Специфика древнегреческой философии
Одной из самых поражающих воображение загадок человеческой
истории является так называемое “греческое чудо” - почти внезапное
возникновение и стремительное развитие
такой философии, которая дала могучий толчок всему дальнейшему
интеллектуальному прогрессу.
В начале VI века до н. э.
Греция открывает миру имена своих первых фи-лософов - искателей
мудрости. Это и следующее столетие породили целую плеяду мудрецов, в лице
которых умозрительная, не подпираемая прямо и непо-средственно опытом и
экспериментом мысль древних достигла удивительной ясности и стройности в
истолковании тайн мироздания.
Именно в этот период в философии зародились основы античных
наук: физики, математики, астрономии,
химии, биологии. Все последующие века лишь развивали, экспериментально
подтверждали и конкретизировали те идеи, которые были заложены греками в период
c VI
по IV век до н. э.
Один из виднейших английских исследователей античности,
Бернет, пола-гает, что понятие науки - науки вообще - можно определить как
“размышление о мире по способу греков”.
Специфика, феноменальность древнегреческой философии не в том,
что здесь были развиты какие-то принципиально новые идеи. Самое беглое
сравне-ние показывает удивительный параллелизм в этом отношении на Востоке
и Западе.
В подтверждение этого часто ссылаются на почти буквальную
схожесть ряда положений у философов династии Хань и пифагорейцев, Конфуция
и Сократа, Хаэй-ши и Гераклита. Как в
восточной, так ив греческой философии человек рассматривается в
непосредственном единстве с природой, а природа но-сит явные следы
антропоморфизма, то есть ее жизнь истолковывается по аналогии с жизнью человека.
Но на этом, пожалуй,
сходство и кончается. Если восточная философия развивалась, главным
образом, в лоне религии, путем ее
рационализации, то античная философия сразу же заняла по отношению к ней
обособленную пози-цию.
Если восточная философия тяготела в связи с этим к морально
этическому направлению, к поучениям и наставлениям правильной жизни, то
античная мысль у своих истоков тяготеет к рационалистическому объяснению
мирозда-ния.
Точное, эмпирическое знание на Востоке развивается, как
правило, вне и отдельно от философско-религиозных умозрений, то в Древней
Греции точные науки неотделимы от философии, зарождаются и развиваются вместе с
ней. Греческий способ мышления сочетает
высокий уровень теоретичности и умо-зрения с логико-математической строгостью
доказательств. Ранний греческий философ - это одновременно и математик, и
астроном, и физик.
В Древней Греции обращает на себя внимание, прежде всего,
интенсивность развития научной мысли. Там имело место нечто вроде взрыва идей.
И это было не медленно идущее из века в век прирастание знаний, а целый каскад
мыслей, обвал, порожденный “первым камешком”, брошенным Фалесом.
Каждый крупный философ стремится переворошить все накопленное до него
духовное наследие и воссоздать в ряде идей свой особый мир, объяснить его
заново, исходя из новых предпосылок.
В демократическом климате, который был создан
социально-экономическими и
политическими отношениями Древней Греции, свободный человек впервые
почувствовал себя личностью, он получил возможность утверждать себя в качестве
такового не только в общественной жизни, но и в духовной сфере. Поэто7му каждый
мыслитель стремится высказать, обосновать и отстоять лично свои, лишь ему
принадлежащие идеи, нечто решительно
отличающееся от всего сказанного и написанного ранее.
В поисках непременно своего, специфического видения мира, в
стремлении противопоставить себя другим мыслителям грек нередко приходит на
первый взгляд к абсурдным утверждениям, но не страшится их. Он стремится во что
бы то ни стало найти доводя для “своего” принципа и доводы строго рациональные,
логические, последовательные, но в то же время краткие, яркие и эффектные -
такие, какими лучше всего достигают цели ораторы в публичных собраниях,
диспутах.
И парадоксальные доказательства для, казалось, абсурдного тезиса находятся, и тогда
оказывается, что это отнюдь не бесцельная игра все более гибких понятий, а
предельно гибкое охватывание парадоксальных в своем диалектическом
взаимопроникновении глубин самого бытия. И тогда этот тезис вовлекается в самую
ожесточенную философскую полемику.
Если же выдвинутый принцип оказывается все же
нежизнеспособным, то и это не беда - наука обогатилась уже самыми изощренными
способами его доказательств. Мысль сделала еще один шаг вперед - если не в
постижении мира, то в совершенствовании самой себя.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru