Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Организация тренировок по эвакуации персонала образовательных учреждений при пожаре

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Шадринский государственный педагогический институт»
Факультет физической культуры
Кафедра теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности
Курсовая работа
по теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности
Организация тренировок по эвакуации персонала образовательных учрежденийпри пожаре
Исполнитель:
Студентка очного отделения 474 группы
Научный руководитель:
Доцент
Шадринск 2011

Оглавление
Введение
Глава I.Противопожарные требования к путям эвакуации
1.1 Требования строительных норм и правил
1.2 Эвакуационное освещение и управление эвакуацией
1.3 Требования к планам эвакуации
Выводы по I главе
Глава II. Проведение тренировок по эвакуации в образовательныхучреждениях
2.1 Организация подготовки и проведения тренировок поэвакуации при пожаре
2.2 Действия обучаемых и сотрудников в случае возникновенияпожара
2.3 Анализ результатов противопожарнойтренировки и подведение ее итогов
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения
/>Введение
На объектах Минобрнауки России ежегодно регистрируется до тысячипожаров и возгораний. Факты губительных пожаров в образовательных учреждениях (ОУ)в последние годы свидетельствуют о недостаточно серьезном отношении к вопросам пожарнойбезопасности. ОУ в связи с массовым пребыванием людей на ограниченной территории,относятся к объектам повышенной опасности. Пожары в таких зданиях и сооруженияхчасто проходят по быстроразвивающемуся варианту и нередко сопровождаются травмированиеми гибелью людей. Наиболее надежный способ обеспечения безопасности людей в такихусловиях — своевременная эвакуация. Обеспечение быстрой и своевременной эвакуациииз зданий и сооружений, — это важная и ответственная задача, которая закладываетсяна стадии проектирования и обеспечивается при эксплуатации объекта. В процессе эксплуатациинеобходимо обеспечить содержание зданий и работоспособность средств его противопожарнойзащиты. Параметры эвакуации предусматриваются проектами на основании действующихнормативных документов. Эвакуация составляет лишь небольшую часть общей безопасности,однако, все больше приобретает первостепенное значение. В ОУ разрабатываются инструкциипо обеспечению безопасной и быстрой эвакуации в соответствии, с которой не режеодного раза в полугодие проводятся практические тренировки. Основной целью тренировкиявляется совершенствование подготовки персонала к действиям в условиях возникновенияпожара. Анализ происшествий, связанных с поведением ребенка во время тренировки,не говоря уже о непосредственном пожаре, показывает, что их отличительной особенностьюявляется пассивно — оборонительная реакция. В таком состоянии человек теряет способностьориентироваться, правильно оценивать обстановку. Для того, чтобы эвакуация не привелак жертвам должностные лица, работники и обучающиеся должны владеть хотя бы минимальнымизнаниями о динамике развития пожара. Любая тренировка по эвакуации должна заканчиватьсяразбором тренировки, для оценки правильности действий. В сложившейся ситуации собеспечением пожарной безопасности в ОУ, пожарная безопасность остается одной изсамых актуальных проблем. Существующие противоречия между требованиями обеспечениябезопасности и реальном положении дел с пожарами в ОУ позволило нам сформулироватьтему курсовой работы: «Организация тренировок по эвакуации персонала образовательныхучреждений при пожаре».
Объект исследования: подготовка зданий к проведению эвакуации.
Предмет исследования: организация тренировок по эвакуации образовательныхучреждений при пожаре.
Цель исследования: определить порядок организации тренировокпо эвакуации персонала образовательных учреждений при пожаре.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Изучить требования строительных норм и правил к путям эвакуации.2. Выявитьособенности эвакуационного освещения и управление эвакуацией.3. Рассмотреть требованияк планам эвакуации.4. Раскрыть особенности организации подготовки и проведения тренировокпо эвакуации при пожаре.5. Определить порядок действий обучаемых и сотрудников вслучае возникновения пожара.6. Проанализировать результаты противопожарной тренировкии подведение ее итогов.
Основными методами исследования являются: анализ методическойлитературы, государственных стандартов, строительных норм и правил.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам,заключения, списка литературы, включающего 20 источников, и 3 приложений.
/>Глава I. Противопожарные требования к путям эвакуации/>1.1 Требования строительныхнорм и правил
Департамент государственной политики в образованииМинобрнауки России рекомендует органам управления образованием субъектов РФ провестикомплекс мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в ОУ. И самоепервое, на что необходимо обратить внимание, это требования строительных норм иправил.
В зданиях должны быть предусмотрены конструктивные,объемно — планировочные и инженерно — технические решения, обеспечивающие в случаепожара:
возможность эвакуации людей независимо от их возрастаи физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступленияугрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара и возможностьспасения людей;
возможность доступа личного состава пожарных подразделенийи подачи средств пожаротушения к очагу пожара, а также проведение мероприятий поспасению людей и материальных ценностей;
нераспространение пожара на рядом расположенные здания,в том числе при обрушении горящего здании;
ограничение прямого и косвенного материального ущерба,включая содержимое здания и само здание, при экономически обоснованном соотношениивеличины ущерба и расходов на противопожарные мероприятия, пожарную и охрану и еетехническое оснащение.
В процессе строительства необходимо обеспечить: приоритетноевыполнение противопожарных мероприятий, предусмотренных проектом, разработаннымв соответствии с действующими нормами и утвержденным в установленном порядке; соблюдениепротивопожарных правил и охрану строящегося и вспомогательных объектов, пожаробезопасноепроведение строительных и монтажных работ, наличие и исправное содержание средствборьбы с пожаром, и возможность безопасной эвакуации и спасения людей, а также защитыматериальных ценностей при пожаре в строящемся объекте и на строительной площадке[15].
В процессе эксплуатации необходимо обеспечить содержаниездания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиямипроектной и технической документации на них, также обеспечить выполнение пожарнойбезопасности, не допускать изменений конструктивных, объемно — планировочных и инженерно- технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующиминормами и утвержденного в установленном порядке; при проведении ремонтных работне допускать применения конструкций и материалов, не соответствующих требованиямдействующих норм. Если разрешение на строительство здания получено при условии,что число людей в здании или в любой его части или пожарная нагрузка ограничены,внутри здания в заметных местах должны быть расположены извещения об этих ограничения,а администрация здания должна разработать специальные организационные мероприятияпо предотвращению пожара и эвакуации людей при пожаре. Мероприятия по противопожарнойзащите зданий предусматриваются с учетом технического освещения оснащения пожарныхподразделений и их расположения. При анализе пожарной опасности зданий могут бытьиспользованы расчетные сценарии, основанные на соотношении временных параметровразвития и распространения опасных факторов пожара, эвакуации людей и борьбы с пожаром.
Эвакуация представляет собой процесс организационногосамостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможностьвоздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуацией также можно считать несамостоятельноепередвижение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемоеобслуживающим персоналом [2].
Спасение представляет собой вынужденное перемещениелюдей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновениинепосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно,с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числес использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы. Эвакуационныепути в пределах помещений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационныевыходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения ипротиводымной защиты. За пределами помещений защиту путей эвакуации следует предусматриватьиз условия обеспечения безопасной эвакуации людей с учетом функциональной пожарнойопасности помещений, выходящих на эвакуационный путь, численности эвакуируемых,степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, количестваэвакуационных выходов с этажа и из здания в целом. Пожарная опасность строительныхматериалов поверхностных слоев конструкций в помещениях и на путях эвакуации запределами помещений должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарнойопасности помещений и здания с учетом других мероприятий по защите путей эвакуации.В подвальных и цокольных этажах не допускается размещать детские дошкольные учреждения.Система оповещения о пожаре должна выполняться в соответствии с проектированиемсистем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях.
Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационныевыходы. Выходы являются эвакуационными, если они ведут: из помещений первого этажанаружу, непосредственно, через коридор, вестибюль, лестничную клетку, коридор вестибюль,коридор и лестничную клетку, из помещений любого этажа, кроме первого, в соседнеепомещение (кроме производственных и складских зданий, сооружений и помещений) натом же этаже, обеспеченное выходами. Выходы из подвальных и цокольных этажей, являющиесяэвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленнымиот общих лестничных клеток здания. Также допускается предусматривать эвакуационныевыходы из подвалов через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу,отдельным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой;эвакуационные выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных узлов, размещенныхв подвальных или цокольных этажах зданий учебных заведений, предусматривать вестибюльпервого этажа по отдельным внутренне открытым лестницам; эвакуационные выходы изпомещений предусматривать непосредственно на внутренне открытую лестницу, в коридорили холл, ведущие на такую лестницу, при условиях, оговоренных в нормативных документах;оборудовать тамбур, в том числе двойным, выходом наружу [1].
Выходы не являются эвакуационными, если в их проемахустановлены раздвижные и подъемно — опускные двери ворота, ворота для железнодорожногоподвижного состава, вращающиеся двери и турникеты. Распашные калитки в указанныхворотах могут считаться эвакуационными выходами. Количество и ширина эвакуационныхвыходов из помещений, с этажей и из зданий определяется в зависимости от максимальновозможного числа эвакуирующихся через них людей и предельно допустимого расстоянияот наиболее удаленного места возможного пребывания людей до ближайшего эвакуационноговыхода. Части здания различной функциональной пожарной опасности, разделенные противопожарнымипреградами, должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами. Неменее двух эвакуационных выходов должны иметь детские дошкольные учреждения, предназначенныедля одновременного пребывания более 10 человек; помещения подвальных и цокольныхэтажей предназначенных для одновременного пребывания более 15 человек, от 6 до 15человек и помещения для пребывания более 50 человек не менее двух эвакуационныхвыходов должны иметь этажи зданий детских дошкольных учреждений, концертные залы,библиотеки и учебные заведения. Число эвакуационных выходов с этажа должно бытьне менее двух, если на нем располагается помещение, которое должно иметь не менеедвух эвакуационных выходов, также число эвакуационных выходов из здания не должнобыть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания. Высота эвакуационныхвыходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м — из детских дошкольных учреждений при числе эвакуирующихся более 15 человек, 0,8 м — во всех остальных случаях. Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клетокв вестибюль должна быть не менее ширины марша лестницы. Во всех случаях ширина эвакуационноговыхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проемили дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открыватьсяпо направлению выходы из здания. Двери эвакуационных выходов из коридоров, должныбыть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах.Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должныбыть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание припожаре. Эвакуационные пути не должны включать лифты и эскалаторы. Высота горизонтальныхучастков путей эвакуации в свету должна быть не менее двух метров, ширина горизонтальныхучастков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее 1,0 м. В полу на путях эвакуации не допускается перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматриватьлестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1: 6. Привысоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами. На путяхэвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частичнокриволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различнойшириной проступи и различной высотой в пределах лестницы. Ширина марша лестницы,предназначенной для эвакуации людей, должна быть не менее ширины любого эвакуационноговыхода на нее, как правило, не менее 1,35 — для детских дошкольных учреждений, 1,2 м — для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 500 человек, 0,9 м — для всех остальных случаев. Уклон лестниц на путях эвакуации должен быть не более 1: 1; ширинапроступи не менее 25 см, а высота ступени — не более 22 см. промежуточные площадки в прямом марше лестницы должны иметь длину не менее 1м. Допускается предусматриватьне более 50% внутренних лестничных клеток, предназначенных для эвакуации, без световыхпроемов в учебных заведениях с подпором воздуха в лестничную клетку или с выходомв лестничную клетку с этажа через тамбур — шлюз с подпором воздуха при пожаре.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:загромождать эвакуационные пути и выходы различными материалами, изделиями, оборудованием,мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; применятьгорючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступенейи лестничных площадок, остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемыхлестничных клетках, заменять армированное стекло обычны в остеклениях дверей и фрамуг.При расстановке технологического, выставочного и другого оборудования в помещенияхдолжны быть обеспечены эвакуационные проходы к лестничным клеткам и другим путямэвакуации в соответствии с нормами проектирования.
Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов в помещенияхс массовым пребываем людей должны надежно крепиться к полу. В зданиях с массовымпребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персоналадолжны быть электрические фонари. Количество фонарей определяется руководителем,исходя из особенностей объекта, начиная дежурного персонала, количества людей вздании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала./>1.2 Эвакуационное освещениеи управление эвакуацией
СНиП 23-05-95 (естественное и искусственное освещение)распространяются на проектирование освещения зданий и сооружений различного назначения,наружного освещения. Искусственное освещение подразделяется на рабочее, аварийное(освящение безопасности и эвакуационное), охранное и дежурное [17].
Эвакуационное освещение в помещениях или в местах производстваработ вне зданий следует предусматривать: в местах опасных для прохода людей, впроходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей при числе эвакуирующихся более50 человек, по основным проходам производственных помещений, в которых работаетболее 50 человек, в помещениях без естественного освещения. Для эвакуационного освещенияследует применять: лампы накаливания, люминесцентные лампы — в помещениях с минимальнойтемпературой воздуха не менее 5оС и при условии питания ламп во всехрежимах напряжения не менее 90% нормированного, а также разрядные лампы высокогодавления при условиях их мгновенного или быстрого повторного зажигания как в горячемсостоянии после кратковременного отключения питающего напряжения, так и в холодномсостоянии. В зданиях где могут находиться одновременно более 100 человек, а такжевыходы из помещений без естественного света, где могут находиться одновременно более50 человек или имеющие площадь более 150 м2, должны быть отмечены указателями. Указатели выходов могут быть световыми, со встроенными в них источникамисвета, присоединяемыми к сети аварийного освещения, и не световыми (без источникасвета) при условии, что обозначение выхода освещается светильниками аварийного освещения.При этом указатели должны устанавливаться на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворота коридора.
Аварийное освещение разделяется на освещение безопасностии эвакуационное. Освещение безопасности предназначено для продолжения работы приаварийном отключении рабочего освещения. Светильники и световые указатели эвакуационногоосвещения в производственных зданиях с естественным освещением и в общественныхдолжны быть присоединены к сети, не связанной с сетью рабочего освещения, начинаяот щита подстанции или, при наличии только одного ввода, начиная от вводного распределителяустройства. Питание светильников и световых указателей эвакуационного освещенияв производственных зданиях без естественного освещения следует выполнять аналогичнопитанию светильников освещения безопасности. В производственных зданиях без естественногосвета в помещениях, где может одновременно находиться 20 человек и более, независимоот наличия освещения безопасности должно предусматриваться эвакуационное освещениепо основным проходам и световые указатели «Выход», автоматически переключаемыепри прекращении их питания на третий независимый внешний или местный источник, неиспользуемый в нормальном режиме для питания рабочего освещения, освещения безопасностии эвакуационного освещения, или светильников эвакуационного освещения и указатели«Выход» должны иметь автономный источник питания. При отнесении всех иличасти светильников освещения безопасности и эвакуационного освещения к особой группепервой категории по надежности электроснабжения необходимо предусматривать дополнительноепитание этих светильников от третьего независимого источника [18].
Светильники эвакуационного освещения, световые указателиэвакуационных и запасных выходов в зданиях любого назначения, снабжаются автономнымиисточниками питания, в нормальном режиме могут питаться от сетей любого вида освещения,не отключаемых во время функционирования зданий. Для помещений, в которых постояннонаходятся люди или которые предназначены для постоянного прохода персонала или постороннихлиц и в которых требуется освещение безопасности или эвакуационное освещение, должнабыть обеспечена возможность включения указанных видов освещения в течение всеговремени, когда включено рабочее освещение, или освещение безопасности и эвакуационноеосвещение должны включаться автоматически при аварийном погасании рабочего освещения.Применение для рабочего освещения, освещения безопасности и эвакуационного освещенияобщих групповых щитков, а также установка аппаратов управления рабочим освещением,освещением безопасности и эвакуационным освещением, за исключением аппаратов вспомогательныхцепей, в общих шкафах не допускается. Разрешается питание освещения безопасностии эвакуационного освещения от общих щитков. Использование сетей, питающих иловыеэлектроприемники, для питания освещения безопасности и эвакуационного освещенияв производственных зданиях без естественного освещения не допускается. Допускаетсяприменение рунных осветительных приборов с аккумуляторами или сухими элементамидля освещения безопасности и эвакуационного освещения взамен стационарных светильников.
Эвакуационное освещение должно быть предусмотрено вовсех помещениях, где возможно пребывание более 50 человек, а также на всех лестницах,проходах и других путях эвакуации. Световые указатели должны быть размещены наддверями по путям эвакуации из зрительного зала, со сцены и из других помещений внаправлении выхода из здания и иметь окраску. Световые указатели должны присоединятьсяк источнику питания освещения безопасности или эвакуационного освещения или автоматическина него переключаться при исчезновении напряжения на питающих их основных источниках.Световые указатели должны быть включены в течение всего времени пребывания зрителейв здании. Управление освещением безопасности и эвакуационным освещением должно предусматриватьсяиз помещения пожарного поста, из щитовой аварийного освещения или распределительногощита. Для освещения безопасности и эвакуационного освещения, включаемого или переключаемогона питание от аккумуляторной установки, должны применяться лампы накаливания. Люминесцентныелампы могут применяться пир питании светильников от аккумуляторной установки черезпреобразователи постоянного тока в переменный.
Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаредолжно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией [7]:
подачей звуковых и световых сигналов во все помещенияздания с постоянным или временным пребываем людей;
трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путяхэвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечениебезопасности людей;
размещение эвакуационных знаков безопасности на путяхэвакуации, включение эвакуационных знаков безопасности, включение эвакуационногоосвещения, дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов и связью пожарногопоста — диспетчерской с зонами пожарного оповещения.
Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) должнавключаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарнойсигнализации или пожаротушения. Провода и кабели соединительных линий СОУЭ следуетпрокладывать в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов.
Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарногопоста — диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям,изложенным в нормальных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленномпорядке.
образовательный пожар эвакуация персонал
/>1.3 Требования к планамэвакуации
В зданиях и сооружениях при единовременном нахождениина этаже более 10 человек должен быть предусмотрен порядок оповещения людей припожаре. Успех ее применения зависит от того, насколько доступно должностные лица,ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в ходе проведения первичныхпротивопожарных инструктажей доведет до сотрудников принцип действия этих устройств,местонахождение ручных пожарных извещателей. Для обеспечения быстрой и безопаснойэвакуации людей в зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более10 человек должны быть разработаны и вывешены планы эвакуации людей в случае пожара.Важность наличия правильно разработанных планов обусловлена тем, что именно с ихиспользованием связана эффективность проведения практических тренировок всех задействованныхв эвакуации работников. План эвакуации должен состоять из текстовой и графическойчасти, определяющей действия персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуациилюдей (ГОСТ Р 12.4.026 — 2001 или ГОСТ Р 12.2.143 — 2020) [3].
Планы эвакуации должны состоять из графической частии текстовой. Графическая часть должна включать в себя этажную планировку здания,сооружения, транспортного средства, объекта с указанием:
путей эвакуации, эвакуационных выходов и мест размещенияспасательных средств;
аварийных выходов, незадымляемых лестничных клеток,наружных открытых лестниц;
места размещения самого плана эвакуации в здании, сооружении,транспортного средстве, объекте;
мест размещения спасательных средств, обозначаемыхзнаками безопасности и символами;
мест размещения средств противопожарной защиты, обозначаемыхзнаками пожарной безопасности и символами.
Цветографические изображения знаков безопасности, символови знаков безопасности отраслевого назначения на планах эвакуации должны соответствоватьтребованиям ГОСТ Р 12.4.026 и нормативным документам отраслевого назначения. Знакибезопасности и символы могут быть дополнены цифровыми, буквенными или буквенно-цифровымиобозначениями. Высота знаков безопасности и символов на плане эвакуации должна бытьот 8 до 15 мм. На одном плане эвакуации они должны быть выполнены в едином масштабе.При необходимости конкретизации признаков средств противопожарной защиты, обозначаемыхна планах эвакуации, допускается применять условные графические обозначения по ГОСТ28130. Для знаков безопасности, символов и условных графических обозначений должныбыть даны пояснения их смыслового значения в текстовой части плана эвакуации. Наэтажных планах эвакуации в графической части должен быть указан номер этажа.
В текстовой части следует указать:
способы оповещения о возникновении пожара, порядоки последовательность эвакуации людей, обязанности и действия людей, в том числепорядок вызова пожарных или аварийно — спасательных подразделений, экстренной медицинскойпомощи и другие;
порядок аварийной остановки оборудования, механизмов,отключения электричества, а также порядок ручного включения систем пожарной и противопожарнойавтоматики.
Текстовая часть планов эвакуации должна содержать инструкциио действиях в условиях ЧС, дополненные для наглядности знаками безопасности и символами.
Размеры планов эвакуации выбирают, мм не менее 600х400- для этажных и секционных планов эвакуации; 400х300 — для локальных планов эвакуации.Размер плана эвакуации выбирается в зависимости от его назначения, площади помещения,количества эвакуационных и аварийных выходов.
Пути эвакуации, ведущие к основным эвакуационным выходам,следует обозначать сплошной линией зеленого цвета с указанием направления движения.Пути эвакуации, ведущие к запасным эвакуационным выходам, следует обозначать штриховойлинией зеленого цвета с указанием направления движения. Планы эвакуации следуетвыполнять на основе фотолюминесцентных материалов. Допускается использовать длявыполнения планов эвакуации несветящиеся материалы, которые должны соответствоватьтребованиям ГОСТ Р 12.4.026, установленных к несветящимся материалам.
Фон плана должен быть: желтовато — белым или белым- для фотолюминесцентных материалов; белым — для несветящихся материалов. Надписии графические изображения на планах эвакуации (кроме знаков безопасности и символов)должны быть черного цвета от фона.
Шрифт надписей на плане эвакуации по ГОСТ Р 12.4.026.высота — не мене 5 мм.
Планы эвакуации следует вывешивать на стенах помещенийи коридоров, на колоннах и т.п. в строгом соответствии с местом размещения, указаннымна самом плане эвакуации.
Преобразователи света применяют в целях: визуализациипредметов и объектов оперативного опознания в условиях темноты, а также в целяхосвещения путей эвакуации. Экраны светового фона размещают на стенах, полу, потолкеи в местах нахождения объектов оперативного опознания. Экраны светового фона выполняютна основе фотолюминесцентных пленок, пластиков, керамических или полимерных плит,а также фотолюминесцентных лакокрасочных материалов. Химические источники светаразмещают в фотолюминесцентных пеналах на стенах коридоров и помещений, а такжена рабочих местах. Лампы длительного послесвечения применяют в качестве источниковсвета в светильниках различного назначения, стационарного и нестационарного исполнений(потолочных, настенных и т.п.)./>Выводы по I главе
В процессе строительства необходимо обеспечить: приоритетноевыполнение противопожарных мероприятий, предусмотренных проектом, разработаннымв соответствии с действующими нормами и утвержденным в установленном порядке; соблюдениепротивопожарных правил и охрану строящегося и вспомогательных объектов, пожаробезопасноепроведение строительных и монтажных работ, наличие и исправное содержание средствборьбы с пожаром, и возможность безопасной эвакуации и спасения людей. При анализепожарной опасности зданий могут быть использованы расчетные сценарии, основанныена соотношении временных параметров развития и распространения опасных факторовпожара, эвакуации людей и борьбы с пожаром, а также должно быть соответствующееосвещение. Эвакуационное освещение в помещениях или в местах производственных работвне зданий следует предусматривать: в местах опасных для прохода людей, в проходахи на лестницах, служащих для эвакуации людей при числе эвакуирующихся более 50 человек,по основным проходам производственных помещений, в которых работает более 50 человек,в помещениях без естественного освещения. Для эвакуационного освещения следует применять:лампы накаливания, люминесцентные лампы, а также разрядные лампы высокого давления.В зданиях где могут находиться одновременно более 100 человек, а также выходы изпомещений без естественного света, где могут находиться одновременно более 50 человекили имеющие площадь более 150 м2, должны быть отмечены указателями. Световыеуказатели должны быть размещены над дверями по путям эвакуации из зрительного зала,со сцены и из других помещений в направлении выхода из здания и иметь окраску. Световыеуказатели должны быть включены в течение всего времени пребывания зрителей в здании.Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста — диспетчерскойили другого специального помещения, отвечающего требованиям, изложенным в нормальныхдокументах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке. Для обеспечениябыстрой и безопасной эвакуации людей в зданиях и сооружениях при единовременномнахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и вывешены планы эвакуациилюдей в случае пожара. Планы эвакуации могут быть этажными, секторными, локальнымии сводными. При проведении работ по реконструкции или перепланировке здания, сооружения,объекта в план эвакуации должны быть внесены соответствующие изменения. Планы эвакуациидолжны состоять из графической части и текстовой. Высота знаков безопасности и символовна плане эвакуации должна быть от 8 до 15 мм. Планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов. Планы эвакуации следует вывешивать настенах помещений и коридоров, на колоннах и т.п. в строгом соответствии с местомразмещения, указанным на самом плане эвакуации.
/>Глава II. Проведение тренировок по эвакуации в образовательных учреждениях/>2.1 Организация подготовкии проведения тренировок по эвакуации при пожаре
Основной целью тренировки является совершенствованиеподготовки персонала к действиям в условиях возникновения пожара и иных чрезвычайныхситуаций, приобретение персоналом устойчивых навыков, необходимых для принятия быстрыхи четких решений и выполнения действий, необходимых для предупреждения опасных последствий.Задачами проведения с персоналом тренировок являются [9]:
1. Обучение персонала умению идентифицировать исходное событие. Проверка готовностиперсонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара и ликвидации последствийЧС;
2. Поддержание на современном уровне профессиональной и психофизической подготовленностиперсонала, необходимой для успешных по устранению нарушений в работе, связанныхс пожарами и ЧС, а так же по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, еголокализации и ликвидации;
3. Обучение навыкам и действиям по современному предотвращению возможных аварий,повреждений оборудования, являющихся следствием воздействий опасных факторов пожараи ЧС, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре и приЧС, правилам пользования индивидуальными средствами защиты;
4. Обучение порядку и правилам взаимодействиям персонала объекта с пожарно-спасательнымиподразделениями и медицинским персоналом;
5. Выработка у персонала навыков самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироватьсяв ситуации при возникновении угрозы пожара и ЧС или самого пожара, определять решающеенаправление действий и принимать правильные меры по предупреждению и ликвидациипожара;
6. Обучение приемам и способам спасения, эвакуации детей и материальных ценностей;
7. Проверка знаний персоналом инструкций, применяемых в пожароопасных ситуациях.Практическая отработка рациональных приемов и методов использования имеющегося снаряжения,первичных средств пожаротушения;
8. Проверка результатов обучения персоналом по вопросам пожарной безопасностии правильности понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара;
9. Проверка знаний персоналом мест расположения первичных средств пожаротушения,внутренних пожарных кранов, систем пожарной сигнализации пожаротушения, дымоудаленияи подпора воздуха, способов введения их в действие;
10. Проверка умения руководителя тушения пожара четко координировать действияучастников по организации ликвидации возможного пожара до прибытия подразделениягосударственной противопожарной службы (ГПС);
11. Руководство организаций и проведение тренировок возлагается на руководителейобъектов или ответственных за пожарную безопасность;
12. Данные методические рекомендации по подготовке и проведению тренировок неявляются исчерпывающими. Руководство объектов обязано учитывать специфику объекта,включать дополнительные мероприятия или исключать такие, без которых, по его мнения,не пострадает способность персонала решить задачи, при возникновении возможногопожара;
13. Анализ результатов предыдущих тренировок может выявить необходимость в техили иных изменениях программы или продолжительности тренировок.
Отличительной особенностью проведения тренировок поэвакуации при пожаре в ОУ является то, что в качестве обучаемых на тренировку привлекаетсяруководящий состав ОУ, то есть все преподаватели, работники и учащиеся. Практическаяотработка планов эвакуации — важная составная часть профессиональной подготовкиперсонала ОУ. Они являются основной формой контроля подготовленности персонала ктушению пожаров и действиям при ЧС. Во время тренировок у персонала вырабатываютсянавыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводитьэвакуацию и спасения, работу по его тушению, правильно применять первичные средствапожаротушения. На каждом объекте в рамках годового плана — графика работы с персоналомдолжен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителемобъекта. В графике указываются: месяц проведения тренировки, вид тренировки, тренирующаясясмена или структурное подразделение. Годовой план — график разрабатывается совместнос руководителями структурных подразделений. Эффективность противопожарных тренировокзависит от правильности их подготовки и организации проведения, от качества аналитическойпроработки действий персонала во время тренировки и правильности принятых решенийпо результатам критического разбора (обсуждения) тренировок после их завершения.Эффективность противопожарных тренировок в значительной степени зависит так же отрезультатов, достигнутых при инструктажах, проводимых в рамках общей программы противопожарнойподготовки персонала. Обучение персонала во время тренировок оказывается более успешным,если инструктажи проводились незадолго до начала тренировок, в связи с этим передначалом тренировки все её участники должны собираться в зале, где руководитель тренировки,используя план эвакуации, объясняет задачу каждого участника.
Противопожарные тренировки подразделяются на объектовые,совместные с подразделениями ГПС и индивидуальные. Объектовой противопожарной тренировкойследует считать тренировку, темой которой является нарушение по причине пожара режимаработы объекта в целом и в ней задействован персонал всего объекта. Руководительобъектовой противопожарной тренировки является ответственным за обеспечение пожарнойбезопасности. В совместных тренировках участвуют персонал объекта и подразделенияГПС. Совместные тренировки позволяют отработать взаимодействие и взаимопониманиеперсонала ОУ и подразделений ФПС. На период совместной тренировки распоряжениемруководителя объекта выделяются консультанты из числа инженерно-технических работников(ИТР), которые обязаны следить, чтобы распоряжения и действия руководителя тренировкии руководителя тушения пожаров (РТП) соответствовали требованиям действующих наобъекте правил техники безопасности. Тренировка по эвакуации назначается приказомруководителя объекта о подготовки тренировки, в котором отражается цель, дата ивремя, руководитель тренировки, начальник штаба тренировки [Приложение 1]. Начальникомштаба тренировки разрабатывается план проведения тренировки, в котором отражаетсятема тренировки, ее цель, состав участников и календарный план подготовки и проведения[Приложение 2]. В календарном плане отражаются этапы подготовки и проведения тренировки,задачи штабу, персоналу, посредникам и участникам с указанием мест проведения, времении ответственных исполнителей. Этапы проведения тренировки могут быть определеныкак календарным планом, так и отдельным документом, утвержденным руководителем тренировки.Эффективность проведения тренировки во многом зависит от действий посредников исамого персонала. Посредники назначаются из числа ИТР объекта, а при совместнойтренировке — дополнительно из личного состава подразделений ГПС. Количество посредниковопределяет руководитель тренировки. При подготовке посредников руководитель тренировкидолжен:
ознакомить их с тактическим замыслом тренировки и возможнымивариантами его решения;
организовать с ними изучение ОУ, где будет проводитьсятренировка, распределить их по участкам работы;
ознакомить с обязанностями в качестве посредников,дать указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре, а такжеобратить внимание на необходимость соблюдения техники безопасности во время тренировки.
Посредник в свою очередь обязан:
ознакомиться с тактическим замыслом и ожидаемым решениемпо создаваемой обстановке;
в соответствии с порядком, предусмотренным руководителемтренировки, имитировать обстановку условного пожара, а также в необходимых случаяхнемедленно принимать меры по предупреждению ошибочных действий любого участникатренировки, которые могут привести к несчастному случаю, аварии, повреждению оборудованияили нарушению технологического процесса;
вести необходимые записи о действиях персонала на тренировке.
Посредники не должны допускать таких уточнений, которыемогут послужить раскрытием тактического замысла руководителя тренировки. При наличииимитирующих средств обстановки условного пожара посредники могут не ставить вводные,а запрашивать у тренирующихся, с какой обстановкой они встретились и какое решениеприняли. Любой участник тренировки может уточнять у посредников данные об обстановкена участке условного пожара. При подготовке персонала руководитель тренировки должен:
Довести информацию об объемно — планирующих решенияхобъекта, состояние систем противопожарной защиты, в том числе оповещения и управленияэвакуацией людей при пожаре;
Довести замысел тренировки и порядок действий при возникновениипожара, а также стадии развития пожара, порядок действий по самостоятельному тушениюпожара, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.
Все категории участников при проведении противопожарныхтренировок должны иметь следующие знаки: посредники — отличительную повязку на правомрукаве; руководитель тушения пожара — красную отличительную повязку; тренирующийсяперсонал — желтую повязку на правом рукаве.
Обстановку условного пожара при проведении противопожарныхтренировок имитируют следующими средствами: очаг пожара — красными флажками, зоназадымления — синими флажками, зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредныхпаров — желтыми флажками. Имитация пожара на тренировках должна быть наглядной итакой, чтобы посредники имели возможность изменять ее на определенном участке всоответствии с тактическим замыслом руководителя тренировки. Применять для имитациисредства, которые могут вызвать пожар или нанести ущерб помещениям и оборудованию,запрещается. В качестве средств имитации пожара допускается использовать фонарии другие средства, способствующие созданию необходимой обстановки [10]./>2.2 Действия обучаемых исотрудников в случае возникновения пожара
Анализ множества происшествий, связанных с поведениемребенка во время тренировки, не говоря уже о непосредственном пожаре, показывает,что их отличительной особенностью является пассивно — оборонительная реакция: вместотого, чтобы покинуть здание или позвать на помощь, ребенок от страха прячется вукромных уголках. Вместе с тем детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты,как правило, малоэффективны. Наличие огнетушителей, автоматической системы пожарнойсигнализации, аварийных выходов и планов эвакуации, исправность телефона — все этоможет спасти жизни детей в случае беды. Но не только в техническом отношении вседолжно быть исправно. Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, втом числе и противопожарные требования, особенно если эти знания и умения демонстрируютвзрослые (персонал ОУ). Как известно не каждый работник ОУ, да и просто взрослый,знает, как правильно действовать во время возникновения пожара. Последовательностьдействий персонала ОУ и учащихся при пожаре выделяет 5 этапов: тревога (включениезвуковой сигнализации), вызов пожарной охраны, эвакуация, сбор всего состава ОУв отдельном месте и перекличка [20].
Любой человек — ученик или работник ОУ — при обнаружениипожара должен без колебаний поднять тревогу. Оповещение о пожарной тревоге голосом,стуком или серией звонков в любой части здания должно служить сигналом для эвакуациииз здания.
О любом возникновении дыма, огня, даже самого небольшого,или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране по телефону«01». Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный или классныйруководитель, который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана, директоруОУ.
Услышав сигнал тревоги, ученики в сопровождении учителяпокидают кабинеты цепочкой по одному и идут по маршруту эвакуации к сборному пункту.Классы идут ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом;каждому педагогу необходимо закрыть дверь своего кабинета и все остальные дверипо пути эвакуации, которыми больше никто не будет пользоваться. Выйдя к лестнице,учащиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованноспускаться по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницыдля прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли другдруга. Все, кто не присутствовали в классе во время сигнала тревоги (например, находясьв учительской, коридоре и т.п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединитьсяк своему классу или группе. Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал,услышав тревогу, должны немедленно направляться к месту сбора. Перед этим отключитьвсе приборы.
Место сбора — во дворе ОУ. Придя на место сбора, каждыйотдельный класс или группа людей должны занять свое заранее определенное место инаходиться, там, не расходясь.
По прибытии классов на место сбора немедленно должнабыть проведена перекличка по журналам. Каждый учитель, проводящий занятия, долженнемедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе. Есликто — то отсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски. При этом нельзяпропускать ни одного места, куда дети могли бы спрятаться. Директор ОУ или лицо,его заменяющее, услышав тревогу должен дать команду на отключение электропитанияи немедленно проследовать к выходу ОУ, где он принимает рапорт от всех школьныхподразделений. По прибытии пожарной охраны директор информирует о том, что все лилюди были безопасно эвакуированы. Правильная организация действий по спасению людейдо прибытия пожарной охраны напрямую зависит от качества приведения практическихзанятий и учебных тренировок, направленных на предупреждение возникновения паникии других негативных последствий беспорядочного поведения сотрудников при любых ЧС.Любой инцидент (пожар, теракт, авария и т.п.) на многих объектах, в том числе смассовым пребыванием людей, зачастую сопровождается отключением электричества. Ксожалению, у многих в темноте срабатывает не здравый смысл, а инстинкт самосохранения,возникает паника, что приводит к давке.
При пожаре бывает гораздо темнее, чем принято думать.Только в самом начале загорания пламя может ярко осветить помещение, но практическисразу появляется густой черный дым и наступает темнота. Дым опасен не только содержащимисяв нем токсичными веществами, но и снижением видимости. Это затрудняет, а порой делаетпрактически невозможным эвакуацию людей из опасного помещения. При потере видимостиорганизованное движение нарушается, становится хаотичным. Людьми овладевает страх,подавляющее сознание, волю. В таком состоянии человек теряет способность ориентироваться,правильно оценивать обстановку. При этом резко возрастает внушаемость, команды воспринимаютсябез соответствующего анализа и оценки, действия людей становятся автоматическими,сильнее проявляется склонность к подражанию. Панические реакции появляются в основномлибо в форме ступора, либо — фуги (бега). В первом случае наблюдается расслабленность,вялость действий, общая заторможенность, а при крайней степени проявляется — полнаяобездвиженность, в которой человек физически не способен выполнять команду. Такиереакции чаще всего наблюдаются у детей, подростков, женщин и пожилых людей. Поэтомуво время пожаров они нередко остаются в помещении, и при эвакуации их приходитсявыносить.
Исследования ученых показали, что реакция, противоположныезаторможенности, наблюдаются у 85 — 90% людей, оказывающихся в опасной для жизниситуации, при этом для их поведения характерно хаотическое метание, дрожание рук,тела, голоса. Речь ускорена, высказывания могут быть непоследовательными. Ориентированиев окружающей обстановке поверхностное. Паническое состояние людей при отсутствиируководства ими в период эвакуации, может привести к образованию людских пробокна путях эвакуации, взаимному травмированию и даже игнорированию свободных и запасныхвыходов [11].
В то же время исследования структуры толпы, охваченнойпаникой, показали, что в общей массе под влиянием состояния аффекта находится неболее 30% человек с выраженными расстройствами психики, не способных правильно восприниматьречь и команды. У 10 — 20% лиц отмечается частичное сужение сознания, для руководстваими необходимы более сильные (резкие, краткие, громкие) команды, сигналы. Основнаяже масса (до 90%) представляет собой вовлекаемых «в общий бег» людей,способных к здравой оценке ситуации и разумным действиям, но, испытывая страх изаражая, им друг друга, они создают крайне неблагоприятные условия для организованнойэвакуации.
Для того чтобы меры по тушению пожара до прибытия подразделенийпожарной охраны не привели к жертвам среди добровольцев и работников объекта, должностноелицо, организующее действия по первичному пожаротушению, должно владеть хотя быминимальными знаниями о динамике развития пожара.
В общей схеме развития пожара следует различать триосновные фазы: начальная стадия (не более 10 минут), стадия объемного развития пожараи затухающая стадия пожара.
I фазапожара (10 минут) — начальная стадия, включающая переход возгорания в пожар (1- 3 минут) и рост зоны горения (5 — 6 минут). В течение первой фазы происходит преимущественнолинейное распространение огня вдоль горючего вещества или материала. Горение сопровождаетсяобильным дымовыделением, что затрудняет определение места очага пожара. Среднеобъемнаятемпература повышается в помещении до 200оС (темп увеличения среднеобъемнойтемпературы в помещении 15оС/мин). Приток воздуха в помещение сначалаувеличивается, а затем медленно снижается. Очень важно в это время обеспечить изоляциюданного помещения от наружного воздуха и вызвать подразделения при первичных признакахпожара (дым, пламя). Не рекомендуется открывать или вскрывать окна и двери в горящеепомещение. В некоторых случаях, при достаточном обеспечении герметичности помещения,наступает самозатухание пожара, если очаг пожара виден, обнаружен на этой стадииразвития пожара, то существует возможность принять эффективные меры по тушению огняпервичными средствами пожаротушения (огнетушители, ящики с песком, асбестовые полотна,бочки или емкости с водой) до прибытия пожарных подразделений.
II фазапожара (30 — 40 минут) — стадия объемного развития пожара. В течение второй фазыпроисходит бурный процесс, температура внутри помещения поднимается до 5250 — 300оС.Начинается объемное развитие пожара, когда пламя заполняет весь объем помещения,и процесс распространения пламени происходит уже не поверхностно, а дистанционно,через воздушные разрывы. Разрушение остекления — через 15 — 20 минут от начала пожара.Из-за разрушения остекления приток свежего воздуха резко увеличивает развитие пожара.Темп увеличения среднеобъемной температуры — до 50оС/мин. Температуравнутри помещения повышается с 500 — 600 до 800 — 900оС. Максимальнаяскорость выгорания — 10 — 12 минут. Стабилизация пожара происходит на 20 — 25 минутеот начала пожара и продолжается 20 — 30 минут. На этой стадии развития пожара попыткитушить огонь первичными средствами пожаротушения не только бесполезны, но и приводятк гибели добровольцев.
Если очаг горения выявлен на стадии объемного развитияпожара, то роль первичных средств пожаротушения сводится только к тому, чтобы недопустить распространение огня по путям эвакуации и, тем самым, обеспечить беспрепятственноеспасение людей. Для непосредственного тушения пожара, его локализации и недопущенияраспространения огня на новые площади до прибытия подразделений пожарной охранывозможно применение (при условии предварительного обесточивания и наличия у добровольцевопыта тренировочной подготовки) воды из поэтажных пожарных кранов внутреннего противопожарноговодопровода.
Лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарнойбезопасности, обязаны позаботиться о том, чтобы в зоне их ответственности на всехключах, кнопках и рукоятках управления были надписи, указывающие операцию, для которойони предназначены («Включить», «Отключить» и др.), чтобы работникимогли самостоятельно (без дежурного электрика), своевременно (до применения водыиз пожарных кранов), безошибочно провести снятие напряжения с объектов в зоне пожара.Кроме того, на лицевой стороне силовых электрощитов и сборок сети освещения должныбыть надписи с указанием их наименования и номера, а с внутренней стороны (например,на дверцах) должны быть описи автоматических выключений, обеспечивающих селективностьотключения получающих от них питание потребителе тока.
III фазапожара — затухающая стадия пожара. В течение третьей фазы происходит догорание ввиде медленного тления, после чего через некоторое время (иногда весьма продолжительное)пожар догорает и прекращается. Однако, несмотря на затухающую стадию, пожар всеравно требует принятия мер по его ликвидации, иначе, под воздействием внезапногопорыва ветра или обрушения конструкции, пожар может разгораться с новой силой иотрезать от путей эвакуации работников и детей, потерявших ощущение опасности. Обычноликвидация пожара, прошедшего полную стадию объемного развития, требует тщательногопролива водой всех пораженных огнем площадей. При этом, для обнаружения горящихуглей и очагов тления необходимо проводить частичную разборку конструкций, сдвигатьс мест крупные обгоревшие предметы, а также проверять стены, полы и потолки на ощупь:они должны быть холодными.
Внимание: после полной ликвидации пожара свободныйдоступ на место пожара должен быть запрещен! Дело в том, что необходимо сохранитьместо пожара в нетронутом виде для работы экспертов — дознавателей по определениюпричин пожара, но и в том, что после пожара всегда существует угроза обвала. Металлическиеопоры, не покрытые защитным слоем, расширяются под действием высокой температурыи сужаются под действием охлаждающей их воды. Кроме того, при 450оС наступаетпредел текучести незащищенной стали, что значительно увеличивает опасность обрушенияконструкции. Важно понимать, что прибывшие по вызову подразделения пожарной охраныне могут мгновенно приступить к боевым действиям по тушению пожара без проведенияответствующей разведки, которая необходима для оценки обстановки и принятия правильныхрешений.
Немедленная встреча прибывших к месту пожара подразделенийпожарной охраны должностными, ответственными лицами объекта (ОУ) для оказания необходимойконсультации о сложившейся ситуации позволяет значительно сократить время на проведениеразведки и повысить эффективность боевых действий пожарных по спасению людей и ликвидациипожара, при этом делая небольшой анализ [13]./>2.3 Анализ результатов противопожарнойтренировки и подведение ее итогов
Разбор тренировки производится для оценки правильностидействий при эвакуации людей и ликвидации пожара, предусмотренных темой тренировки,а также для выработки мероприятий, способствующих снижению опасности объекта и повышающихуровень безопасности персонала и учащихся.
Разбору подлежат объектовые, тренировки структурныхподразделений, совместных и индивидуальные тренировки. Разбор должен производитьсяруководителем тренировки с привлечением посредником сразу же после окончания тренировки.На разборе тренировки должен присутствовать весь персонал, принимавший в ней участие.
Разбор тренировки должен производиться в следующейпоследовательности:
руководитель сообщает цели, задачи и программу проведеннойтренировки;
представитель объекта (при совместной тренировке) сообщаето действиях персонала ОУ до и после прибытия подразделений ГПС;
руководитель тушения пожара (от администрации объектаи от ГПС — при совместной тренировке) докладывает руководителю тренировки о сложившейсяна тренировке обстановке и принятых им решений по ликвидации пожара, а также попредотвращению развития аварии, отмечает правильность действия персонала и недостатки;
действия РТП уточняет посредник (если таковой предусматривалсяпрограммой), который дает свою оценку его действиям;
посредники других участков тренировки (если такие попрограмме предусматривались) докладывают о действиях персонала и дают свою оценкус анализом ошибок участников тренировки;
руководитель тренировки по эвакуации в ходе разбораможет требовать объяснение от любого лица, участвующего в тренировке и присутствующегона разборе.
При разборе тренировки в отношении каждого участникадолжны быть обсуждены следующие моменты:
знание плана эвакуации; понимание поставленных задачи сущности происходившего процесса;
правильность действий при эвакуации и ликвидации условногопожара;
характер допущенных ошибок и причины их совершения;
должностных инструкций, знание мест расположения средствуправления оборудованием;
знание аппаратуры, арматуры, защитных средств по техникебезопасности; первичных и стационарных средств пожаротушения, их местонахожденияи порядка их применения;
умение оказывать первую помощь пострадавшим при несчастныхслучаях и пожарах;
необходимые знания характера задымления зданий повышеннойэтажности и скорости распространения пожара.
Анализ пожаров по изучению скорости и характера задымлениязданий повышенной этажности без включения систем противопожарной защиты показывают:скорость движения дыма в лестничной клетке составляет 7 — 8 м/мин.
При возникновении пожара на одном из нижних этажейуже через 5 — 6 мин задымление распространяется по всей высоте лестничной клетки.Уровень задымления таков, что находясь в лестничной клетке без средств индивидуальнойзащиты органов дыхания невозможно. Одновременно происходит задымление помещенийверхних этажей, особенно расположенных с подветренной стороны. Ухудшение видимости,паника, токсичное воздействие продуктов горения могут привести к гибели людей. Нагретыепродукты горения, поступая в объем класса, лестничной клетки, повышают температурувоздуха.
Установлено, что уже на 5 — й минуте от начала пожаратемпература воздуха в лестничной клетке, помещении, примыкающей к месту пожара,достигнет 120 — 140оС, что значительно превышает предельно допустимоезначение для человека. По высоте лестничной клетки в пределах двух — трех этажейот уровня, где возник пожар, создается как бы тепловая подушка с температурой 100- 150оС. Преодолеть ее без средств индивидуальной защиты невозможно.
При отсутствии горизонтальных преград на фасаде зданияпламя из оконного проема через 15-20 минут от начала пожара может распространитьсявверх по оконным переплетам, воспламеняя горючие элементы строительных конструкцийи предметы обстановки в помещениях вышерасположенного этажа.
В заключение разбора руководитель противопожарной тренировкиподводит итоги и дает оценку проведенной тренировке [Приложение 3], а также индивидуальнуюоценку всем ее участникам (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Еслипри проведении тренировки поставленные цели не были достигнуты, руководители подразделенийне обеспечили решения поставленных задач, то проводятся повторные тренировки этихподразделений. Результаты тренировок фиксируются в журнале учета тренировок [14]./>Выводы по II главе
Основной целью тренировки является совершенствованиеподготовки персонала к действиям в условиях возникновения пожара и иных чрезвычайныхситуаций, приобретение персоналом устойчивых навыков, необходимых для принятия быстрыхи четких решений и выполнения действий, необходимых для предупреждения опасных последствий.Отличительной особенностью проведения тренировок по эвакуации при пожаре в ОУ являетсято, что в качестве обучаемых на тренировку привлекается руководящий состав ОУ, тоесть все преподаватели, работники и учащиеся. Во время тренировок у персонала вырабатываютсянавыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводитьэвакуацию и спасения, работу по его тушению, правильно применять первичные средствапожаротушения. Эффективность противопожарных тренировок зависит от правильностиих подготовки и организации проведения, от качества аналитической проработки действийперсонала во время тренировки и правильности принятых решений по результатам критическогоразбора (обсуждения) тренировок после их завершения. Обучение персонала во времятренировок оказывается более успешным, если инструктажи проводились незадолго доначала тренировок, в связи с этим перед началом тренировки все её участники должнысобираться в зале, где руководитель тренировки, используя план эвакуации, объясняетзадачу каждого участника. Противопожарные тренировки подразделяются на объектовые,совместные с подразделениями ГПС и индивидуальные. Тренировка по эвакуации назначаетсяприказом руководителя объекта о подготовки тренировки, в котором отражается цель,дата и время, руководитель тренировки, начальник штаба тренировки. Начальником штабатренировки разрабатывается план проведения тренировки, в котором отражается тематренировки, ее цель, состав участников и календарный план подготовки и проведения.Последовательность действий персонала ОУ и учащихся при пожаре выделяет 5 этапов:тревога (включение звуковой сигнализации), вызов пожарной охраны, эвакуация, сборвсего состава ОУ в отдельном месте и перекличка. Немедленная встреча прибывших кместу пожара подразделений пожарной охраны должностными, ответственными лицами объекта(ОУ) для оказания необходимой консультации о сложившейся ситуации позволяет значительносократить время на проведение разведки и повысить эффективность боевых действийпожарных по спасению людей и ликвидации пожара, при этом делая небольшой анализ.Разбор тренировки производится для оценки правильности действий при эвакуации людейи ликвидации пожара, предусмотренных темой тренировки, а также для выработки мероприятий,способствующих снижению опасности объекта и повышающих уровень безопасности персоналаи учащихся. Разбору подлежат объектовые, тренировки структурных подразделений, совместныхи индивидуальные тренировки. Разбор должен производиться руководителем тренировкис привлечением посредником сразу же после окончания тренировки. На разборе тренировкидолжен присутствовать весь персонал, принимавший в ней участие. Результаты тренировокфиксируются в журнале учета тренировок.
/>Заключение
Департамент государственной политики в образованииМинобрнауки России рекомендует органам управления образованием субъектов РФ провестикомплекс мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в ОУ. И самоепервое, на что необходимо обратить внимание, это требования строительных норм иправил.
В зданиях должны быть предусмотрены конструктивные,объемно — планировочные и инженерно — технические решения. В процессе строительстванеобходимо обеспечить: приоритетное выполнение противопожарных мероприятий, предусмотренныхпроектом, разработанным в соответствии с действующими нормами и утвержденным в установленномпорядке; соблюдение противопожарных правил и охрану строящегося и вспомогательныхобъектов, пожаробезопасное проведение строительных и монтажных работ, наличие иисправное содержание средств борьбы с пожаром, и возможность безопасной эвакуациии спасения людей, а также защиты материальных ценностей при пожаре в строящемсяобъекте и на строительной площадке. При анализе пожарной опасности зданий могутбыть использованы расчетные сценарии, основанные на соотношении временных параметровразвития и распространения опасных факторов пожара, эвакуации людей и борьбы с пожаром,а также должно быть соответствующее СНиП 23 — 05 — 95 (искусственное и естественноеосвещение). Эвакуационное освещение в помещениях или в местах производства работвне зданий следует предусматривать: в местах опасных для прохода людей, в проходахи на лестницах, служащих для эвакуации людей при числе эвакуирующихся более 50 человек,по основным проходам производственных помещений, в которых работает более 50 человек,в помещениях без естественного освещения. Эвакуационное освещение должно быть предусмотреново всех помещениях, где возможно пребывание более 50 человек, а также на всех лестницах,проходах и других путях эвакуации. Световые указатели должны быть размещены наддверями по путям эвакуации из зрительного зала, со сцены и из других помещений внаправлении выхода из здания и иметь окраску. Световые указатели должны быть включеныв течение всего времени пребывания зрителей в здании. Управление СОУЭ должно осуществлятьсяиз помещения пожарного поста — диспетчерской или другого специального помещения,отвечающего требованиям, изложенным в нормальных документах по пожарной безопасности,утвержденных в установленном порядке.
Для обеспечения быстрой и безопасной эвакуации людейв зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человекдолжны быть разработаны и вывешены планы эвакуации людей в случае пожара. Планыэвакуации могут быть этажными, секторными, локальными и сводными. При проведенииработ по реконструкции или перепланировке здания, сооружения, транспортного средства,объекта в план эвакуации должны быть внесены соответствующие изменения. Планы эвакуациидолжны состоять из графической части и текстовой. Основной целью тренировки являетсясовершенствование подготовки персонала к действиям в условиях возникновения пожараи иных чрезвычайных ситуаций, приобретение персоналом устойчивых навыков, необходимыхдля принятия быстрых и четких решений и выполнения действий, необходимых для предупрежденияопасных последствий. Отличительной особенностью проведения тренировок по эвакуациипри пожаре в ОУ является то, что в качестве обучаемых на тренировку привлекаетсяруководящий состав ОУ, то есть все преподаватели, работники и учащиеся. Эффективностьпротивопожарных тренировок зависит от правильности их подготовки и организации проведения,от качества аналитической проработки действий персонала во время тренировки и правильностипринятых решений по результатам критического разбора (обсуждения) тренировок послеих завершения. Обучение персонала во время тренировок оказывается более успешным,если инструктажи проводились незадолго до начала тренировок, в связи с этим передначалом тренировки все её участники должны собираться в зале, где руководитель тренировки,используя план эвакуации, объясняет задачу каждого участника. Последовательностьдействий персонала ОУ и учащихся при пожаре выделяет 5 этапов: тревога (включениезвуковой сигнализации), вызов пожарной охраны, эвакуация, сбор всего состава ОУв отдельном месте и перекличка. Немедленная встреча прибывших к месту пожара подразделенийпожарной охраны должностными, ответственными лицами объекта (ОУ) для оказания необходимойконсультации о сложившейся ситуации позволяет значительно сократить время на проведениеразведки и повысить эффективность боевых действий пожарных по спасению людей и ликвидациипожара, при этом делая небольшой анализ. Разбор тренировки производится для оценкиправильности действий при эвакуации людей и ликвидации пожара, предусмотренных темойтренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих снижению опасностиобъекта и повышающих уровень безопасности персонала и учащихся. Разбор должен производитьсяруководителем тренировки с привлечением посредником сразу же после окончания тренировки.На разборе тренировки должен присутствовать весь персонал, принимавший в ней участие.Результаты тренировок фиксируются в журнале учета тренировок.
Таким образом, мы в нашей курсовой работе рассмотреливсе поставленные нами задачи.
/>Список литературы
1. ГОСТ 12.1.004 — 91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.
2. ГОСТ 12.1.033 — 81 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения.
3. ГОСТ Р 12.4.026 — 2001. Требования к планам эвакуации.
4. ГОСТ 25772 — 83. Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные. Общие техническиеусловия.
5. ГОСТ 30247.2 — 97. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость.Двери и ворота.
6. Недоступов, Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях [Текст] / Ю.К.Недоступов. — В 3 ч. — Мытищи: Изд-во УПЦ «Талант». — Ч.2. — 2001. — 216с.
7. НПБ 104 — 95. Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях исооружениях.
8. НПБ 110 — 99. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащихзащите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
9. Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений припожаре [Текст]: методические рекомендации/ под общ. ред. Г.Н. Кириллова. — М.: Институтриска и безопасности, 2007. — 44 с.
10. Пожарная безопасность: научно — технический журнал. — М.: ООО «Информост»,2001 — 2002. — 74 с.
11. Пособие по пожарной безопасности. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. — 64 с.
12. Петрова, М.С. Охрана труда на производстве и в учебном процессе [Текст]:учебное пособие/ М.С. Петрова, С.В. петров, С.Н. Вольхин. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2005. — 175 с.
13. Петров, С.В. Концепция безопасности образовательных учреждений [Текст] /С.В. Петров // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2004. — №10. — С.11 — 16.
14. Петров, С.В. Обеспечение безопасности образовательных учреждений [Текст]:практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений/С.В. петров. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. — 248 с.
15. СНиП 2.08.02 — 89. Общественные здания и сооружения.
16. СНиП 21 — 01 — 97. Пожарная безопасность зданий и сооружений.
17. СНиП 23 — 05 — 95. Естественное и искусственное освещение.
18. СНиП 2.2.1/2.2.1.1278 — 03. Гигиенические требования к естественному, искусственномуи совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
19. Федеральный закон Российской федерации от 21 декабря 1994 г. №69 — ФЗ «О пожарной безопасности».
20. Холщевников, В.В., Самошин, Д.А. Эвакуация людей при пожаре [Текст]: учебноепособие/ В.В. Холщевников, Д.А. Самошин. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. — 212 с.
/>Приложения
Приложение 1
ПРИКАЗ
О проведении тренировки по эвакуации и тушению условногопожара №___ от"__"_________2007года О подготовке и проведении тренировки
В целях поддержания на современном уровне профессиональнойи психофизиологической готовности персонала, необходимой для осуществления успешныхдействий по эвакуации, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации,а также обучения порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с подразделениямигосударственной противопожарной службы (ГПС) приказываю:
1. Провести объектовую тренировку по эвакуации людейи тушению условного пожара "___"___________2007 года.
2. Начальником штаба подготовки и проведения общешкольнойтренировки назначить заместителя директора А.П. Петрова.
3. Начальнику штаба тренировки: представить на утверждениедокументы по подготовке и проведению занятий и общешкольной тренировке в срок до"__" ______ 2007 года; завершить подготовительную работу до "___"_____2007года.
1. Инженеру по охране труда С.И. Сидорову провести комплекс мероприятий по предупреждениютравматизма в период проведения тренировки.
2. Руководство подготовкой и проведением тренировки, а также контроль за исполнениемнастоящего приказа оставляю за собой.
Директор А.Н. Новиков

Приложение 2
«Утверждаю» Директор А.Н. Новиков "__"________ 2007г.
План
проведения тренировки
I. Тема: «Эвакуация персонала и тушение условного пожара».
II. Цели тренировки:
Обучение персонала умению идентифицировать исходноесобытие. Проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушениюпожара.
Поддержание на современном уровне профессиональнойи психофизиологической готовности персонала, необходимой для осуществления действийпо устранению нарушений в работе, связанных с пожарами, а также по эвакуации людей,предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации.
Обучение навыкам и действиям по предотвращению возможныхаварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторовпожара, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре, правилампользования индивидуальными средствами защиты.
Обучение порядку и правилам взаимодействия персоналаобъекта с подразделениями государственной противопожарной службы (ГПС) и медицинскимперсоналом.
Выработка у персонала навыков и способности самостоятельно,быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожараили самого пожара, определять решающее направление действий и принимать правильныемеры по предупреждению или ликвидации пожара.
Отработка организации немедленного вызова подразделенийГПС и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарнойзащиты, обнаружении задымления или пожара.
Обучение приемам и способам спасения и эвакуации людейи материальных ценностей.
Проверка результатов обучения персонала по вопросампожарной безопасности.
Проверка умения руководителя тушения пожара четко координироватьдействия участников по организации ликвидации возможного (условного) пожара до прибытияподразделения ГПС.
III. Состав участников объектовой тренировки:
IV. заместители директора, ИТР, персонал, сотрудники ГПС (по согласованию).
V. Этапы тренировки:
1. первый подготовительный этап — проведение занятий со всеми категориями сотрудникови ИТР;
2. второй подготовительный этап — проведение дополнительного инструктажа с сотрудниками,отвечающими за состояние систем автоматической противопожарной защиты объекта, первичныхсредств пожаротушения и путей эвакуации; проверка состояния средств автоматическойпротивопожарной защиты объекта, первичных средств пожаротушения и путей эвакуации;
3. третий подготовительный этап — проведение занятий с сотрудниками по теме:«Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами»;
4. четвертый этап — проведение тренировки (подача сигнала о возникновении условногопожара, проведение эвакуации, тушение условного пожара, организация встречи сотрудниковГПС);
5. пятый этап — разбор тренировки.
6. V. Подведение итогов тренировки по эвакуации и тушению условного пожара.
Подготовка справки по итогам подготовки и проведениятренировки по эвакуации и тушению условного пожара.
Подготовка приказа по итогам тренировки с постановкойзадач по устранению выявленных недостатков.
Заместитель директора —
начальник штаба тренировки А.П. Петров

Приложение 3
ПРИКАЗ № ____ от "__" ________ 2007 года
Об итогах подготовки и проведения тренировки
1. Признать удовлетворительными подготовку и проведениетренировки по эвакуации и тушению условного пожара на объекте.
2. Заместителю директора подготовить наглядные материалыпо действиям сотрудников при проведении тренировки в срок до "__" _____2007 года.
3. Провести внеплановые инструктажи с сотрудникамиобъекта о порядке действий при пожаре.
4. Поощрить ИТР, ответственных за состояние системавтоматической противопожарной защиты.
5. Строго предупредить заместителя директора А.П. Петроваза неудовлетворительную организацию противопожарного инструктажа сотрудников объекта.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложитьна заместителя директора А.П. Петрова.
Директор А.Н. Новиков


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.