Бердяев
Николай Александрович
Бердяев Николай
Александрович (1874-1948), русский религиозный философ. Участвовал в сборниках
'Вехи' (1909), 'Из глубины' (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 -
во Франции, издавал религиозно-философский журнал 'Путь' (Париж, 1925-40). От
марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного
экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество
противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют
зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в
мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения
(переведены на многие языки): 'Смысл творчества' (1916), 'Миросозерцание
Достоевского' (1923), 'Философия свободного духа', 'Русская идея' (1948),
'Самопознание' (1949).
Ранний
период
Бердяев
принадлежал к знатному военно-дворянскому роду. Учился в Киевском кадетском
корпусе (1884-94) и Киевском университете (1894-98) на естественном, затем на
юридическом факультетах. С 1894 примкнул к марксистским кружкам, в 1898 за
участие в них исключен из университета, арестован и выслан на 3 года в Вологду.
В 1901-02 Бердяев проделал эволюцию, характерную для идейной жизни России тех
лет и получившую название 'движение от марксизма к идеализму'. Наряду с С. Н.
Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев становится одной из ведущих
фигур этого движения, которое заявило о себе сборником 'Проблемы идеализма' (1902)
и положило начало религиозно-философскому возрождению в России. С 1904 Бердяев
живет в Петербурге, руководит журналом 'Новый путь' и 'Вопросы жизни'. Он
сближается с кругом Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, В. В. Розанова и др.,
где возникло течение, названное 'новым религиозным состоянием'. Статьи этих лет
собраны Бердяевым в книгах 'Sub specie aeternitatis: Опыты философские,
социальные и литературные 1900-1906' (1907) и 'Новое религиозное сознание и
общественность' (1907); в них выразились, по его самооценке, 'тенденции
религиозного Анархизма'. С 1908 жил в Москве, входил в круг деятелей
книгоиздательства 'Путь' и Религиозно-философского общества памяти Вл.
Соловьева; участвовал в сборнике 'Вехи' (1909). Оригинальная философия Бердяева
начинает складываться в 1911-12, когда после пребывания в Италии и размышлений
о Ренессансе исконная у Бердяева тема свободы дополняется темой творчества и
его неизбежной трагедии ('Смысл творчества', 1916).
Годы
революции
Революционные
годы - время интенсивной творческой и общественной деятельности Бердяева.
Царский режим России он считал разложившимся и революцию оправданной; однако
реальность победившей революции оттолкнула его, и в начале 1919 он написал
книгу 'Философия неравенства' (издана 1923), в которой отвергал демократию и
социализм как 'принудительную добродетель и принудительное братство'. Позднее
он вернулся к признанию социалистической идеи, но всегда был противником
большевистского тоталитаризма и видел свой долг в духовном противостоянии ему.
Он проводит у себя дома еженедельные литературно-философские собрания,
организует Вольную академию духовной культуры (конец 1918), читает публичные
лекции и становится признанным лидером небольшевистской общественности.
Участник сборника 'Из глубины' (1918). Дважды его арестовывают и осенью 1922
высылают в Германию в составе большой группы деятелей русской науки и культуры.
В Берлине Бердяев организует Религиозно-философскую академию, участвует в
создании Русского научного института, содействует становлению Русского
студенческого христианского движения (РСХД).
В эмиграции
во Франции
В 1924 он
переезжает во Францию, где, поселившись в Кламаре под Парижем, становится
редактором основанного им журнала 'Путь' (1925-40), важнейшего философского
органа российской эмиграции. С небольшой книги о смысле современной эпохи
'Новое средневековье' (1924) начинается широкая европейская известность
Бердяева, и постепенно намечается его особая роль мыслителя-посредника между
русской и западной культурами. Он знакомится с ведущими западными мыслителями
(М. Шелер, Кейзерлинг, Ж. Маритен, Г. О. Марсель, Л. Лавель и др.), устраивает
межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных (1926-28),
регулярные собеседования с католическими философами (1-я половина 1930-х гг.),
участвует в культурфилософских 'декадах Понтиньи', философских собраниях и
конгрессах. Персоналистское течение французских левых католиков, сложившееся в
середине 1930-х гг. вокруг журнала "Esprit" во главе с Э. Мунье,
возникает и развивается под прямым влиянием идей Бердяева о необходимости
соединения христианской веры, духовной свободы и социальной справедливости. На
Западе становится влиятельной также трактовка Бердяева русской истории и
русского национального сознания, большевизма и революции, выраженная главным
образом в книгах 'Истоки и смысл русского коммунизма' (1937) и 'Русская Идея'
(1946). Бердяев считает, что 'русский коммунизм есть трансформация и деформация
старой русской мессианской идеи. Коммунизм в Западной Европе был бы совершенно
другим явлением'. В годы 2-й мировой войны у Бердяева возникают надежды на
гуманизацию советского режима, он даже вступает в контакты с его
представителями (1944-46), однако известия о репрессиях и новых идеологических
кампаниях обрывают его просоветские настроения. В послевоенные годы Бердяев
дает наиболее зрелое изложение своей философии ('Опыт эсхатологической
метафизики', 1947), пишет философскую автобиографию ('Самопознание', 1949).
Бердяев приобретает общемировую известность - он автор около 40 книг, избирается
почетным доктором богословия Кембриджского университета (1947).
Философия
Впервые выразив
основные идеи в книге 'Смысл творчества', Бердяев затем варьирует и развивает
их. Это идея свободы, идея творчества и объективации, идея личности и, наконец,
идея 'метаисторического', эсхатологического смысла истории. В созданной
Бердяевым дуалистической картине реальности друг другу противостоят, с одной
стороны, дух (Бог), свобода, ноумен, субъект (личность, 'я'), с другой -
эмпирический мир, необходимость, феномен, объект. Оба мира не существуют
оторванно друг от друга (что, по Бердяеву, соответствует платонизму), а
взаимодействуют между собой: дух и свобода прорываются из ноуменального в
феноменальный мир и действуют в нем.
Творчество и
объективация
Плоды действия
духа в мире всегда принимают форму объектов, мертвых продуктов, которые
отделены от субъекта и подчинены всем ограничениям эмпирии - законам
пространства-времени, причинно-следственной связи, формальной логики. Это
ниспадение свободы в необходимость, называемое Бердяевым объективацией, -
бытийный корень страдания, рабства, зла. Но объективации противостоит в мире
другое начало - творчество. Творя, субъект вбирает этот мир в себя, включает
его в свою внутреннюю жизнь, открытую для свободы и духа, и тем преображает
его, освобождает от объективации. Творческий акт - прорыв духа в мир объектов.
Плоды его вновь окажутся в сфере объективации, но сам он как таковой этой сфере
не принадлежит, он свободен. Творчество - путь к преодолению объективации, а
это преодоление составляет смысл и назначение мировой истории. Но в рамках
эмпирии, пространственно-временного бытия преодоление невозможно; само время с
его несовместимостью прошлого, настоящего и будущего есть следствие
объективации. Свободный от объективации мир лежит вне истории как иной 'эон',
мир свободного духа, отождествляемый у Бердяева с евангельским Царством Божиим.
Этот метаисторический эон существует извечно в некоем 'эсхатологическом' плане
бытия, который может соприкоснуться со здешним миром в любое время и в любом
месте. Творческий акт и есть такое касание, при котором в мире, в истории как
вспышка, является их конец и смысл. История с точки зрения ее смысла не
непрерывна, а дискретна, она есть 'прерывный, прорывный творческий процесс'.
Подобная картина истории исключает все эволюционные и телеологические модели,
теорию прогресса, а также и доктрину Божественного Провидения, которую Бердяев
прямо называет 'ложным учением': Бог открывает Себя миру, но не управляет им.
Идея
личности
Философия
Бердяева - это философия личности, персонализм. Личность - это не эмпирическая
индивидуальность, а человек взятый как творческое и свободное существо,
неподвластное объективации. Выход к другим людям и единение с ними присущи, по
Бердяеву, личности как неустранимая часть ее внутреннего мира: 'общество- часть
личности' ('О рабстве и свободе человека'). Реализацию этой свободной
внутренней cоциальности Бердяев называет 'соборностью' и противопоставляет ее
принудительной социализации, которую несут личности все безлично-универсальные
структуры коллективного, социальные институты - классы, партии, нации, церкви.
Отсюда социальная и правовая позиция Бердяева: 'Нужно утверждать относительные
формы, дающие максимум возможной свободы и достоинства личности, и примат права
над государством' ('Опыт эсхатологической метафизики'). Будучи верующим,
Бердяев в то же время критически относился ко всем овеществленным формам
религиозного - догматам, церковной организации, историческому христианству как
пораженным объективацией: творческое ее преодоление должно выявить духовную
суть 'эсхатологического христианства' как непреходящего откровения о Боге и
человеке.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/