Вьетводао
История
Вьетнама - это более двух тысяч лет войн с иностранными государствами и
внутренних распрей. За это время вьеты создали систему своих боевых искусств
"во-дао", что означает "боевой путь". Народные предания и
легенды гласят, что в старину воины северных провинций особенно славились своим
мастерством в сражении палицами и алебардами. Бойцы Куангбиня, Намха, Тхайбиня,
Тханлога слыли наиболее искусными в поединках на мечах. Кангшон был известен
лихими наездниками, без промаха стрелявшими из лука, а Тэйнгуен - экипажами
боевых слонов, поражавшими врагов дротиками либо из арбалетов.
Кулачный бой
("во-туат") в стародавние времена считался вспомогательной
дисциплиной, служившей основой для обучения бою с оружием. Его называли
"малым искусством". Молодые воины сначала занимались общефизическим
тренингом, осваивали стойки и передвижения. Потом изучали уходы, уклоны,
обманные движения, нырки и кувырки. Затем удары голыми руками и ногами, блоки и
отбивы с захватами и бросками. Потом учились владеть "коротким"
оружием, затем переходили к длинному.
В государстве
Дайвьет для того, чтобы получить какую либо должность при дворе, в королевской
гвардии, в армии или в аппарате управления, требовалось сдать экзамены. Чем
более высокому рангу соответствовало вакантное место, тем более сложными они
являлись. У претендентов проверяли умение читать и писать иероглифы, знание
математики, медицины и юриспуденции, степень осведомлённости в канонах буддизма
и конфуцианства но главное - способность сражаться с оружием в руках и без
него. Эта военизированая система подбора кадров без особых изменений
сохранялась в дайвьете до середины 19-го века. Сложившиеся традиции не смогло
поколебать даже распространение огнестрельного оружия.
К экзаменам
можно было готовиться в буддийских монастырях, в многочисленных
"семейных" школах, а также в государственных учебных заведениях, так
называемых "академиях". Самая знаменитая из них "Академия боевых
искусств", основанная королём Ли Тхай То ещё в 1010 году. Указом 1253 года
король Чан Тай Тонг обязал всех военначальников, от младших командиров до
полководцев, проходить обучение в этой академии. Зачисление в состав слушателей
не было пустой формальностью. Требовалось сдать добрый десяток вступительных
экзаменов. А выпускники подвергались сложным испытаниям, прежде чем король
даровал им своим указом почётную степень "доктора военных наук".
В период с 1858
по 1884 годы Франция завоевала Вьетнам, на 70 лет ставший французской колонией.
Французская колониальная администрация строжайшим образом запретила вьетнамцам
обладать каким-либо оружием, тем более - учиться владеть им. Поэтому в годы
колониального режима искусство кулачного боя из вспомогательного превратилось в
основной вид боевого искусства. Техника работы с "настоящим" оружием
сохранялась только в семьях бывших наставников военного дела, тайно
передавалась там от отцов к сыновьям.
В период
колониализма сохранение и поддержание традиций "во-дао" стало
исключительной прерогативой нескольких десятков семейных и монастырских школ.
Каждая из них была немногочисленной, зато ученики подбирались очень тщательно.
Школы работали в условиях строгой конспирации, а поступавшие в них
маскировались под наёмных работников, слуг, буддийских монахов и т. д. Тогда же
укоренился обычай давать при поступлении в школу клятву на верность ей и её
руководителю. Немаловажно, что клялись своей жизнью. Подобная присяга
сохраняется до сих пор в наиболее ортодоксальных школах.
С постепенным
изменением социально-экономической и политической ситуации во Вьетнаме грозные
запреты мало-помалу утратили свою силу. Благодаря этому, прославленный мастер
кулачного боя и военного дела Нгуэн Лок (1912-1960) смог организовать в 1938
году первый клуб "во-туат", открытый для всех желающих. Он назвал
свою школу "вьетводао-вовинам", что означает "наилучшее из
боевых искусств вьетов". С той поры "во-туат" всё чаще и чаще
стали называть "вьетводао". В конце концов, прежний термин уступил
место новому.
В течении 7 лет
Нгуэн Лок непрерывно разъезжал с показательными выступлениями, читал лекции,
помогал организовывать занятия тем соотечественникам, которые хотели
практиковать вьетнамский кулачный бой. Благодаря его усилиям, к 1946 году клубы
вовинам появились почти во всех городах севера и центра Вьетнама. С 1954 года
Нгуэн Лок перенёс свою деятельность в Южный Вьетнам, в Сайгон. Следуя его
примеру, начиная с 1946 года, из подполья вышли многие традиционные школы.
В последующие
годы стиль Вовинам и другие стили "во-туат" начали с потоками эмигрантов
распространяться за пределы страны. В 1973 году появилась французская федерация
Вьетводао-вовинам, первая организация вьетнамских боевых искусств вне Вьетнама.
В 1980 году эта федерация была преобразована в Международную. В настоящее время
в неё входят организации более 30 стран.
Ещё позже, в
1987 году, другая группа мастеров, под руководством Нгуэн Зык Мока, образовала
вторую такую организацию - международную федерацию Во-Вьетнам.
Общее число
школ во-дао пока никем не определено. Все эти школы условно подразделяются на
две основные группы: китайско-вьетнамские и собственно вьетнамские. Первые
получили наибольшее распространение среди хуацяо - этнических китайцев. Среди
чисто вьетнамских школ можно выделить три наиболее крупных: Во-Бинь-Динь, Ким-Ке,
и Вовинам, а также несколько десятков мелких. У каждой из этих школ имеются
свои методы развития силы, ловкости, выносливости, быстроты, закалки тела. Но
основные различия между ними не в этом, а в технических комплексах, выполняемых
в одиночку или с партнёром, с различными предметами и без них.
Деления на
ранги в старину не существовало. Но когда Нгуэн Лок возродил
"во-дао", он заимствовал из дзю-до идею цветных поясов и степеней.
Технические нормы, выполнение которых даёт право на пояс того или иного цвета,
стали своего рода программой обучения. Младшие и старшие ученики носят белые,
синие, чёрные пояса (в зависимости от конкретной школы), а ученические степени
называются "кап". Всего их шесть, семь или восемь. Инструкторы и
мастера носят чёрные, чёрно-жёлтые, чёрно-красные , красно-белые или жёлтые
пояса. Степени этого уровня называются "данг".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://tkd.km.ru/