Деонтическая логика и деонтические понятия
Деонтическая логика (от греч. deon — должное, правильное),
или Логика норм, нормативная логика — раздел логики, исследующий логическую
структуру и логические связи нормативных высказываний (норм). Анализируя
рассуждения, посылками или заключениями которых служат такие высказывания, Д.л.
отделяет необоснованные схемы рассуждений от обоснованных и систематизирует
последние.
Д.л.
слагается из множества систем, или «логик», различающихся используемыми
символическими средствами и доказуемыми утверждениями. Вместе с тем эти «логики»
имеют общие черты. Предполагается, что все многообразные нормы имеют одну и ту
же структуру. Выделяются четыре структурных «элемента» нормы: характер — норма
обязывает, разрешает или запрещает; содержание — действие, которое должно быть,
может быть или не должно быть выполнено; условия приложения; субъект — лицо или
группа лиц, которым адресована норма. Не все структурные элементы нормы находят
выражение в символическом аппарате Д.л.
Подход
Д.л. к структуре норм является предельно общим. Это позволяет распространить ее
законы на нормы любых видов, независимо от их частных особенностей. Правила
игры и грамматики, законы гос-ва и команды, технические нормы, обычаи,
моральные принципы, идеалы и т.д. — нормы всех этих видов имеют одинаковую
логическую структуру и демонстрируют одинаковое «логическое поведение».
В
Д.л. понятия «обязательно», «разрешено» и «запрещено» обычно считаются взаимно
определимыми.
В
Д.л. имеют место закон деонтической непротиворечивости (выполнение действия и воздержание
от него не могут быть вместе обязательными), закон деонтической полноты (всякое
действие или обязательно, или безразлично, или запрещено), законы: логические
следствия обязательного — обязательны; если действие ведет к запрещенному
следствию, то само действие запрещено, и т.п.
Если
Д.л. строится как расширение логической теории действия, различаются действие и
(сознательное) воздержание от действия, не равносильное простой
бездеятельности. Если в основу Д.л. положена логика взаимодействия, проводится
различие между типами деятельности, связывающей двух субъектов (предоставление
какого-то объекта, навязывание его и т.п.).
В
соответствии с «Юма принципом» невозможен логический переход от утверждений со связкой
«есть» к утверждениям со связкой «должен». Ни одна из существующих деонтических
систем не нарушает данный принцип и не санкционирует переходов от описательных
посылок к нормативным заключениям. Невозможным считается и логический вывод
описательных высказываний из нормативных. Нарушающий якобы это положение
«принцип Канта»: «Если должен, то может» (обязательность действия влечет его логическую
возможность или выполнимость) — не является на самом деле контрпримером. В нем
фигурирует не обязывающая норма, а описательное высказывание о ней.
Попытки
свести Д.л. к логике описательных высказываний не увенчались успехом. Более
плодотворным является истолкование норм как частного случая оценок. Норма
представляет собой групповую оценку, подкрепленную угрозой наказания (санкции),
т.е. социально навязанную и социально закрепленную оценку. «Обязательное
действие А» можно определить так: «Действие А оценивается положительно, и хорошо,
что уклонение от этого действия сопровождается наказанием». Такое определение
нормативных понятий через оценочные позволяет свести деонтические модальности к
аксиологическим модальностям и Д.л. — к оценок логике.
Д.л.
нашла уже достаточно широкие и интересные приложения. Понимание логических
характеристик норм необходимо для решения вопросов о месте и роли норм в научном
и ином знании, о взаимных связях норм и оценок, норм и описательных
высказываний и т.д. Знание логических законов, которым подчиняется моральное, правовое,
экономическое и всякое иное рассуждение, использующее и обосновывающее нормы,
позволяет сделать более ясными представления об объектах и методах наук,
оперирующих нормами, оказать существенную помощь в их систематизации.
Распространяя формальные критерии рациональности на область нормативного
рассуждения, Д.л. позволяет дать аргументированную критику концепциям,
утверждающим алогичность такого рассуждения и настаивающим на невозможности
сколь-нибудь убедительного обоснования моральных, правовых и иных норм и их
систем.
Источником
филос. и методологического интереса является также то, что Д.л. заставляет
по-новому взглянуть на ряд собственно логических проблем. В частности,
построение логической теории нормативных высказываний, не имеющих истинностного
значения, означает выход логики за пределы «царства истины», в котором она находилась
до недавних пор. Понимание логики как науки о приемах получения истинных
следствий из истинных посылок должно в связи с этим уступить место более
широкой концепции логики.
Ивин
А.А. Логика норм. М., 1973; Ивин А.А. Логика. М., 1999; Wright G.H. von. Norm and Action. A
Logical Enquiry. London, 1963; Deontic Logic: Introductory and Systematic
Readings. Dordrecht, 1971;Ivin A.A. Grundprobleme der deontischen Logik. Berlin,
1972.
Деонтические понятия
(от греч. deon — должное, правильное), или Нормативные
понятия, Модальности долженствования — характеристики практического действия с т.зр.
определенной системы норм. Нормативный статус действия обычно выражается
понятиями «обязательно», «разрешено», «запрещено», «(нормативно) безразлично»,
используемыми в нормативном высказывании. Напр.: «Обязательно заботиться о близких»,
«Разрешено ездить в автобусе», «Безразлично, как человек называет свою собаку»
и т.п.; здесь обязанность является характеристикой определенного круга действий
с т.зр. принципов морали; разрешение относится к действию, не противоречащему
системе правовых норм; нормативное безразличие утверждается относительно
достаточно неопределенной системы норм, скажем, совокупности требований обычая,
традиции и т.п.
Вместо
слов «обязательно», «разрешено», «запрещено» могут использоваться слова
«должен», «может», «не должен», «необходимо» и т.п.
При
употреблении понятий «обязательно», «разрешено» и т.п. всегда имеется в виду
какая-то нормативная система, налагающая обязанность, предоставляющая
разрешение и т.д. Поскольку существуют различные системы норм и нередко они не согласуются
друг с другом, действие, обязательное в рамках одной системы, может быть безразличным
или даже запрещенным в рамках другой. Напр., обязательное с т.зр. морали может
быть безразличным с т.зр. права; запрещенное в одной правовой системе может
разрешаться др. такой системой.
Д.п.,
являющиеся необходимыми структурными компонентами нормативных высказываний,
изучаются этикой, теорией права и др. дисциплинами, занимающимися нормами.
Логическое исследование норм и нормативных понятий осуществляется деонтической
логикой, называемой также логикой норм. В ней Д.п. рассматриваются как модальные
характеристики высказываний, говорящих либо о действиях, либо о состояниях,
возникающих в результате того или иного действия. С помощью этих понятий все действия,
рассматриваемые с т.зр. какой-то системы норм, разбиваются на три класса:
обязательные, нормативно безразличные и запрещенные.
Понятия
«обязательно», «разрешено» и «запрещено» считаются взаимно определимыми:
•
обязательно то, от чего не разрешено воздерживаться; обязательно все, что запрещено
не делать;
•
разрешено то, от выполнения чего не обязательно воздерживаться; разрешено все,
что не запрещено;
•
запрещено то, от чего обязательно воздерживаться; запрещено все, что не является
разрешенным.
По
поводу принципа «разрешено все, что не запрещено» нужно отметить, что он принимается
не во всех системах деонтической логики. О системах, включающих данный принцип,
говорится, что они определяют либеральный нормативный режим; системы, не предполагающие,
что из отсутствия запрещения логически вытекает разрешение, характеризуют
деспотический нормативный режим.
Безразлично
действие, не являющееся ни обязательным, ни запрещенным, или, что то же,
действие, которое разрешено выполнять и разрешено не выполнять.
Эти
определения означают, что любую систему норм можно сформулировать не только в виде
перечня «обязанностей», но и в форме множества «запрещений» или множества
«разрешений» (включающего, конечно, и «неразрешения»).
Понятие
обязанности (или деонтической необходимости) можно пояснить путем
противопоставления ее др. видам необходимости. В зависимости от основания
утверждения о необходимости можно выделить три ее вида: логическую, физическую
(называемую также онтологической или каузальной) и деонтическую (нормативную)
необходимость. Логически необходимо все, что вытекает из законов логики.
Физически необходимо то, что следует из законов природы. Деонтически необходимо
то, что вытекает из законов или норм, действующих в обществе, т.е. то,
отрицание чего противоречит таким законам или нормам. Что касается взаимных
связей трех видов необходимости, то предполагается, что действие, вменяемое в обязанность,
должно быть логически и физически возможным, поскольку невозможно сделать то,
что противоречит законам логики или природы.
Вместе
с тем аналогия между логической и физической необходимостью — с одной стороны,
и деонтической необходимостью — с другой, не является полной. Необходимое в силу
законов логики или законов природы реально существует. Но из обязательности
чего-то не следует, что оно имеет место. Принципы морали, законы гос-ва,
правила обычая или ритуала и т.п., как известно, нарушаются.
В
логике предложено определение обязательности — а значит, и др. деонтических
понятий — через понятие наказания (санкции): действие обязательно, когда
воздержание от него влечет за собой наказание. Однако при таком определении само
понятие наказания должно быть нормативным, иначе окажется, что нормативное
высказывание сводится к описательному.
Нормы
являются частным случаем оценок (см.: Оценка). Это дает основание определить
«обязательно» через «хорошо»: действие обязательно, когда оно представляет
собой позитивную ценность, и хорошо, что воздержание от него ведет к наказанию.
К примеру: «Обязательно быть честным, когда правдивость оценивается позитивно,
и хорошо, что нечестность влечет осуждение».
А.А.
Ивин
Список литературы
Ивин
А.А. Логика норм. М., 1973
Ивин А.А. Логика. М., 1999.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/