Реферат по предмету "Философия"


Философия и мировоззрение

Философия
и мировоззрение

Хабибуллина З.Н.

Человек всегда стремился составить себе обобщенное представление
о мире в целом и о своем месте в нем. Именно мировоззренческие взгляды дают человеку
путеводную нить в его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные
установки.

Выработка нового мировоззрения и его претворение в жизнь
- сложная и трудная работа. То, что сейчас происходит в культуре, в наших поисках
и в дискуссиях, во многом связано с попытками создать элементы и структуры нового
мировидения.

Одной из важнейших задач философии как рефлексии предельных
оснований всех видов человеческой деятельности является концептуализация миропонимания
и мироотношения в целом. “Настоящий, призванный философ хочет не только познания
мира, - размышляет Бердяев, - но и изменения, улучшения, перерождения мира... Философ
есть прежде всего познающий, но познание его целостно, оно охватывает все стороны
человеческого существа и человеческого существования, оно неизбежно учит о путях
осуществления смысла” [1]. Тенденция к специализации, дифференциации отдельных философских
проблем и направлений обязательно должна дополняться тенденцией к интеграции, синтезу
всех достижений культуры.

Достаточно глубокое и целостное понимание и мира, и человека
возникает именно в единстве обоих процессов. Само слово “миръ”, одно из древнейших
славянских слов, изначально фиксирует значение спокойствия, тишины, покоя и согласия
между людьми. “Развитие понятий о мире, воплощенных в истории слов, показывает,
что вплоть до нового времени славяне никак не противопоставляли человека миру”
[2].

А в чем же состоит суть слова “воззрение”? Под “воззрением”
А.Ф.Лосев, например, понимает просто здравый смысл, то есть прямое и непосредственное
усмотрение и наблюдение [3].

Мировоззрение - это определенный способ жизнепонимания
и жизнедеятельности человека. Все мировоззренческие вопросы, определяющие, как человеку
жить и в чем искать смысл своей жизни, при всем их неисчерпаемом разнообразии и
богатстве сходятся в конечном счете в одном вопросе - о природе человека (что есть
человек) и его месте в мире [4]. Деятельная сторона - форма проявления мировоззрения
и одновременно способ духовно-практического освоения человеком мира. Поэтому мировоззрение
- это не просто миропонимание, но и специфическая форма преобразования мира.

Сейчас время великого поиска, время соприкосновения разных
философий, культур, начало их диалога.

Философия и мировоззрение не одно и то же. Обосновывая
их различие, В.И.Шинкарук приводит такие доводы: “Мировоззрение формируется на основе
непосредственной практики общественной жизни вместе со становлением человеческого
сознания (и исторически, и индивидуально). Философия же возникает на определенном
этапе развития человеческого общества (и усваивается на определенном этапе становления
духовной культуры личности), возникает из познавательного отношения человека к миру,
когда это отношение выделяется в относительно самостоятельную сферу человеческой
деятельности. Результаты познавательной деятельности в конечном итоге выражаются
в науке, в знаниях. Название “философия” получила та область познавательной деятельности,
которая специализировалась на решении мировоззренческих проблем” [5].

Рассматривая философию как систему мировоззренческих знаний,
следует различать мировоззренческое знание, складывающееся вне философии и до философии,
и собственно философское знание. “Философия есть мысль мысли... - рассуждает М.Мамардашвили.
- Есть реальная философия, которая присуща нам, если мы живем как сознательные существа.
Если мы выполняем свою человечность. Философский акт как пауза в ряду других актов,
являющихся условием самой их возможности и определенной последовательности. Назовем
это реальной философией. И есть философия понятий и систем, в которых этот акт или
элемент нашей духовной жизни может быть эксплицирован” [6]. Философия сама содержит
в себе мощный аппарат обоснования своих позиций и прояснения своих проблем: она
не только пользуется этим аппаратом, но и постоянно работает над его модификациями
сообразно характеру и масштабам жизненных проблем, возникающих перед людьми.

“Философия - особый тип (способ) миропостижения, - пишет
Л.А.Коган, - характеризующийся дерзким прорывом за горизонт, выходом за рамки наличного
бытия, его рутинности и суетности, за пределы любой ограниченности (прежде всего
- своей собственной), любых произвольно устанавливаемых “табу”” [7]. Философия,
опираясь на свою близость к другим областям знания, является объединяющим, координирующим
и общеориентационным началом в духовной жизни, в культуре. Она играет важнейшую
роль в сведении воедино различных наук и отраслей знания, в преодолении разобщенности
естественных и гуманитарных наук, в поисках и обосновании синтеза искусств, в осуществлении
связей между наукой и искусством, а также между ними и моралью.

Координационно-интегративную функцию философии высоко ценил
М.М.Бахтин. Место философии, считал он, начинается там, где кончается точная научность
и начинается инонаучность, и ее можно определить как метаязык всех наук (и всех
видов познания и сознания) [8] . Действительно, философия взаимодействует не только
с наукой. Она черпает материал для характеристики смысложизненных вопросов в обыденном
сознании и поведении людей, в образах религии и схемах мифологии.

“Философия является универсальной и абсолютной наукой,
ищущей себя. Так назвал ее первый знаток нашей дисциплины Аристотель: философия
- наука, которая себя ищет” [9]. ХХ век делает очевидной мысль о том, что “чистая”
философия, решающая “в общем виде” проблемы человеческого бытия, невозможна. Она
не может быть такой и, судя по всему, не была такою и прежде, поскольку всегда
- прямо или косвенно - включала в свои картины образ человека, пыталась этот образ
конкретизировать, стремилась оценить возможности человека в его взаимодействиях
с миром.

Философское мировоззрение является самосознанием эпохи
и общества, поэтому изменения в нем исторически обусловлены. Меняются постановки
проблем, формулировки основного вопроса философии. Не меняется всеобщий, предельный
характер решаемых проблем. Именно через ответы на поставленные вопросы человечество
осознает свои пределы и раздвигает их, формируя и мир, и себя.

Какие-то мировоззренческие установки незаметно трансформируются
и органично входят в общую ткань сложившихся взглядов. Но смена всей системы установок
и мировоззрения в целом - процесс небезболезненный, эмоционально окрашенный, случающийся
достаточно редко - в периоды коренных жизненных изменений. На рубеже веков, а тем
более эпох мировоззренческие проблемы звучат особенно остро, возникает необходимость
и потребность рефлексии самых основ знания и мироощущения.

На пороге нового, ХХI столетия можно говорить не только
об углублении наметившихся изменений в основаниях научного знания, но и о формировании
новых мировоззренческих установок, характерных как для научной, так и для других
областей духовной жизни человечества.

Главной чертой нового мировоззрения, определяющей другие
его характеристики, является представление единства мира, в котором каждый элемент
равен по значимости остальным элементам, и человек является одним из множества элементов
этого единства.
Список литературы

Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Философия свободного духа.
М., 1994. С. 232.

Колосов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.,
1986. С. 233.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988. С. 312.

Рубинштейн С.Л. Философия и психология // Проблема общей
психологии. М., 1973. С. 382.

Шинкарук В.И. Мировоззрение и философия (Историко-философский
аспект) // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии. М.:
Наука, 1988. С. 80.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С.
54).

Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии.
1996. № 7. С. 22.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1971. С.
364.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: Наука,
1991. С. 78.

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.bashedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История индо-европейских цивилизаций или кто основал Киев
Реферат Лимит остаток кассы кассовый план
Реферат Основная цель и задачи функционирования сельского кредитного кооператива
Реферат Виды компьютерной графики и графических файлов
Реферат Ripple Effects Upon Economy Essay Research Paper
Реферат Образы Бога и Дьявола в живописи ХХ-ХХI века
Реферат V-я Международная научная заочная конференция «Актуальные вопросы современной экономической науки»
Реферат Культура классического арабского Востока
Реферат Шпаргалки по бухгалтерскому учету
Реферат Познавательные процессы умственно отсталых детей
Реферат Принцип разделения властей и принцип сдержек по Конституции США
Реферат Философия русского космизма 2
Реферат О роли женщины в Церкви
Реферат Ассоциации Бухгалтеров «бухгалтерский учет по международным стандартам»
Реферат Брак и Любовь