Реферат по предмету "Мировая экономика"


Расчет розничного товарооборота

--PAGE_BREAK--
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
2.1.         Планирование общего объема розничного товарооборота
Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового предприятия и в обратной – от величины предприятий-конкурентов. Она постоянно изменяется – на нее влияют структура транспортных коммуникаций, административные и законодательные ограничения.
На увеличение товарооборота влияет продаже взаимодополняемых товаров близко расположенными друг с другом.
При планировании розничного товарооборота учитываются следующие изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или снижение товарооборота.
Методика разработки плана по общему объему. Основание общего объема розничного товарооборота начинается с определения ожидаемого товарооборота за текущий год и приведения его в сопоставимый вод с товарооборотом предстоящего периода. Расчеты производятся в определении объема продажи товаров населению и объема мелкого опта. Основой для расчетов плана продажи товаров населению являются данные о покупательных фондах населения и его учтенных денежных доходах. Целесообразно при планировании товарооборота использовать прогнозы социально-экономического развития государства, в котором отражены основные тенденции развития денежных доходов населения на прогнозируемый период.
При обосновании плана розничного товарооборота важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, что позволит повысить процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения или покупательных фондов населения.
Распределение общего объема товарооборота среди торговых единиц. Существует ряд методов планирования товарооборота для торговых единиц и структурных подразделений [7, c. 92]:
–                   с учетом их удельного веса в общем товарообороте предприятия;
–                   исходя из торговой площади;
–                   на основе нормативов и проведения технико-экономических расчетов;
–                   с использованием экономико-математических моделей.
Для расчета суммы товарооборота магазина учитывают:
•                    его тип и ассортиментный профиль;
•                    место расположения;
•                    особенности спроса обслуживаемого населения;
•                    анализ его деятельности за предшествующий период;
•                    товарооборот, приходящийся на 1 м2 торговой площади;
•                    производительность труда.
2.2. Планирование розничного товарооборота по кварталам, месяцам, товарным группам
Задачей планирования товарооборота внутри года является обеспечение бесперебойной продажи товаров населению в соответствии с сезонными колебаниями спроса населения по периодам года (кварталам, месяцам).
Наиболее важной задачей при внутригодичном планировании является определение удельного веса каждого квартала в годовом товарообороте и доли каждого месяца в квартальном обороте.
При расчете макроструктуры розничного товарооборота изучается доля продовольственных и непродовольственных товаров в динамике за ряд лет.
При определении плана продажи по товарным группам учитываются следующие показатели: степень удовлетворения спроса населения, объем товарных ресурсов, уровень физиологических и рациональных норм потребления, возможность взаимозаменяемости товаров.
При использовании метода технико-экономических расчетов все вычисления ведутся по отдельным составным элементам норматива. Норматив товарных запасов (Н) рассчитывается по формуле [10, c. 538]:
Н = Р + П + С, где                                                                                    
Р – рабочий запас;
П – запас пополнения;
С – страховой запас.
Рабочий запас (Р) определяется следующим образом:
Р = З0+ Впп + Пн, где                                                                                
З0– запас однодневной торговли;
Впп – время на приемку и подготовку товаров;
Пн – представительный набор (запас находящийся в торговом зале)
Представительный набор (Пн) можно определить по формуле:
Пн = Кр Цср: Т0, где                                                                                   
Кр – количество разновидностей товаров;
Цср – средняя цена товара;
Т0– однодневный товарооборот.
Запас пополнения (П) рассчитывается следующим образом:
П = Ч Кобн 1: 2, где                                                                                   
Ч — частота завоза товаров;
Кобн – коэффициент обновления.
Коэффициент обновления (Кобн) определяется по формуле
Кобн = КР: КП, где                                                                                    
КР – количество разновидностей товаров;
КП – количество поступления в одной партии завоза.
Страховой запас определяется в процентах от торгового запаса, который состоит из рабочего запаса и запаса пополнения.

ГЛАВА 3. РАСЧЕТ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
3.1.         Расчет товарооборота по предприятию, по кварталам
Основным видом деятельности индивидуально-частного предпри­ятия «Алекс» является розничная торговля. Развитие розничной реализации товаров предприятия за последние три года ха­рактеризуется следующими данными, показанными в таблице 1.        
Данные таблицы показывают, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота снижаются: в 2003 году рост товарооборота составил 122,4%, а в 2004 году — 118,5%. Это объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2004 году по сравнению с 2003 годом, но меньше, чем в 2003 году по сравнению с 2002 годом (средний индекс цен в 2003 году — 1,204 или 120,4%, в 2004 году — 1,158 или 115,8%). Количество реализованных товаров увеличилось в 2003 году на 1,7%, в 2001 году на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.
За три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0 % (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. руб. (3105,2 -141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86,0 тыс. руб. (2227,5 — 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары — на 877,7 тыс. руб. (3105,2 — 2227,5).
По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. руб.
За 2002-2004 годах среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%.
По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте.
По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообо­роте занимает оборот четвертого квартала — свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал — свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.
Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 2.
Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным — первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (116,9%), а самый высокий — в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам при­вело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала — на 0,2% по сравнению с 2003 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%).
Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 2003 году до 24,8% в 2004 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а доля оборота четвертого квартала составила в 2004 году 27,4% и возрос­ла по сравнению с 2003 годом на 0,4% (темп роста товарооборота -119,6%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.
3.2. Расчет товарооборота по товарным группам
Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реали­зации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных то­варов.
Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по то­варным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Сни­зился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продук­ция — на 1,2%, хлебобулочные изделия — на 0,5%, непродовольственные товары — на 1,2%, вина, шампанское, коньяк — на 0,6%.
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассорти­ментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 2003 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном сни­жении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молоч­ной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятие.
3.3. Расчет норматива товарных запасов по предприятию
Рассмотрим методику расчета товарных запасов в днях на примере. Данные приведены в таблице 3.
Исключив из товарооборота III квартала продажу товаров комиссионными магазинами, получил кредитуемый оборот [11, c. 47]:
228 — 3 = 225 тыс. руб.
Тогда однодневный плановый кредитуемый оборот будет равен:
 225
 Т пл = ———— = 2,5 тыс. руб.
 90
Затем товары в пути пересчитаем в розничные цены. Для этого по заданной торговой скидки в процентах исчислили накидку:
 6%*100%
 ——————— = 6,4%
 100% — 6%
Следовательно, товарных запасов в пути в розничных ценах составят:
 11,0*106,4%
 ——————— = 11,7 тыс. руб.
 100%
Далее определяем запасы текущего хранения:
∑З1 = 298,6 — 35,3 + 11,7 = 275,0 тыс. руб.
Следовательно, товарные запасы в днях товарооборота составят:
 275,0
 ЗД = ———— =110 дней
 2,5
то есть на 110 дней торговли планового III квартала хватит имеющихся запасов товаров.
Далее запасы текущего хранения сопоставляются с нормативом
 275 — 262,5 = +12,5 тыс. руб.
 110 — 105 = +5 дней.
Таким образом, текущие товарные запасы облпотребсоюза превышают норматив на 12,5 тыс. руб. или на 5 дней. Отклонение запасов от норматива в днях можно было определить также делением суммы отклонения запасов на плановый однодневный товарооборот:
12,5: 2,5 = 5 дней
Следует помнить, что при определение товарных запасов в днях по розничной торговле их сумму делят на однодневный розничный товарооборот без мелкооптовой продажи со склада, по оптовой торговле на однодневный оптово-складской оборот, включая мелкооптовый отпуск со склада, в целом по системе потребсоюза на однодневный розничный оборот, включая мелкооптовый оборот.
Потребность организаций в запасах зависит от быстроты их оборачиваемости. Оборачиваемость запасов характеризуется двумя показателями: времени обращения и скорости товарооборота.
Время обращения (В) показывает число дней, за которые был реализован средний товарный запас в прошедшем периоде, и вычисляется по формуле[11, c. 49]:
 Ћ
 В = ——
 Т
где Ћ — средний товарный запас;
 Т — фактический однодневный товарооборот этого же периода.
Скорость товарооборота (С) показывает число оборотов среднего товарного запаса и определяется по формуле:
 О
 С = ——
 Ћ
где О — объем товарооборота
Средние товарные запасы вычисляются в зависимости от наличия известных данных:
a)                если имеются данные на две даты, это используют среднюю арифметическую простую:
 ЗН + ЗК
 Ћ= ————
 2
где ЗН — товарные запасы на начало периода;
 ЗК — товарные запасы на конец периода.
b)                если имеются данные на три даты и более, то применяется средняя хронологическая.
 (ЗН:2) + З2 + З3 + … + (ЗК:2)
 Ћ= —————————————————
 n — 1
где З2, З3… — запасы товаров на определенные даты
 n — количество дат.
Вычисления показателей оборачиваемости по звеньям торговли производят с учетом следующих особенностей: при определении их в розничной торговле в расчетах берут розничный товарооборот без мелкооптовой продажи со склада; в оптовой торговле — оптово-складской оборот, включая мелкооптовую продажу со склада; в целом по системе потребсоюза — розничный товарооборот, включая мелкооптовую продажу со склада. Рассмотрим методику расчета показателей оборачиваемости товарных запасов на следующем примере. Данные приведены в таблице 4.
Розничный товарооборот (тыс. руб.) 2700
Оптовый товарооборот (тыс. руб.) 1800
Мелкооптовая продажа со склада (тыс. руб.) 140
Для расчета средних товарных запасов применим формулу средней хронологической (таблица 5).
a)     средние товарные запасы в розничной сети [15, c. 87]:
 (560:2)+582+594+(610:2)
Ћр = (———————————————) = 587тыс. руб.
 3
b)                средние товарные запасы в оптовой сети:
 (430:2)+460+472+(500:2)
Ћ0 = (———————————————) = 466тыс. руб.
 3
c)                 средние товарные запасы в целом по организации:
Ћ = 587 + 466 =1053тыс. руб.
Далее определим однодневный фактический товарооборот за квартал:
a)                в розничной сети:
 2700
 Тр= ———— = 30тыс. руб.
 90
b)                в оптовой сети:
 1800
 Тр= ———— = 20тыс. руб.
 90
c)                 мелким оптом со склада:
 140
 Тр= ———— = 1,6тыс. руб.
 90
Определим время обращения запасов в днях [15, c.89]:
a)                в розничной сети:
 587
 Вр= ———— = 16,6дня.
 30
d)                в оптовой сети:
 466
 Во= ———— = 21,6дня.
 20+1,6
c)                 в целом по организации:
 587+466
 В= —————— = 33,3дня.
 30+1,6
Определим скорость обращения (в разах):
a)                в розничной сети:
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.