Нагарджуна
Нагарджуна
(санскр. ), основатель школы мадхьямика, ключевая фигура философии махаянского
буддизма.
Время жизни
Нагарджуны условно определяется в пределах 2–3 вв., ему приписывается
бесчисленное количество сочинений, а его имя было овеяно легендами. Из
приписываемых Нагарджуне произведений (а их порядка 200) в настоящее время
наиболее достоверными считаются пять.
Главное из них
– Мулямадхьямака-карика (Cтихи, основополагающие для учения о срединном пути) –
состоит из 447–449 стихов (учитываются текстовые вариации), распределенные по
27 главам. Текст посвящен преимущественно критике общеиндийских и классических
буддийских категорий, раскрывающей «пустотность» (шуньята) эмпирической
реальности и тех понятийных каркасов, на которых основывается опыт ее познания.
Каждая глава посвящена интерпретации одной из них: причинности; движения; трех
классификаций дхарм по 12 опорам сознания (аятаны), 5 «групп» (скандх) и 18
«элементов» (дхату); аффектов и их носителей; возникновения, пребывания и
разрушения вещей; действия и деятеля; воспринимаемого и воспринимающего; «огня
и топлива»; круговорота бытия; страдания и его истоков; категории реальности;
взаимодействия факторов эмпирического мира; категории бытия и небытия;
зависимости и освобождения; действия и результата; Атмана и свойств; времени;
причины и следствия; появления и исчезновения вещей; Татхагаты (Будды как
«совершенного»); ошибок мышления; четырех «благородных» истин Будды; нирваны;
12 звеньев цепочки зависимого происхождения состояний бытия индивида; ложных
мнений. Критика общепринятых понятий осуществляется Нагарджуной в контексте
различения двух уровней истины – конвенциональной (самврити-сатья) и абсолютной
(парамартха-сатья): Нагарджуна прямо заявляет, что «те, кто не распознает
различия этих двух истин, не распознает и глубинного смысла учения Будды».
Излюбленным методом «негативной диалектики» Нагарджуны является восходящая к
эпохе Будды антитетралемма, посредством которой отрицаются все четыре логически
возможные предикации. Основной текст Нагарджуны открывается отвержением четырех
возможностей происхождения вещей – от себя, от чего-то другого, от того и
другого вместе и ни от себя, ни от другого, тогда как в главе о нирване
отрицается возможность по отношению к ней предикаций существования,
несуществования, того и другого вместе и ни того, ни другого.
В
семидесятистишье Виграха-вьявартани (То, что устраняет дискуссии), которое
сопровождается автокомментарием, развивается центральная доктрина Нагарджуны –
учение о «пустотности», которая отождествляется с законом зависимого
происхождения состояний существования индивида (пратитья-самутпада) и
отсутствием у вещей собственной природы (свабхава). Здесь же дается критика
учения об источниках знания (праманы) и основания критики противников
«негативной диалектики» (которая должна отрицать, чтобы быть последовательной,
и саму себя).
Юктишаштика
(Шестьдесят стихов о [логической] когерентности) охватывает, несмотря на
ограниченный объем, множество тем, начиная с пратитья-самутпады и кончая
характеристикой «великих душ» (махатманы), которые уже достигли «освобождения»
или по крайней мере приближаются к нему и которым противопоставляются те, кто
привержен страстям и «заключен в клетку объектов».
В Вайдалья-пракаране
(Малый трактат об обращении в пыль [ложных учений]) подвергается критике учение
ньяи, прежде всего ее система 16 категорий (падартхи). Это произведение важно
для выяснения хронологии и других текстов брахманистских систем, с которыми
полемизирует Нагарджуна.
Ратнавали
(Гирлянда драгоценностей) – стихотворный трактат из пяти глав по 100 стихов в
каждой – посвящена этической, сотериологической и политической проблематике в
рамках философии мадхьямики. В главах 1–3 благосостоянию в этом мире противопоставлено
высшее благо «освобождения». В главе 4, озаглавленной «Поведение царя»,
изложена буддийская концепция царской власти, а также даются практические
советы царю. Основными добродетелями царя должны быть первые «совершенства»
(парамиты) следующего пути бодхисаттвы: щедрость (дана), нравственность (шила)
и терпение (кшанти). В главе 5 проводится параллель между монархом и
бодхисаттвой: первый символизирует совершенство земной власти, второй –
духовное пробуждение.
Нагарджуна
стоит у истоков многовекового наследия школы мадхьямики. Среди его преемников
следует выделить Арьядэву (2–3 вв.) и таких комментаторов его основного
сочинения, как Буддапалита (5 в.), Бхававивека (6 в.) и Чандракирти (7 в.).
Нагарджуна почитается и в буддийском тантризме ваджраяны, где он – сиддха
(«совершенный»), канонизированный в тибетско-монгольской «иконографии».
К Нагарджуне
восходит и ряд синкретических философских доктрин, например
йогачара-мадхьямика-сватантрика Шантаракшиты (8 в.) и его ученика Камалашилы.
Влияние Нагарджуны не ограничивается рамками буддизма: оно обнаруживается в
Мандукья-карике Гаудапады (6–7 вв.), предшественника Шанкары, который учил об
иллюзорности мира явлений, различал два уровня истины и пользовался
мадхьямиковской терминологией, а также у самого Шанкары (7–8 вв.), несмотря на
его полемику с доктринами мадхьямики. Своеобразное возрождение «негативной
диалектики» Нагарджуны демонстрирует и третий крупный адвайта-ведантист
Шрихарша в своем знаменитом полемическом трактате Кхандана-кханда-кхадья (12
в.).
Последователи
Нагарджуны начиная с эпохи деятельности Кумарадживы стали основателями важных
махаянских школ и за пределами Индии. Речь идет прежде всего о китайской школе
Саньлунь-цзун (школа трех трактатов), основанной в 6 в. монахом Цзи-цзаном (японская
секта Санрон-сю) и развивавшей учения о двух уровнях истины, о «пустотности»
(шуньята) и о том, что сокровенное учение Будды не может быть передано
понятийным языком (критика которого и была осуществлена Нагарджуной). Для школы
Тяньтай-цзун, основанной его современником Цзи-цзана – Чжии (японская секта
Тэндай-сю), учение Нагарджуны является фундаментом учения, согласно которому,
хотя вещи и являются «пустыми», они имеют определенное временное существование,
доказываемое нашим восприятием их, и существует еще третье начало, которое
должно связывать эти два параметра их бытия. Значительно влияние учения
Нагарджуны и на школу чань (дзен), наследие которого включает «мадхьямиковские
коаны». Камалашила сыграл важную роль в распространении учения Нагарджуны в
Тибете – благодаря победе, одержанной им в 792 над оппонентом, представлявшим
одну из китайских школ (правда, эта победа стоила ему жизни).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://med-lib.ru/