Реферат по предмету "Философия"


Эрнст Мах и махизм

Эрнст Мах и
махизм

Мах Эрнст
(1838-1916), австрийский физик и философ-идеалист. Окончил Венский университет.
Приват-доцент в Венском университете (с 1861), профессор физики в Граце (с
1864), профессор физики и ректор немецкого университета в Праге (с 1867).
Профессор философии Венского университета (1895-1901).

Маху
принадлежит ряд важных физических исследований. Первые работы Маха посвящены
изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного
аппарата, открытие оптического явления - так называемых колец, или полос,
Маха). С 1881 Мах изучал аэродинамические процессы, сопровождающие
сверхзвуковой полёт тел (например, артиллерийских снарядов). Он открыл и
исследовал специфический волновой процесс, впоследствии получивший название
ударной волны. В этой области именем Маха назван ряд величин и понятий: Маха
число, Маха конус, угол Маха, линия Маха и другие. Предложил принцип, согласно
которому наличие у тела инертной массы является следствием гравитационного
взаимодействия его со всем веществом Вселенной. Был противником атомной теории.


Философские
работы Маха получили широкую известность в конце 19 - начале 20 веков благодаря
содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового
истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики.

Основу
субъективно-идеалистического учения Маха составляет его теория экономии
мышления и выдвигаемый им идеал "чисто описательной" науки.
"...Принцип экономии мышления, если его действительно положить "в
основу теории познания", не может вести ни к чему иному, кроме
субъективного идеализма. "Экономнее" всего "мыслить", что
существую только я и мои ощущения...". Экономию мышления Мах объявляет
основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной
биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Маху,
необходимость "приспособления" организма к фактам. Тоже содержание
Авенариус выражает в "...принципе наименьшей траты сил". Из принципа
экономии мышления в системе Маха вытекает положение об "описании" как
идеале науки. В развитой науке, с точки зрения Маха, объяснительная часть
является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть
удалена. Одним из таких паразитических элементов науки Мах считает понятие
причинности. Вместе с механистической интерпретацией причинности Мах
отбрасывает само понятие причинности, предлагая заменить его понятием
функциональной зависимости признаков явлений.

Методологические
принципы экономии мышления и чистого описания Мах пытается применить к теории
познания. Свой критический анализ ньютоновских понятий массы, абсолютного
пространства он связывает с философским тезисом о мнимости понятия субстанции,
вещи, о мнимости проблемы отношения субстанции и её свойств. Требование
необходимости определения понятий через наблюдаемые данные Мах доводит до
выделения основных "элементов", которые непосредственно, чувственно
даны и лежат в основе всего познания, будучи некоторым пределом разложения
эмпирического опыта. Как понятие "вещи", так и понятие "Я"
являются лишь условными наименованиями комплексов элементов (ощущений). Ленин
вскрыл субъективно-идеалистический смысл теории "элементов" Маха.
Махистское "снятие" дуализма физического и психического было в
дальнейшем подхвачено и развито многими так называемыми реалистическими
направлениями современной буржуазной философии, течениями "нейтрального
монизма" и другими философскими школами (неореализм, Б. Рассел). Критика
Махом и Авенариусом субстанционалистского понятия о "Я", душе,
повлияла на критику американским философом У. Джемсом понятия сознания, а через
него и на неореалистов, на формирование философских основ бихевиоризма.

В. И. Ленин
подверг резкой критике Маха, его претензии на роль "философии современного
естествознания" и попытку занять "надпартийную" позицию в
философии по отношению к материализму и идеализму.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Солнечные пятна и психозы (гелиопсихология)
Реферат Биоиндикация
Реферат Соціально-психологічний клімат в колективі та шляхи його оптимізації
Реферат Соціальна психологія кінця XX початку XXI сторіччя
Реферат Врачебная тайна
Реферат Contrast Of Romeo And Juliet An West
Реферат Обвиняемый как участник уголовного процесса
Реферат Творчество Тредиаковского. Реформа стихосложения Тредиаковского и Ломоносова
Реферат Соціально-психологічний підхід до вивчення подружніх конфліктів
Реферат Соціальна психологія як наука
Реферат Эколого-экономические аспекты использования водных ресурсов
Реферат Salaam Bombay Essay Research Paper Give a
Реферат Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте
Реферат Актуальность исследования. Внашей стране накоплен многовековой опыт художественного образования
Реферат Комплекс маркетинга в ЗАО UMS