Реферат по предмету "Философия"


Основные положения марксизма

Марксизм - основные положения



В реферате автор исходил из той точки зрения, что материал будет использоваться при подготовке типичного урока по теме “история обществознания”, в частности в отношении марксистского учения об обществе.

Также следует учитывать, что текст составлен из расчета естественной нехватки времени у преподавателя. И поэтому он представляет собой, по сути, описание основы, квинтэссенции марксистского учения об обществе.

Важно также отметить, что содержание реферата не имеет какой-либо идеологической направленности, при этом речь о слабых сторонах марксизма также здесь не ведется. Лишь отдельной главкой помещены тезисы, исходя из которых можно критиковать марксистскую концепцию общества. Это позволяет учителю направить беседу к проблемному изучению.



Биографическая справка.

Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире. Он был вторым из девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввина, перешедших в 1816 г. из иудаизма в протестантизм.

В 1830—1835 г. учился в гимназии города Трира. С 1835 г. учился на отделении права Боннского университета, ас 1836 по 1841 г. изучал право, философию, историю и историю искусств в Берлинском университете, по завершении которого в1841г. получил степень доктора на философском факультете Йенского университета. Молодой доктор философии (аналог сегодняшнего кандидата философских наук), приехав в Париж после окончания университета, с головой уходит в деятельность многочисленных коммунистических кружков. Нет ни малейшего сомнения в том, что Маркс воспринял их идеи, а также идеи коммунистов - утопистов, причем в самых крайних формах. Молодой доктор философии уже тогда воспринимал революционный террор как универсальное орудие решения всех социальных проблем. Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие." или - "Оружие критики не может заменить конечно критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой" и т.д. т.е еще до теоретического обоснования необходимости революции и гражданской войны (данного в "Капитале") Маркс уже верил в неизбежность этого. Как справедливо замечали исследователи его трудов, "Манифест" написанный до 1го тома "Капитала" представлял собой сводку основных результатов теоретического марксизма - которые позже были "получены" в "Капитале". Трудно удержаться от того, чтобы не процитировать О.Хаксли :" Философия есть отыскание сомнительных доказательств того, во что веришь инстинктивно."

Марксу удалось за короткий срок стать одним из лидеров данного направления, что и привлекло пристальное внимание полиции. Несмотря на то, что Марксу не пришлось попадать за решетку, продолжать деятельность в Европе стало для него излишне опасным и К. Маркс на всю остальную свою жизнь с 1850 по 1883 находит убежище в Лондоне.

В лондонский период жизни К. Маркс пишет в числе многих произведений и “Капитал”, который рассматривал как труд всей своей жизни . Что касается финансовой стороны его жизни в этот период, то она складывалась весьма непросто. Так, с 1851 г. и в течение десяти лет К. Маркс становится сотрудником газеты “Нью-Йорк дейли трибюн”, но из-за финансовых трудностей на протяжении 1852—1857 гг. вынужден в основном заниматься журналистикой ради заработка, что почти не оставляло времени для продолжения экономических исследований. Правда, несмотря на это, ему удается подготовить работу “К критике политической экономии”, и при содействии Ф. Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее, в 1859 г. она была опубликована.

1. Материальное производство:понятие и основные элемент

Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа. Общественное производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого человека, и материальное производство. Материальное производство - это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить историю. Жизнь общества, таким образом, нельзя уподобить реке, в которой все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая в конечном счете и определяет все вплоть до утонченной сферы духа, - это производство материальных благ. Причем процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер: производство обособленного индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни людей.

Что же являет собой собственно материальное производство?

Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым минимумом, люди должны трудиться: все созидает для смертных забота и труд человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в готовом виде. "Непосредственного материала, которого не приходится обрабатывать, очень мало. Даже воздух приходится приобретать, так как его нужно нагревать... Человеческий пот и человеческий труд добывают для человека средства удовлетворения его потребностей"( Гегель. Соч. М.-Л., 1934, т. 7. с. 222.). Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального производства. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.

Потребности и интересы Деятельность людей, в какой бы сфере жизни общества она ни протекала, направляется определенными потребностями материального производства и вместе с тем служащими субъективным стимулом его дальнейшего развития. Потребность есть не что иное, как состояние организма, личности, социальной группы, класса, общества в целом, выражающее их зависимость от условий их существования и выступающее побудительной силой всегда определенным образом направленной жизненной активности; она выражает субъективный запрос к объективной реальности, нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию состояния равновесия системы, необходимого для нормального функционирования и развития.

Однако для осуществления деятельности недостаточно одного только наличия потребности. Для ее совершенствования необходима некоторая цель, ибо никакая деятельность невозможна вне целеполагания, а также средств для ее достижения. Когда цель совпадает с потребностью, тогда деятельность принимает строго целенаправленный характер, а сама потребность, теперь уже существующая как некоторый синтез, как цель-потребность, превращается в устойчивый осознанный интерес. Интерес есть, в сущности, устойчиво направленный побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-ценностным отношением. Он-то и помогает отысканию средств удовлетворения потребности, достижения цели.

Поскольку субъектом общественно-исторической деятельности являются индивиды, включенные в состав определенных социальных систем (групп, партий, классов и т. д.), постольку их деятельность всегда основывается на иерархии интересов - от личностно-индивидуальных до самых широких общественных. Именно общественные интересы определяют степень интенсивности и социальной значимости всей шкалы интересов того или иного индивида или любого другого субъекта деятельности, начиная с малой группы, коллектива, ибо именно они в наибольшей степени ориентируются на реальные условия и общее направление развития общественной системы, способствуя тем самым ее сохранению и прогрессу. Характерно, что отличительным признаком общественных систем является их способность целенаправленно формировать и мобилизовать социально значимые интересы. Утрата или деформация интересов свидетельствует о неблагополучном состоянии системы (организма, общества и т. д.). Характер интересов - объективный, чрезвычайно тонкий показатель состояния общественной системы, ее здоровья.

Потребности и интересы - как личные, так и общественные - имеют сложную исторически сложившуюся структуру, начиная от биологических и материальных и кончая наиболее утонченными духовными - познавательными, нравственными, эстетическими и т. п. Общественные потребности и интересы составляют своего рода пружину социального механизма:

они определяют направление и содержание действий и отдельных личностей, и общества в целом. В совокупности всех общественных интересов ведущая роль принадлежит интересам в системе материального производства. Развитие экономической сферы общества есть основа его поступательного прогрессивного развития, поэтому совершенствование ее в немалой степени зависит от совершенствования и развития потребностей и интересов в этой сфере, а также от умелого сочетания и гармонизации личных потребностей с общественными. Одним из рычагов стимулирования роста материального производства является повышение материальной и моральной заинтересованности (иными словами, мобилизация интересов) каждого в результатах своего труда и общего дела. Ведь там, где нет заинтересованности, не может быть и настоящего дела.

Потребности и интересы по своей ориентации могут быть как предметными, так и функциональными, когда они выражают направленность субъекта либо на конечный результат деятельности, либо на ее процесс. Функциональные потребности и интересы не менее важны для деятельности, трудового процесса, так как именно в них заключен могучий стимул в виде эстетической, нравственной и творчески-интеллектуальной сторон самого процесса труда. Если процесс деятельности не попадает в сферу интересов субъекта, то от этого страдает и результат - качество продукта. Таким образом, ясно, что функциональные и предметные потребности и интересы слишком тесно переплетаются и зависят друг от друга. В конце концов обществу не безразличен тот процесс, с помощью которого достигаются намеченные им рубежи. Не безразличен он и каждому труженику, заинтересованному в конечных результатах своего труда, в качестве и количестве продукции. Когда интерес направлен на сам процесс труда, последний перестает быть внешне принудительной силой, превращаясь в искусство, достигая порой истинных вершин эстетического творчества, становится внутренней потребностью.

Потребности и интересы, угасая в результатах деятельности, в ней же и возрождаются на более высоком уровне. Диалектика роста интересов состоит в том, что само их удовлетворение порождает новые потребности и интересы, а также средства их удовлетворения, служащие основным детерминантом развития производства. Выявление и строго научный учет и изучение общественных и личных потребностей и интересов - существенное условие правильного выбора направления развития различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры. Высшей формой проявления общественного интереса является интерес развития производительных сил, увеличения производительности труда и совершенствования всей системы производственных отношений, что составляет решающий критерий исторического прогресса человечества, а также совершенствования сущностных сил самого человека, раскрытия и возвышения его духовно-творческих потенций.

Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент производительных сил. Но кроме того, для осуществления процесса производства необходим исходный материал, или предмет труда, который подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и металлы и т. п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия труда суть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир и преобразования его в интересах общества. Все возрастающая сложность орудий труда является показателем достигнутого уровня производства и, как следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также соответствующие здания, склады, транспорт и т. д. Все это вместе с орудиями труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда образует средства производства. Система средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую базу общества, являющую собой предметно-энергетическую часть производительных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в процесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, то есть живого человеческого труда. Таким образом, в структуре производства выделяются два вида труда - живой и овеществленный.

Не менее важным элементом структуры производительных сил является производственная технология. Решение технологических задач во многом определяется такими, например, факторами, как характер и орудия труда, развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в производство, уровень научной организации труда и т. д. Сложность современного производства такова, что оно уже немыслимо без его научной организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное использование средств производства, управление и планирование. Наука все больше входит в структуру производительных сил, становясь непосредственной производительной силой, а производство - технологическим применением науки. При современном уровне развития техники повышение квалификации работников возможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний. При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и технических знаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях. Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный, интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественного производства. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда предельно широко, то помимо всех видов науки здесь необходимо будет говорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени, воплощенной в различных художественных, эстетических, этических, философских ценностях его бытия.

Однако ни сложность современной техники и технологии, ни различные формы организации и управления производством не должны заслонять от нас главного - человека. Человек - не простая сила наряду с машиной, а одухотворяющее начало всего процесса общественного производства, впитавшее в себя опыт всемирной истории человечества. Производство не является самоцелью развития общества, а служит в конечном счете

лишь средством развития его главной ценности - человека. Именно в трудовом процессе и осуществляются воспроизводство, совершенствование и самоутверждение человека как высшей ценности.

Итак. производительные силы, - это люди (человеческий фактор), впитавшие в себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие производственными навыками к труду и осуществляющие производство материальных благ; созданные обществом средства производства, а также организация труда, технология производства, техники и достижения науки. Показателем уровня развития производительных сил общества является производительность труда, измеряемая не только количеством продукции, создаваемым за единицу времени, но и ее качеством, а еще более - развитием и совершенствованием человеческого фактора, то есть всем тем, что служит удовлетворению постоянно развивающихся потребностей и интересов общества.

3. Производственные отношения: сущность и структура



Понятие производственных отношений.

Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, образуют

сложную структурно-функциональную и иерархически-соподчиненную систему; эта система и образует собою то, что называют производственными отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть форму собственности ^основу производственных отношений), и связи между людьми в процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ, и отношения людей, обусловленные их производственной специализацией, то есть выражающие разделение труда, и отношения сотрудничества и соподчинения - управленческие отношения, и все другие отношения, в которые вступают люди, вплоть до, казалось бы, отдаленной от непосредственного процесса производства сферы быта. а.

В современном производстве, в котором все большую роль играет система управления, немалое значение приобретают производственные отношения, складывающиеся в результате подбора и расстановки кадров с учетом их способностей, опыта. интересов и нужд самого производства, кадровая политика в целом. Таким образом, система производственных отношений чрезвычайно обширна - от индивидуальных отношений отдельных производителей до основополагающего отношения к средствам производства, определяющего сущность данного общественного строя.

Охарактеризовав в общем систему производственных отношений, выделим ее основные элементы. Главным из них - важнейшей стороной производственных отношений - являются экономические отношения, основу которых составляют отношения к средствам производства: последние всегда представляют чью-то собственность, вокруг которой и завязывается весь узел отношений людей друг к другу. Если средства производства принадлежат трудящимся, образуя общественную собственность, как, например, при социализме, то производственные отношения приобретают характер сотрудничества и взаимопомощи людей. Если же в обществе господствует частная собственность на средства производства, то здесь складываются отношения господства и подчинения (рабство, крепостничество, наемный труд) и общество при этом распадается на антагонистические классы. Эти отношения оказывают непосредственное влияние на распределение производимых благ. Так, в родовом обществе при натуральном хозяйстве распределение продуктов труда носило уравнительный характер, а в классово-антагонистическом большая часть благ (по удельному весу) принадлежит господствующим классам.

Экономические отношения (производство, обмен, распределение и потребление), образуя ядро производственных отношений, формируют содержание других социальных отношений и в этой функции выступают как системообразующий фактор общества.

Производственные отношения складываются объективно, то есть независимо от сознания и воли людей, и во всей своей целостности придают всем общественным отношениям и самому обществу исторически определенное социальное качество. Таким образом, производственные отношения выступают в качестве объективного критерия для определения различных конкретно-исторических типов общества (общественно-экономических формаций), ибо именно с помощью категории производственных отношений можно фиксировать общее, повторяющееся, закономерное в истории разных стран и народов. Это и делает возможным познание законов исторического развития общества.

В системе хозяйственно-трудовых производственных отношений реализуются отношения между работниками в самом трудовом процессе, то есть их отношения друг к другу и к своей работе, связанные с требованиями организации и управления производством и его технического обеспечения. Сюда входят отношения между рабочими разных специальностей, организаторами и исполнителями в рамках одного производства. Сюда же входят и отношения между предприятиями: межведомственные, межотраслевые, межрегиональные отношения. Находясь как бы на поверхности производственных отношений, они являются непосредственным выражением основного экономического отношения - отношения собственности. Совершенствование последнего зависит от налаженного функционирования и совершенствования хозяйственно-экономических отношений в структуре производства. Преломляясь же на личностном уровне, они входят в наиболее тесную связь с социально-бытовыми отношениями людей, более непосредственно определяя характер межличностного общения и взаимоотношения людей на производстве и в других сферах жизни, обусловливая, таким образом, социально-психологическое, нравственно-мировоззренческое состояние членов общества.

Производственные отношения, определяя все другие социальные отношения людей, сами находятся под их влиянием. Поэтому совершенствование производственных отношений должно идти и по социальной линии, а не только по экономической. Так, отношение распределения - это не только экономическое, но и глубоко социальное отношение людей.

Без достижения социальной справедливости в распределительных отношениях невозможно совершенствование и экономической стороны производственных отношений, а следовательно, и совершенствование всего общества. Нарушения в системе хозяйственно-экономического механизма порождают столь глубокие негативные явления во всех сферах, которые, если их вовремя не обнаружить и не устранить, могут приобрести устойчивый и необратимый характер. Вся цепочка негативных последствий, возникших в свое время на базе нарушения принципа распределения по труду, дала картину малоутешительную. В практике нередко имела место выплата необоснованных премий, разного рода дополнительных поощрений, что вело к росту иждивенческих настроений, к укоренению в сознании психологии "уравниловки". Нарушение органической связи между мерой труда и мерой потребления деформирует отношение к труду, сдерживая рост его производительности, ведет к искажению принципа социальной справедливости, что сказывается и на духовном настрое общества. Неизбежное следствие этого - проявления бездуховности и скептицизма, снижение роли моральных стимулов труда. Показателем падения социальных нравов стали рост пьянства, распространение наркомании, увеличение преступности. В обществе в целом снижались требовательность, дисциплина, ответственность.

Совершенствование распределительных отношений осуществляется на основе все более полной реализации принципа "от каждого - по способностям, каждому - по труду", который является выражением социальной справедливости социалистического общества. В наши дни реализация этого принципа осуществляется, в частности, путем совершенствования механизма заработной платы, учитывающего не только количество, но, главное, качество труда, его условия и результаты, стимулирующего рост квалификации работников, а также рациональное использование и экономию сырья и энергоресурсов. Но это предполагает, что каждый человек должен занимать в сфере производства соответствующее его способностям и интересам место, что является выражением полного осуществления первой части принципа "от каждого - по способностям, каждому - по труду".

Социалистические производственные отношения характеризуются наличием двух основных форм собственности - государственной и кооперативной. Эти производственные отношения отличаются от всех предшествующих тем, что возникают, формируются и совершенствуются в результате сознательной, целенаправленной деятельности людей. Поэтому но мере совершенствования нашего общества, усложнения решаемых им задач роль человеческого фактора неуклонно возрастает. Говоря о производственных отношениях, нельзя забывать о личности: именно в ней и концентрируется, воплощается диалектика производительных сил и производственных отношений. Ведь человек - это главная производительная сила. так можно ли забывать, что он вместе с тем и личность и что любые общественные отношения (и в том числе экономические как определяющие) интегрируются и выражаются в конкретных действиях конкретных людей. Производственные отношения - это сама история в личностном ее выражении. Человек - главная фигура не только производительных сил, но и производственных отношений. Отсюда должно быть ясно, что формы отношений, в которых находится человек, не могут не влиять (положительно или отрицательно) и на состояние производительных сил. Поэтому нельзя изучать действие тех или иных социальных механизмов сугубо абстрактно, игнорируя область конкретно-личностного. В нашем обществе на современном этапе его развития на передний план выдвигается задача совершенствования именно человеческого, социально-психологического фактора, являющегося теперь во многом определяющим в развитии материального производства в условиях научно-технического прогресса и связанного со стратегическим курсом на ускорение социально-экономического развития.



Диалектика производительных сил и производственных отношений

Существуя и развиваясь в неразрывном единстве, производительные силы и производственные отношения образуют сложную структуру материального производства, исторически конкретный способ производства. Он развивается в силу внутренне присущей ему диалектики - диалектики формы и содержания. Развитие производства происходит прежде всего в системе производительных сил. Они - наиболее подвижный элемент в материальном производстве. Их развитие связано в первую очередь с совершенствованием орудий труда, с прогрессом техники. В этом процессе, естественно, развивается и сам человек, совершенствуются его потребности как побудительная причина развития самого производства; растет производственный опыт людей, повышается их квалификация, становится все более дифференцированным профессиональное разделение труда, расширяется и углубляется специализация.

Эти изменения в структуре производительных сил влекут за собой и изменения отношений людей в процессе производства - производственных отношений. Следовательно, прогресс производительных сил детерминирует и развитие производственных отношений в направлении соответствия последних характеру и уровню развития производительных сил: каково содержание производительных сил, такова и форма их существования. Так, появление капиталистических производительных сил в недрах феодализма (возникновение крупного машинного производства) вызвало к жизни именно капиталистические производственные отношения. Но производственные отношения - это не пассивный элемент в системе материального производства: если они соответствуют характеру и уровню развития производительных сил, то они ускоряют процесс их развития, в противном же случае тормозят его. В этом проявляется активная роль производственных отношений в их воздействии на производительные силы. Таким образом, соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил - основной принцип развития материального производства. Но это развитие, как и всякое развитие, - процесс противоречивый, поэтому производственные отношения не могут постоянно соответствовать развивающимся производительным силам.

Процесс развития материального производства совершается таким образом, что достигнутое соответствие благодаря опережающему развитию производительных сил на определенном этапе нарушается; между ними вновь образуется противоречие, которое все более углубляется, требуя своего разрешения в форме социальной революции.

Этот закон действует в процессе движения человеческого общества от одной формации к другой. Он действует и в рамках одной общественно-экономической формации, одного способа производства, но здесь его действие определенным образом модифицируется в зависимости от состояния разных элементов как в системе производительных сил, так и в системе производственных отношений. Если социальная форма производственных отношений в целом соответствует уровню развития производительных сил, то отдельные элементы, ее составляющие, могут ему не соответствовать. К таковым относится, например, хозяйственно-экономический механизм. Это противоречие не является антагонистическим, не ведет к необходимости социальной революции, но требует для своего разрешения сознательной перестройки, связанной с определенными реформами, качественным изменением тех или иных элементов, вызывающих дисгармонию в развитии общественного производства и общества в целом. Внутриформационное действие принципа соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил должно осуществляться таким образом, чтобы предоставлять простор развитию последних.

Производственные отношения, следовательно, должны быть максимально гибкими, подвижными, чутко реагирующими на темны и качество роста производительных сил. В этом заключается реальная диалектика производительных сил и производственных отношений.

В силу этой диалектики и нынешний этап общего кризиса капитализма не несет с собой абсолютного застоя, "не исключает возможностей роста его экономики, освоения новых научно-технических направлений. Он "допускает" удержание конкретных экономических, военных, политических, иных позиций, а на каких-то участках - даже возможность социального реванша..." ' Капитализму удается сохранять свои позиции за счет изменения удельного веса в системе экономики различных модификаций форм собственности (например, увеличения или уменьшения доли государственной собственности, появления смешанной государственно-монополистической собственности), дальнейшей интернационализации производства и капитала; за счет перестройки структуры экономики и хозяйственного механизма удается создавать пока еще немалые возможности для развития экономики, в том числе на базе использования достижений науки и техники.

Требования внутриформационного действия этого принципа, являющегося источником общественного развития, сохраняют свою силу и в условиях социализма, где в целом между производственными отношениями и производительными силами существует соответствие. Однако оно не реализуется автоматически. Между ними возможно возникновение противоречий, которые могут приобретать порой остро ощутимые формы, особенно в условиях ускорения научно-технического прогресса, что отрицательно сказывается на развитии в первую очередь самого производства, но не в последнюю и на всей социальной жизни общества, внося дисгармонию и в общественную идеологию, в психологию людей, расшатывая нравственные устои общества. Диалектика производительных сил и производственных отношений требует устранения данных противоречий. С этой целью необходимы своевременное выявление конкретных элементов в структуре производственных отношений и их хозяйственно-экономическая перестройка, приведение в соответствие как с уровнем науки и техники, так и с возрастающими потребностями людей. Выявилось, например, искажение социалистических производственных отношений в сфере оплаты труда, которое оказывает не только тормозящее влияние на развитие производства, но и порождает деформации в трудовом коллективе, создает нездоровые ситуации во взаимоотношениях людей.

К таким же противоречиям относятся и недостатки в системе ценообразования, а также материального стимулирования. Теперь уже стало очевидным, что "предубеждения относительно роли товарно-денежных отношений и действия закона стоимости, а нередко и прямое их противопоставление социализму как чего-то чужеродного приводили к волюнтаристским подходам в экономике, к недооценке хозрасчета, "уравниловке" в оплате труда, порождали субъективистские начала в ценообразовании, нарушения денежного обращения, невнимание к вопросам регулирования спроса и предложения" (Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987 года. М., 1987, с. 10.). Но в основе нарушения указанных принципов лежало еще более глубокое противоречие в самом ядре производственных отношений - формах собственности. Если позволено будет так выразиться, был утрачен субъект собственности, чувство хозяина. Произошло серьезное ослабление контроля за тем, кто и как распоряжается ею. Она стала как бы "ничейной", лишенной реального хозяина. Это особенно пагубно сказалось на кооперативной собственности, которая изображалась как бесперспективная. Все это имело самые серьезные последствия в аграрной и социальной политике.

"Не обошлось и без серьезных заблуждений во взглядах на личное подсобное хозяйство и индивидуальную трудовую деятельность, что также нанесло немалый экономический и социальный ущерб" (Там же, с. 9.). Устранение возникающих противоречий связано, как правило, с совершенствованием форм производственных отношений социализма, созданием адекватной сути социализма организации общественного труда. Безусловно, преобразования, связанные с достижением гармонизации производительных сил и производственных отношений, необходимая в связи с этим перестройка затрагивают не только экономическую, но и все иные сферы общественной жизни - социальную, политическую, идеологию, науку и культуру, всю область человеческого мышления, психологии, сознания.



4. Общественно-экономическая формация

Понятие общественно-экономической формации. Базис и надстройка

В противоположность умозрительным суждениям философов прошлого об обществе вообще Маркс выдвинул категорию общественно-экономической формации, то есть общества, находящегося "на определенной ступени исторического развития, общества с своеобразным отличительным характером” (Маркс К.. Энгельс Ф. Соч.. т. 6, с. 442. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч.. т. 1. с. 149. Здесь нужно иметь в виду, что концепция формаций не была выдвинута собственно Марксом, но в более поздней марксистской и псевдомарксистской мысли, многое для этого сделал В.И. Ленин. ). Первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общества — вот классическая формационная “лестница” человеческой истории в ее прогрессирующем развитии. Качественно определенный, исторически конкретный тип социальной системы, взятый в единстве всех ее сторон — способа производства, состояний науки, искусства, всего многообразия и богатства духовной сферы, семейно-бытовых отношений и всего образа жизни людей, и есть общественно-экономическая формация.

Структура общественно-экономической формации характеризуется прежде всего категориями “базис” и “надстройка”. которые призваны объяснить, каким образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни — политические, правовые и др. и как эти последние в свою очередь воздействуют на экономическое развитие общества. Иными словами в социально-философской теории категории базиса и надстройки выделяются с целью конкретизации материалистического понимания структуры общества, установления причинно-следственных связей в общественной жизни. Уточняя значение этих категорий, В. И. Ленин пояснял, что основная идея материалистического понимания истории “состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми...” 2. Базис — это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Когда же говорят о надстройке, то имеют в виду совокупность идей и идеологических отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций (государство, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные организации), свойственных данному обществу.

Ясно, что данные категории не исчерпывают всего многообразия явлений общественной жизни; такой, например, феномен. как наука (а также некоторые иные духовные явления). нельзя рассматривать как порождение той или иной экономической структуры общества, обозначаемой категорией базиса. Было бы весьма грубым упрощением включать науку в систему идеологической надстройки той или иной общественно-экономической формации, хотя. безусловно, и экономические, и идеологические отношения оказывают влияние на ее мировоззренческое содержание, на направление развития тех или иных областей знания (и прежде всего на обществознание).

Подобное утверждение о детерминации духовных явлений, форм общественного сознания непосредственно экономической структурой общества было бы вульгаризацией материалистического понимания истории, как это свойственно “экономическому материализму”. Суть его заключается в сведении всего богатства диалектики общественного развития к действию исключительно “экономического фактора”, который признается “субъектом” истории, а люди оказываются лишь продуктом производственных отношений, всего-навсего одним из элементов наряду с другими элементами в структуре производительных сил. Тем самым человек лишается духовного, активно-творческого начала. Из совокупности производительных сил и производственных отношений “экономический материализм” схематически выводит все другие явления общественной жизни, лишая их собственной активной роли. Идеи “экономического материализма”, распространенные на область духовной жизни общества — исторического познания, культуры, искусства, выступают в форме вульгарного социологизма, суть которого выражается в одностороннем и ложном истолковании положения о зависимости сознания от общественного бытия и классовых интересов. Так, в любом великом художественном произведении прошлого представители вульгарного социологизма видели непосредственное проявление классовой борьбы.

Категории базиса и надстройки применяются с целью обоснования прежде всего того положения исторического материализма, что главным детерминирующим фактором в жизни общества является общественная практика, а в ее структуре главной формой — материально-производственная деятельность людей и складывающиеся в этом процессе экономические отношения между ними. Разъясняя эту мысль. Ф. Энгельс писал: “...согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производстве и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 394.).

Как уже отмечалось, в надстройку включаются не все явления духовной жизни общества, а прежде всего официальная идеология, выраженная и закрепленная соответственными законодательно-правовыми актами и учреждениями. Ее основная функция - функция охраны существующего политического строя, выражающего интересы господствующих классов в их отношении к собственности. Вот почему коренное изменение надстройки происходит лишь тогда, когда один общественный строй заменяется другим в ходе социальной революции. Старая идеология сменяется новой, и, естественно, создается новая система политических и правовых учреждений, соответствующая новому базису. Вся история развития и смены общественно-экономических формаций является убедительным доказательством верности положения об определяющей роли базиса по отношению к надстройке. Но надстроечные элементы не являются простым отражением основных экономических факторов. Как свидетельствует опыт истории, идеи и учреждения того или иного общества, возникнув под влиянием определенного базиса, обретают относительную самостоятельность и играют активную роль в развитии общества. Проявлением этого выступает их определенная преемственность: наследование элементов старых надстроечных образований новым обществом. При этом наследуются те элементы, которые могут служить охране и защите интересов новых господствующих классов. Активная роль надстройки проявляется также в том, что в ней наличествуют и элементы, выполняющие не только охранительные, но и разрушительные функции, способствующие рождению нового базиса.

В отличие от категорий "базиса" и "надстройки", фиксирующих внимание на выделении главного, определяющего звена в общественном развитии, категория общественно-экономической формации методологически значима тем, что позволяет рассматривать общественный организм хоть и схематично, но во взаимосвязи всех своих элементов в их самоценности:

экономики, политики, науки и искусства, которые в один и тот же период не находятся, и, строго говоря, даже никогда не находятся в точках равной высоты на соответствующих кривых исторической траектории. Именно в ориентации на качественную определенность развития общества категория общественно-экономической формации и требует учета каждой составной части целого, поскольку забвение хотя бы одной из них не может дать его верной картины.

С одной стороны, эта категория дает объективный критерий для отграничения одной ступени общественного развития от другой, для выделения общего, повторяющегося в истории разных народов, находящихся на одной ступени общественного развития, то есть для вычленения конкретно-исторических типов и форм способов производства, а также жизни общества в целом. С другой стороны, она позволяет дать периодизацию истории человечества в рамках объективной тенденции его прогрессивного исторического развития. Таким образом, она призвана показать динамику человеческой истории, представить исторический процесс развернутым во времени. Данная категория вместе с другими категориями социальной философии. в частности базиса и надстройки, выступает как познавательно-мировоззренческий принцип, конкретизирующий материалистическое понимание истории - концепцию, рассматривающую и функционирование общества на данной ступени его развития. и сам процесс его стадиального развития в общем ходе исторического движения.

Исторические явления индивидуальны и неповторимы. Каждое общество имеет свой особый "колорит". Оно создает неповторимую духовную атмосферу, в которой живет и дышит, особый климат, в котором вырастают и развиваются материальные и идеологические отношения определенного типа, ту печать своеобразия, которая отличает политическую жизнь, правовое и нравственное сознание, мир искусства и науки, - словом, все то, что в совокупности и представляет собой так называемый дух эпохи. Нет ни одного общества, которое бы в точности, во всех деталях повторяло другое. В силу такого разнообразия непохожести каждое из них содержит в себе множество вариантов возможных путей своего развития, так сказать, вариативность своего исторического процесса, характеризуясь совокупностью общих тенденций, содержащихся в нем в каждый данный исторический период. Однако категория общественно-экономической формации позволяет среди всего конкретно-исторического многообразия реконструировать исторический процесс в логике его развития, отвлекаясь от его своеобразных деталей. Эта категория выступает своего рода моделью исторического процесса, служащей как бы каркасом качественно определенных стадий в развитии общества. Как теоретическое понятие, она не совпадает с реальными отрезками истории, но позволяет представить отдельные исторические периоды господства того или иного способа производства. В истории не существует общественно-экономических формаций в "чистом" их виде. Каждое общество включает и элементы прошлых формаций, и будущих. "Чистых" явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть не может - об этом учит именно диалектика Маркса, показывающая нам, что самое понятие чистоты есть некоторая узость, однобокость человеческого познания, не охватывающего предмет до конца во всей его сложности. На свете нет и быть не может "чистого" капитализма. а всегда есть примеси то феодализма, то мещанства, то еще чего-нибудь"(Ленин, В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 241-242.).

В силу чего в таком случае возможно обнаружить эту логику исторического процесса? Что является общим и устойчивым в эволюции каждого общественного организма? Таким общим является объективная закономерность, интегральная тенденция развития материального производства, которая и обусловливает повторяемость определенных стадий в развитии материальной и духовной культуры, форм собственности, искусства, философии, науки и религии, брака и семьи, то есть всех составляющих общества.

Категория общественно-экономической формации позволяет выделить два аспекта в изучении истории общества: типологический и исторический. Рассматривая жизнь общества на данном этапе его исторического развития как нечто относительно устойчивое, как развивающееся в рамках именно данной формации, мы подходим к его изучению типологически. Примером может служить изучение Марксом капиталистической общественно-экономической формации как живого, находящегося в постоянном развитии социального организма. Именно типологический анализ позволяет фиксировать уровень формационного развития того или иного общества.

Рассматривая же не только генезис данной общественно-экономической формации - ее зарождение, становление, движение от слаборазвитых форм к зрелым, но и сами переходы от одной общественно-экономической формации к другой, мы подходим к их изучению исторически. В этом случае процесс развития общества, представленный сменой общественно-экономических формаций, выступает как развернутый во времени. Это дает возможность представить историю как единый процесс, рассматривая ее не только по отдельным странам и регионам, но и во всемирном масштабе. Типологический и исторический подходы отнюдь не исключают, а. напротив, предполагают друг друга, выступая в единстве.

Опираясь на диалектику типологического и исторического подходов, категория общественно-экономической формации позволяет логически вычленить в единстве исторического процесса, на основе общности законов, действующих в каждом социальном организме, так называемый "центр" мировой истории, который составляет система стран (в предельном случае одна страна) передовой формационной либо культурной принадлежности. В каждый исторически определенный период развития человеческого общества сосуществуют разнообразные типы и даже подтипы общественно-экономических формаций, содержащих в себе вариативность тенденций их развития, однако содержание, "исторический смысл" этого периода определяется в первую очередь развитием социального организма передовой формации, образующего собой как бы "центр" данного исторического региона (а не обязательно только географического: система социализма, например, объединяется в целостность не но географическому признаку), увлекающего за собой народы различных стран и континентов, обеспечивая возможность преемственности и взаимовлияния экономики и культуры.

Поскольку категория формации как логическая модель опирается в качестве своей основы (то есть как на предел данной абстракции) на понятие способа производства, постольку она позволяет безошибочно фиксировать перемещение "центра" мировой истории, который всегда определяется в конечном счете уровнем развития производительных сил того или иного общества.

Ныне на земле сосуществует ряд общественно-экономических формаций: "обоз истории" растянулся от остатков родового общества до социализма. Известно, что некоторые народы миновали или почти миновали отдельные формации. Чем же можно объяснить такую своего рода "необязательность"? В развитии любой системы, в том числе, конечно, и социальной, действуют и внутренние и внешние факторы, определяющие содержание и характер этого развития. Кроме того, сама система, прежде всего ее экономическая структура, но и не в последнюю очередь культура содержит в себе (в виде тенденций) ряд возможностей своего развития. Какой из них суждено воплотиться в действительность, зависит от действия либо внутренних, либо внешних факторов. Так, в первобытном обществе наряду с предпосылками рабовладельческого способа производства существовали возможности и феодализма, которые в большей части стран и реализовывались. Как правило, "перескок" через формацию (или даже формации) имеет место там, где одно общество оказывается под влиянием другого, наиболее развитого в формационном отношении, то есть происходит "несамостоятельная" смена формации. В данном случае на развитие общества оказывают решающее влияние внешние для него факторы, которые, однако, реализуют имеющиеся в его недрах внутренние возможности. Поэтому, хотя некоторые народы и не прошли те или иные стадии формационного развития, тем не менее исторический процесс в целом определяется последовательно сменяющими друг друга прогрессивными типами формаций, что выражает поступательное прогрессивное движение истории вперед.



5. Социальная революция

Понятие социальной революции Социальная революция означает глубокий переворот в социально-политической, экономической, и духовной жизни общества, когда осуществляется прежде всего переход от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной. Революция есть двигатель общественного прогресса: это и разрушение и творчество, она знаменует начало нового периода истории, который требует новых мыслей, чувств, песен и певцов. Она суть историческая необходимость, коренящаяся в экономической жизни общества. Самая глубинная причина социальных революций - конфликт .между производительными силами и производственными отношениями. Он составляет так называемую экономическую основу революции.

То, что социальные революции не случайное, а закономерное явление, с объективной необходимостью вытекающее из развития производства, не означает, что они происходят автоматически. Для их свершения необходимы объективные и субъективные предпосылки. Объективные противоречия в способе производства проявляются в ожесточенной борьбе прогрессивных и реакционных классов. Классовая борьба есть политическая основа революции. Субъективной формой выражения этой борьбы является столкновение классовых интересов, стремлений, идей. Социальная революция - высшая форма классовой борьбы угнетенных. Совокупность объективных условий, выражающих экономический и политический кризис общества, создает революционную ситуацию. Для революционной ситуации характерны следующие признаки: "Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство: тот или иной кризис "верхов", кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы "низы не хотели", а требуется еще, чтобы "верхи не могли" жить по-старому... Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов... Значительное повышение... активности масс, в "мирную" эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими "верхами", к самостоятельному историческому выступлению. Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция - по общему правилу - невозможна"(Ленин В. И. Пили. собр. соч., т. 26, с. 218-219.).

Но не всякая революционная ситуация ведет к революции. Революции вспыхивают лишь тогда, когда к объективным условиям присоединяются и субъективные. Субъективный фактор включает в себя волю к борьбе, умелую организацию этой борьбы, сознательность се участников, осмысление целей и задач борьбы, решимость борющихся классов довести борьбу до конца. При наличии объективных предпосылок субъективный фактор приобретает решающее значение: старое правительство само не "упадет, если его не уронить".

Движущими силами революции выступают те социальные группы и классы, которые кровно заинтересованы в ломке старых порядков, в построении новых и которые совершают революцию. Один из этих классов играет особо активную роль: он увлекает за собой все другие участвующие в революции классы и социальные группы.

Если в относительно мирные периоды истории народные массы находятся как бы за кулисами политики, пребывая в состоянии "исторической спячки", то в разгар революционных событий народ поднимается на авансцену мировой истории и выступает в роли творца нового.

Основным вопросом всякой революции является вопрос о государственной власти. Когда пожар революции разгорается, пламя ее прежде всего направлено против основного стража старого мира - государства. "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия" '. Взяв в свои руки политическую власть, новые классы, осуществляющие революцию, реорганизуют весь механизм социально-политической жизни общества: новые органы революции рождаются в ее же собственном огне. Захват власти революционными силами есть акт осуществления политической революции. Это и есть революция в узком смысле слова. Понятие же социальной революции в широком смысле - это, как уже сказано, коренные преобразования всех сфер общественной жизни.

Социальным революциям свойственна разная мера стихийности и сознательности. В процессе перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, а от него - к феодальному революции совершались преимущественно стихийно и выражались в отдельных, как правило, локальных массовых движениях и восстаниях. Буржуазные революции, ломавшие устои феодализма, приобретают более осознанный, организованный характер: здесь все большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций, имеющих в числе своих предпосылок и определенную идеологию. Принцип сознательности поднимается на высший уровень в эпоху социалистических революций, совершающихся как теоретически, тактически и стратегически обоснованный, закономерный социальный процесс перехода от капитализма к социализму.

Социальная революция принципиально отличается от социальной реформы: последняя направлена, как правило, лишь на частичные преобразования в рамках существования данного строя. "Но эта противоположность не абсолютна, эта грань не мертвая, а живая, подвижная грань, которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае" (Ленин В. И. Полн. собр. соч.. т. 31. с. 133. Там же. т. 20. с. 167). Опыт истории показывает, что реформы отнюдь не противопоказаны социальному прогрессу.



6.Типы социальных революций Тип социальных революций определяется тем, какие социально-политические противоречия она разрешает, какой общественный строй ниспровергает и какой создает заново. Это содержание выражает собой понимание революции в широком смысле слова - как переход от одного качественного состояния общества к другому (который совершается как путем вооруженных действий масс, так и не обязательно этим путем, а как совокупный результат действия многоразличных факторов общественной жизни). К такому типу революций можно отнести, например, переход общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму, то есть вообще переход от одной общественно-экономической формации к другой. Так, социальной революцией был переход от рабовладения к феодализму в результате разрешения внутренних противоречий рабовладельческого способа производства, хотя он и не имел характера политической революции.

Принципиально иной тип представляют собой революции, в которых ведущую роль играют социально-политические мотивы. Эти революции также способствуют смене одной общественно-экономической формации другой, но они осуществляются путем насильственных действий одного класса против другого. И эти действия осуществляются на основе теоретической программы, двигающей определенные социально-политические цели и идеалы. К такому типу можно отнести буржуазную и социалистическую революции. К особому типу социальных революций, способствующих осуществлению в конечном счете обеих названных революций, следует отнести революции, затрагивающие ту или иную отдельно взятую сферу общественной жизни. Сюда относятся научно-технические, культурные революции и т. д. Все они являются необходимыми составными частями указанных типов революции.

Высший тип революции являет собой социалистическая революция, имеющая своей целью коренные преобразования общества в интересах трудящихся. Она отличается от предшествующих социальных революций тем, что если прежние революции ограничивались изменением политической власти, приведением ее в соответствие с уже возникшими новыми экономическими отношениями, то социалистическая революция характеризуется прежде всего созидательным началом: ее высшее назначение - утверждение общественной собственности на средства производства, социалистических производственных отношений.



7. Классы и классовые отношения

Общая характеристика социальной сферы общества Социальная сфера есть исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами. Ключевое значение для понимания социальной сферы жизни общества имеют понятия общественно-экономической формации, способа производства, базиса и надстройки, разделения труда, а также учет различий между городом и деревней - образа жизни, общественного бытия и общественного сознания и др. Каждому исторически определенному способу производства соответствует и свой специфический тип социальной сферы общества: наличие определенных классов и социальных групп. Смена общественно-экономических формаций, естественно, приводит к изменениям и в социальной сфере, однако последняя не возникает автоматически: она обладает устойчивостью и относительной самостоятельностью.

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Поэтому вопрос о структуре социальной сферы жизни общества связывается в первую очередь с проблемой взаимоотношения классов.

Возникновение классов и их основные характеристики. Ленинское определение классов

Давно было замечено, что в обществе существуют различные по своему положению, интересам и стремлениям социальные группы, или классы. При попытке понять их происхождение высказывались самые разнообразные взгляды. Одни усматривали их источник либо в духовных качествах, психологических особенностях людей, либо в их религиозных взглядах, мировоззрении (ведь, по меткому выражению Л. Фейербаха, в хижинах думают иначе, чем во дворцах); другие - в уровне благосостояния (который рассматривался независимо от места человека в системе материального производства). Каково же действительное происхождение классов, в чем их источник?

Классы возникли в период разложения родового строя. Основной предпосылкой расслоения общества на классы явилось наличие двух процессов: развития производительных сил и разделения труда. Эти два процесса столь тесно взаимосвязаны, что фактически о них можно говорить как о двух сторонах одного явления - общего прогрессивного развития производительных сил. Но так или иначе это развитие имело своим следствием социальную дифференциацию людей, которая чем дальше, тем больше развивалась по линии образования определенных классов. Первое известное в истории крупное разделение труда произошло тогда, когда из общей массы племен выделились скотоводческие племена и начался обмен между скотоводами и земледельцами, способствовавший росту общественного богатства и социальной дифференциации людей. Второе еще более крупное разделение произошло путем отделения ремесла от земледелия. Это значительно интенсифицировало обмен и углубило экономическое неравенство людей. Следующий шаг в данном направлении был сделан отделением умственного труда от физического. Противоположность между этими видами труда стала определяющим признаком всех классово-антагонистических обществ. Таковы вкратце первоначальные истоки происхождения классов, их генетическая основа.

Научный анализ истории общества дал возможность выделить истинно решающий признак общественного класса, показать, что его сущность находится в прямой зависимости от места, занимаемого им в общественном производстве: собственник ли он средств производства или лишен их. От этого зависит и его социальное положение в обществе, формы его быта, образ жизни, а это в свою очередь определяет и его психологию, идеологию, мировоззрение. Поскольку решающим условием жизни и развития человеческого общества является материальное производство, постольку именно оно и составляет действительную основу деления общества на классы.

Классическое определение общественных классов дал В. И. Ленин в работе "Великий почин". "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" (Ленин В. И. Полн. собр. соч.. т. 39, с. 15.).



Классы и иные социальные группы общества

В каждом обществе наряду с классами существуют также социальные группы, которые по своему положению в системе общественного производства и по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют особые социальные слои, сословия, касты и т. д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин - представитель сословия (он мог быть "гол как сокол", но обладал привилегиями "благородного сословия"). Сословия характеризовались замкнутостью и строились по принципу строгой иерархичности, закрепленной в правовых нормах.

Социальная структура современного общества также помимо основных классов включает и определенные социальные группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими группами общества всегда относительны, подвижны. Это значит, что для каждого отдельного представителя того или иного класса, той или иной социальной группы существует реальная возможность своеобразной "социальной миграции". Так, известно, что социалистическая интеллигенция в нашем обществе сложилась главным образом из рабочих и крестьян. В наши дни все чаще можно наблюдать новую тенденцию: жители городов (представители как рабочего класса, так и интеллигенции и служащих), уезжая в сельские районы, занимаются сельским трудом. Это свидетельствует о происходящих в обществе процессах действительного стирания резких граней между городом и деревней, работниками умственного и физического труда.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политические лидеры
Реферат Brazil Essay Research Paper My report is
Реферат Алгоритм определения потребности в зарубежных трудовых мигрантах для субъекта Российской Федерации Парикова Н. В., Сигова С. В
Реферат Влияние свойств поверхности ионообменных мембран на их электрохимическое поведение в сверхпредельных токовых режимах
Реферат 12. письма в редакцию
Реферат Культура в середине и второй половине XVII в
Реферат Philoshpy
Реферат Техніко-економічне обрунтування типу і параметрів гідротехнічних і водогосподарських обєктів
Реферат StrengthTraining Exercises Essay Research Paper The Harvard
Реферат Репрессии среди крестьян на территории Западной Сибири в 1930-е годы
Реферат Fate And Destiny Essay Research Paper Fate
Реферат Поетичний стиль Р Бернса
Реферат Организация бильярдного клуба на базе отеля "Вознесенский"
Реферат Художественно-изобразительная деятельность
Реферат Основы совершенствования ассортимента повышения качества и конкурентоспособности хлопчатобумажных