Реферат по предмету "Философия"


Экзистенция в условиях медиакратии

Экзистенция в условиях медиакратии

Иваненко Алексей

1. Кризис экзистенциализма

Философия
экзистенциализма осознает человека не как разумное существо, не как мыслящую
вещь, а как экзистанцию - уникальное существо, способное к выбору собственной
сущности или судьбы. Человек – это не просто вид живых существ в ряду других
существ. В нем есть нечто позволяющее ему преодолевать собственные пределы и
конструировать целые антропогенные миры в виде египетских пирамид, орбитальных
станций и молодежных субкультур. Хайдеггер – крупнейший представитель
экзистенциализма, возвысивший его в ранг метафизики – пояснял специфику
экзистенции в двух определениях: эк-зистенция и вперед себя бытие.

Философия
экзистенциализм является последней исторической интерпретацией человека. После
неё наступила ситуация Постмодерна, в которой субъект оказался мертв. Однако
постмодернистские тезисы по определению не следует понимать буквально. Это
скорее метафора, парадокс для инициирования мысли, чем констатация. Тезис о
смерти субъекта скорее следовать понимать в плане трансформации субъекта, столь
радикальной, что возможно применение термина "смерть". Постмодерн –
это не очередное авангардное направление, а именно ситуация, поэтому он
касается всех, а не только его номинальных адептов.

2. Ситуация Постмодерна

Итак,
что же произошло с экзистенцией в условиях Постмодерна? Для этого необходимо
прояснить саму ситуацию, которая допускает широкий спектр истолкований.
Американский исследователь Фрэд Джеймисон называл постмодернизм культурной
логикой позднего капитализма в одноименной работе 1991 года. Джеймисон
использует марксистский дискурс, однако в самом термине "поздний
капитализм" содержится подвох. Капитализм – общество, детерминированное
паровой машиной, которая объединила городских ремесленников в единый класс
фабричных рабочих. Фабрично-заводские окраины вытеснили ремесленные слободы так
же, как броненосцы и пароходы вытеснили парусники. Консолидированные в
синдикаты и партии рабочие часто устраивали забастовки и революции, оттого
капитализм и казался неустойчивым образованием. Долгое время единственной
альтернативой капитализму казался социализм. Последователи Маркса даже
попытались создать мировую систему социализма, которая ко времени падения
Берлинской Стены в 1989 показала свою историческую нежизнеспособность.
Социализм проиграл не капитализму, а своему безымянному брату, который имеет
различные прозвища: постиндустриальное общество (Дэвид Рисмен, 1958),
технотронная эра (Збигнев Бжезинский, 1970) и информационное общество (Ёнеи
Масуда, 1972).

Названия
современного общества не являются подлинными именами, поскольку в них много
апофатики и абстракций. Прилагательное "постиндустриальное" создает
впечатление, будто современное общество лишено промышленной базы, что,
разумеется, не так. "Информационное" - слишком неопределенное
понятие, поскольку неясно что такое информация. "Технотронное" -
слишком обобщенно, ибо с позиции технологического детерминизма любое общество
определено в своем бытии техникой: мельница создала феодализм, паровая машина –
капитализм, писал Карл Маркс в своем трактате "Misère de la
philosophie" (Нищета философии, 1847). Необходимо взглянуть на современное
общество исходя не из возможностей, а из действительности.

3. Медиакратия

Современное
общество родилось в результате внутренней трансформации капитализма. Подобно
социализму в нем решено основное противоречие капитализма между частным
характером собственности и общественным характером производства. В современном обществе
производство принадлежит транснациональным корпорациям. Кроме того, современные
исследователи подчеркивают его бесклассовый характер. Так Герберт Маркузе в
трактате "One-Dimensional Man" (Одномерный человек, 1964) пишет о
стирании классовых различий в рамках единой Системы, причем ведущую роль в этом
стирании играют средства массовой информации и, прежде всего, телевидение. Они
порабощают воображение и деформируют опыт, посему люди определяются не
классовой принадлежностью, а вовлеченностью в систему потребления. Маркузе
определял потребление не как удовлетворение потребностей, а как ситуацию
детерминации ложными потребностями. Термин ложные потребности претенциозен уже
постольку, поскольку претендует на знание критерия между истиной и ложью. Если
мы абстрагируемся от ценностных высказываний, то ложными потребностями окажутся
новые и сконструированные. В таком случае основание различия становится
принадлежность религиозной средневековой парадигме, согласно которое все новое
еретично, ибо искажает данную в прошлом, но во всей полноте истину Откровения.

Маркузе
принадлежал к марксистской традиции, однако стержень современности он ухватил
верно: медиакратия – общество, приходящее на смену капитализму. Эта гипотеза
находит свое подтверждение в обращении к новейшей истории конца XX века.
Некоторые специалисты в области политических технологий замечают, что одной из
причин краха стран соцлагеря в 1989-1991 была "нетелегеничность"
коммунистических геронтократов, они просто не смотрелись на телевидении. Но эта
фраза проявляет собственную логику средств массовой информации – они из
средства передачи информации становятся её производителями. Особенно отчетливо
это почувствовали деструктивные силы современности. Латиноамериканские
партизаны заметили, что крупный бой, выигранный на периферии, но не замеченный
международным сообществом в лице глобальных средств массовой информации не
попадает в историю, а небольшая акция в столице перед объективами телекамер у
журналистов вызывает резонанс во всем мире. Перефразируя Беркли, существует не
то, что воспринимается, а то, что попадает в средства массовой информации. Эта
практика породила современный терроризм – главный вызов современности. Первые
террористы угоняли самолеты с заложниками на борту только для того, чтобы устроить
пресс-конференцию. В 1990-е власти уже научились блокировать подобные
несанкционированные выходы на международное сообщество, поэтому террористы либо
снимают свои акции на видеокамеры и распространяют через сеть Интернет, либо
совершают символические перформативные действия, где в самом действии уже
содержится некоторое послание – как, например, синхронная атака террористов на
здания Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке.

Но
не только международные террористы видят в медиакратии уязвимое место современности,
своего рода кощееву иглу. Русские бунтовщики октября 1993 также интуитивно
почувствовали, что именно Останкинская телебашня является тем центром, откуда
исходит трансляция современности (модернизация). Расследование геноцида 1994 в
Руанде показало, что высокая скорость и широкий масштаб убийств были достигнуты
за счет использования средств массовой информации. Во время Косовской войны
стратеги альянса приравняли белградскую телебашню к военным объектам, за счет
которого поддерживается обороноспособность Милошевича. И наоборот, затягивание
войны США против терроризма в Ираке объяснялись тем, что у террористов появился
информационный спонсор в лице катарского телеканала "Аль-Джазира".

4. Трансперсональная экзистенция

Может
создаться впечатление, что современное общество вернулось к древневосточной
деспотии на новом витке развития. На вершине пирамиды находятся олигархи,
которые с помощью средств массовой информации осуществляют контроль над
планетой. Однако современная философия как раз противится подобной
интерпретации, заявляя, что господин отсутствует (Андре Глюксман), а субъект
умер (Ролан Барт). Элита не в меньшей степени является объектом воздействия
медиакратии, чем массы. Она не субъект в картезианском смысле, поскольку
танцуют и её. Но здесь вспоминается крылатое изречение Мао Цзэдуна: без верха
нет низа. Иными словами, массы тоже исчезают.

Мы
возвращаемся к теме смерти субъекта. На самом деле, это выражение не столь
парадоксально, как кажется на первый взгляд. Современная психология описывает феномен
конформизма, а также выдвигает тезис, что личность формируется в процессе
социализации. Не человек формирует общество, а общество формирует человека.
Стандарты "правильного" мышления, ценностные установки и желания
являются социальными конструктами. Древние европейцы желали освободить Гроб
Господень, а современные с интересом наблюдают за футбольными матчами. Оба
желания не являются собственными, а сконструированными тем, что Юнг назвал
коллективным бессознательным. Политтехнологи также признают, что объектом их
воздействия становятся не люди, а целевые группы или аудитории.

Кризис
классического экзистенциализма был вызван отождествлением его с персонализмом.
Экзистенция действительно исчезает как индивидуальная личность, однако проекции
в будущее, интерес к прошлому сохраняется. Остается некто, кто продолжает
подключаться к бытию и выходить во время. Есть кто-то, у кого продолжает
сохраняться выбор, данный в тревоге. Это и есть общество, выступающее в
качестве трансперсональной экзистенции. Смена названия вполне оправдана,
поскольку общество перестает быть самим собой, т.е. собранием отдельных
индивидов. Оно превращается в герметичную субстанцию – причину себя самой.
Первым это заметил английский философ Томас Гоббс, назвав общество Левиафаном,
которого следовало бы назвать Бегемотом Иова - "верх путей Божьих"
(Иов 40:14).

Сердцевиной
трансперсональной экзистенции является информация, ранее называемая
духовностью. Ныне практически вся эта информация концентрируется в средствах
массовой информации. Сами они себя репрезентируют как зеркало общества, что в
контексте марксистско-ленинской идеологии вызывает аллюзии на сознание как
зеркало материи. Впрочем, когда речь заходит о международной общественности, то
зазор между обществом и средствами массовой информации исчезает.

Американский
художник Энди Уорхолл выразил масс-медиа в трех образах: суп
"Кэмбел", Мэрлин Монро и Мао Цзэдун. Триединство рекламы, кино и
политики.

Современные
политтехнологи определяют суть рекламного сообщения как предъявление образа жизни,
т.е. под маркой товара потребитель принимает определенные ценности и нормы
поведения. Реклама выполняет религиозные функции, где есть предмет культа
(брэнд), храм (место встречи сакрального и профанного – торгово-развлекательный
комплекс) и ритуал (шоппинг). В процессе покупки, который многие философы
предпочитают называть потреблением, есть моменты жертвы (траты), причащения к
брэнду, риска (как долго будет служить вещь) и самопознания ("ты есть то,
на что ты тратишь деньги"). Психологи отмечают, что в процессе потребления
потребитель испытывает эйфорию, близкие к религиозному экстазу. Особенно четко
вытеснение религии масс-медиа заметно на феномене "социальной
рекламы", построенной как проповедь духовности: "Нет
наркотикам", "Позвоните родителям".

Кино
снабжает людей крылатыми фразами, посредством которых им приходит понимание.
Современный российский городской фольклор черпает свои образы из фильмов про
Чапаева, Ржевского, Штирлица, Чебурашку и Пятачка. По фильмам человек узнает,
что хорошо, что красиво и кто прав. Кинообраз позволяет идентифицировать других
и преобразить себя самого.

5. Андеграунд как кощеева игла

Ясно,
что средство массовой информации – это мощное средство социального подражания,
однако общество как трансперсональная экзистенция существует при наличии
источника инноваций – собственной кощеевой иглы. В противном случае экзистенция
превратится в эссенцию, а силы энтропии разрушат систему. Если роль масс-медиа
в превращении высокой культуры в массовую, а также в стандартизации описана и понятна,
то остается неясным источник самообновления общества.

Писатель
Виктор Пелевин выражает мнение, что источниками инноваций являются криэйторы –
создателей рекламы. Однако подобная установка заражена латентным теоцентризмом,
ибо неясно как инновация появляется в сознании этих самых криэйторов.
Сюрреалистическая концепция творчества заключается в производстве смысла путем
сталкивания противоречивых образов в виде коллажей. Некоторые видят здесь
образную переработку гегельянского тезиса о том, что противоречия движут
историю. Однако ряд исследователей опасаются, что предельная унификация сотрет
креативные различия и история завершится. Между тем система постоянно отрицает
себя в андеграунде, в котором накапливаются и сталкиваются периферийные идеи.
Так современная субкультура готов сформировалась на основе вампирских образов
популярного в 1979 году фильма "Голод".

Однако
именно в андеграунде система находит свою смысловую подпитку и свой креативный
базис. Философ Герберт Маркузе замечал, как Сексуальная Революция из подрывной
силы превратилась в инструмент саморегуляции Системы. И мы можем видеть, как
рок-н-ролл выродился в попсу (не весь, конечно): Bittles не только классика
рока, но и брит-попа. А от поп до попс рукой подать – дальнейшая ослабевшая
эманация персоисточника. Современная электронная музыка представляет собой
синтез африканской музыки и немецких музыкальных экспериментов, произошедшей на
американской почве. Идеи больше не эманируют, они синтезируются,
трансформируются и наполняются силой от взаимодействий, как электричество на
подстанциях.

Однако
подобные опыты становятся достоянием культуры лишь в том случае, если они
получают санкцию коллектива. Говоря языком, эволюционной теории изменчивость
должна быть закреплена в результате естественного отбора. Так же обстоит дело и
с имиджами политиков, где творчество имиджмейкеров корректируется исходя из
рейтинга, полученного на основе опроса избирателей. Творчество поистине
становится коллективным, а коллективное творчество и есть революция, поскольку
её целью со времен Коперника является идолоборчество и приближение к
совершенству.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.filosofia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Зарождение экономики
Реферат Своеобразие романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"
Реферат Бандитизм, состав и виды этого преступления, отличие данного преступления от организации преступного сообщества
Реферат Анализ результатов хозяйственной деятельности ООО Домовой 9
Реферат ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО КОРЕКЦИИ
Реферат Анализ механизма функционирования мирового валютного рынка FOREX
Реферат Ambiguity In In The Lake Of The
Реферат Whatever Happened To The Traditional Family Essay
Реферат Оцінка стану та використання майна організації на прикладі ВАТ Запоріжтрансформатор
Реферат Системы разработки нефтегазоконденсатных месторождений: газогидратных, газовых и газоконденсатных
Реферат Духовная реабилитация больных алкоголизмом
Реферат Procrastination Essay Research Paper Procrastination
Реферат Экономика России в переходный период
Реферат The Internet And World Wide Web Defined
Реферат Relationship Analysis Essay Research Paper Intimacy a