Реферат по предмету "Разное"


Актуальные проблемы современного литературного процесса: конец ХХ – начало ХХ i века

Актуальные проблемы современного литературного процесса: конец ХХ – начало ХХI века Научный руководитель – Фесенко Эмилия Яковлевна – кандидат филологических наук, профессор кафедры теории и истории литературы Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель директора по научной работе СФ ПГУ, действительный член Международной Академии наук о Природе и Обществе; награждена знаком «Отличник народного просвещения Узбекской ССР» и отраслевой наградой «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». За научные успехи, за вклад в организацию подготовки научных и научно-педагогических кадров и в развитие науки в Архангельской области Э.Я. Фесенко неоднократно награждалась Почетными грамотами Архангельского областного собрания депутатов, Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Администрации г. Северодвинска, Благодарственными письмами ректора ПГУ, мэра Северодвинска, директора Департамента образования и науки администрации Архангельской области. Научные интересы Э.Я. Фесенко связаны с изучением литературного процесса ХХ – начала ХХI века, с теорией литературы. Она является автором 52 научных трудов (в их числе 4 монографии и 4 учебных пособия для вуза), редактором 6 сборников научных трудов. Под ее руководством защищено 4 диссертации. Э.Я. Фесенко является членом диссертационного совета по специальностям «Русский язык» и «Русская литература» (исполняет обязанности ученого секретаря), членом Научно-технического совета ПГУ имени М.В. Ломоносова, членом Ученого совета СФ ПГУ, председателем Научно-методического совета СФ ПГУ, ответственным редактором и составителем сборника ученых записок «Res philologica» (вып. 1–5). С 1995 года Э.Я. Фесенко в должности профессора по кафедре теории и истории литературы читает курсы «Теория литературы», «История литературы XX века» и спецкурсы «Современный литературный процесс», «Литература Русского зарубежья», «Литература Нового зарубежья», «Поэтика постмодернизма». Профессор Э.Я. Фесенко исследует историко-литера-турные факты и процессы литературы XX века, не получившие достаточно полного, системного освещения в обоб-щающих трудах по истории литературы и в специальных монографиях. Ею теоретически обоснована и аналитически рассмотрена проблема героя в художественном мире писателей XX века; на обширном текстовом материале выявлено тематическое и жанровое своеобразие литературы «Нового зарубежья», «возвращенной» литературы, разработана концепция творческой личности в художественной литературе XX века; охарактеризована проблематика и поэтика «женской» и «филологической» прозы; выяснен ряд вопросов становления русского литературного постмодернизма; проведено системное рассмотрение «экзистенциальной темы» в литературе XX века в связи с вопросами неомифологизма и архетипики современной литературы. Под руководством профессора Э.Я. Фесенко сложилось научное направление, в рамках которого работают студенты и аспиранты. За эти годы защитили диссертации четверо из них: 1.^  Мещанский Александр Юрьевич («Художественная концепция творческой личности в произведениях В. Набокова») – 2002 год; 2. Дьяконова Ирина Анатольевна («Художественное своеобразие романов Гайто Газданова») – 2003 год; 3. Синева Елена Николаевна («Проблема двойничества в русской литературе ХХ века») – 2004 год; 4. Аношина Анна Валерьевна («Художественный мир Варлама Шаламова») – 2006 год. В качестве ведущих организаций и оппонентов, давших заключение о выполненных диссертационных исследованиях, выступали видные ученые-филологи из различных вузов и научных организаций России: В.В. Агеносов – доктор филологических наук, профессор (МПГУ), Ю.В. Бабичева – доктор филологических наук, профессор (Вологодский гос. пед. ун-т), В.Н. Бараков – доктор филологических наук, профессор (Вологодский гос. пед. ун-т), Ч.Г. Гусейнов – доктор филологических наук, профессор (МГУ), А.А. Ревякина – кандидат филологических наук, доцент (ИНИОН РАН), В.К. Сигов – доктор филологических наук, профессор (МПГУ) и др. В настоящее время работают над исследованиями три аспиранта: 1. Ладохина Ольга Фоминична («“Филологический роман” как явление историко-литературного процесса ХХ века»); 2. Дулова Светлана Алексеевна («Портрет эмигранта в русской литературе ХХ века»); 3. Мартиросян Ольга Александровна («Своеобразие типа юродивого в русской литературе ХХ века: философский, психологический, литературоведческий аспекты»). Точность и основательность историко-литературных разработок требует прочной теоретико-методологической базы. В связи с этим Э.Я. Фесенко создала выдержавшую уже три издания и получившую признание в научно-методических кругах России «Теорию литературы», в которой интегрируется и обобщается опыт, накопленный в отечественном литературоведении XX века: 1. ^ Фесенко Э.Я. Теория литературы (с грифом «Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 Русский язык и литература»). Архангельск: Изд-во ПГУ, 2001 (19 п.л.). 2. ^ Фесенко Э.Я. Теория литературы (с грифом «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 Русский язык и литература»). 2-е изд., испр. и доп. М.: УРСС, 2004 (21 п.л.). 3. ^ Фесенко Э.Я. Теория литературы (с грифом «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 Русский язык и литература»). 3-е изд., доп. М.: Академический проект, 2007 (42 п.л.). На некоторые из опубликованных работ были отклики в российских и зарубежных изданиях: 1. Давыдова Т.Т. [Рецензия] // Вопросы филологии. 2003. № 3. С. 102–103. Рец. на кн.: Фесенко Э.Я. Теория литературы. Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета, 2001. 302 с. 2. Давыдова Т.Т. «Алгебра» литературоведения в школе и в вузе // Высшее образование в России. 2003. № 6. С. 166–169. Рец. на кн.: Фесенко Э.Я. Теория литературы. 2-е изд., испр. и доп. М.: УРСС, 2004. 334 с. 3. Жулькова К.А. [Реферат] // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение: реферативный журнал. М: ИНИОН РАН, 2004. № 3. С. 188–195. Реф. кн.: Проблемы литературы ХХ века: в поисках истины / Сост. и отв. ред. Э.Я. Фесенко. Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета, 2003. 357 с. 4. Козлов С.В. [Реферат] // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение: реферативный журнал. М.: ИНИОН РАН, 2004. № 2. С. 127–129. Реф. кн.: Фесенко Э.Я. Художественная концепция творческой личности в произведениях В.А. Каверина. Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета, 2003. 187 с. 5. Михайлова О.В. [Реферат] Поэтика литературы // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение: реферативный журнал. М.: ИНИОН РАН, 2006. № 2. С. 35–45. Реф. кн.: Фесенко Э.Я. Теория литературы. 2 изд., испр. и доп. М.: УРСС, 2004. 336 с. 6. Contemporary Who’s Who of Professionals // American Biographical Institute, Inc., Raleigh, North Carolina, USA, 2004–2005. P. 141. В центре интересов группы исследователей, занимающихся изучением закономерностей современного литературного процесса – этого сложного проблемно-темати-ческого поля – находятся следующие аспекты: – системно-аналитическое изучение понятий «возвращенная» литература и «возвращенное» литературоведение; – осмысление концепции творческой личности в литературе ХХ века (В. Набоков, Г. Газданов, В. Каверин, Ю. Тынянов, В. Шкловский, А. Битов, Вл. Новиков, С. Гандлевский и др.); – выявление особенностей развития русского постмодернизма (Вен. Ерофеев, П. Алешковский, Е. Попов, М. Харитонов, В. Сорокин, С. Гандлевский, В. Пелевин, В. Ерофеев, Саша Соколов, Ю. Мамлеев, В. Пьецух, В. Шаров и др.); – анализ проблемы двойничества в русской литературе ХХ века (В. Набоков, Н. Нароков, Саша Соколов, В. Каверин и др.); – описание состояния современной литературной критики (А. Синявский, В. Оскоцкий, И. Дедков, Е. Сидоров, П. Басинский, Е. Добренко, А. Бочаров, И. Золотусский, Ст. Рассадин, М. Чудакова, Ф. Кузнецов, Г. Белая, В. Бондаренко, Н. Иванова, Т. Иванова, Б. Сарнов, Л. Аннинский, А. Немзер, С. Чупринин и др.); – изучение специфики жанра «филологической прозы» (А. Битов, А. Ким, Ю. Карабчиевский, М. Кураев, Вл. Новиков, А. Найман, С. Гандлевский и др.); – выявление особенностей современной «женской» прозы (Л. Петрушевская, В. Токарева, Д. Рубина, В. Нарбикова, Т. Толстая, С. Василенко и др.); – изучение особенностей мифомышления писателей Нового зарубежья (Ч. Айтматов, Т. Пулатов, Ч. Гусейнов, О. Чиладзе, Ч. Амирэджиби, Н. Думбадзе, Т. Зульфикаров и др.). Методологической базой проводимых исследований является комплексный подход к анализу литературного произведения: историко-генетический, историко-типолог-ический, сравнительно-типологический с применением элементов интертекстуального анализа. Комплексный подход к анализу художественного произведения позволил изучить ряд важнейших проблем русской литературы. Поставленные перед исследователями задачи и результаты, полученные ими в процессе работы, соотносятся с основными направлениями современного литературоведения и способствуют осмыслению целостности литературного процесса ХХ – начала ХХI века. Результаты проведенных исследований: – разработаны, уточнены, наполнены новым содержанием такие понятия, как «художественная концепция личности», «двойничество», «метароман», «мифомышление», «мифологема», «мотивный спектр художественного произведения» и др.; – модифицированы научные подходы к проблеме «герой в художественном мире писателя»; – разработана художественная концепция твор-ческой личности; – получены новые знания в области сравнительного анализа произведений разных жанров; – расширен аспект использования интертекстуальных приемов в русской литературе XX века; – внедрены в вузовскую практику учебные пособия; – разработаны новые спецкурсы для студентов филологических факультетов. Кандидат филологических наук ^ А.Ю. Мещанский в связи с задачей определения места творчества В. Набокова в контексте мировой литературы охарактеризовал писателя как предтечу русского постмодернизма. Творчество Набокова рассмотрено им с точки зрения интертекстуальных связей с произведениями русской классики и зарубежной литературы. А.Ю. Мещанским найдены новые подходы к разработке теории драмы (на основе исследования поэтики античных пьес, драматических текстов В. Набокова и Е. Шварца). Результаты его исследований изложены в диссертации, в 14 статьях и в главе коллективной монографии «Набоков как предтеча русского постмодернизма», в докладах на научных конференциях. Кандидатом филологических наук ^ Е.Н. Синевой впервые прослежена эволюция семантики и поэтики «двойничества» в русской литературе XX века. Анализ темы двойничества включил в себя осмысление нравственно-философской проблематики этого феномена, проведение интертекстуального анализа образов двойников в произведениях русской и зарубежной литературы XIX–XX веков. Ею выявлены архетипические основы образов двойников на материале произведений литературы XX века Б. Пильняка, У. Фолкнера, В.В. Набокова, В.А. Каверина, Н. Нарокова, Ч. Гусейнова, Саши Соколова и др. В этом контексте рассмотрены мотивы тени, зеркала, игры, сна, маски, приемы метаморфозы, антитезы, олицетворения, персонификации, оксюморона, синекдохи, гротеска и др. Результаты исследования изложены в диссертации, в 16 статьях, в главе коллективной монографии «Проблема двойничества в русской литературе XX века» и в ряде научных докладов на конференциях. Кандидат филологических наук И.А. Дьяконова, обратившись к исследованию творчества крупного, но малоизвестного писателя первой волны эмиграции Гайто Газданова, анализировала наследие писателя в его идейно-художественной целостности («метароманный» цикл), в контексте системного и целостного изучения литературного процесса XX века. В ее работе рассмотрены устойчивые черты газдановского романа в сопоставлении с феноменологическими и экзистенциальными видами романов, семантика ключевых тем и мотивов, интертекстуальные корреляции в произведениях Г. Газданова, их способность вступать в диалог не только с другими текстами на уровне «вертикального контекста» (О. Ахманова), но и между собой, в рамках романного цикла. Результаты исследования изложены в диссертации, в 8 научных статьях, в научных докладах. Кандидат филологических наук А.В. Аношина сосредоточила свое исследование на изучении художественного мира В. Шаламова, создавшего в своих «Колымских рассказах» картину мира, которая отразила кризис культурного и общественного сознания, трагические «смыслоутраты» XX века. Был проанализирован мотивный спектр рассказов, в том числе экзистенциальные мотивы, пространственно-временная организация и мифопоэтика шаламовских рассказов (природно-космические мифологемы «земля», «вода», «воздух», «огонь») в свете философско-эстетических взглядов писателя. Результаты исследования представлены в диссертации, в 7 научных статьях, в главе коллективной монографии «Космос Варлама Шаламова», в докладах на научных конференциях. Учитель литературы московской гимназии № 1516 О.Ф. Ладохина, являющаяся аспирантом кафедры теории и истории литературы СФ ПГУ, успешно работает над исследованием проблемы жанра и концепции героя в «филологической прозе» ХХ века, представив свои наблюдения в 8 научных статьях, в главе коллективной монографии «“Филологический роман”: жанровые особенности, концепция героя», в научных докладах. Таким образом, научная продукция исследователей научного направления реализовались в 4 кандидатских диссертациях, 70 научных статьях (общий объем – 24,9 п.л.), 3 монографиях (общий объем – 26,3 п.л.); в сборнике «Проблемы литературы ХХ века: в поисках истины», изданном по результатам Всероссийской научной конференции молодых ученых «Проблемы литературы ХХ века», проведенной при поддержке Министерства образования РФ и ИНИОН РАН в рамках Федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования в России на 2002–2006 годы» (19,2 п.л.);  в коллективной монографии «Проблема героя в художественном мире писателей ХХ века» (19,3 п.л.); в издании сборников ученых записок «Res philologica» (Вып.1–5); в учебном пособии «Теория литературы» (изд. 1–3); в докладах на научных конференциях разного уровня.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ проблемы оценки движимого и недвижимого имущества
Реферат Методы ликвидаций отсутствующих должников
Реферат Кровотечения у детей с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки
Реферат Анализ финансовой деятельности предприятия на примере ОАО "Селецкий ДОК"
Реферат Методика сбора, обработки и хранения педагогической информации в системе внутришкольного управления
Реферат Чайковский Петр Ильич - один из крупнейших русских композиторов
Реферат Аналіз виробництва зерна в сільськогосподарських підприємствах Кегичівського району
Реферат Анализ показателей эффективности использования трудовых ресурсов
Реферат Проблема социально-экономического неравенства и пути ее решения в России на современном этапе
Реферат Анализ финансово-хозяйственного состояния ОАО "Воронежэнергоремонт"
Реферат Лехи
Реферат Аналіз інформаційних систем та технологій підприємства ТОВ "Насоселектромаш"
Реферат Анализ экономических данных в странах третьего мира
Реферат Готовность Ребенка к школьному образованию
Реферат Анализ показателей по труду и заработной плате