Древнегреческая философия как идеология
рабовладельческого общества
Вo
всех рабовладельческих обществах способ материального производства основывался
на физическом труде рабов, лишенных всех юридических и имущественных прав. Но
история Древней Греции — особая историческая ступень в развитии обществ этого
типа. Это ступень, когда совершился переход от бронзы к железу. Ко времени
этого перехода греки достигли больших успехов в развитии торговли и потому
первые использовали возможности, предоставляемые железом, и преимущества железа
перед бронзой, предшествовавшей железу. Применение железа сделало более
доступными металлические орудия. В античном обществе влияние торговли и
развитие купеческого слоя имело своим постоянным результатом развитие рабовладельческого
хозяйства. В самой торговле значительное место занимала торговля рабами, число
которых, сначала малое, росло. Возвышавшийся купеческий слой во многих
городах-государствах добился преобладания и установил политический строй
рабовладельческой демократии. Употребление монет, перешедшее из Лидии (в
Передней Азии) в Грецию, привело к тому, что греческим обществом были заложены
основы денежного хозяйства. Хотя товарное производство издавна существовало во
многих областях Ближнего Востока, но лишь с распространением денег оно не
только достигло высокого развития, но и произвело переворот во всем прежнем
обществе. Уже в 5 в. до н. э. промышленностью в значительной степени овладел
рабовладельческий способ производства. В результате дешевизны рабской рабочей
силы исчезли импульсы для развития начавшегося перед тем технического
прогресса. Рабы трудились в рудниках, в мастерских, использовались в качестве
домашней челяди. При демократическом правлении класс рабовладельцев
распространил рабский труд на все отрасли производства. С достижением этого
успеха вскоре начался затянувшийся на столетия процесс все возраставшего упадка
античного общества. Ограниченность, свойственная экономике при
рабовладельческих отношениях, мешала дальнейшему развитию производительных сил,
тормозила и ослабляла их использование. На место покорения сил природы была
поставлена эксплуатация человеком человека.
Философия,
развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в
которой она возникла. Умственное движение от 7 до 4 в. до н. э. может быть
охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к
материалистически мыслящей науке.
В
10 — 9 вв. до н. э. в городах-государствах Древней Греции, в южной части
Балканского полуострова, на западном побережье Малой Азии, в современной Южной
Италии и в прибрежных греческих городах острова Сицилия достигло высокого
расцвета древнее рабовладельческое общество. До археологических открытий конца
XIX — начала XX в. историки древнего общества ошибочно полагали, будто античное
общество было первым по времени высококультурным миром, предшествовавшим на
территории Европы возникновению европейского феодализма. После раскопок
Шлимана, Дёрпфельда и других выяснилось, что античному рабовладельческому
обществу предшествовало более древнее и также достигшее высокого культурного
уровня общество рабовладельческого типа.
Не
только в Троаде, на острове Крит, но и в Микенах были раскопаны и исследованы
остатки монументальных сооружений и дворцов — свидетельство блестящей культуры
их строителей и обитателей.
В
настоящее время уже давным-давно оставлено мнение, будто, например, эпос Гомера
есть начальная ступень в развитии поэтического искусства, а архитектура
классической Греции — начальный фазис в развитии европейского зодчества.
Однако
при всем углублении исследования, обнаружившем существование предшествовавшего
классической Греции большого и высокоразвитого исторического культурного мира,
непоколебленным осталось положение об античном рабовладельческом обществе как о
своеобразном культурном мире, достигшем высшего уровня и оказавшем значительное
и длительное влияние на последующее развитие европейских народов в эпоху
феодализма и капитализма.
Греческое
рабовладельческое общество отнюдь не было замкнутым и самодовлеющим. Зачатки
технических навыков, научных знаний и искусств греки заимствовали у своих
соседей — народов более древней и в то же время более высокой культуры. Это
были вавилоняне, египтяне, финикийцы, персы. Однако усвоив у них зачатки
искусств и научных знаний, греки в короткий срок поразительно развили эти
зачатки. Они создали замечательную собственную мифологию, архитектуру, поэзию,
театр. В математике, астрономии, механике, отчасти также и медицине они
превратили знания, накопленные их восточными соседями и предшественниками, в
науки, для которых характерны не только известная сумма данных и сумма
наблюдений, но и обоснование познанного, а также его систематическая связь.
Одним
из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала
древнегреческая философия. Возникнув в конце 7 — начале 6 в. до н. э.,
древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н. э.,
оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни
античного общества. Греческие философы принадлежали в большинстве к различным
слоям «свободных», т. е. по преимуществу рабовладельческого класса. Их
общественно-политические, нравственные и педагогические учения- выражали
взгляды и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих вопросов,
а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали
учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом
рабовладельческого общества [ср. 1, т. 23, с. 346].
Древнегреческая
философия возникла не как область специальных философских исследований, а в
неразрывной связи с зачатками научных знаний — математических и
естественнонаучных, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с
мифологией и искусством, для которого, как показал Маркс, греческая мифология
была и его «почвой» и «арсеналом», и его «предпосылкой» и «материалом» [I, т.
12, с. 736 — 737]. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с 3 в. до
н. э, некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в
специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая
философия продолжает развиваться как мировоззрение. заключающее ответы не
только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических,
естественных и общественных. Восстановление наследия и содержания учений
древнегреческой философии представляет исключительные трудности вследствие
происшедшей еще до конца античного мира утраты большей части произведений древнегреческой
философии и науки, в том числе почти всех произведений материалистических школ.
Полнее сохранились сочинения крупных идеалистов 4 в. до н э. (Платона и
Аристотеля), а также неоплатоников (Плотина, Прокла). В средние века уцелевшая
часть литературного наследства древнегреческой философии частично сохранялась,
изучалась и разрабатывалась в Византии, в Армении, в странах арабской культуры
и среди культурного слоя народов Средней Азии. С середины XII в. благодаря
посредничеству ученых арабов и евреев, а также византийских греков становится
гораздо более полным знакомство ученых Западной Европы с крупнейшим мыслителем
древнегреческой философии Аристотелем, а начиная с XV в. интенсивно развивается
незавершившийся и по настоящее время процесс разыскания, восстановления и
изучения всего состава учений и произведений древнегреческой философии. До
возникновения марксистской философии и до ее торжества в СССР, наступившего
после победы Великой Октябрьской социалистической революции, исследование
древнегреческой философии, сосредоточившееся главным образом в Германии и
Англии и породившее огромную специальную литературу, тормозилось и
обесценивалось идеалистической тенденцией буржуазных ученых. Они либо
замалчивали явления древнегреческого материализма, либо поносили его и были не
способны по достоинству оценить его значение, либо искажали материализм и даже
сближали учения его корифеев (например, Демокрита) с учениями идеалистов.
Буржуазные исследования по истории древнегреческой философии страдали ограниченностью
узкофилологического подхода к древнегреческой философии. Ее изучение требовало
прекрасной филологической подготовки, которая, однако, редко соединялась у
специалистов с равноценной философской подготовкой. По сравнению с многовековым
домарксистским периодом марксистское изучение древнегреческой философии
началось недавно. Принципиальная точка зрения марксистского подхода к изучению
древнегреческой философии сформулирована в трудах классиков
марксизма-ленинизма. Специальное научное исследование вопросов истории
древнегреческой философии с позиций марксистско-ленинской историко-философской
методологии началось советскими учеными только в 20-х годах XX в., но, несмотря
на весьма краткий срок, дало важные новые результаты.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/