Социология и её предмет
Работу по теме «Социология»
выполнил студент группы З-04 ТМ1 Малашенко Д.В.
Брянский Государственный
Технический Университет
Брянск 2005
1. Социология — наука об обществе
Предмет социологии
Предметом какой-либо науки именуют совокупность
понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Добытые в
эмпирическом исследовании факты учёный затем теоретически обобщает и строит
логически непротиворечивую систему понятий. Если при описании объекта
исследования главными действующими лицами у социолога выступали респонденты — живые
люди, то при описании предмета науки таковыми выступают понятия и категории –
мертвые абстракции, существующие в идеализированном пространстве.
1.1. Поняти
е социологии
в струк
туре социальных отношений
Каждая из отраслей науки имеет предмет,
раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т.
п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную
сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем, все
общество. Существует определенная взаимозави
симость
между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других
наук и от пон
имаемых в ши
роком
смысл
е потребностей практики, то нельзя не уяснить
функци
и отдельной науки
.
Именно потребности практики
выдвигают на каждом
этапе жизни
общества новые требовани
я к гуманитарному
знанию
в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое
соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур,
социал
ьных сфер политики, экономики, а нечто целое.
Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех
его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.
Что же и как изучает социология? Социология (фр.
sociologie, латин.
Societas
— общество и греч. — Logos
— наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах
(государство, право, мораль и т. п.),
процессах и
общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в
научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым
Огюстом
Контом.
Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени
предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным
отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в.
потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе
требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на
потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел
процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека,
духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо
привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с
его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической
и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека,
существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к
знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с
целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но
и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в
прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от умения и
использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий
людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество,
основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы
самоорганизации стала социология.
Ведь социология изучала общество, социальные
отношения и социальные общности, их деятельность, а философия хотя и изучает
личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает
это на высоком уровне обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в
развертывании сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее
противоречивом существовании как это делает социология. Постепенно, по мере накопления
социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций,
каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала
интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социологии. Используя
разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество,
общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность,
пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье
и внутреннюю неоднородность. Социология как определенный тип знаний, об
обществе выходя из недр социальной философии, перенимает философскую культуру,
признавая особое значение теоретического обобщения, целостного концептуального
осмысления социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению
той ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных
социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм —
сводивший социальное к природному, антипозитивизм — настаивающий на специфике
социального.
Анализ зарубежных источников показывает, что чаще
всего социология определяется как наука о различных социальных общностях,
социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни
американские социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных
группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не
изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях. Цель
такого изучения _ понять и объяснить причины социального поведения или
взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты. По мнению бельгийского
социолога Миха де Костра, социология изучает отношения между людьми,
складывающиеся в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать
ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях многие
люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы
безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно
ужасным — это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью:
помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это
понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно,
имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на
помощь приходит наука социология.
Современная социология — это множество течений и
научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному
отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения
социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает
определение социологии как науки о законах становления, функционирования,
развития общества, социальных отношений и социальных общностей.
«Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования
социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме
взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между
общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что
социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности,
их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет
рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии
есть общество или определенные общественные явления. Однако здесь можно возразить.
Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук —
теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и др.
Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные
социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений,
а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из
них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества. Правовые
отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства — только искусство и т.п.
Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных,
правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они
есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие
родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям
закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные
всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть
ближайший объект социологии.
Следовательно, социология — это наука о родовых
свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто
выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством
достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его.
С появлением социологии открылись и 'новые возможности проникновения во
внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей.
Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную
среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи,
социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей
обществознания, все же социология, уникальна способностью видеть мир как
целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как
функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого
кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути
выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии — выживание
человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень
развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и
на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений,
социального поведения отдельной личности. Социология — наука многоуровневая,
представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро - и микротеоретических
подходов, теоретического и эмпирического знания.
Что же представляют макро - и микроуровни
социологии? Мокро-социологический уровень означает ориентацию на анализ
социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и
процессов в них происходящих. Социальная общность, выступающая объектом
макросоциологического анализа,— это цивилизация и наиболее крупные ее образования.
Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных
проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический
подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их
взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными
структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к явлениям интересует
общество как целостный социальный организм. В отличие от макро- микросоциология
анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных
общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению,
мотивации действий, стимулам групповых, общностных поступков и т. п.
Социология — наука о становлении, развитии и
функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях
между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и
общественных отношениях.
1.2. Социология — система знаний
Известно, что система — это совокупность элементов, образующих целостность.
Наличие определенной структуры — устойчивых связей между элементами — одно из
важнейших свойств системы. Устойчивость связи обеспечивает целостность и тождественность
системы, сохраняют ее основные свойства при внутренних и внешних изменениях.
Если же наука — система знаний, то ее элементы, прежде всего, различные теории,
а структура — связь между ними. Определить социологию как систему знаний —
значит дать конкретное представление об изучаемом объекте в виде органически
связанных между собой теорией: теории личности, теории малых групп, слоев
(семьи, трудовых коллективов и т. п.), теории общества как социальной системы и
теории мирового сообщества. Последовательность теорий отражает объективные
связи и отношения между социальными общностями как объектами и субъектами
социальной деятельности. Ведь любая малая группа, социальный слой, социальная общность
имеет свою специфику, обладает категориями, интегративными, то есть
объединительными свойствами, но ее нельзя понять, абстрагируясь от личности, из
которых они состоят. Но вместе с тем существует и «обратное» движение:
представление о личности при анализе малых социальных групп, слоев, социальных
общностей, когда представление о личности становится богаче и конкретнее
потому, что личность здесь ставится в новые связи и отношения.
Восхождение от абстрактного к конкретному
совершается не только в результате перехода от одной теории к другой, но и в
пределах каждой из них. Основными направлениями процесса перехода от одной
теории к другой в социологии личности есть, во-первых, последовательное
раскрытие различных свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных
установок и т. д.) личности, которые завершаются системным определением
личности как объекта и субъекта; во-вторых, осуществление перехода от анализа
личности к раскрытию ее деятельности, образа жизни, их условий, средств и
результатов; в-третьих, анализ межличностных отношений, складывающихся в процессе
ее деятельности, поведения и общения, глубокого познания личности; в-четвертых,
выяснение социальных норм и отклонений в деятельности личности, ее поведения в
отношениях, определение типа личности.
В современной социологии преодолевается
противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и
ценностного отношения к миру. Поиск истины социологией связывается с раскрытием
возможностей преобразований объектов в соответствии с гуманистическими
ценностями. Современная социология рассматривает личности, различные общности и
социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности.
Здесь-то в системе социологических знаний важное место занимает осевая
проблематика, интересы, ценности, социальные установки — все то, что определяет
мотивацию поведения и деятельности людей. Процедура анализа деятельности
личности, общности людей осуществляется в науке в такой же роли, что и обряд в
религии или уголовно-процессуальном кодексе в доказательстве вины. Если не
соблюдена процедура, вывод не может считаться легитимным (законным), то есть
научным. Конечно же, содержание социологии имеет в основе
субъективно-объективный характер. Игнорирование такого обстоятельства делает
невозможным изложение ее как системы знаний. Социология — не простая
совокупность теорий, а единство теорий личности и теории общностей, теорий об
обществе, об общественных отношениях и т. п.
1.3. Структура социологии
Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами,
которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе.
Социология не исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что
социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о
социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов
социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов,
приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции,
разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и
образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология
изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности,
анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные
процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология различаются не
по объекту и методу исследования, а по той цели, которую они ставят, решают ли
научные или практические проблемы.
Социологические знания — единство теории и.
практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне
общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на
выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические
социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно
тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических
исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический
анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы, социологические
наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.). Между теоретическим и
эмпирическим знанием нет абсолютной грани.
Теоретические знания — знания универсальные,
эмпирические фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое,
не существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над теоретическими
компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом развития
науки всегда остается преобладание знания теоретического над знанием
эмпирическим. Теоретические знания определяют в конечном итоге, прогресс любой науки,
а, следовательно, и социологии.
Эмпирические исследования подразделяются на
фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные социологические исследования
ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом
предмете.
Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо
конкретной социологической проблемы.
На основе теоретического и эмпирического изучения
различных социальных систем социология может давать ценные практические
рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология,
базируясь на конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна
другой, а составляют единство, взаимное обогащение.
Теоретическая социология — совокупность
многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества
и дающие им интерпретацию. Единственной концепцией, объединяющей специфику
протекания социальных процессов и закономерностей развития общества,
признавался марксизм, а именно — исторический материализм. Вот почему
теоретическую социологию зачастую прямо отождествляли с историческим
материализмом. В действительности же человечество выработало огромное
количество теорий и концепций, объединяющих закономерности и специфику развития
человеческой цивилизации. Уже в середине XX века широко распространяются
концепции социальной стратификации, индустриального общества, конвергенции и
другие. Конечно же, теоретическая социология — это множество возможных течений,
школ, направлений со своих методологический позиций объясняющих специфику развития
общества. Что же касается марксизма, то он есть одним из направлений, которые
во главу угла ставят приоритет экономических факторов в развитии общества.
Специальные же социологические теории — это отдельные сферы социологического
знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные, специфические
подсистемы общественного целого и социальных процессов. Изучая те или иные основные
закономерности развития общества, теоретическая социология может и не
формулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются различные
социальные общности, социальные институты и социальные процессы. Именно,
поэтому-то в структуре социологии огромное значение имеет ее средний уровень,
то есть относительно самостоятельные теоретические подсистемы. Относительно
самостоятельные теоретические подсистемы призваны, во-первых, установить
объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои
и т. п.) с целостностью общественной системы; во-вторых, выявить специфические
для предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности. Социальные
социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.
В современном мире существует большое разнообразие
специальных социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат
американскому социологу Роберту Мертону. Но возникли теории значительно раньше.
Они изложены в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и др.
Развитие специальных социологических теорий в XX веке связано с именами
крупнейших социологов Карла Мангейма, Теодора Адорно, Толкотта Парсонса, Поля
Лазарсфельда и др. Специальные социологические теории система отраслей знаний
социологии, которые изучают особые формы и сферы социального бытия и социальную
реализацию форм общественного сознания, их общие, а особенно специфические
закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической
теории, основная функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и
явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне
общества, специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных
социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту
или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно
самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками,
условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная
социологическая теория рассматривает какой-либо социальный объект как особый
социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе
социальных отношений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс
в пределах социологии труда. Моральная система любого общества изучается
социологией морали. Особенности образовательной системы изучаются социологией
образования. Управление как социальная система изучается социологией управления
и т. д.
В современной социологии выделяется несколько
групп социально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологические
теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология
досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке
социологии и гуманитарных наук. Это — социология права, экономическая
социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. п.
В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и
взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных групп,
социология города и деревни и т. п. В-четвертых, специальные социологические теории,
которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология управления,
организации, социология семьи, социология образования, науки и т. д. В-пятых,
теории отклонения поведения и аномальные явления и т. п.
Конечно, же, главной задачей любой специальной социологической
теории — изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной системы.
Специальные социологические теории — самостоятельное социологическое познание в
силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту.
2. Предмет и объект социологии.
Функции социологии
Что же представляет объект и предмет научного
познания социологии? Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не
совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а
сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения.
Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а
поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения
предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто
совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография, право,
философия и др.). Социология наука о целостности общественных отношений,
обществе как целостном организме; о социальной системе.
Естественно, объектом социологии и есть
определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и
целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и
общества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными
отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные
части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении
объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество,
процесс его функционирования и развития в качестве объекта гуманитарного знания.
Ведь широко распространен взгляд на общество как на определенную
общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой
цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит в том,
что общество представляется в виде базиса и надстройки, совокупность
экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из
поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный объект—человек,
его потребности, интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что
иное, как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к
взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных
социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на
абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на его
развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования
личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и
важно определять общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп,
индивидов, а саму историю как деятельность людей, преследующих определенные
цели. Люди ставят самые разные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно
цели есть специфическая черта деятельности человека. Целеобразная деятельность
включает множество различных, органично связанных между собой элементов.
Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый
и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего, в том, что люди, получив
определенный результат, корректируют на его основе свою последующую деятельность
с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя и
крайне противоречиво, исторический процесс рационализации деятельности людей. Идея
рациональности нашла обоснование и развитие в трудах многих мыслителей, которые
связывали переход к высокой ступени развития общества с разрешением противоречия
между стихийностью и сознательностью.
Конечно же, в конце каждого этапа общественного
развития полученный результат отличается от исходных предпосылок, превращается в
новые условия, средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели.
Реализация высоких целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей
чело века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть
деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных
социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным становится
анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность приобретает
раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей, групп, слоев и
индивидов в общественной жизни в их целостности. Деятельность личности,
социальных общностей, групп в общественной жизни и есть. Предметом исследования
социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социальной,
политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает
многовариантность развития личности и социальных систем, проблема рациональной
деятельности становится актуальной.
2.1. Социология — наука о социальных отношениях общества
Конечно же, объектом социологического познания
есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности,
на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные
общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. Объект
социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая
подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны социальной
реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического
познания, осмыслены и выделены. Однако социальный объект обладает множеством
качественных и количественных характеристик и может изучаться различными
общественными науками. Социальные общности изучаются философией,
политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в
социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания
явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и
развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может
обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при
разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным
объектам.
В отличие от объекта науки, ее предмет — это
существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо
для решения теоретической и практической проблема тики. Предмет исследования
предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования
обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед
социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает.
Надо сказать, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью
решения различных научных проблем, а предмет исследования обозначает границы, в
пределах которых объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложив,
шейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются
ключевые, те или иные социальные явления. Обычно к ним относят человеческое
взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы
и т. п. и т.д.
Естественно, общество объективно состоит из
различных социальных общностей, это имманентная, то есть свойственная черта
любого человеческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими
факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и
отдельной личностью не только могут, но и реально возникают многообразные
отношения. Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление,
подчиняют действиям определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то
закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной предмет
изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет социологии
по-разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на разных
сторонах жизни социальных общностей и личности: деятельности, поведении и
отношениях. В социологии существуют разные направления, которые определяются неодинаковыми
подходами к исследованиям социальной жизни общества.
2.2. Социологические исследования
— инструмент познания социальной реальности
Позитивистская социология, основанная Огюстом
Контом, рассматривает познания социальной общество по аналогии с природой, используя
методы точных естественных наук. Понимающая социология, которую основали Макс Вебер
и Георг Зиммель, анализирует, прежде всего, значимые смысловые элементы
социальной жизни общества, делая акцент на понимании изменений, движений.
На разных этапах исторического развития
человечества и в различных социологических школах акцент ставился на социальных
общностях и различных сторонах их деятельности. Так уже сложилось, что в Европе
социологическая мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть
на изучении общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела
к исследованиям микромира — малых социальных групп, социальных слоев,
общностей. Внутри каждой социологической школы существуют многочисленные
течения, которые, по определению проф. Василия Фетисова «изучая те или иные
моменты, застревают на отдельных ступеньках лестницы исследований».
Характеризуя социологию как систему знаний важно учитывать, что между
классической социологией и современной социологией существует определенное
различие. Классическая социология стремилась к постижению окружающего мира как
бы со стороны. Задача ее состояла в том, чтобы описать объект, раскрыть
сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная социология
пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта, теории и практики,
познавательного и ценностного отношения к миру. Переход от теоретического к
империческому исследованию в социологии осуществляется с помощью
операционализации теоретических понятий. Вследствие формируются определенные
гипотезы, выявляются те свойства и отношения объекта, которые подлежат описанию
и классификации. Но надо учитывать, что предмет социологического исследования
обычно имеет достаточно сложную структуру. Отношение человека к труду в качестве
общего предмета исследования включает субъективные и объективные показатели
отношения к труду, мотивы и ценностные ориентации, характеризующие отдельные
типы отношения к труду и др. Но не только наличие объекта и предмета
социологического исследования определяет существование социологии как науки.
Для познания социальной реальности требуется определенная система, совокупность
приемов, процедур и операций, с помощью которых осуществляется социологическое
исследование. Систематизированный способ достижения теоретического или
практического результата решения проблем для получения новой информации,
осознания специфики изучаемой предметной сферы и закон о функционировании ее
объектов и называется методом в социологии.
2.3. Методы социального познания
Метод в социологии — это способ построения и
обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического
и теоретического познания социальной реальности. Метод в социологии зависит не
только от исследования социологией проблемы и построенной теории, но и от общей
методологической ориентации. Метод включает определенные правила,
обеспечивающие надежность и достоверность знания. Методы социального познания
можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. Всеобщими методами социологии
есть материалистическая диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том, что
экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка —
вторичной. При изучении социальных процессов применяются такие принципы
материалистической диалектики: объективность, историзм и системный подход
Принцип объективности означает изучение
объективных закономерностей, которыми определяются процессы социального
развития. Каждое явление рассматривается как многогранное и противоречивое.
Изучается вся система фактов — положительных и отрицательных. Объективность
социологических знаний предполагает, что процесс их изыскания соответствует
объективной реальности и не зависящим от человека и человечества законам
познания. Объективность научных выводов базируется на их доказательности,
научности аргументации.
Принцип историзма в социологии предполагает
изучение социальных проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении
и развитии, постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания
общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм тесно
связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения сложившихся
отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и интересов
соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность извлечь уроки из
прошлого опыта самим разработать обоснования современной политики. Используя принцип
историзма, социология имеет возможность исследовать внутреннюю динамику
социальных явлений и процессов, определить уровень и направление развития и
объяснить те их особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими
явлениями и процессами.
Системный подход — способ научного познания и
практической деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются
в неразрывном единстве с целым. Системный подход сформировался путем конкретизации
принципов материалистической диалектики при изучении сложных объектов и получил
распространение в социологии во второй половине XX в. Основным понятием
системного подхода выступает система, которая обозначает определенный
материальный или идеальный объект, рассматриваемый как сложное целостное
образование. В связи с тем, что одна и та же система может рассматриваться с
различных точек зрения, системный подход предполагает выделение определенного системообразуемого
параметра, то есть свойства, обусловливающее поиск совокупности элементов
системы, сеть связей и отношений между ними, ее структуру. В виду того, что
любая система находится в определенной среде, то системный подход должен учитывать
ее связи и отношения с окружением. Отсюда происходит второе требование
системного подхода — учитывать, что каждая система выступает подсистемой иной,
большей системы, и, наоборот, выделять в ней меньшие подсистемы, которые в
другом случае могут рассматриваться как системы. Системный подход в социологии
обязательно предполагает выяснение принципов иерархии элементов социальной системы,
форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на друга. При изучении
общественного сознания, общественного мнения различных социальных общностей —
классов, слоев, потребностей и притязаний различных социальных слоев и т. п.
используются методы анализа документов, опроса, в том числе анкетирования,
наблюдения и т. п. При исследовании межличностных отношений внутри малых групп,
слоев, отношения личности к тем или иным общественным явлениям, жизненных и ценностных
ориентаций и установок личности используются методы социометрии, социальной
психологии и т. п. методы статистики, факторного, латентно- структурного,
коррекционного анализа, использования математики и т.п.
2.4. Законы и категории
социологии
Основой изучения социальных отношений, то есть
сведения индивидуального к социальному, может служить изучение объективно сформировавшейся
структуры социальных связей и фактов, включенных в связи, их типы и т. п. В
обществе имеется бесконечное множество различных социальных систем.
Значительная часть таких связей носит случайный и временный характер. Особенность
социологии как науки состоит в том, что социальные связи и отношения изучаются
на уровне социальных законов и закономерностей.
Социальные законы — более или менее полное
отражение явлений, присущих окружающему миру. Что же такое социальный закон? Социальный
закон — это выражение существенной, все общей и необходимой связи социальных явлений
и процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их собственных
социальных действий. Социальные законы складываются в различных сферах
деятельности человека и, прежде всего, в сфере материальной деятельности и
осуществляется через посредство деятельности людей. Существуют общие и
специфические законы в социологии. Общие законы социологии — пред мет изучения
философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и
составляющие ее методологическую основу. Но здесь надо заметить, что отношение
социологов к социальным закономерностям и законам несколько изменилось. Если
раньше исследователи считали, что социология — наука о законах развития и
функционирования общества, а социальный закон — это независящая от субъекта
повторяющаяся и типичная связь, характер которой определяет содержание и
направление социального развития на любом уровне социальной организации, формирования,
то теперь социологи склонны полагать, что законов истории, законов природы не
существует. То, что называлось ранее законами, в действительности лишь описание
вероятных тенденций развития. Всеобщий социальный закон в прежнем пони мании
всеобщ, повторяем и однонаправлен, и придает обществу скрытую мистическую
сущность. Прежние представления социологии о том, что общество развивается на
основе раз и навсегда установленных законов, не выдержали проверки.
Предвидение еще не означает пророчества. Если
наблюдаем нечто, что проявляется как историческая тенденция или направление, то
не может знать проявится ли оно завтра, в будущем. Безусловно, в обществе существуют
наиболее сильные детерминанты, определяющие жизнь общества: власть, идеология,
экономика. Но ни одна из них не может быть названа ведущей или решающей тенденцией
развития. Лишь во взаимодействии они формируют тенденцию эволюции человечества.
Объективность социального закона в том, что новые поколения застают готовые отношения
связи, тенденции, сложившиеся без их участия. Объективность социального закона
— это ряд совокупных действий миллионов людей. Но когда говорят, что законы
общества проявляются через деятельность людей — это ошибка. Возникает представление,
что есть закон, некая существенная связь, которая имеет самостоятельное бытие и
обнаруживается в деятельности людей. Но все дело в том, что эта сущность не
проявляется — она и есть деятельность. Вот она то и не зависит от индивида,
потому что есть результат перекрещивающейся деятельности масс. Социальный закон
реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в конкретной форме — в
деятельности людей. А каждый отдельный чело век — осуществляет свою деятельность
в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической
или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное
производственное и социальное положение.
В социологии выделяют пять категорий социальных
законов:
— законы, констатирующие сосуществование
социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть
и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение
занятых в сельском хозяйстве населения.
— законы, устанавливающие тенденции развития. Они
обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного
порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил
требует изменения отношений производства.
— законы, устанавливающие связь между социальными
явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами
социального объекта, что определяет характер его функционирования.
— законы, фиксирующие причинную связь между
социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции
выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.
— законы, утверждающие возможность или вероятность
связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах
повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.
Любой социальный закон или тенденция проявляется
на практике не вообще, а в конкретной форме — в деятельности отдельного
человека. Человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях
общества. Социология исследует отношения социальных общностей, слоев,
личностей, что позволяет не только выявить формы проявления социональных тенденций
в различных сферах общества, дисфункциональные элементы в социальном механизме,
но и устранять.
2.5. Функции социологии
Социология как самостоятельная отрасль знаний
реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую,
описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую.
Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические,
то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии
проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон
социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации.
Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основная из гносеологических функций социологии —
теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с
позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология
дифференцирование подходит к действительности. С одной стороны показывает, что
можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять перестраивать
и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных
преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно,
состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится
составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в
современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся
объективные знания об основных социальных проблемах развития современного
общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить
надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных
сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи,
национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах,
происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей,
обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и
конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее
социальной функции.
Описательная функция социологии — это
систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода
научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать
идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При
исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность
ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические
выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета,
источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только
познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен
всегда помнить, что преобразование общества — не само цель. И преобразования
нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к
улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная
социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения,
рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в
прогнозах и преобразовательной функции.
Прогностическая функция социологии — это выдача
социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются
образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта.
Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального
явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который
решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора —
сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи ческой практике чаще
всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития
Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое
значение, социальный прогноз занимает важное место - в исследованиях о развитии
социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится
выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием показать перспективу
и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе,
прогнозируется ход развития социального процесса.
Суть преобразовательной функции социологии в том,
что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния
социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных
решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов
требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое
обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее
функция — разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения
реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.
Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные
рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного
общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы
управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым
последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления
обновления общества и дает возможность выявления отклонений от
общецивилизационного развития. Суть реформирования в Украине, а точнее,
трансформация общества состоит в создании условий и возможностей для
сознательной, целенаправленной деятельности личности социальных общностей. Проблема
состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в
оптимизации и качественном повышении ее эффективности. Задача социологии —
теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и
демократизации общественной жизни в Украине. Процесс трансформации общества в
Украине идет от одного качественного состояния к другому как раз в связи с
сознательным превращением целей в результат, а результатов в предпосылки,
условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации
общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной
квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку
профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад),
сколько несформированной
у большинства
управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих
решений.
Информационная функция социологии представляет
сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований.
Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В
крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут
использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном
порядке информацию получают государственные и другие управленческие и
хозяйственные учреждения.
Мировоззренческая функция социологии вытекает из
того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и
своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция
социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных
количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного
человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного
сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо
социального слоя, со
циальной общности. История
свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и
реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного
рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона
Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении
либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака
Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п.
Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным
направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и
третьего рейха в Германии.
Итак, основные функции социологии определяют не только
задачи, но и место социологии в системе общественных наук.
2.6. Социология в системе
социальных наук
Каково же место социологии в системе общественных наук?
Как соотносится социология с другими, родственными ей науками? Место социологии
в системе общественных и гуманитарных наук определяется, прежде всего, тем, что
социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую
социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех
других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и
его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются
всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях
сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других
отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний
не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими
науками. По отношению к специальным общественным наукам социология находится в
таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным
биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология
служит основой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и
социология служит фундаментом для специальных общественных наук.
Среди общественных наук, которые имеют дело с
миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история
концентрирует внимание на изучении социальных явлений вы ступающими уникальными
и неповторимыми во времени и пространстве (например, США уникальная страна по национальному
составу, христианство — уникальная религия, 30-летняя война — отличается от других
войн и содержанием и целями и т.п. и т.д.), то социология изучает свойства
всего общества, которые повторяются во времени и пространстве, то есть
становятся общими для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций,
всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это различие, связь
социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история, и
социология имеют объектом изучения общество. История, как и социология,
сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных
социальных закономерностей, и, во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых
явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества.
Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами
для человечества. Выявить эволюцию субъектно-объективных связей, отношений,
норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии.
Основная форма деятельности общества — это
материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах
производства изменение роли и места человека в производственном процессе — все
это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей.
Именно поэтому-то социология не может не взаимодействовать с политической
экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития
самого человека как социального существа. А это исследует уже социология. Тесно
связана социология и с психологией. Социология изучает гражданское общество,
политология — политическую жизнь общества, политические отношения.
Взаимодействие двух наук — социология и политологии породило новую отрасль науки
— политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется,
во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только
учитывая особенности общества в целом как социальной системы, во-вторых,
общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него
политические структуры и различные политические ре жимы.
Социология тесно связана с философией. В основе
связи — изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории,
принципы философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных
отношений, социальных связей, социальных действий и т. п. Философия изучает
такие понятия как материя и сознание, социология — социальную структуру,
социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т. п. Если же
философия изучает сущность человека, личности, то социология — личность как
социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущностной
сути, то социология—социальные взаимодействия и социальные взаимосвязи. Конечно
же, социология осуществляет задачу, непосильную общей философии —
непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни. Важнейшей задачей
в разработке современной философской мысли выступает обоснование модели
формирующейся информационно-технологической цивилизации, оказывающей огромное
воз действие на состояние окружающей природной и космической среды, нахождение путей
решения глобальных проблем человечества, осмысление глубоких интеграционных
процессов в мировом сообществе, понимание необходимости новых подходов к
решению современных этнических процессов. Принципиально новое решение в
современной философии и социологии получает и проблема человека, его
ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Наполняется новым теоретическим
содержанием принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и
социологии становятся возможным, применительно к историческим определенным пространственно-временным
границам, играть субстациональную
роль. Однако
переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно,
культурно — это в современных условиях п
ока лишь
реальная возможность выхода из кри
зиса, но п
ока еще не действительное состояние. Человечество
должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского
мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и
регулирования социальными процессами в современном мире.
Список
ли
тературы
1. Дюркгейм
3. О
разделении общественного труда. Метод социологии. М.,
1990.
2. Зборовский
Г. Е..
Орлов Г. Г. Введение в
социологию. Урал. ун-т, 1992.
3.
Осипов Г. В. Социол
огия. М.,
1990. Основы
социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева.
М.,
1993.
4. Краткий словарь по социологии. М.,
1989.
5. Сорокин П.:
А.-
Человек, цивилизация, общество. М.,
1992.
6. Ядов В. А. Размышления о предмете социологии.
Социс, 1990, № 2.