Реферат по предмету "Философия"


Этика, учение о морали и нравственности

смотреть на рефераты похожие на "Этика, учение о морали и нравственности "
Институт Транспорта и Связи
[pic]
ЭТИКА
УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Тема: учение о морали и нравственности
Тип: контрольная работа №1
Выполнил: Ситников Максим группа 3301 BN
Дата сдачи на проверку: ______ ___
Дата возврата на доработку:______ ___
Зачет/не зачет
Преподаватель: О.В. Позднякова
Рига-2004
Контрольная работа № 1.
ЭТИКА - УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Цель контрольной работы:
• определение предмета этики;
• выявление места этики в системе гуманитарных наук;
• рассмотрение основных функций науки о морали; анализ роли морали в жизни общества.
Основные вопросы:
1. Предмет, метод и основные функции этики.
2. Понятие морали, ее сущность.
3. Назначение и функции морали.
* * *
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:
а) нравственность 1) внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; б) норма 2) этически узаконенное установление, признанный обязательный порядок; в) этика; 3) философское учение о морали, ее развитии, в принципах, нормах и роли в обществе; г) обычай 4) традиционно установившиеся правила общественного поведения; д) мораль 5) нравственные нормы поведения, отношений с людьми; е) добродетель 6) положительное нравственное качество, высокая нравственность.
2. Какие формы познания морали предшествовали этической науке?
Способом познания мира и морали являлись непосредственно чувства человека.
3. С именами, каких мыслителей прошлого связано развитие этических исследований?
Сократ – фактически родоначальник диалектики, как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Сократ первым из философов делает моральное бытие человека и вопросы блага и добродетели, добра и зла, пользы и счастья, предметом рассмотрения философии.
Платон – ученик Сократа, его библиограф и толкователь, создал ряд трудов по морали, космогонии, политике. В труде «Государство, политика, закон» определил типы государств и предложил макет совершенного государства, основанного на 4 доблестях - мудрости, мужестве, благоразумие, справедливости.
Аристотель – ученик Платона, отвергнувший его учение и, в последствии создавший собственное. Аристотель – определил и классифицировал науки, разделив их на три большие группы: теоретические, практические и творческие. Аристотель считал разум мерилом истинной сущности человека, признаком его индивидуальности.
Протагор – философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».
В Афинах Протагор обвинялся в атеизме
Эпикур – Основная идея философии Эпикура заключается в том, что человек, удовлетворяющий свои естественные, необходимые, телесные потребности уже может вполне считаться счастливым. В философии Эпикура основное внимание уделено наслаждению и счастью, которое от него происходит. Человек, испытывающий наслаждение является свободным от страданий. Человек может обрести полную свободу, покой и безмятежность лишь при полном отрешении индивида от окружающего мира. Внутреннее раскованное безразличное отношение к удовольствиям позволяет индивидууму постичь всю их сладость.
4. Назовите причины, обусловливающие интерес многих философов к этической проблематике.
Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Тот смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существенно зависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех или иных философских системах. Когда становиться ясным, то поведением человека управляют обычаи людей, установления культуры, все то, что составляет иную, вторую, не - вещную природу, эта "вторая природа" предстает как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А это означает, что нравственности можно научиться. Для многих философов процесс развития морали, образа мышления, проблемы добра и зла представлял и представляет огромный интерес. Каждый, выдвигая ту или иную точку зрения, пытается объяснить поступки людей и создать модель идеальной морали, идеального человека, общества и государства. Возможно, кого-то к этому побуждает тщеславие, а кого-то искреннее желание изменить мир к лучшему. Дать людям идеал, к которому они будут стремиться.
5. В какой исторический период этика оформилась как самостоятельная научная дисциплина? а) IV в. до н.э.; б) XI-XII вв.; в) конец XVIII в. г) XIX в.; д) середина ХХ в.
6. Назовите известных Вам мыслителей, внесших наибольший вклад в процесс становления современной этики и оказавших наибольшее влияние на ее дальнейшее развитие.
Гоббс, Спиноза, Кант, Ницше
7. Кто из мыслителей ввел в научный обиход термин «этика»? а) Сократ; б) Аристотель; в) И. Кант; г) Л. Толстой.
8. Что из перечисленного ниже является предметом этики как науки? а) общество в целом; б) общественные отношения; в) мораль общества; г) мораль индивида; д) моральное сознание; е) нравственные оценки и ценности; ж) совокупность правил и норм поведения; з) само поведение людей; и) свойства и способности человеческого характера.
9. В чем заключается гносеологическая функция этики? а) в определении альтернатив общественного развития; б) в познании механизмов функционирования общества; в) в приобщении индивидов к определенным традициям, обычаям, правилам поведения.
10. В чем заключается прогностическая функция этики? а) в магическом предсказании будущего; б) в разработке эффективных способов преобразования общества; в) в выработке способности рационально оценивать общественные процессы; г) в разработке возможных альтернатив развития общественных процессов.
11. В чем заключается инструменталистская функция этики? а) в разработке эффективных методов этических исследований; б) в разработке эффективных методов реформирования общества; в) в приобщении индивида к определенной культуре; г) в определении и разработке возможных сценариев общественного развития.
12. Как говорил Аристотель, юноша – неподходящий слушатель для лекций по этике. Как Вы считаете, что имел в виду древнегреческий мыслитель? Всегда ли этика может повлиять на человека?
Я считаю, что Аристотель подразумевал молодость если не как глупость, то как хаотичность в суждениях и взглядах. Вопросы морали и нравственности становятся интересны человеку лишь по достижению какой-либо вехи, при накоплении каких-то знаний, что, вступая в конфликт с его личностными суждениями, заставляют обраться к изучению этики. Большинство людей никогда не задумываются о таких сложностях, если они и слышали о Платоне и Канте, то разницу между ними объяснить не в состоянии. Да им это и ни к чему. Основной запас этических ценностей человеку прививают родители, исходя из собственных взглядов на жизнь, и школа, исходя из соображений общества, политики т.п. Большинству людей этого вполне достаточно, и если с течением лет их этические взгляды меняются, то не намного. Насколько этика может повлиять на человека? В моем понимании повлиять – значит сделать лучше. Тогда это опять же это зависит от человека. Одни способны учиться и воспринимать новое, другие нет. Одни способны поступить морально, другие нет. Но в любом случае этика не сможет повлиять на человека, если он сам этого не захочет. Кому-то в его стремлении поможет та или иная религия. Кому-то тщательный неторопливый самоконтроль и самоанализ. Но отбросить свои старые суждения и ценности и начать действовать с позиции какой-либо моральной концепции не способен никто.
13. Какой смысл вкладывается в понятие «мораль»? С чем связана многозначность этого термина?
Слово "мораль" означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью, и считает эти слова синонимами. Понятие "мораль" чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль по большому счету это система ценностей характерная определенному человеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а на силу сознания, на убеждение. Можно сказать, что мораль держится на трех важнейших основаниях. Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: "так принято" или "так не принято", "так все делают", "как люди, так и я", "так исстари велось", "наши отцы и деды так поступали и мы будем так же". Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо и "что такое плохо". Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали. В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть. О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об очень плохом, аморальном человеке: "Ни стыда, ни совести". Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. ("Кого честь не берет, того палка проймет", - говорит одна из пословиц). Указанные три обоснования морали неодинаковы по своим размерам, силе и значению. Для морали, опирающейся на привычки, традиции и силу общественного мнения, особое значение имеет сознательность личности, добровольность ее нравственного поведения. Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческой личности. Трудности изучения морали обусловлены тем, что они связаны с очень "тонкими" психологическими и социальными механизмами. Мораль возникает там, где даны психические отношения между людьми. Но эти отношения сформированы на социальном уровне, там, где психические переживания связаны с представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастье и т.п. Естественно, что у животных таких представлений в ясно выраженной форме нет и быть не может, ибо моральные отношения - это психические отношения более высокого социального уровня, присущие только человеку. Сложности возникают и тогда, когда мы стремимся локализовать мораль, выделить ее из других связей и отношений. Сделать это не удается. Дело в том, что мораль обладает все проникающей способностью, а не локализована в какой-то одной области: науке, политике, производстве, семье и т.д. Одно и то же действие может оказаться моральным, аморальным, внеморальным - все зависит от того, выражает ли оно отношение человека к действующей в обществе системе ценностей. Прыжок в воду купальщика ни морален, ни аморален. Но подобный же прыжок, совершенный человек для спасения утопающего, уже моральный поступок, ибо он отражает отношение человека к ценности другой человеческой жизни. Лишать человека жизни вряд ли морально, но если это происходит при выполнении задач вооруженной защиты Отечества, на поле боя, это во все времена признавалось и моральным, и достойным деянием. Вообще надо сказать, что нравственность, моральность или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от поступков и действий человека. Любой человек может на словах наделять себя любыми качествами. Больше того, он может искренне верить в то, о чем он говорит. Однако лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может подтвердить или опровергнуть его утверждение. Все это надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый человек, но и каждый класс, социальный слой и социальная группа общества всегда пытаются использовать мораль в идеологических целях, приспособить ее к своим интересам, оправдать с ее помощью свой образ жизни.
14. Совпадает ли теоретическое содержание терминов «этика», «мораль», «нравственность» с их повседневным употреблением?
В повседневном употреблении эти термины сходны, но в тоже время они и сильно разняться. Термин «Этика» - в основном используют как обозначение поведения, и зачастую смешивают с эстетикой. «Мораль» - используют как отдельное нравственное практическое наставление, нравоучение. (Мораль сей басни такова…) Слова «моральный» и «моральность» применяют скорее как качественное определение поступка, в контексте пристойно и достойно ли это. О «нравственности» говориться при описании качеств какого-либо достойного человека, священника, просветителя и т.п.
15.1. Назовите «золотое правило нравственности».
«Золотое правило нравственности» является древнейшей этической нормой поведения человека. Его наиболее распространенная формулировка гласит: "(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. "Золотое правило" уже встречается в ранних письменных памятниках многих культур (В учении Конфуция, в древнеиндийском Махабрате, в Библии, в "Одиссее" Гомера и др.) и прочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы "Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
15.2. Согласны ли Вы, что данный принцип должен лежать в основе взаимоотношений людей?
Да, согласен. В таком случае мы достигли бы рая на земле и при жизни, воплотили идеал древних и античных философов, свели на нет войны и любые разногласия, и был бы мир во всем мире. Боюсь, что на данном этапе существования человека осуществления этих надежд ждать не приходиться – слишком велика центробежная сила человеческой жадности и злости. Можно ли построить рай на земле в мире, где деньги возведены на место бога? А их количество является мерилом престижа?
16. В условиях родоплеменного строя индивид целиком отождествляет себя с коллективом, а его поведение характеризуется нерасчлененностью, слитностью поведения и сознания. Как Вы считаете, существует ли в этих условиях мораль как система норм? Обоснуйте свой ответ.
На ранних ступенях человеческого общества мораль выступает в основном в эмоциональных, наглядно-чувственных формах. Она скудна на рациональном уровне, то есть на уровне понятий, принципов, обоснований, носит преимущественно конкретный и чувственный характер, не осознаваясь в виде абстракций. Нравственность сводится к восхвалению физической силы, утверждению взаимоподдержки, повиновения старшим. Лишь постепенно, позднее конкретно-чувственное обобщение приходит к абстракциям морального значения - принципам, нормам, оценкам, понятиям. Мораль закреплялась в сознании людей через сказания, мифы, песни, ритуалы и т.п. Этическое и эстетическое еще не отделились друг от друга. Мораль проявлялась в равенстве всех членов родоплеменного коллектива. Все равно трудятся, имеют равное отношение к результатам труда, накрепко закрепленные в обычаях, табу (запретах) и т.д. Мораль первобытного строя распространяется только на членов рода, племени, но не на других людей, "чужаков". Моральные оценки распространяются на явления природы. Человек не выделяет себя из природы. Он как бы живет в мире добрых и злых стихий, животных, явлений (благодарит "доброго" медведя или оленя, "позволившего" убить себя на охоте). Мышление первобытного человека сориентировано на внешний мир. Самосознание, самооценка только зарождались, он еще не в состоянии абстрактно рассуждать. В период родового строя люди, как правило, не отличают мотивов поступка от самого поступка, не различают, например, убийство с умыслом от убийства в результате несчастного случая (на охоте и т.д.). В обоих случаях в силу вступал закон возмездия - кровная месть.
17. Какие регуляторы поступков и общественных отношений существовали до появления морали?
Поскольку человек первобытного общества не был развит как личность, моральное регулирование поведения первобытного общества осуществлялось посредством обычаев, традиций, табу и различных ритуалов.
18. В чем Вы видите сходство и различие обычаев и морали? Заполните таблицу.
| |Сходство |Различие | |Обычаи |1. Позволяет разграничить, |1. Не являются результатами | | |что допустимо, а что нет. |сознательного личного выбора | | |2. Дает возможность к |2. Имеют четкую сферу | | |духовной жизни, выводит из |действия и применения | | |животного состояния, |3. Учат по старому, в них нет| | |препятствует регрессу. |места иным трактовкам или | | | |импровизациям | |Мораль |1. Заставляет подчиняться |1. Оставляет выбор совершения| | |определенным ранее |поступка | | |установленным правилам. |2. Стремиться к всеобщему | | |2. В определенной степени |распространению | | |ограничивает личность в |3. Учит на будущее и требует | | |свободе |творческого подхода |
19. Аналогичным образом сравните мораль и право. Заполните таблицу.
| |Сходство |Различие | |Право |1. Позволяет разграничить, |1. Закрепляется и | | |что допустимо, а что нет. |поддерживается государством | | |2. В определенной степени |2. Имеет четкие рамки и | | |ограничивает личность в |границы действия и применения| | |свободе выбора | | | | |3. Право имеет законодателей | |Мораль |1. Заставляет подчиняться |1. Опирается на общественное | | |определенным ранее |мнение | | |установленным правилам. |2. Возникает стихийно и носит| | |2. Ориентирована на благо |обезличенный характер | | |человека и общества в целом |3. Нигде не зафиксирована и | | | |имеет место лишь в сознании | | | |людей |
20. Учитывая данные вышеприведенных таблиц, определите специфику морали как самостоятельной сферы общественной жизни.
Ритуализированые действия первобытных людей фиксировались, повторялись и превращались в ритуалы и традиции и обычаи. Обычаи и традиции не являются результатами сознательного личного выбора в отличие от морали. Обычаи имеют четко выраженную и локализованную сферу действий, на свой народ страну и т.д. а мораль не имеет границ, она стремиться к всеобщности. Кроме того, если обычай учит нас как по старому, то мораль учит на будущее. Обычаи не дают возможности импровизации – мораль требует творческого отношения и подхода, как к себе, так и к окружающим.
В отличие от морали – право закрепляется и поддерживается государством. Мораль не имеет конституционного характера, а опирается на общественное мнение. Право имеет законодателей, а мораль возникает стихийно, поэтому её ценности носят обезличенный, анонимный характер, как бы от всех ко всем. Формально мораль нигде не фиксирована, она есть только в сознании людей. Спецификой морали является также и её бескорыстный характер.
21. Как соотносятся мораль и право в качестве механизмов регуляции общественной жизни?
Мораль, как и право регламентирует нашу жизнь, налагает на неё определенные рамки. Поставить себя за рамки права, значит, выйти за грань закона. Поставить себя за рамки морали, значит, выйти за грань общественных правил и устоев. Право стоит на страже морали, а мораль на страже права. Зачастую аморальные поступки являются и противозаконными. В тоже время многие законы продиктованы моралью и общественными нормами. Эти понятия – мораль и право – тесно переплетаются и при помощи друг друга они воздействуют на общество.
22. Как соотносятся мораль и политика? Какими с Вашей точки зрения должны быть их взаимоотношения? а) мораль определяет политику; б) политика и мораль существуют автономно; в) их взаимоотношения определяются обстоятельствами.
23. Какие функции мораль выполняет в обществе? Выделите, на Ваш взгляд, наиболее важные из них и аргументируйте Ваш выбор.
Мораль регламентирует нормы поведения человека в обществе их взаимоотношение. В противном случае каждый исходил из своих сиюминутных потребностей и видел других людях исключительно как орудия для достижения собственных целей.
Мораль принимает огромное участие в воспитании личности. Родившийся ребенок по себе ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и ее смысле. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.
Мораль также воздействует на психологию и идеологию людей. Мораль вносит изменение в личность человека, его психологию и идеологию. С течением времени, в поколениях, при условии морального прогресса цивилизации человечество выйдет на совершенно иной виток межличностных отношений.
24. Каков характер санкций морали? В каких формах они проявляются?
Мораль санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, либо строй жизни требует их изменения. Моральное регулирование поведения человека существенно отличается от правового регулирования. Мораль опирается не на организационные структуры государственных и общественных организаций, а на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали. У морального регулирования нет той жестокости, которая присуща правовому регулированию. Моральные санкции более гибки, разнообразны, выступают в виде не только принуждения, но и убеждения, одобрения общественным мнением, в виде самооценки - удовлетворенной чистой совести или ее угрызений. Мораль поддерживается особыми психологическими механизмами - совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек - это человек совести и долга. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство.
25. Как Вы считаете, существует ли перспектива отмирания морали?
Мне кажется, что пока существует человечество, мораль будет существовать вместе с ним. Человеку свойственно прислушиваться к своим действиям и расценивать их с разных позиций. Пока это происходит, мораль, приспосабливаясь по реалии своего времени, трансформируясь и обрубая тупиковые ветви, будет существовать.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.