Реферат по предмету "Философия"


Возникновение, природа и сущность философии

Возникновение, природа и сущность философии
Мировоззрение и философия. Их взаимосвязь и различие.

1. В переводе с греческого термин
"философия" означает "любовь к мудрости" (от filio – люблю;
sofia – мудрость). Часто ее называют "любомудрие". Почему же
возникает необходимость обращаться к мудрости? Да еще и любить ее? Под
мудростью обычно понимают умение человека на основе знания, почерпнутого из
жизненного опыта, вскрывать глубинные причины бытия мира и человека. Поэтому
каждый из нас может стать мудрецом, но не каждый им становится, даже если есть
длительный и богатый жизненный опыт. Значит для мудрости и мудрствования
необходимо кроме опыта еще и умение анализировать и объяснять суть тех
процессов и тех оснований, в которые мы в процессе жизни погружены, но скрыты
от нашего непосредственного восприятия. В силу ограниченности жизненного опыта
человек обращается уже к иному способу и принципу объяснения мира – к философии
и философствованию. Можно констатировать, что мудрость, мудрствование и
философия, философствование не совпадают по содержанию и отличаются друг от
друга, хотя близки в одном – они пытаются объяснить, что такое мир и как он
существует. Когда же возникает философия как особый способ объяснения и
понимания мира? По установившейся традиции (по крайней мере европейской)
философия возникла в V – VI веке до н.э. Но и до возникновения философии
существовали различные способы и методы описания, объяснения и понимания
окружающего нас мира. Уже на самой ранней ступени образования и формирования
человеческого общества и человеческой истории, первобытно-общинной, когда
человек и человечество только выделялись из природы, возникла практическая
проблема и задача – описать мир, в котором существуют люди. Описать – значит
дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь
людей. Но необходимо  также было и
объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал
зависимость от них. Почему они действуют именно так, а не иначе, и действуют
постоянно? Наконец, необходимо было 
понять этот мир, описанный и объясненный. Понимание мира означает
осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и
человеческого сообщества, а после этого можно использовать их свойства и
качества в сугубо человеческих целях, для организации своей жизни. Таким
образом, человечество всегда решает три важнейшие задачи – описания, объяснения
и понимания мира, поскольку оно вступает в отношение с этим миром. А на основе
этого и рассуждает, размышляет о мире и о самом себе.

Исторически первой формой описания, объяснения и
понимания мира (миропонимания) была мифология и мифомышление. Мифология (от
греч. – миф – сказание, легенда, логос – слово, учение) есть образное, наглядно
предметное, непосредственно чувственное описание, объяснение и понимание мира.

Отметим кратко некоторые ее особенности и черты.

Во-первых, носителем мифологии и мифомышленя являлись
социальные коллективы и общности (род, племя). Вот почему многообразие мифов,
хотя сюжеты практически одни и те же.

Во-вторых, в мифах и мифологии превалировало
отождествление человека и мира, рода и племени с окружающим миром и природой, а
не различие.

В-третьих, для мифологии и мифомышления характерно
образное, наглядное, непосредственно чувственное и фантастическое описание,
объяснение и понимание мира. Фантастическое в данном случае понимается как
приписывание реальным предметам и явлениям; их свойствам сверхъестественное
происхождение. Как бы отсутствие подлинного знания о свойствах компенсировалось
вымыслом и фантазией, воображением. Реальным свойствам придавали магический
характер, свойства чуда, волшебства.

В-четвертых, сказания, предания, обретая словесную
форму бытия, закреплялись в традициях и обычаях, которым необходимо было
следовать и обязательно соблюдать, поскольку в них закреплялся коллективный
опыт.

В-пятых, для мифологии и мифомышления мир существует
как вечно постоянное и неизменное, в котором отсутствует понятие времени:
прошлого, настоящего и будущего. Мир предстает и понимается как вечно один и
тот же, как повторение одного и того же.

В-шестых, можно сказать, что мифология и мифомышление
это формы мышления, в котором фиксируется тотальная зависимость людей от
окружающего мира.

В-седьмых, мифология и мифомышление это нерациональная
форма объяснения и понимания мира.

И все же следует отметить, что мифология и
мифомышление отражали реальные процессы жизни в фантастической форме, но более
доступные конкретно-предметному пониманию. Вот почему мифология и мифомышление
никогда не исчезнут из бытия человеческой истории.

Второй, исторически более поздней формой и способом
описания объяснения и понимания мира стала мудрость и мудрствование, о чем мы
уже упоминали. Она возникает в определенных социально-исторических условиях.
Во-первых, когда уже наличествовало разделение труда, когда умственный труд
отделяется от физического и приобретает особую значимость и ценность.
Во-вторых, экономическое разделение труда и появление социально-неоднородного
общества, классов обусловило возрастание значения отдельной личности. Как бы
человек научался отличать себя от других, себя от общества, себя от мира.
Поэтому и появляется возможность иного способа понимания, да и познания мира,
получения знания о мире. Хотя мифология еще тяготела над людьми, но она не
единственная форма познания и понимания мира. Все отчетливее проявляется
отделение субъекта и объекта познания. Каковы же основные черты мудрости и
мудрствования?

Следует отметить, что они есть уже формы
индивидуального мышления, а не коллективного. Источником знания, его
предпосылкой и основанием является жизненный опыт отдельного человека,
обладающего исключительными умственными способностями. Во-вторых, мудрец
пытается уже более рационально, то есть на основе понятий, а не только образов,
объяснить мир и понять его так, как он существует на самом деле, а не в
воображении и фантазии. И апеллирует уже к фактам своего индивидуального
жизненного опыта. Он уже сознательно пытается поставить и ответить на такие
вопросы как, что является основой и сущностью бытия мира, един ли мир и что
является основой его единства, вечен ли мир и т.д. Он уже на основе жизненного
опыта и понятийного мышления объясняет в обобщенной форме первопричины бытия
мира. Мудрствование было первой формой рационального, а не фантастического  и сверхъестественного понимания мира.

И все же мудрец, а их, как правило, не бывает много,
апеллировал к своему жизненному опыту как проверке подлинности своего знания о
мире. И в этом плане мудрствование еще не вполне свободное мышление, поскольку
оно зависело от богатства индивидуального длительного опыта жизни. Вот почему
мудрецом нельзя стать в 20 лет, хотя и в 20 лет можно быть умным. Поэтому
мудрец обладал исключительным авторитетом, поскольку в обычном представлении
людей мудрец знает обо всем и видит то, что не видят другие. Более того, мудрец
выполнял и социально-важную роль – он вырабатывал рекомендации и давал советы
как подлинно правильно надо жить и действовать, чтобы избегать ошибок и
оформлял эти рекомендации в афористически сжатую форму, не вызывающую ни у кого
сомнения. Правда, мудрец нередко апеллировали к мифу, как аргументу и
доказательству, доступного для немудрецов и непросвещенных. Но он стремится уже
апеллировать и к разуму, к здравому смыслу как доказательству. Мудрствование
уже не мифологизированный, но и еще не вполне рациональный тип объяснения мира.
Оно ограничено, поскольку любой жизненный опыт ограничен сам по себе. Но мудрец
уже был "властителем" умов, а не только Бог. Мудрость и мудрствование
и явились непосредственной интеллектуальной предпосылкой собственного
рационального описания, объяснения и понимания мира – философии и
философствования.

2. В отличие от мифологии и мудрствования философия
имеет строго определенный предмет познания, т.е. ту область объективной
реальности, которая подвергается специальному исследованию и осмыслению
посредством особых, специальных понятий. Поэтому философия в отличие от
мифологии и мудрствования не претендует все в мире объяснить. Тогда что?
Философия решает ряд проблем и изучает особую область объективного мира. Прежде
всего: что является основанием и основой бытия мира? Т.е., онтологические
проблемы бытия мира (онтология – учение об основах бытия мира). Вместе с этим
возникает проблема единства мира: Почему и каким образом проявляется единство
мира? И, наконец, существуют ли, и если "да", то как они действуют,
универсальные, всеобщие законы бытия мира, его единства и развития. Наконец,
философия рассматривает и решает эти проблемы через призму бытия человека,
особенности его природы и сущности, которая неотделима от объективного мира.
Поэтому философия естественным образом вынуждена рассматривать и проблемы
взаимоотношений человека и мира, их единство и различие. Мы можем на основе
вышесказанного более четко определить предмет философии. Им являются наиболее
общие и всеобщие законы бытия и развития мира и человека, их противоречивого
единства. Поэтому ясно, что философия призвана решать не все, а определенные
задачи.

Особый предмет познания требует и особого типа
мышления и особого языка как инструмента выражения мысли. Философ и
философствование уже не могут апеллировать только к своему жизненному опыту.
Поэтому философия и философствование как описание, объяснение и понимание мира
формируются по мере возникновения и развития абстрактно-логического языка,
выраженного в системе абстрактных, наиболее общих понятий, которые бы
перекрывали узость жизненного опыта человека. Специфика философского языка и
позволяет схватить и единство мира в его многообразии и рационально, то есть
более достоверно, его описать, объяснить и понять. В этом заключается особая
природа и сущность философии и философского знания. Вот почему она возникает
значительно позднее мифологии и мудрствования, когда в обществе возникают
социально-экономические условия: социальные – отделение умственного труда от
физического. Умственный труд становится специализированной деятельностью, а это
возможно было с появлением классов. Появляется развитая культура, как форма
воспроизводства человеческого рода. Высокого уровня достигает искусство и т.д.

Следует отметить еще одну особенность философии – она
гуманистична по своей природе и назначению, то есть, призвана осмысливать пути
совершенного развития человеческого рода и его сохранения как такового. Вкратце
отметим те функции философии, которые вытекают из ее природы и сущности:

Познавательная, еще 
ее называют гносеологическая, функция философии. (Гносеология означает –
теория, путь познания). Причем это рациональная система познания, использующая
обобщенные, универсальные понятия. В этом плане философия сближается часто
научными знаниями. Но и отличается, поскольку она раскрывает законы единства
мира в его многомерности.

Методологическая функция философии, которая выражается
в выработке наиболее общих принципов рационального объяснения и понимания мира
как универсума, который фрагментарно изучается частными естественными и
общественными науками.

Ценностно-ориентационная функция, которая заключается
в том, что философия вырабатывает наиболее общие принципы понимания и
формирования сущности мира ценностей, посредством которых человек и
человечество и определяют содержание своей жизни и направленность ее изменения:
выработка смыслов, значений и целей человеческого бытия как такового.

Функция самопознания и самосознания человеком своей
индивидуальной и социальной природы и сущности. Осознание и понимания себя как
личности в рациональной форме. Осознание себя как универсума. Эта функция (еще
называют ее рефлексией) философии незаменима никакими другими формами познавательной
деятельности. (Ни наукой, ни искусством, ни религией).
Мировоззренческая функция философии.

О которой мы скажем подробнее, поскольку возникает
практически значимая проблема взаимосвязи мировоззрения и философии.

Под мировоззрением мы понимаем целостную систему
взглядов на мир, с которым человек неизбежно вступает в отношения и в котором
он только и может реализовать себя и свою жизнь. В этом плане мировоззрение
выступает практически-теоретической моделью бытия человека  в мире. Поэтому оно всегда шире, чем наука и
даже чем философия. Но исходным основанием формирования мировоззрения людей
всегда выступает знание о мире и его свойствах.

Поэтому первым элементом мировоззрения как системы
является знание. На основе этого мы можем выделить различные типы мировоззрения
в зависимости от типа знания, доминирующего в мировоззрении. Типы
мировоззрения:

1) научное и ненаучное (обыденное); 2) эмпирическое и
теоретическое, которые обладают различными возможностями и ограничениями
(подумайте сами и приведите примеры).

Вторым элементом мировоззрения выступают идеалы людей.
Под идеалом в данном случае мы будем понимать представления людей о совершенном
и желаемом проявлении себя в мире, разрешающее противоречивость реального бытия
человека. Идеал есть стремление человека и к свободе, и к счастью,
преодолевающего несовершенные стороны жизни. А.М. Горький как-то заметил:
"Когда Бог лишил человека возможности ходить на четвереньках, он дал ему
вместо посоха идеал". Идеалы можно разделить на типы: светские и религиозные,
архаические и современные, исторические типы (прошлого, настоящего, будущего) и
т.д.

Третьим элементом мировоззрения являются ценности. Под
ценностью в данном случае мы будем понимать реально-существующие предметы
материального и идеально-духовного порядка, отвечающих интересам потребностям
людей, их идеалам и позволяющим определять и формировать реальное содержание
своей человеческой сущности. Посредством ценностей человек в реальности
становится таким, какие ценности он исповедует. (Нравственные, религиозные,
эстетические, утилитарные, национальные, общечеловеческие и т.д.). Ориентируясь
на определение ценности человек создает реальную модель поведения и действия,
оценивает значимость мира, общества и людей для себя. В этом универсальная
значимость ценностей для человека и общества.

Четвертым элементом мировоззрения являются убеждения,
аккумулирующие, синтезирующие в себе вышеперечисленные элементы. Убеждения
позволяют человеку сознательно относится к миру в целом и противостоять внешним
отрицательным воздействиям, формировать определенность своей жизненной позиции
и отстаивает ее с точки зрения своей убежденности в истинности своей позиции.
Вот почему право на убеждение – неотъемлемый признак свободомыслия.

Пятым элементом мировоззрения являются нормы и
принципы, аккумулирующие в себе все предшествующие составляющие мировоззрения.
Они придают мировоззрению устойчивость. Благодаря им мировоззрение и выступает
регулятивно-регламентирующей моделью практического действия человека.

Типология мировоззрения определяется и по своему
"носителю": По этому основанию можно выделить следующие типы
мировоззрения:

1) индивидуально-личностное; 2) социально-групповое
(общества, этноса, человечества, социальных групп и классов); 3)мировоззрение
определенной эпохи (например, мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.).

Между философией и мировоззрением существуют сложные и
противоречивые, но объективно-неизбежные отношения и взаимодействия.

Мировоззрение, как мы уже указали, является целостной
системой, в которой все элементы взаимосвязаны. Достаточно выпасть одному из
элементов, как вся система мировоззрения рассыпается. Но в тоже время в
мировоззрении может доминировать какой-либо элемент. Но в целом они
взаимодополняют, а не исключают друг друга. Но что придает устойчивость
мировоззрению? Эту роль и выполняет философия по отношению к мировоззрению.
Философия придает мировоззрению целостный, системный и устойчивый характер,
поскольку она вскрывает фундаментальные причины и основания единства бытия мира
и человека. Наконец, философия выполняет организующую роль в отношении
мировоззрения. Усиливает его прогностические возможности и
критически-содержательного, рационально-разумного оценивания реальных
исторических процессов в общественной жизни. Поэтому философия является ядром
любого типа мировоззрения. И эта роль философии в современную эпоху, да и в
будущем, все более возрастает. В этом и заключается пусть опосредованное, но
все же практическое значение философии для бытия человека и человечества.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.filosof-chel.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лечебное воспитание детей с ранним детским аутизмом
Реферат Товароведение и экспертиза вареных колбас из конины
Реферат «завтра была война» Урок по роману Бориса Васильева
Реферат INVESTIGACION DE MERCADOS Essay Research Paper INTRODUCCINDEPARTAMENTO
Реферат Herland As A Feminist Work Essay Research
Реферат ЛС Выготский и Т Бауэр Сравнение представлений о восприятии и его развитии
Реферат Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте
Реферат Сюжет и композиция комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Реферат Хаген - трагический злодей в "Песне о Нибелунгах"
Реферат Реинжиниринг
Реферат Антикризисное управление организацией (на примере ООО "Строймаш")
Реферат Характеристика плана счетов в кредитных организациях
Реферат Основні організаційно-управлінські акти міських районних і прирівняних до них прокуратур
Реферат Рецензия на произведение современной русской литературы. ( По роману А. Рыбакова "Дети Арбата")
Реферат Чикагская школа и основные подходы Парка и Берджесса