Гражданское
общество по Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю
Гениальный
мыслитель, диалектик. Огромное влияние на формирование воззрений молодого
Гегеля и все дальнейшее его духовного развития показала французская революция,
символизировавшая наступлению нового разумного мира. Признавая основную идею
французской революции, разделяя на ранних этапах своей творческой эволюции,
взгляды о необходимой антифеодальной, антидеспотической буржуазной революции,
Гегель вместе с тем отвергал якобинский террор и резко критиковал сторонников
Робеспьера.
Проблемы
государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах
творческой эволюции его возрений. Эта тематика обстоятельно освещается во
многих его произведениях, в том числе таких как: "Конституция
Германии", "О научных способах исследования естественного права, его
месте в практической философии и его отношение к науке о позитивном
праве", " философия права", "философия духа",
"философия истории" и др.
"Философия
права", где наиболее цельно изложено учение о государстве и праве Гегеля
является одним из самых значительных произведений в истории политических и
правовых учений. Основная задача философии права - это научное познание
государства и права, а не указание на то, какими они должны быть "Наше
произведение - пишет Гегель- поскольку в нем содержится наука о государстве и
праве будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто
разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше
всего от того, чтобы конструировать государство каким оно должно быть".
"Наука о праве, - подчеркивает он, - есть часть философии. Она должна
поэтому развить идею, представляющую собой разум предмета из понятия или, что
тоже самое наблюдать собственное, имманентное развитие самого предмета".
Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие
свободной воли, диалектика, которая совпадает с философским конструированием
системы права, как царство реализованной свободы.
Понятие
"право" употребляется в гегелевской философии права в следующих
основных значениях:
I. Право, как
свобода ("идея права"), где на ступени объективного духа все развитие
определяется идеей свободы, "свобода", "право" выражают
единый смысл. Отношение "свобода" и "право" опосредуются
через диалектику свободной воли.
II. Право, как
определенная ступень и форма свободы, где система права как царство
реализованной свободы и представляет собой иерархию "особых прав". На
вершине иерархии "особых прав" стоит право государства. Поскольку в
реальной действительности "особые права" всех ступеней (личности, ее
совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и
следовательно в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по
гегелевской схеме окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.
III. Право, как
закон - где оно является одним из "Особых прав". Гегель пишет:
"То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытии, т.е.
определено для сознания мыслью и определено так то , что есть право и считается
правом, что известно как закон: право есть вообще, благодаря этому определению,
как положительное право." Превращение права в себе в закон путем
законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной
определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны
человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.
Различая право
и закон, Гегель, в то же время, стремится исключить их противопоставление. Как
крупное недоразумение расценивает он "прекращение отличие естественного
или философского права от положительного в противоположное и противоречие между
ними". Гегель признает, что содержание права может быть искажено в
процессе законодательствования; но не все данное в форме закона есть право,
поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно.
Он также
различает и гражданское общество. Под гражданским обществом по существу имеется
в виду буржуазное общество. Гегель изображает гражданское общество как
раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество как войну
всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества являются:
система потребностей, отправление правосудия, полиции и корпорации. В структуре
гражданского общества, Гегель выделяет три сословия:
1)
субстанциальное (землевладельцы - дворяне, крестьяне);
2) промышленное
(фабриканты, торговцы, ремесленники);
3) всеобщее
(чиновники).
Освещая
социально-экономическую проблематику, Гегель признает, что даже при чрезмерном
богатстве, гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью
и возникновением черни, под которой он имеет в виду пауперизированную часть
населения. Гегелевский анализ показывает, что гражданское общество не в
состоянии, исходя лишь из своих внутренних возможностей, решить проблему
бедности и диалектика внутренних противоречий заставляет его (общество) выйти
за свои пределы - в поисках новых возможностей в международной торговле и
колонизации.
В разделе о
гражданском обществе, Гегель освещает также вопросы положительного права,
правосудия и деятельности полиции, хотя эта тематика должна была
рассматриваться в той части Философии права, где речь идет о государстве.
Гегель исходит из того, что в сфере гражданского общества имеет место реальное
функционирование собственности, сила которой должна найти свое подтверждение в
защите ее со стороны закона, суда и полиции. Эти институты призваны, в стихии
частных целей, отстаивать всеобщие интересы данного строя.
Развитие
гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его
основания. "В действительности поэтому, - подчеркивает Гегель, государство
есть вообще скорее первое, лишь в приделах которой семья развивается в
гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два
момента."
Гражданское
общество в освещении Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей,
покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве
людей. Формирование такого общества, которого не было в античности и
средневековье, связано с утверждением буржуазного строя.
По
теоретическим заслугам Гегеля относится также четкая принципиальная постановка
вопроса о взаимосвязи и соотношении социально-экологических и политических
сфер, гражданского общества и политического государства, о необходимом,
закономерном диалектическом характере этих связей и отношений.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/