Верификация
А.А. Грицанов
Верификация
(от лат. verificatio — доказательство, подтверждение) — установление истинности
или эмпирической осмысленности научных утверждений, Этот термин получил широкое
распространение в связи с неопозитивистской программой эмпирического
обоснования науки. С т.зр. неопозитивизма, эмпирический базис науки образуют
абсолютно достоверные протокольные предложения, выражающие «чистый» чувственный
опыт субъекта. Лишь те предложения науки истинны и осмысленны, которые могут
быть верифицированы, т.е. сведены к протокольным предложениям. Задача
логического анализа науки заключается в том, чтобы, с одной стороны, связать
научные утверждения с протокольными предложениями и обеспечить науке прочный
эмпирический базис, а с др. стороны — очистить язык науки от неверифицируемых,
следовательно, бессмысленных предложений. При осуществлении этой программы
встали две главные проблемы: выяснение природы протокольных предложений и разработка
процедур В. Попытки неопозитивистов решить эти проблемы привели их к новому
пониманию эмпирического языка — как языка, фиксирующего факты и результаты
наблюдений и экспериментов, и к признанию косвенной верифицируемости: лишь
небольшое число научных предложений должно быть непосредственно сводимо к протокольным,
все остальные предложения верифицируются косвенно — благодаря их логической
связи с непосредственно верифицируемыми предложениями, В современной философии
науки термин В. употребляется редко, причем в самом широком смысле:
верифицировать некоторое предложение или теорию — значит как-то (прямо или косвенно)
подтвердить ее с помощью эмпирических процедур — наблюдения или эксперимента.
***
Верификация (позднелат. verificatia – подтверждение лат.
verus – истинный, facio – делаю) – логико-методологическая процедура
установления истинности научной гипотезы (равно как и частного,
конкретно-научного утверждения) на основе их соответствия эмпирическим данным
(прямая или непосредственная В.) или теоретическим положениям, соответствующим
эмпирическим данным (косвенная В.).
Концепция
верификационизма была разработана участниками Венского кружка, нередко
ссылавшихся в этой связи на идею Витгенштейна о том, что «понимать предложение
– значит знать, что имеет место, когда оно истинно». (Хотя сам Витгенштейн
как-то отметил: «Одно время я часто повторял, что для прояснения употребления
какого-нибудь предложения не плохо было бы задаться вопросом – как можно
верифицировать это утверждение? Но это лишь один способ прояснить употребление
слова или предложения... Некоторые люди превратили данный мной совет обратиться
к верификации – в догму, представив дело так, будто я выдвигаю теорию
значения»). Первая эксплицитная формулировка принципа верифицируемости была осуществлена
Ф.Вайсманом в работе «Логический анализ понятий вероятности» (1930). В рамках
логического позитивизма принцип верифицируемости мыслился (содержательно
исчерпываясь почти полностью в рамках формализованного представления методов
Маха и К.Пирсона) критериально исчерпывающим способом апробации научных
утверждений, понятых в качестве «протокольных предложений» как фиксаций данных
непосредственного опыта.
Согласно
Шлику, «первоначально под «протокольными предложениями» понимались – как это
видно из самого наименования – те предложения, которые выражают факты абсолютно
просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним
чего-либо еще, – факты, поиском которых занимается всякая наука и которые
предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить
о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть
недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в «протокольных
предложениях», без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно
несомненными отправными точками знания». Возможный логический алгоритм
осуществления верификационной процедуры Шлик характеризовал так: для того,
чтобы верифицировать суждение А, необходимо вывести из него посредством
истинных суждений A1, А2, А3... Ак – последовательную цепочку суждений A1, A2,
А3... Ак. Последний член этой последовательности должен являться суждением типа
«... в таком-то месте, в такое-то время, при таких-то обстоятельствах
переживается или наблюдается то-то».
Поскольку
предложения, только и могущие, согласно концепции Венского кружка, фигурировать
в научном знании делятся на два класса:
1)
предложения, не имеющие предметного содержания, сводимые к тавтологии и относящиеся
к логико-математической сфере, – аналитические, логические истины
2)
осмысленные предложения, сводящиеся к эмпирическим фактам и относимые к сфере
конкретных наук – фактические истины.
Прочие
же предложения или абсурдны (бессмысленны), поскольку организованы вопреки
логико-синтаксическим правилам, или все еще научно неосмысленны
(«метафизические» или философские предложения, оперирующие с понятиями типа
«материя», «абсолют», «принцип» и т.п.). Научная осмысленность предложений
оказывалась тождественной его проверяемости, в то время как значение – способу
его В. Позже, в книге «Философия и логический синтаксис» (1935) Карнап
разграничил косвенную и прямую В. Первая предполагала непосредственную В.
исходного высказывания: на основе уже известного и апробированного посредством
В. закона осуществляется предсказание, конституируются необходимые условия и предсказание
верифицируется.
Вследствие
очевидности того, что не допускали чувственной В. многие подлинно научные
предложения –
а)
«общие» предложения, не могущие быть подтвержденными конечным количеством
опытных процедур
б)
предложения, касающиеся будущего и прошлого, не подвластных сиюминутному
наблюдению, – принцип В. был смягчен в идею «возможной проверяемости» (в
принцип «верифицируемости»).
Наука
20 в., опровергнувшая процедуру В., как и сопряженную с ней идею независимости
«чистого опыта» от самого экспериментатора, отдала некоторое предпочтение идее
фальсификации и ориентировалась на элиминацию В. из дисциплинарного арсенала
философии. Так, в докладе на Xiv Международном философском конгрессе (1968)
Айер предложил интерпретировать принцип В. как требование, чтобы гипотеза науки
хотя бы «нетривиально фигурировала в теории, которая, взятая как целое, была
открыта для подтверждения». (См. также Айер, Шлик, Карнап, Поппер, Гипотеза,
Истина, Опыт, Теория, Фальсификация, Венский кружок.)
Список литературы
Никифоров
А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998
Carnap R. Testability and Meaning //
Philosophy of Science. 1937. Vol. 4, Источник: «Философский
энциклопедический словарь", Используемые сокращения,
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/