Эрнст Мах и
махизм
Мах Эрнст
(1838-1916), австрийский физик и философ-идеалист. Окончил Венский университет.
Приват-доцент в Венском университете (с 1861), профессор физики в Граце (с
1864), профессор физики и ректор немецкого университета в Праге (с 1867).
Профессор философии Венского университета (1895-1901).
Маху
принадлежит ряд важных физических исследований. Первые работы Маха посвящены
изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного
аппарата, открытие оптического явления - так называемых колец, или полос,
Маха). С 1881 Мах изучал аэродинамические процессы, сопровождающие
сверхзвуковой полёт тел (например, артиллерийских снарядов). Он открыл и
исследовал специфический волновой процесс, впоследствии получивший название
ударной волны. В этой области именем Маха назван ряд величин и понятий: Маха
число, Маха конус, угол Маха, линия Маха и другие. Предложил принцип, согласно
которому наличие у тела инертной массы является следствием гравитационного
взаимодействия его со всем веществом Вселенной. Был противником атомной теории.
Философские
работы Маха получили широкую известность в конце 19 - начале 20 веков благодаря
содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового
истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики.
Основу
субъективно-идеалистического учения Маха составляет его теория экономии
мышления и выдвигаемый им идеал "чисто описательной" науки.
"...Принцип экономии мышления, если его действительно положить "в
основу теории познания", не может вести ни к чему иному, кроме
субъективного идеализма. "Экономнее" всего "мыслить", что
существую только я и мои ощущения...". Экономию мышления Мах объявляет
основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной
биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Маху,
необходимость "приспособления" организма к фактам. Тоже содержание
Авенариус выражает в "...принципе наименьшей траты сил". Из принципа
экономии мышления в системе Маха вытекает положение об "описании" как
идеале науки. В развитой науке, с точки зрения Маха, объяснительная часть
является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть
удалена. Одним из таких паразитических элементов науки Мах считает понятие
причинности. Вместе с механистической интерпретацией причинности Мах
отбрасывает само понятие причинности, предлагая заменить его понятием
функциональной зависимости признаков явлений.
Методологические
принципы экономии мышления и чистого описания Мах пытается применить к теории
познания. Свой критический анализ ньютоновских понятий массы, абсолютного
пространства он связывает с философским тезисом о мнимости понятия субстанции,
вещи, о мнимости проблемы отношения субстанции и её свойств. Требование
необходимости определения понятий через наблюдаемые данные Мах доводит до
выделения основных "элементов", которые непосредственно, чувственно
даны и лежат в основе всего познания, будучи некоторым пределом разложения
эмпирического опыта. Как понятие "вещи", так и понятие "Я"
являются лишь условными наименованиями комплексов элементов (ощущений). Ленин
вскрыл субъективно-идеалистический смысл теории "элементов" Маха.
Махистское "снятие" дуализма физического и психического было в
дальнейшем подхвачено и развито многими так называемыми реалистическими
направлениями современной буржуазной философии, течениями "нейтрального
монизма" и другими философскими школами (неореализм, Б. Рассел). Критика
Махом и Авенариусом субстанционалистского понятия о "Я", душе,
повлияла на критику американским философом У. Джемсом понятия сознания, а через
него и на неореалистов, на формирование философских основ бихевиоризма.
В. И. Ленин
подверг резкой критике Маха, его претензии на роль "философии современного
естествознания" и попытку занять "надпартийную" позицию в
философии по отношению к материализму и идеализму.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/