Интимизация
Вадим Руднев
Интимизация
- философская теория процесса восприятия информации, которая представляет
получателя и источник информации как совершенно различные по образу мыслей и
чувств сознания. Концепция И. родилась под влиянием культурологических идей Ю.
М. Лотмана и М. М. Бахтина.
Знание
о другом человеке интимизируется в том случае, когда другой в глазах получателя
информации разусредняется, то есть становится не просто безликим источником
информации, но и ее равноценным производителем (см. также диалогитеское слово),
когда другой становится не таким, как "другие", когда мы ценим не
только свою оценку другого, но его оценку себя и других вещей и объектов,
которые в этом случае как бы одушевляются, получают статус событийности.
Автор
этой концепции, петербургский философ Борис Шифрин вот что пишет по этому
поводу:
"И.
- это некое преображение мира, когда ставится под вопрос его одинаковость для
всех. Так же как любая масса искривляет пространство и по-своему изменяет его
геометрию, так наличие другого человека, который как-то относится к жизни,
воспринимает свою явь, должно настолько преображать мир, что возникает чувство
расширения, когда становится непонятным, кто субъект постижения нового бытия,
кто инструмент для этого постижения, а кто - само это бытие" (подобно тому
как это происходит в мифе .
Другими
словами, как в квантовой философии Вернера Гейзенберга (см. принцип
дополннтелъности) присутствие экспериментатора в эксперименте влияет на
результат эксперимента, так в жизни человека появление в его актуальном
пространстве другого человека,
"чужого сознания", расподобляет процесс потребления информации,
который теперь будет учитывать это новое появившееся сознание, активно влиять
на него и подвергаться его влиянию.
В
процессе И. участвуют всегда "трое": воспринимающее сознание,
деобъективизированный объект восприятия и то, что он воспринимает, нечто
третье; это может быть созерцанием цветка, чтением книги, заглядыванием в окно,
- в нечто другое, чем то, что видит первое сознание. То, что наблюдается этим
другим, как правило, неизвестно, оно лишь подает некие мистические сигналы
того, что с этим другим сознанием происходит нечто, возможно, чрезвычайно
важное. Приобщение к этому важному другого и есть И.
В
ее непостижимом взоре,
Жизнь
обнажающем до дна,
Такое
слышалось горе,
Такая
страсти глубина...
(Ф.
И. Тютчев)
Какое
именно горе и какая глубина, понять не дано, дано лишь заглянуть на мгновение.
И.
превращает вещь (книгу, окно, дверь, зеркало, картину - все
пространства-посредники-медиаторы) в событие . Поэтому И. противоположна
остранению (см. также формальная школа), которое, наоборот, превращает событие
в вещь: во втором томе "Войны и мира" Л.Н. Толстого Наташа Ростова
смотрит в театре оперу, и все, что происходит на сцене, деинтимизируется для
нее, приобретает статус конгломерата непонятвых и ненужных вещей.
Противоположный
пример - И. в фильмах Андрея Тарковского, особенно в "Зеркале",
например в сцене, когда мальчик читает поданную ему незнакомой дамой. которая
потом исчезает, книгу. При этом важно, что часть зрителей знает, а часть не
знает (как сам мальчик-герой), что это письмо Пушкина к Чаадаеву, в котором
идет речь о судьбе России, и зритель не понимает, как именно воспринимает
мальчик этот текст, читающий его сбивающмся, ломким голосом подростка, едва ли
не по слогам. Но в этот момент и зрители, и герой понимают, что происходит
нечто чрезвычайно значительное.
Человек
не может все время жить в ситуации И., иначе он сойдет с ума. Это хорошо
понимал Толстой, который был полновластным хозяином своих героев и, как хороший
хозяин, хотел, чтобы его герои жили нормальной здоровой жизнью. Такой жизнью
совершенно не в состоянии жить герои Достоевского, которые находятся в
состоянии тотальной взаимной И., поэтому им все время плохо, так как нельзя
жить с содранной кожей.
И.
и противоположный ей механизм - объектизация суть два механизма, регулирующих
ценностную шкалу в человеческой экзистенции и в культурном самопознании.
Список литературы
Шифрин
Б. Интимизация в культуре // Даугава. - Рига, 1989. - No 8.
Лотман
Ю.М. Феномен культуры // Лотман Ю. М. Избр. статьи. В 3 тт. - Таллинн, 1992. -
Т. 1.
Бахтин
М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1963.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/