Реферат по предмету "Философия"


Вайшешика-сутры

Вайшешика-сутры

Вайшешика-сутры
(санскр.), собрание сутр философской школы вайшешика, датируемое примерно 2 в.
В комментарии Чандрананды (9 в.) текст Вайшешика-сутр делится на 10 разделов,
из которых первые семь содержат по две главы.

Раздел I
посвящен шести категориям вайшешики, это субстанция (дравья), качество (гуна),
движение (карма), общее (саманья), особенное (вишеша) и присущность (самавая).
Первые три вначале получают определения через перечисление их видов (субстанций
– 9, качеств – 17, движений – 5), а затем как субстанция – локус
(«местопребывание») качеств, действий и их «присущная причина»; качество – то,
что локализуется в субстанции, само не обладает качествами и не является
причиной соединений и разъединений, движение – то, что локализуется лишь в
одной субстанции, не обладает качествами и является независимой причиной
соединений и разъединений. Субстанции, качества и движения относятся к общему и
особенному. Только общее – бытие как таковое (бхава), общее и особенное –
субстанциальность, качественность и т.д. (особенное по отношению к бытию и
общее – по отношению к «подчиненным» им разновидностям); только особенное –
неразложимые далее элементы классов. Существование (сатта) – «источник применения
атрибута „есть“ к субстанциям, качествам и действиям», онтологически инаковый,
однако, по отношению к ним. Предметы раздела II: качества субстанций, выводные
знаки (линга) существования объектов, время, феномен сомнения и звук, который
методом исключения может быть отнесен только к качествам. В разделе III
обосновывается существование субстанциального Атмана, различаются виды
некорректных аргументов умозаключения, выводится наличие ума-манаса как
внутренней ментальной способности; составитель Вайшешика-сутр полемизирует с
тремя оппонентами: другими вайшешиками, отрицающими возможность логического
выведения Атмана, материалистами, отрицающими его отличие от тела, и
ведантистами, отрицающими его множественность. В разделе IV рассматривается
природа атомов, условия и способы восприятия субстанций и качеств, состав
органического тела (которое, по Вайшешика-сутрам, состоит только из земли). В
разделе V классифицируются движения и вводится понятие «невидимого» (адришта),
ответственного прежде всего за движения ненаблюдаемые, в том числе соединение
Атмана с умом-манасом, в результате которого происходит перевоплощение
(сансара) – непоявление нового тела есть «освобождение» (мокша). Раздел VI
посвящен дхарме, определяемой как сумма праведных действий, гарантирующая
«возвышение» (абхъюдая). В разделе VII продолжается рассмотрение качеств
(длинное и короткое, малое и великое и т.д.), характеристик общего и
особенного. Здесь же ведется полемика с мимансаками, настаивающими на
«природной» связи между словом и его объектом, и обосновывается
конвенциональный характер их связи. Наконец, определяется шестая категория –
присущность, которая порождает идею «это – здесь» в соотношении причины и
следствия. В разделе VIII исследуются условия познания всех вещей через шесть
категорий, элементарные суждения и императивы, значение термина «объект»
(артха). В разделе IX классифицируются четыре вида несуществования (асат):
небытие вещи до ее появления, после ее разрушения, по отношению к другой вещи и
небытие фантомных объектов (сын бесплодной женщины, рога зайца и т.п.);
исследуется природа перцептивного и выводного познания. Предметы раздела Х –
удовольствие и страдание, понятие причины (карана) и вновь «возвышение» как
цель человеческого существования.

Вайшешика-сутры
неоднократно комментировались. Второе по значимости истолкование после Вритти
Чандарнанды принадлежало философу 15 в. Шанкара Мишре (до последней четверти 20
в. оно считалось нормативным).
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социальное поведение медоносных пчел
Реферат 1 – приобщиться к знанию о проблемах жизни исторически разных сообществ, которые побуждали лучшие умы человечества искать объяснения, связи причин и следствий в изменениях жизни людей, способов их взаимодействия, т е. Создавать и развивать социологию
Реферат Драма Эсхила
Реферат Себестоимость продукции животноводства и пути ее снижения
Реферат Die Judenverfolgunfg im Dritten Reich (1941-1942)
Реферат Риски в деятельности предприятия и способы их снижения
Реферат Воздействие ОАО "Волгоградский алюминий" на состояние окружающей среды и здоровье населения в Волгограде
Реферат Бизнес план турагенства (туроператора)
Реферат American Dream Essay Research Paper The American
Реферат Работа социального педагога с семьей группы риска 2
Реферат Эмбриональные стволовые клетки в изучении функции генов
Реферат Арбитражно процессуальное право и судебные издержки
Реферат Радиация и мы
Реферат «проверочная закупка»
Реферат Рынок ценных бумаг в Казахстане