Экстремальный ментальный тренинг
... самый простой способ победить противника? Его
нужно напугать, обескуражить, удивить, то есть подменить способ объективной
оценки ситуации на эмоционально-субъективный.
Что такое страх? Это эмоционально-поведенческое
проявление инстинкта самосохранения. Чем опасны эти проявления? Тем, что
накладывают на процесс реактивного или осмысленного принятия решения
эмоционально-субъективную окраску негативного характера. Какой, самый простой
способ победить противника? Его нужно напугать, обескуражить, удивить, то есть
подменить способ объективной оценки ситуации на эмоционально-субъективный.
"Замутнённое, переживаниями, озеро его сознания отразит чудовищ вместо птиц
и монстров вместо деревьев" (если верить философским воззрениям дзен). При
таком искажённом восприятии "входящей" информации не приходится
надеяться на качество принятого решения, тем более, когда речь идёт о силовом
конфликте. Как избежать пагубных проявлений безусловных инстинктов? Очень не
просто, так как они заложены в психику человека, если не в утробе матери, то,
во всяком случае, в первые дни жизни. И если хватательный и сосательные
инстинкты носят временный характер (на период грудного возраста), то инстинкт
самосохранения сопровождает человека до гробовой доски.
Прежде чем заниматься разработкой систем компенсации
страха и его проявлений, следует разобраться в процессе реализации инстинкта
самосохранения в реальной жизни. Зачем он нам и за какие "участки"
жизнеобеспечения отвечает? Если Вы не страдаете патологическими изменениями
психики, откройте окно и встаньте на подоконник. В случае, когда это не первый
этаж, а скажем 5, 10 или скажем 50, вы испытаете вполне оправданное чувство
страха. Причём, возможно, вы никогда не прыгали даже с 3-го этажа, но
совершенно уверены, что ничего хорошего в этом нет и навряд ли Вы будете
переживать об отсутствии данного практического опыта.
Это и есть инстинкт самосохранения в действии. Он не
требует опытной базы данных. Ему вполне хватает испуга "на всякий
случай". Прямо скажем, совсем не бесполезная вещь, которая наверняка
спасла не мало жизней. Дети, женщины и старики наверняка нуждаются в
обоснованном страхе, как элементе самосохранения, если только конечно это не
проявления маниакально-депрессивных симптомов.
Гораздо сложнее с профессиональным бойцом или кадровым
военнослужащим. При выполнении специфических боевых задач страх может просто
привести к гибели субъекта в связи с ошибкой в принятии решения, вызванной неадекватной
реакцией на внешние раздражители.Как устранить страх и тем самым сохранить
объективность в оценке ситуации?
Есть как минимум два пути.
Путём компенсации:
чем больше боевой опыт - тем меньше влияние проявлений
страха на психику и процесс оценки ситуации.
чем планомернее и жёстче психический прессинг при
выполнении учебных задач - тем меньше лабильность психики по отношению к
негативным внешним раздражителям.
чем жёстче общественное (групповое) сознание
сформировано в отрицательном отношении к трусости - тем легче проходит это же
формирование на личном уровне.
Путём подмены безусловного рефлекса на доминирующий
условный:
начинать и заканчивать день (тренировку, боевое
задание) следует с образных картин собственной гибели. Причём, чем ярче эти
представления, чем чётче прописанные детали, тем больше эффективность данного
аутотренинга (Моку со). Дело в том, что подобные задания сглаживают стрессовые
составляющие собственной гибели, определяя процесс умирания как естественный
ход событий. Я не знаю, выдам ли я тайну, но мы все умрём. Только кто-то сгнив
от болезней, забытый родственниками в богадельни, а кто-то, с честью выполнив
свой долг. Что страшнее? Да всё одинаково. В том то и дело, всё равно умрём!
тактическое зомбирование - тренинг задачи, где её
выполнение требует "учебной" гибели (или самопожертвования, если
угодно) обучаемого. Яркий пример такой задачи военного характера - накрывание
гранаты, брошенной на пол, собственным телом. Инструктор бросает на пол учебную
гранату. Обучаемый, технически верно, на неё прыгает, причём акцентирование
должно быть направлено именно на технику падения, а не на то что это ГРАНАТА.
Повторения от 7 до 20 раз в день в течение периода обучения способны заставить
исполнителя пожертвовать своей жизнью даже не успев это понять.
жестокое наказание за трусость, причём степень
унижения, физической боли и нравственного унижения должны быть значительными.
Это должно причинить обучаемому длительные по воздействию моральные страдания,
что в свою очередь формирует условно-рефлекторный комплекс "страха перед
страхом". То есть человек больше боится испугаться чего бы то ни было, чем
реальной угрозы.
В заключении ещё раз хочу заострить Ваше внимание на
том, что не страх должен руководить человеком, а человек должен подчинить себе
свои эмоции. Я с гордостью вспоминаю, как в возрасте 15 лет выпрыгнул (Слава
Богу, без последствий) с 4-го этажа здания, в котором учился, поспорив с
"друзьями" что не испугаюсь. Человек - есть совокупность событий
характеризующих ему его самого. Причем, чем эти события имеют более жёсткое
содержание, тем более человек уверен в себе.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.statya.ru