Реферат по предмету "Философия"


Альтруизм

Альтруизм


Альтруизм (фр. altruisme от лат. alter — другой) —
нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на
благо (удовлетворение интересов) др. людей.

Термин
«А.» был введен О. Контом для фиксации понятия, противоположного понятию
«эгоизм»; вслед за Контом это понятие активно использовалось Г. Спенсером. В 19
в. под влиянием утилитаризма А. понимался как ограничение личного интереса ради
общего, а в некоторых интерпретациях именно общественного интереса. Как
требование, предъявляемое к отношениям между людьми, А. шире принципа уважения,
запрещающего отношение к другому как к средству достижения собственных целей, и
принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого и
обязывающего воздавать другим по заслугам. В своем существенном содержании
принцип А. был воплощен в заповеди любви. Принципом А. не исчерпывается
христианская заповедь милосердия, впервые встречающаяся в Пятикнижии и принятая
в христианстве в качестве основополагающего нравственного закона. В
новоевропейской философии милосердие начинает трактоваться именно в духе А., а
содействие благу другого рассматривается как основа морали вообще. В эпоху
Просвещения, в учениях А. Шефтсбери, Ф. Хатчесона, А. Смита, Ж.Ж. Руссо, И.Г.
Гердера, И.В. Гёте и др., в 19 в. в учениях Л. Шопенгауэра и B.C. Соловьева
благожелательности как принципу человеческих взаимоотношений, в которых благо
другого является приоритетным к личному благу, придается исключительное
значение.

В
19 и нач. 20 в. А. как нравственный принцип стал предметом критики
христианских, в особенности православных, мыслителей, полагавших, что
новоевропейский А. неприемлем как человекоугодие, при котором забываются Бог и
обязанность человека угождать Богу и выполнять все его заповеди (К.Н.
Леонтьев). Христианская критика А. была обусловлена тем, что концепция А.
вырастает из традиций европейского гуманизма, из стремления понять добродетели
человека секуляризованного, а нравственность — как выражение потребностей и
интересов человека, включенного в отношения с др. людьми, в общественные связи.
В качестве нравственного принципа А. отвергался и как «учение
буржуазно-демократической морали» (Н.А. Бердяев), как абстрактный и формальный
принцип. Однако Соловьев трактовал А. именновдухе заповеди любви, распространяя
ее на отношение как к др. людям, так и к др. народам. В марксизме А. отвергался
как иллюзия, как идеологическое средство, призванное оправдать
капиталистическую эксплуатацию. Ф. Ницше отвергал А. как одно из выражений
«морали рабов».

Во
втор. пол. 20 в. философско-этическая проблематика, связанная с А., получила
развитие в исследованиях помогающего, или шире — «просоциального», поведения, в
которых А. анализируется в контексте практических отношений между людьми, на
материале различных форм солидарности, благодеяния, благотворительности и т.д.
Эта проблема переосмысливается также в контексте этики заботы (К. Гиллиган, Н.
Ноддингс). Достижения эволюционной генетики позволили представителям
социобиологии (Р. Триверс, Э. Уилсон) показать биологические предпосылки А. и
функциональную неопределенность того, что принято считать «личным интересом».
Однако действительная проблема, отраженная в дилемме «А. — эгоизм», заключается
в противоречии не частного и общего интересов, а моего и чужого интересов. Как
видно из определения А., речь идет о содействии не общему интересу, а именно
интересу др. человека как возможно равного и непременно как ближнего, и
уточняется, что А. необходимо отличать от коллективизма как принципа,
ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Такое определение
нуждается в нормативной и прагматической спецификации; в частности,
относительно того, кто судит о благе другого, в особенности когда другой не
может считаться в полной мере суверенным и судить о том, что составляет его
действительный интерес.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социально-экономическая модель в Швеции - процесс становления и развития
Реферат Страх мужчины перед умной женщиной
Реферат Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей
Реферат Свободные экономические зоны специфика их развития в Республике Беларусь Внешнеторговый контракт
Реферат Национальная экономика цели и результаты 5
Реферат Авторские ремарки в пьеса "Лес"
Реферат Структура и функции конфликта
Реферат Стратегії переговорів в ситуації конфлікту
Реферат Античная мифология и ее духовное значение
Реферат Структурные взаимосвязи видов направленности личности
Реферат Становление психологии как самостоятельной науки
Реферат Стратегия управления персоналом 4
Реферат Стратегия поведения в конфликтной ситуации
Реферат Структура психологічного дослідження
Реферат Manga And Anime Essay Research Paper Manga