Реферат по предмету "Медицина"


Гипертермии судороги

ГИПЕРТЕРМИЧЕСКИЙСИНДРОМ

Гипертермическийсиндром —состояниеглубокогона­рушениятерморегуляцииу детей с повышениемтемпера­турытела до 39 °С иболее за счетизбыточнойтепло­продукциии ограничениятеплоотдачи.
Этиологияи патогенез.Существуетмного причинпо­вышениятемпературы.Избыточнаятеплопродукциявоз­никаетв результатенепосредственногодействия надиэнцефальнуюобласть микробныхтоксинов, вирусов, ауто-антител, образовавшихсяпри травме илиоперативномвмешательстве.Стимуляциятермогенезавозникает подвоздействиемфакторов (в томчисле лекарственныхсредств), которыеусиливаютвыброс пирогенныхве­ществ, восновномкатехоламинов.Под их влияниемактивизируютсягранулоциты, моноциты, макрофаги, из которыхвыделяетсяинтерлейкин.Последнийнепосред­ственновлияет на центрытерморегуляции, расположен­ныев гипоталамусе, среднем мозге, верхнем отделеспин­ного мозга.Допускаетсяведущая рольпростагландиновгруппы Е (ПГЕ1), являющихсяпосредникамив действииинтерлейкина-1на нейроныцентров терморегуляции.ПГЕ1активизируетаденилатциклазув нейронах, чтоприводит кувеличениюуровня внутриклеточногоцикли­ческогоаденозинмонофосфата(цАМФ). Это в своюочередь изменяеттранспорт ионовСа2+и Na+изцеребро­спинальнойжидкости (ЦСЖ)в клетки и приводитк возбуждениюнейронов центровтерморегуляции.
Повышениетемпературытела могутвызывать такиеизменениявнутреннейсреды организма, как гипоксия, гиперкапния, нарушениесоотношенияК+и Na+(транс­фузиясолевых растворов), механическоераздражениецентров теплорегуляции— внутричерепноекровоизлия­ние, внутрижелудочковаягипертензия, опухоль в областигипоталамусаи т. д.
Ограничениетеплоотдачичерез кожупроисходитза счет патологическогоспазма периферическихсосудов, неправильномуходе (перегревание, подавлениеактивно­стипотовых желез).
Клиническаякартина. Привнезапномповышениитемпературытела отмечаютсявялость, адинамия, озноб. Ребенокотказываетсяот еды, хочетпить. Увеличиваетсяпотоотделение.В случае, еслисвоевременноне была про­веденанеобходимаятерапия, появляютсясимптомы, сви­детельствующиео нарушениидеятельностиЦНС. Возни­каютдвигательноеи речевоевозбуждение, галлюцинации(преимущественнозрительные), клонико-тоническиесудороги. Ребеноктеряет сознание, взгляд устремленвдаль. Дыханиеповерхностное, частое, неровное.Рас­стройствакровообращенияхарактеризуютсятахикарди­ей, падением АД, нарушениеммикроциркуляции.Асфик­сия присудорогах иостановкасердца припадении АДмогут привестик смертельномуисходу.
Гипертермическийсиндром неравнозначенсостояниюобычной гипертермии, ибо в первомслучае развиваетсяпарадоксальнаяпатологическаяреакция организма, а во втором этареакция носитзащитный характер.Типичным признакомдля гипертермическогосиндрома являетсябледностькожных покрововс цианотичнымоттенком, а длягипертермии— их гиперемия.Наиболее опасныгиперпиретическая(свыше 41 °С) температуратела, при которойотмечаютсяглубокиецеребральные, дыхатель­ные, циркуляторныеи обменныерасстройства.Следует иметьв виду, чтотемпературатела 38—40 °С такжепе­реноситсянекоторымидетьми оченьтяжело и можетугрожать жизнибольного, ибов детском организмегрубо нарушаютсямеханизмыгомеостаза.
Лечение.Истинныйгипертермическийсиндром требу­етнеотложнойпомощи и интенсивнойтерапии, которуюпроводят подвум направлениям: борьба с гипертермиейи коррекцияжизненно важныхфункций организма.
Дляснижения температурытела используютфизи­ческиеи медикаментозныеметоды охлаждения.Поверх­ностьтела ребенкаосвобождаютот одежды иэтим улуч­шаюттеплоотдачу; на областьпроекции крупныхсосудов (нашею, в паховуюобласть) накладываютпузыри со льдомили холоднойводой. В отдельныхслучаях исполь­зуютметод краниоцеребральнойгипотермии.Можно об­дуватькожные покровыпри помощивентилятора, обти­рать кожу40 -50° спиртовымраствором. Приотсутствиисудорогпромывают водойжелудок (температураводы 4—5°С), кишечник(температураводы 16—18°С) припомощи зондаили груши. Используюттакже холодноеобертываниепеленками, смоченнымипрохладнойводой (температураводы 12—14 °С). Применятьфизическиеметоды охлаждения, если у больногоимеются признакиспазма периферическихсосудов — бледность, озноб, по­холоданиеконечностей, следует осторожно!
Из лекарственныхсредств основнымжаропонижаю­щимпрепаратомв детской практикеявляется парацетамол(панадол, ацетоминофен).Парацетамолугнетает«центральный»синтез простагландинов, регулирующихпроцесс повышениятемпературы.Препарат назначаютв разовой дозе10—15 мг/кг. Введениепрепарата втой же доземожет бытьповторено попоказаниям, но не ранее чемчерез 2 ч. Панадолвыпускаетсяв разных ле­карственныхформах: в видетаблеток, капсул, микстуры, сиропа,«шипучих»порошков.
Гипертермическийэффект можетбыть достигнутс помощью анальгина, обладающего, кроме того, выражен­нымобезболивающими противовоспалительнымдействи­ем.Назначаютвнутрь, внутримышечнои внутривенно.Детям вводятанальгинвнутримышечноиз расчета 0,1— 0,2 мл 50 % раствораили 0,2—0,4 мл 25 % растворана 10 кг массытела. Для применениявнутрь и исполь­зованияв детской практикевыпускаютсятаблетки по0,05; 0,1; 0,15 и 0,5 г. Высшаяразовая дозадля детей 1 г, суточная — 2г.Анальгин содержитсяв комбинирован­ныхлекарственныхсредствах: баралгин (спазмалгон, максиган) содержитв одной таблеткеанальгин (0,5 г), спазмолитиктипа папаверина(0,005 г) и ганглиоблокатор(0,001 г). Пенталгинсодержит водной таблеткеанальгина ипарацетамолапо 0,3 г, кодеина0,01 г, кофеинбензоатанатрия 0,05 г ифенобарбитала0,01 г.
Эффективнымсредством вборьбе с гипертермиейяв­ляютсянейроплегическиепрепараты, которые назначаютв составе литическойсмеси: 1 мл 2,5 % растворааминазина, 1 мл2,5% растворадипразина(пипольфена),0,2 мл 1 % растворапромедола, 8 мл0,25 % растворановокаина.Раствор дипразина(пипольфена)можно за­менить1 мл 2 % растворасупрастина.Литическуюсмесь вводятиз расчетаодноразовойдозы 0,1—0,2 мл/кгмас­сы теларебенка. Притяжелых гипертермическихсостоя­нияхпроцедуруповторяюткаждые 4—6 ч. Нельзяназначатьлитическуюсмесь в случаеглубокой комы, угнете­ниядыхания илисердечнойдеятельности.
При гипертермииинфекционнойприроды вводятвну­тримышечноили внутривенноантибиотики.Борьбу с аци­дозом, гипоксией, гиперкапнией, отеком мозга, токсико­зомпроводят пообщим правилам.Для улучшенияпери­ферическогокровообращенияпоказано внутривенноевве­дениеколлоидныхрастворов(реополиглюкин)из расчета10—15 мл/кг массытела ребенка, изотоническихраство­ровглюкозы и натрияхлорида в соотношении2:1. Общее количествовводимой жидкостисоставляет20—25 мл/кг массытела.
При гипертермическомсиндроме температурутела у больногоребенка контролируюткаждые 30 минили 1 ч. Показанособый питьевойрежим (кипяченаявода, 5 % растворглюкозы, изотоническийраствор натрияхлорида, оралит, минеральнаявода, соки). Обычнона каждый градусвыше 37 °С требуетсядополнительноевведение жидкостииз расчета 10мл/кг массытела. На­пример, ребенку в возрасте1 года при температурете­ла 38 °С показанприем жидкостииз расчета 130—150 мл/кг, при температуре39 °С — 140—160 мл/кг, при 40 °С— 150—170 мл/кг.
Прогноз. Присвоевременномпроведениивсех лечеб­ныхмероприятийблагоприятный.
СУДОРОЖНЫЙСИНДРОМ

Судорожныйсиндром — одноиз наиболеегрозных осложненийнейротоксикоза, повышениявнутричерепногодавления иотека мозга.
Этиологияи патогенез.Судороги обусловленыдейст­виемна нервнуюсистему различныхвредных факторов.Чаще судорогивозникают приострых вирусныхинфек­циях, травмах, нарушенияхобмена веществ, менингитах, энцефалитах, нарушениимозговогокровообращения, ко­матозныхсостояниях, как неспецифическаяреакция нервнойсистемы навакцинацию.
При острыхнейроинфекциях(токсикоз, азотемия)судорожныйсиндром являетсяпроявлениемобщемозго­выхнарушений, внутричерепнойгипертензиии отека моз­га.Часто такиесостояниявозникают нафоне гипертермии.Судороги наблюдаютсяпри эпилепсии, токсоплазмозе, опухолях головногомозга, действиипсихическихфакторов, вследствиетравм, ожогов, отравлений.Причинойвозникновениясудорог могутбыть расстройстваобмена веществ(гипогликемия, ацидоз, гипонатриемия, обезвоживание), нарушениефункции эндокринныхорга­нов(недостаточностьнадпочечников, нарушениефункции гипофиза), артериальнаягипертензия.При спазмофилиисудороги обусловленыгипокальциемией.Судорожныеприступы могутразвитьсявследствиеуплотнениямозго­вой тканиза счет кровоизлиянияв мозг илипоследую­щегоразвития спаек, глиозе, какследствиесклерозирующегопроцесса.
У новорожденныхк судорогаммогут привестиасфик­сия, гемолитическаяболезнь, врожденныедефекты раз­витияЦНС. У детейраннего возрастаморфологическаяи функциональнаянезрелостьмозга обусловливаютниз­кий порогвозбудимостиЦНС и ее склонностьк диффуз­нымреакциям. Этомутакже способствуютвозрастнаягидрофильностьткани мозгаи повышеннаясосудистаяпроницаемость.
Клиническаякартина. Клиническиепроявлениясудо­рожногосиндрома оченьхарактерны.Ребенок внезапнотеряет контактс окружающими, взгляд становитсяблуждающим, глазные яблокисначала плавают, а затем фиксируютсявверх или всторону. Головазапрокинута, руки сгибаютсяв кистях и локтях, ноги вытягиваются, челюсти смыкаются.Возможно прикусываниеязыка. Дыханиеи пульс замедляются, может наступитьостанов­кадыхания. Судорогивсегда угрожаютжизни больного.
Условносудорожныесостояния можноразделить наэпилептические(истинные) инеэпилептические(неспеци­фические, вторичные, симптоматические).
Эпилептическиеприпадки (пароксизмы)отличаютсявыраженнойсимптоматикой.Наряду с психомоторнымии вегетативнымирасстройствамив клиническойкартине доминируюттонико-клоническиесудороги. Болеесложны длядиагностикималые припадки, характеризующиеся
разнообразнымивнешними проявлениями— кивками, подергиваниеми запрокидываниемголовы и т. д.
Неэпилептическиесудорожныеприступы приразлич­ныхзаболеванияху детей такжеотличаютсядруг от друга.Судороги бываютгенерализованныеи локальные, однократныеи серийные, клоническиеи тонические.Клоническиесудорогихарактеризуютсяповторнымсокраще­ниеми расслаблениемотдельных группмышц, тоничес­кие— длительнымнапряжениеммышц, преимущественнов разгибательнойпозе (вынужденноеположение); клонико-тоническиесудороги —периодическаясмена тони­ческойи клоническойфаз. Частыенекупирующиесясудо­рогипереходят всудорожныйстатус — особонеблагоприятноесостояние убольных детей.
Для уточнениядиагноза присудорогах удетей тре­буетсяэкстренноелабораторноеопределениеуровня глю­козы, кальция, магния, натрия, бикарбонатов, азота мо­чевины, креатинина, билирубинав крови, газовогосостава артериальнойкрови. С цельювыявлениянейроинфекцииили кровоизлиянияпроводят люмбальнуюпункцию.
Лечение.Независимоот причинысудорожногосинд­романеотложнуюпомощь начинаютс общих мероприя­тий: обеспечениедоступа свежеговоздуха, аспирацияслизи из верхнихдыхательныхпутей, предотвращениезападенияязыка, физическиеметоды охлажденияпри гипертермии, достаточнаяоксигенация, восстановлениедыхательнойи сердечнойдеятельности.Решается вопросо госпитализацииребенка и местелечения (отделениеневрологии, инфекционное, палата интенсивнойтерапии).
Длякупированиясудорожногосиндрома применяютседуксен (реланиум, диазепам, сибазон, валиум) внутри­мышечноили внутривеннов 10 % раствореглюкозы илиизотоническомрастворе хлориданатрия в дозе0,3— 0,5 мг/кг, в тяжелыхслучаях до2,5—5,0 мг/кг. Разоваядоза для детейв возрасте до3 мес составляет0,5 мл 0,5 % раствора, в возрасте от3 мес до 1 года— 0,5— 1,0 мл, от 3 до6 лет — 1,0—1,5 мл, длядетей школьноговозраста — 2—3мл. При некупирующихсясудорогахвведение препаратав той же доземожно повторитьчерез 2—3 ч. Седуксенможно комбинироватьс натрия оксибутиратомв дозе 70—100—150 мг/кгвнутривенноструйно иликапельно визотоническомрастворе натрияхлорида или5 % растворе глюкозы.При некупирующихсясудо­рогахпоказано проведениебарбитуровогонаркоза: гексеналили натриятиопентал ввиде 0,5—1,0 % растворвводят внутривенномедленно в 5 %растворе глюкозыпо 3—5—10 мл (40—50 мг/годжизни). Возможновве­дениемиорелаксантов(листенон, тубарин)с последую­щимпереводом наИВЛ.
Обязательнымусловием присудорожномсиндроме являетсяпроведениедегидратационноитерапии: сульфатмагния вводитсявнутримышечнов виде 25 %раствораиз расчета 1 млна год жизниребенка; лазикс(фуросемид)вводят внутривенноили внутримышечнов дозе 3— 5 мг/кгмассы тела всутки; осмодиуретики(маннитол, сорбитол)вводят из расчета5—10 мл/кг; применяютконцентрированныерастворы плазмы, альбумин.
Дополнительноназначаютфенобарбиталв дозе 1 мг/кг3 раза в суткилибо комбинациюфенобарбиталас дифениномв суммарнойдозе 1 мг/кг 3 разав день, которыепри невозможностиглотания вводятчерез зонд.
Если этимероприятиябезуспешны, производятлюмбальнуюпункцию с медленнымвыведением5—10 мл це­реброспинальнойжидкости.
При тоническихсудорогах истволовойсимптоматикеввиду угрозывклиниванияствола мозгав большое заты­лочноеотверстиелюмбальнаяпункция противопоказана.
При судорожномстатусе дополнительноназначаютглюкокортикоиды(преднизолонв дозе до 10 мг/кг), оксигенотерапию, гипербарическуюоксигенацию, прово­дяткоррекциюметаболическихнарушений, восстанавливаютгемодинамику.
В послеприступныйпериод показанпирацетам вболь­ших дозахвнутривенноили через рот: детям до 3 лет— 3 г, старше 5 лет— до 5—10 г в сутки.При отсутствиисудорог в болеепоздние срокиназначаютцеребролизин, энцефабол, аминалон, токоферол, аскорбиновуюкислоту, седативные, общеукрепляющиесредства, витаминыгруп­пы В. Ребенокс судорожнымсиндромомдлительноевре­мя долженнаблюдатьсяпедиатром иневропатологом.
Прогноз.Отдлительностисудорожногосиндрома за­висятближайший иотдаленныйпериоды заболевания.В грудном возрастевелика опасностьлетальногоисхода, еслисудороги носяттяжелый характери имеют непре­рывнорецидивирующеетечение.

Обморок(Syncope)—наиболее легкаяформа остройсосудистойнедостаточности.Причина обморока— острое малокровиемозга в результатенарушениянейро-гуморальнойрегуляциисосудистоготонуса. Обмороквыражаетсяво внезапнонаступившейдурноте, головокружении, слабости ипотере сознания.Обморочноесостоя­ниебывает кратковременным.Оно вызываетсяобычно какой-нибудьнеглубокойпричиной (испуг, духота, переутомление, нарушениережима питания, склонностьк нейроциркуляторнымрасстройствами т. п.). Обмороксопровождаетсязначительнымпобледнениеми похолоданиемкожных покровов, похолоданиемконечностей.Дыха­ние замедленное, поверхностное.Наблюдаетсяострое падениеартериальногодавления, пульсредкий, малый, слабого наполненияи напряжения.Тоны сердцаглухие.
Лечение.При обморокебольному необходимопридать гори­зонтальноеположение снизко опущеннойголовой дляулучшениямозговогокровообращения.Надо освободитьшею и грудь отстесняющейодежды; дляраздражениярецепторовкожи опрыски­ваюттело холоднойводой, применяютрастираниетела, дают вды­хатьнашатырныйспирт. Призатянувшемсяобмороке показаноискусственноедыхание. Длявоздействияна сосудодвигательныйцентр назначаютинъекции кофеинаи камфары. Обморокможет повторитьсяи потому, послетого как больнойпришел в себя, его надо уложитьв постель.

© Copyright АтановА. 2001-2002
#ФАЙЛ:

#ТЕМА: «Гипертермии, судороги»

#РАЗДЕЛ

#НАЗНАЧЕНИЕ: реферат
#ФОРМАТ:
Win Word 97
#АВТОР:
Атанов Андрей
#СДАВАЛСЯ: Белгородское медицинское училище Юго-Восточной железной дороги. Преподаватель педиатрии Андрюхина Т. В. 2001 г. Оценка «отлично».

#ПРИМЕЧАНИЯ: From: atanov@belnet.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Принятие христианства на Руси русский взгляд
Реферат Тригери на логічних елементах
Реферат Проектирование WEB-сервера ЛВС для интернет-каф
Реферат Диагностика кадрового потенциала предприятия
Реферат Вскрытие продуктивного пласта бурением
Реферат Влияние решений европейского суда на арбитражные суды Российской Фе
Реферат Жесты и мимика бизнесмена Принятие решений в бизнесе
Реферат Алгоритмы сортировки поиска длиннейшего пути во взвешенном графе и поиска покрытия близкого к кратчайшему
Реферат Педагоги - Герои Советского Союза
Реферат Character Analysis Macbeth Essay Research Paper MacBeth
Реферат Информационно-поисковые системы на примере "Рамблера"
Реферат Обоснование точки безубыточности и зависимость максимально допустимых переменных издержек от объёма продаж
Реферат Використання краєзнавчого матеріалу як мотиваційного засобу у навчанні французької мови
Реферат Системы учета "стандарт-кост" и нормативного метода - основа организации управленческого учета
Реферат Системи законодавства суть та співвідношення з системою права