ВВЕДЕНИЕ У каждого человека в жизни есть цели, связанные с различными областями жизнедеятельности, но часто люди, связанные совместной работой, сталкиваются в своих интересах, в этом случае происходит конфликт. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Не являются исключением в этом и Вооруженные Силы Российской Федерации. Однако в отличие от конфликтных ситуаций в обществе в целом, конфликты, в Вооруженных Силах, учитывая замкнутость военно-профе
ссиональных отношений, построение этих отношений на принципе единоначалия, переживаются острее, а их последствия могут оказаться более глубокими и значимыми. Актуальность темы обусловлена недавно проведенной реорганизацией Вооруженных Сил Российской Федерации, в ходе которой сформировались новые подразделения, объединились ещё недавно самостоятельные воинские части, имеющие определенную специфику своей повседневной деятельности. В результате, личный состав оказался в несколько иных для себя условиях, в бол
ьшей степени, это касается военнослужащих по контракту, привыкших к уже сложившейся системе и не готовых к таким изменениям, как изменение подчиненности частей и подразделений, необходимости взаимодействовать в новом коллективе. Формирование новой организационно-штатной структуры Вооруженных Сил, а в частности военно-воздушных сил, привело к объединению, в одну организационно-штатную структуру – авиационную базу, трех различных составляющих: авиационной, тылового и радиотехнического обеспечения. Соответственно на кома
ндира авиационной базы возложено выполнение специфических задач по руководству и обеспечению эффективной деятельности новой структуры, что не может не накладывать отпечаток на служебные отношения в столь многогранном коллективе. Целью выпускной квалификационной работы является анализ характерных для воинского коллектива конфликтов, выработка способов для их профилактики, а так же методов по управлению ими. Основными задачами работы являются: - изучение сущности конфликтов, анализ возникновения конфликтных ситуаций и
конфликтов; - выявление особенностей протекания конфликтов в условиях воинских коллективов; - исследование различных способов и методов профилактики конфликтов и управления ими; - выработка предложений по профилактике конфликтов и управлению ими для всех категориям военнослужащих. Научная новизна, заключается в детальном рассмотрении проблемы конфликтов, возникающих в воинских коллективах, в результате перехода на новый облик Вооруженных Сил Российской Федерации. Практическая значимость заключается в вы
работке предложений, а также способов всестороннего управления конфликтами в любых условиях обстановки независимо от статуса их участников. Объектом исследования является личный состав авиационной базы. К предмету исследования относятся межличностные отношения, складывающиеся на всех уровнях коллектива. Особенностью дипломной работы является то, что в ней рассмотрены вопросы, связанные с управлением и предупреждением конфликтов, не с точки зрения психолога, а со стороны командиров войскового звена, которые на пр
актике сталкиваются с данной проблемой в повседневной деятельности, при непосредственном взаимодействии с личным составом. ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ 1.1 Природа конфликтов, их виды и характеристика Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой деятельности. Ничего странного в этом нет. Конфликты возникают в процессе взаимодействия людей, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько
существует человек. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому каждому человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении, так как, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них [2]. Дви
жущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека победить, сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе, или надежда на достижение поставленной цели. Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности. Общность всех конфликтов, независим
о от их природы, заключается в столкновении интересов, стремлений, целей, путей их достижения, отсутствии согласия двух или более сторон – участников конфликта. В настоящее время во всех сферах жизни общества существует большое количество различных градаций тех или иных конфликтных ситуаций, по-своему трактующих их характеристики. В житейском толковании мы обычно понимаем под конфликтами какой-либо раздор, ссору, спор, драку или даже военное столкновение противоборств
ующих сторон и однозначно считаем, что конфликтов надо избегать и не допускать, так как обе стороны в конфликте заведомо проиграют. Однако такое толкование конфликта неверно в принципе. В конфликте, как и в любом явлении, есть положительные и отрицательные стороны. Известную поговорку «в споре рождается истина» можно с полным основанием применить и к конфликту. Понятие конфликта во многом зависит от теоретического подхода к нему.
Различают две позиции. Первая заключается в том, что конфликт – это столкновение и борьба различных сил, лиц или позиций в силу несовместимости или противоположности интересов. Вторая позиция, конфликт – процесс развития взаимодействия и система отношений между участвующими в нем сторонами [22]. Под понятием конфликт (от лат. conflictus – столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов
конфликта и обычно сопровождающихся негативными эмоциями. Оптимальным будет следующее определение: «Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами, работниками или группами работников». Современный подход к сущности конфликта рассматривает его как неизбежный, и даже в некоторых случаях необходимый элемент деятельности организации. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помог
ает выявить большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решения группой более эффективным, а также дает возможность людям выразить свои мысли, удовлетворить свои личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов. Однако нередко конфликт имеет и отрицательный характер. Иногда он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Разрушительная сила конфликтов бывает такова,
что организации, где не уделяют должного внимания своевременному их разрешению, оказываются, полностью парализованы, и никто из руководства не в состоянии найти пути к ликвидации конфликта, к восстановлению работоспособности пораженной конфликтом организации. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. На рисунке 1. пре
дставлены элементы конфликта. Рисунок 1. Элементы конфликта Объект конфликта – это реально существующая объективная причина, из-за которой и разгорается конфликт. Объект конфликта возникает задолго до самого конфликта. Оппоненты – участники конфликта (соперники, противники). Надо отметить, что оппоненты, вступающие в конфликт, обладают различной «силой», которая определяет возможность победы и называется рангом оппонента. Оппоненты бывают трех рангов: - первого – человек, который выступает от собственного и
мени и преследует в конфликте достижение своих личный целей; - второго – человек (или группа), который преследует в конфликтах групповую цель; - третьего – структура, состоящая из нескольких групп, имеющих в данном конфликте общую цель. Инцидент – действия, направленные на создание конфликта между оппонентами. Между инцидентом и объектом конфликта существует примерно такая же связь, как между причиной и поводом. Так, причиной конфликта может быть неправильный стиль руководства коллективом, а поводом – нетактичност
ь по отношению к подчиненному. Поводы могут быть разными, так как конфликтная ситуация и инцидент достаточно независимы друг от друга. Предмет конфликта – это внутренняя причина, которая толкает человека на конфронтацию. У каждого оппонента, участвующего в конфликте, помимо объективных обстоятельств, есть и личные причины заинтересованности в конфликте. Чтобы конфликт начал разрастаться, конфликтная ситуация (причина) должна перерасти в инцидент (следствие), когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. И
нцидент, в свою очередь, является поводом (причиной) обострения и углубления конфликта (следствие). Принято выделять два типа конфликтов: внутриличностный конфликт и социальный, но мы рассмотрим также и некоторые другие типы конфликтов (рисунок 2.). Внутриличностный конфликт представляет собой острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, отражающей противоречивые связи с социальной средой и задерживающей принятие решения.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |