Ноб, где Ряв - явочная численность рабочих, чел

Vоб - объем обслуживания Ноб - норма обслуживания. Списочная численность вспомогательных рабочих определяется по формуле Рсп Ряв kисп, где kисп - коэффициент использования эффективного времени работы оборудования kисп Фп С Фэф оборуд , где Фп - эффективный фонд рабочего времени С - количество смен Фэф оборуд - эффективный фонд времени работы оборудования.

Таблица 3. 4 Численность вспомогательных рабочих Профессия Норма обслуживания на одного рабочего Объем обслуживания в 2 смены Численность явочная списочная Наладчик оборудования 11 64 6 7 Слесари по ремонту оборудования 501 2041 5 6 Станочники по ремонту инструмента и приспособлений 70 61 1 2 Контролеры 31 61 2 3 Транспортные рабочие 50 61 2 3

Кладовщики 54 61 2 3 Крановщики 1 6 6 7 Электромонтеры 841 2041 3 4 Стропальщики 1 6 6 7 Итого 33 42 3. 4 Определение общей численности работающих цеха Общая численность работающих цеха определяется в следующей таблице. Персонал цеха по категориям Кол-во, чел Структура, 1. Основные производственные рабочие - всего, в т.ч.

52 53,61 1.1 токарь 17 17,53 1.2 револьверщик 8 8,25 1.3 фрезеровщик 9 9,28 1.4 сверлильщик 4 4,12 1.5 строгальщик 5 5,15 1.6 шлифовщик 9 9,28 2. Вспомогательные рабочие - всего, в т.ч. 42 43,30 2.1 наладчик оборудования 7 7,22 2.2 слесари по ремонту оборудования 6 6,19 2.3 станочники по ремонту инструмента и приспособлений 2 2,06 2.4 контролеры 3 3,09 2.5 транспортные рабочие 3 3,09 2.6 кладовщики 3 3,09 2.7 крановщики 7 7,22 2.8 электромонтеры 4 4,12 2.9 стропальщики 7 7,22 3.

ИТР 1 1,03 4. Служащие 4 4,12 5. МОП 2 2,06 ИТОГО 97 100,00 Общая численность работников предприятия, как показали расчёты, составила 116 человек. Наибольший удельный вес в общей численности персонала имеют основные производственные рабочие 54 , наименьший - МОП 1,72 . Такая существенная разница объясняется различиями в объёмах выполняемых группами работников работ. Планирование численности работников проводилось на основании трудоёмкости производственной

программы по целям , поэтому данная численность персонала полностью соответствует поставленным перед предприятием задачам 4. Планирование издержек производства и цен. 4. 1 Разработка ведомости сводных затрат Разработка ведомости сводных затрат на производство осуществляется в форме таблицы 4. 1 на основании итоговых показателей разделов 3.1-3.3 с учетом приведенных ниже исходных данных 1. Стоимость сырья и материалов принимается по результатам расчетов раздела 3.2 за вычетом возвратных

отходов. 2. Отходы принимаются в расчете 0,32 тыс. рублей на единицу продукции. 3. Топливно-энергетические ресурсы принимаются условно в размере 20 от стоимости сырья и материалов, т.е. 4. Заработная плата производственных рабочих и управленческого персонала определяется в таблице 4.2 и 4.3 5. Отчисления на социальные нужды планируются в таблице 4. 4. Начисления на оплату труда определяются по действующим нормативам в процентах к заработной плате 6.

Амортизация основных фондов рассчитывается в таблице 4. 5 7. Смета расходов на содержание и эксплуатацию оборудования РСЭО включает следующие статьи вспомогательные материалы - 216 тыс. руб. топливо и энергия на содержание оборудования - 305 тыс. руб. зарплата основная и дополнительная по

ФОТ МОП отчисления на социальное страхование амортизация оборудования прочие расходы - 30 тыс. руб. 8. Смета цеховых расходов включает статьи топливо и энергия на общехозяйственные нужды - 20 тыс. руб. зарплата основная и дополнительная управленческого аппарата отчисления на социальные нужды амортизация зданий прочие цеховые расходы - 52 тыс. руб. 9. Общезаводские расходы составляют 25 общецеховых расходов.

10. Прочие производственные расходы принимаются в размере 15 от суммы прямых затрат и распределяются пропорционально общецеховым расходам. Затраты вспомогательных производств принимаются равными 4500 тыс. руб. и распределяются пропорционально затратам в основном производстве.Таблица 4.1 Ведомость сводных затрат на производство, тыс. руб. Статьи калькуляции Элементы затрат Затраты вспомог. пр-ва

Всего затрат Сырье и осн. материалы Вспомог. материалы Топливо и энергия Зарплата осн. и доп. Отчисления на соц. нужды Амортизация Проч. расходы ИТОГО 1. Сырье, осн. материалы 10727,16 10727,16 2646,53 13373,69 2. Топливо и энергия 2145,43 2145,43 529,31 2674,74 3. Осн. и доп. зарплата 1718,27 1718,27 423,92 2142,19 4.

Отчисления на соц. нужды 446,75 446,75 110,22 556,97 5. РСЭО - 216,00 305,00 24,19 6,29 62,76 30,00 644,24 158,94 803,18 6.Общецеховые расходы 20,00 15,62 4,06 150,20 52,00 241,88 59,67 301,55 7.Общезаводские расходы 5,00 3,90 1,02 37,55 13,00 60,47 14,92 75,39 8. Проч. произв. расходы 186,51 145,63 37,86 1400,71 484,93 2255,64 556,50 2812,14 9. Итого 10727,16 216,00 2661,95 1907,61 495,98 1651,22 579,93 18239,84 4500,00 22739,84 10.Затраты вспом.

пр-в 2646,53 53,29 656,74 470,63 122,36 407,38 143,08 4500,00 11. Всего затрат 13373,69 269,29 3318,68 2378,24 618,34 2058,59 723,01 22739,84 Таблица 4.2 Рассчитывается структура ФОТ рабочих цеха, руб. Виды оплаты труда Осн. раб. Вспом. раб. 1. Средняя часовая тарифная ставка 6,4 6,1 2. Эффективный фонд времени 1 рабочего, ч 1950,9 1950,9 3.

Списочная численность рабочих, чел 52,0 42,0 4. Фонд прямой сдельной оплаты труда по основным раб руб. 618827,1 - 5.Фонд прямой повременной оплаты труда по вспом. раб руб 468217,2 6. Премии, руб. 307750,0 96483,0 7. Доплаты, руб всего, в т.ч. 35536,0 12701,0 за бригадирство 3784,0 - за работу в ночное время 31752,0 12701,0 8. Оплата очередных пропусков, руб. 115656,0 45024,0 9.

Оплата отпусков учащихся, руб. 11566,0 4503,0 10. Оплата времени выполнения гос. и общ. обязанностей, руб. 1446,0 563,0 11. Годовой фонд оплаты труда, руб. 1090781,1 627491,2 Таблица 4.3 Рассчитывается ФОТ ИТР, служащих и МОП, руб. Показатель Значение по категориям потенциала ИТР Служащие МОП 1. Минимум оплаты труда 1941,6 1014 841 2.

Численность 0 1 2 3. Коэффициент доплат 1,5 1,3 1,2 4. Фонд оплаты труда 0 1301,3 2016 5. Всего фонд оплаты труда 3317,3 6. Годовой фонд оплаты труда 39807,6 ФОТитр 1947,6 7 1,5 20449,8 руб. ФОТ 20449,8 5584,8 2032,8 28067,4 руб. ФОТгод 28067,4 12 336808,8 руб. Таблица 4.4 Отчисления на социальные нужды. Показатель

Сумма, тыс. руб. 1. ФОТ основных рабочих 1090781,1 2. ФОТ вспомогательных рабочих 627491,2 3. ФОТ ИТР, служащих, МОП 39807,6 4. Всего ФОТ 1758079,9 5. Начисления на социальные нужды 26 457100,8 ЕСН 2224459,4 0,26 578359,5 руб. Таблица 4.5 Расчет амортизационных отчислений на плановый год Основные фонды Ср. год. стоимость ОФ, тыс. руб. Норма амортизации,

Сумма амортизац. отчислений, тыс. руб. Здания 7541 2 150,2 Оборудования 1114 5,7 62,8 Итого 8655 - 213,0 АОзд 7541 0,02 150,9 тыс. руб. АОоб 1114 0,057 66,9 тыс руб. 4.2 Плановая калькуляция себестоимости продукции При калькулировании затрат на производство внепроизводственные расходы принять в размере 5 от производственной себестоимости продукции. Таблица 4.6 Плановая калькуляция себестоимости продукции

Элементы затрат Затраты на год, тыс. руб Структура затрат, 1. Сырье и материалы за вычетом возвратных отходов 13373,69 56,01 2. Вспомогательные материалы 269,29 1,13 3. Топливо и энергия со стороны 3318,68 13,90 4. Итого материальных затрат 16961,66 71,04 5. Амортизация основных фондов 2058,59 8,62 6. Зарплата основная и дополнительная 2378,24 9,96 7.

Отчисления на социальные нужды 618,34 2,59 8. Прочие расходы 723,01 3,03 9. Итого затраты на производство производственная себестоимость 22739,84 95,24 10. Внепроизводственные расходы 1136,99 4,76 11. Полная себестоимость продукции 23876,84 100,00 Как показали результаты расчётов, наибольший удельный вес в общей структуре затрат предприятия составляют затраты на сырьё и материалы 54,88 , а также затраты на основную и дополнительную заработную плату работников 16,66

. По этим двум статьям в первую очередь необходимо искать пути снижения затрат. Также по результатам расчётов можно сделать вывод о высокой фондоёмкости производства материальные затраты составили 68,79 . 4.3 Себестоимость единицы продукции Необходимо проанализировать себестоимость производства единицы продукции по видам цеховая, производственная и полная Седцех пр полн Сцех пр полн Vпрод где Сцех пр полн -себестоимость производства цеховая, производственная,

полная всей продукции предприятия Vпрод - годовой объем выпуска продукции 4.4 Планирование цены Оптовая цена определяется следующим образом ЦПопт Седполн 1- ?П , где ?П - норма прибыли. В нашем случае целесообразно взять ?П 47 . Только такая высокая норма прибыли в цене позволит предприятию в ближайшие 3 года покрывать все затраты и получать ожидаемые показатели эффективности.

По истечении 3 лет норма прибыли может быть значительно снижена. При этом такая высокая цена на продукцию может не позволить предприятию продавать запланированное количество единиц. Отпускная цена с учетом НДС определяется следующим образом 4.5 Объем безубыточности производства Рассчитывается объём безубыточности производства, по результатам этого расчёта строится график безубыточности VБ ?Рпост Цопт -

Рудперем , где ?Рпост - сумма условно постоянных расходов амортизация, цеховые и общезаводские расходы Рудпереем - удельные переменные расходы. Себестоимость цеховая 2450,90 Себестоимость производственная 2807,39 Себестоимость полная 2947,76 Оптовая цена 4912,93 Отпускная цена 5797,26 Постоянные расходы 2173,18 Переменные удельные расходы 2679,46 Объём безубыточности 698,00 5.

Оценка экономической эффективности деятельности предприятия. 5.1 Планирование прибыли предприятия Планирование прибыли предприятия осуществляется в таблице 5.1 Таблица 5.1 Показатели Всего за период В том числе - по кварталам I II III IV 1.Выручка от реализации продукции без НДС 39794,73 9948,68 9948,68 9948,68 9948,68 2.Остатки готовой продукции на начало года 903,00 225,75 225,75 225,75 225,75 3.Сырье и материалы 13642,98 3410,74 3410,74 3410,74 3410,74 4.Топливо

и энергия 3318,68 829,67 829,67 829,67 829,67 5.Заработная плата с отчислениями 2996,58 749,15 749,15 749,15 749,15 6.Амортизация 2058,59 514,65 514,65 514,65 514,65 7.Прочие расходы 723,01 180,75 180,75 180,75 180,75 8.Остатки готовой продукции на конец года 1360,00 340,00 340,00 340,00 340,00 9.Полная себестоимость продукции 22282,84 5570,71 5570,71 5570,71 5570,71 10.Валовая прибыль 17511,88 4377,97 4377,97 4377,97 4377,97 11.Проценты по кредиту 4987,50 1425,00 1306,25 1187,50 1068,75 12.Налогооблагаемая прибыль 12524,38 2952,97 3071,72 3190,47 3309,22 13.Налоги на имущество и прибыль 3173,81 793,45 793,45 793,45 793,45 14.Чистая прибыль 9350,57 2159,52 2278,27 2397,02 2515,77 15.Отчисления

в фонды предприятия 6545,40 1511,66 1594,79 1677,91 1761,04 16.Добавления к резервам 2805,17 647,86 683,48 719,11 754,73 Для расширения и модернизации производства планируется введение новой технологической линии. Совокупные затраты в данный проект составляют 47млн. рублей, из которых часть составляют собственные средства - 17 млн. рублей. Возврат кредита планируется в течение 3 лет. Погашение кредита будет осуществляться равномерно по кварталам, выплата процентов ежеквартально.

Планируемый процент за кредит - 19 . Получение и возврат кредита иллюстрирует таблица. График возврата кредита несколько пересмотрен по сравнению с первоначальным вариантом. Это сделано для того, чтобы избежать отрицательного сальдо свободных денежных средств во втором году функционирования проекта. Таблица 5.2 Планирование получения и возврата кредита, млн. руб Показатели 1 год 2 год 3 год I II III IV 1.Сумма кредита на начало года 30000 27500 25000 22500 20000 19500 2.Возврат

кредита основной долг 2500 2500 2500 2500 500 19500 3.Плата за кредит 19 1425 1306,25 1187,5 1068,75 3800 3705 4.Общая сумма долга 3925 3806,25 3687,5 3568,75 4300 23205 Далее рассчитываются налоговые отчисления предприятия. Ставка налога на имущество - 2 , налога на прибыль - 24 . TR 47753,67 57304,41 TC 26739,41 32087,3 PR 21014,26 25217,11 3800 3705

PR 17214,26 21512,11 H 4092,134 5124,641 PR 13122,13 16387,47 Таблица 5.3 Расчет величины налогов предприятия Показатели Значение 1.Налогооблагаемая прибыль 12524,38 2.Сумма налога на имущество 167,96 2.1.Стоимость ОПФ на начало планируемого периода 8611,00 2.2.Износ основных фондов амортизация 212,96 2.3.Облагаемая стоимость основных фондов 8398,04 3.Сумма налога на прибыль 3005,85 5.2

Планирование потока денежных средств кассовой наличности Затем рассчитываются основные финансовые показатели работы предприятия для второго и третьего лет реализации проекта. Планируемые увеличение прибыли и совокупных затрат - 20 . Порядок расчёта такой же, как для первого года. Планирование потока денежных средств осуществляется в таблице 5.4.

Расчет показателей для первого года деятельности осуществляется на основании данных таблицы 5.1 с поквартальной разбивкой Показатели второго и третьего года деятельности планируется с учетом роста цен и затрат на производство на 20 при неизменном объеме выпуска продукции. Капитальные вложения в проект модернизации производства осуществляются на следующих условиях 2 3 средств инвестируются в первом году оставшаяся часть - во втором

Таблица 5.4 Показатели 1 год 2 год 3 год I II III IV 1.Поступления-всего, в том числе 39948,68 9948,68 9948,68 9948,68 47753,67 57304,41 -выручка от реализации продукции 9948,68 9948,68 9948,68 9948,68 47753,67 57304,41 -чистая прибыль 2159,52 2278,27 2397,02 2515,77 13122,13 16387,47 -кредит 30000,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 2.Выплаты-всего, в том числе 14455,83 14337,08 14218,33 14099,58 47964,88 40916,94 -капитальные вложения 6666,67 6666,67 6666,67 6666,67 13333,33 0,00 -полная себестоимость продукции 5570,71 5570,71 5570,71 5570,71 26739,41 32087,30 -плата за кредит 1425,00 1306,25 1187,50 1068,75 3800,00 3705,00 -налоги 793,45 793,45 793,45 793,45 4092,13 5124,64 3.Накопленные

денежные средства 25492,85 -4388,40 -4269,65 -4150,90 -211,21 16387,47 4.То же нарастающим итогом 25492,85 21104,45 16834,80 12683,90 12472,70 28860,17 5.Погашение кредита 2500,00 2500,00 2500,00 2500,00 500,00 19500,00 6.То же нарастающим итогом 2500,00 5000,00 7500,00 10000,00 10500,00 30000,00 7.Свободные денежные средства 22992,85 -6888,40 -6769,65 -6650,90 -711,21 -3112,53 8.То же нарастающим итогом 22992,85 16104,45 9334,80 2683,90 1972,70 -1139,83 5.3 Прогнозная оценка риска Оценка риска осуществляется статистическим методом по элементам риска 1. Риск непогашения кредита в срок, равный 3 года.

Для расчета показателей уровня риска на основании данных таблицы 5.2 разрабатывается вероятностный прогноз возврата кредита. Таблица 5.5 Вероятностный прогноз возврата кредита Показатели 1 год 2 год 3 год Общая сумма долга 14987,5 4300 23205 Вероятность возврата 0,5 0,3 0,2 Тср 14987,5 0,5 4300 0,3 23205 0,2 13424,75 тыс. руб. Д 14987,5-13424,75 2 0,5 4300-13424,75 2 0,3 23205-13424,75 2 0,2 45330070,56 b 45330070,56 0,5 6732,760991

тыс. руб. KV 6732,76 13424,75 0,5015 50,15 ДT 23205-13424,75 0,2 1956,05 тыс. руб. Т 1956,05 100 13424,75 14,57 Тср 13424,75 Д 45330070,56 b 6732,760991 KV 0,501518538 ДT 1956,05 T 0,145704762 2.Риск недополучения денежных средств. Для расчета показателей уровня риска на основании данных таблицы 5.4 разрабатывается вероятностный прогноз накопления денежных средств по годам прогнозируемого периода.

Таблица 5.6 Вероятностный прогноз накопления денежных средств Показатели 1 год 2 год 3 год Накопленные денежные средства 12683,90 -211,21 16387,47 Вероятность получения 0,5 0,3 0,2 Расчёт показателей математической статистики производится таким же образом, как и в случае с риском непогашения кредита. 5.4 Оценка эффективности плана - проекта Завершающий этап курсовой работы - это оценка эффективности

плана - проекта. Оценка эффективности плана модернизации производства осуществляется на основании расчета следующих показателей 1. Чистая дисконтированная стоимость ЧДС ЧДС ?РТ 1 r n-С, где N-число лет эксплуатации проекта РТ- чистый денежный поток в году Т r - ставка банковского процента по кредиту n - номер текущего года эксплуатации проекта С - затраты по кредиту. 2. Индекс доходности

Ид ДДП С, где ДДП - дисконтированный денежный поток. 3. Срок окупаемости проекта Ток С ДДП, где ДДП - среднегодовой дисконтированный денежный поток. 4. Рентабельность проекта RИ 1 Ток 100. 5. Внутренняя ставка доходности ВСД vИд - 1 100. Тср 9556,08385 Д 42845192,89 b 6545,623949 KV 0,684969288 ДT 2930,18739 T 0,306630565 Ур 0,226167663

ЧДС -3407,398359 Ид 0,914815041 Ток 3,279351416 R 30,4938347 ВСД -2,924173046 Заключение В курсовой работе были произведены следующие расчёты - Расчёт производственной мощности цеха - Планирование потребности в материалах и ресурсах на годовую программу - Планирование численности работающих цеха - Планирование издержек производства и цен - Оценка экономической эффективности деятельности предприятия.

Для расширения и модернизации производства планируется введение новой технологической линии. Совокупные затраты в данный проект составляют 47млн. рублей, из которых часть составляют собственные средства - 17 млн. рублей. Возврат кредита планируется в течение 3 лет. Погашение кредита будет осуществляться равномерно по кварталам, выплата процентов ежеквартально. Планируемый процент за кредит - 19 . На предприятии ежегодно планируется производить 8400 комплектов

изделий. Для этого, как показали расчёты, необходимо привлечь 116 работников. Наибольший удельный вес в общей численности персонала имеют основные производственные рабочие 54 , наименьший - МОП 1,72 . Такая существенная разница объясняется различиями в объёмах выполняемых группами работников работ. Планирование численности работников проводилось на основании трудоёмкости производственной программы по целям , поэтому данная численность персонала полностью соответствует поставленным перед

предприятием задачам. Как показали результаты расчётов, наибольший удельный вес в общей структуре затрат предприятия составляют затраты на сырьё и материалы 54,88 , а также затраты на основную и дополнительную заработную плату работников 16,66 . По этим двум статьям в первую очередь необходимо искать пути снижения затрат. Также по результатам расчётов можно сделать вывод о высокой фондоёмкости производства материальные затраты составили 68,79 . Ключевым в планировании цены на продукцию является выбор оптимальной нормы

прибыли. В нашем случае целесообразно взять ?П 47 . Только такая высокая доля прибыли в цене позволит предприятию в ближайшие 3 года покрывать все затраты и получать ожидаемые показатели эффективности. По истечении 3 лет норма прибыли может быть значительно снижена. При этом такая высокая цена на продукцию может не позволить предприятию продавать запланированное количество единиц. В работе также был рассчитан уровень риска.

Полученные результаты говорят о том, что риск реализации данного проекта минимален. Он обусловлен тем, что реализация проекта только начинается, и в перспективе этот показатель должен снижаться. Однако это не означает, что необходимость снижения риска отсутствует. Среди мер по снижению риска можно выделить 1. Оптимизация графика погашения кредита, что позволит снизить вариативность этого показателя. 2. Дальнейшее увеличение нормы прибыли на первые три года реализации

проекта, если это позволяет ситуация на рынке, и объёмов продаж. 3. Страхование рисков. Анализируя показатели эффективности проекта модернизации производства, можно сделать вывод о том, что в таком виде он вполне эффективен. Он приносит чистый дисконтированный доход в сумме 1707,83 тыс. руб. и показывает рентабельность в 35 , что позволяет говорить об окупаемости вложенных затрат.

Срок окупаемости проекта полностью укладывается в рамки срока реализации 3 лет . Такой небольшой срок позволяет свести риск прогнозирования к минимуму. Всё это говорит об эффективности проекта самого по себе. Однако эффективность данного проекта относительно альтернативных вариантов вложения средств крайне низка, проект приносит инвестору всего 1,2 чистого дохода.

При заданных показателях и отсутствии влияния внешних факторов проект может быть признан эффективным и рекомендован к реализации. Список литературы 1. Ильин А. И Планирование на предприятии. Новое знание, 2003 4-е изд стереотипное. 2. Иванов В. Н. Планирование на предприятии 1995г. 3. Уткин Э. А. Стратегическое планирование - М Экмос,

1998. 4. Горемыкин В.А Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии М. ИНФРА-М, 2000. 5. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка Мн. Новое знание, 2003.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.