Олимпийское
образование: определение сущности и перспективные направления научных
исследований
Результаты
многочисленных исследований, проведенных среди школьников, студентов, учителей
физической культуры и тренеров по видам спорта (В.И. Столяров, 1990, 1993; И.В.
Баринова, 1994; О.И. Самусенков , 1994; Д.И. Ипатов, 1995; К.Н. Ефременков,
1998; J. Kosewiez, 1998; A. Rychtecky, R. Naul, 1998; В.Н. Сергеев, 2000, и
др.), свидетельствуют о том, что наряду с растущим интересом молодежи к спорту,
Олимпийским играм наблюдается слабое усвоение ими идеалов, ценностей и традиций
олимпизма. Это подтверждает актуальность и необходимость олимпийского
образования для развития олимпийского движения, прогресса всего общества.
Последнее
обстоятельство объясняет растущий интерес к указанной проблеме, что отражается
в активизации научных исследований, направленных в первую очередь на разработку
и совершенствование программ и методик олимпийского образования среди отдельных
социально-демогра фических групп.
Опираясь на
результаты собственных исследований (В.Н. Сергеев 2000), можно отметить, что
олимпийское образование представляет собой целостное социальное явление,
определенный социальный институт, включающий в себя устойчивые социальные
группы, формы деятельности людей, учреждения, нормы, обычаи и традиции; знания,
умения, навыки, привычки людей действовать согласно гуманистическим принципам и
ценностям олимпизма. Его главный системообразующий фактор - гуманистически
организованный педагогический процесс, направленный на обеспечение условий для
активного овладения молодежью знаниями, идеалами и ценностями олимпизма,
превращение последних в действенные мотивы поведения индивидов, нормы
гуманистического образа жизни людей. Данное положение объясняется тем, что
олимпизм как гуманистическое мировоззрение, система ценностей и идеалов не
может быть реализован (т.е. переведен из объективированной, зафиксированной в
текстах, ритуалах, обычаях и традициях, формы в живую, личностную форму
усвоенных индивидами знаний, умений, навыков и привычек действовать в
соответствии с идеалами и ценностями олимпизма) иначе как путем гуманистической
организации олимпийского образования. Только гуманистически ориентированный
педагогический процесс может быть адекватной формой содержания олимпизма, а
стало быть, и закономерно стью реализации олимпийского образования.
Отсюда следует,
что все средства, методы, формы и направления педагогического процесса должны
быть пронизаны гуманистическим смыслом, ориентированы на развитие личности, а
не на ее подавление. Олимпийские идеалы и ценности воспринимаются и усваиваются
только свободной и творческой личностью. Причем таковой должен быть как
учитель, так и ученик.
Конечной целью
и результатом реализации олимпийского образования выступают человек, думающий и
действующий в соответствии с принципами Олимпийской хартии, и гуманистические
нормы взаимоотношений между людьми, культивируемые олимпизмом.
Процесс
реализации олимпийского образования состоит из четырех актов: производство
знаний и других духовных ценностей, их обмен, трансформация и потребление.
Данный процесс также основывается на гуманистических закономерностях реализации
олимпийского образования и соответствующих им педагогических принципах
(сотрудничества, всесторонности, соразмерности и постепенности, гуманитарной
сущности олимпийского образования, гармонии общего и особенного,
смыслообразовательной деятельности, активности, диалогичности,
индивидуально-творческой ориентации, профессио нально-этической
взаимоответственности), являющихся методологической основой для разработки
конкретных средств и методов, педагогических методик и технологий, создающих
гуманистическую форму организации олимпийского образования. Разработка и
обоснование этих принципов применительно к различным социально-демографическим
группам - это направление целого комплекса исследований.
Кроме того,
рост эффективности данного педагогического процесса связан с решением двух
групп задач, конкретизирующих, во-первых, научно-познавательный и, во-вторых,
социально-педа гогический аспекты олимпийского образования. Дело в том, что
образование по своей сути есть процесс возникновения в сознании человека образа
объективно существующей природной, социальной или духовной связи, отношения,
зависимости. Благодаря этому субъективному образу человек может успешно
действовать. Поэтому-то образование имеет для него практическую ценность.
Известно, что
образование как целенаправ ленный процесс возникновения субъективного образа
объективной реальности может осуществляться двумя путями:
- как появление
(производство) в ходе научно-исследовательской деятельности новых (ранее
неизвестных человечеству) знаний;
- как процесс
передачи и усвоения ранее накопленных знаний.
Конкретные
средства, методы, педагогические методики и технологии, обеспечивающие эти два
аспекта реализации олимпийского образования, - предмет последующих научных
исследований.
Второй аспект -
социально-педагогический - нуждается в дальнейших исследованиях еще и потому,
что он имеет как минимум две стороны. Во-первых, передача и усвоение знаний
могут происходить целенаправленно, т.е. через педагогическую,
агитационно-пропагандистскую и т.п. деятельность. Во-вторых, стихийно,
спонтанно, т.е. через жизненный опыт людей, их участие в
физкультурно-спортивной деятельности, спортивно-массовых мероприятиях.
Изучение
особенностей этих сторон реализации олимпийского образования также нуждается в
дополнительных научных исследованиях.
Требуют
дальнейших исследований три взаимосвязанные линии реализации олимпийского
образования: 1) научно-методическая работа; 2) учебно-воспитательная работа; 3)
спортивно-массовая работа. Нуждаются в конкретизации три группы закономерностей:
а) развитие олимпизма как гуманистической системы; б) совершенствование
гуманистически ориентированных средств и методов олимпийского образования во
всех его аспектах и на всех этапах; в) усвоение (спонтанное и сознательное)
гуманистических идеалов и ценностей олимпизма представителями различных
социально-демографических групп населения.
Весьма
перспективна требующая специальных научных исследований проблема
совершенствования системы физкультурного образования в направлении подготовки
субъектов олимпийско го образования: преподавателей, учителей, тренеров,
инструкторов, методистов и т.д. Опыт подготовки таких специалистов в ряде
физкультурных вузов страны создает неплохую базу для этих исследований.
Приоритетной в данном случае является разработка типологической модели
специалиста олимпийского образования с дальнейшей ее реализацией на уровне
государственных образовательных стандартов.
В итоге можно
заключить, что перспектив но продолжение научных исследований, направленных на
разработку принципов и законов теории олимпийского образования; уточнение
основных аспектов взаимосвязи олимпийского образования с теорией и методикой
физической культуры, их взаимодополняемости; выявление и обоснование средств и
методов практического использования форм реализации олимпийского образования
среди различных социально-де мографических групп.
В углубленной
разработке нуждается концепция олимпийского образования как гуманистической
модели обучения и воспитания молодежи, как личностно ориентированного
образования и духовно-нравственного развития личности. Все это свидетельствует
о необходимости проведения разноплановых научных исследований в области
олимпийского образования.
Список
литературы
В.Н. Сергеев,
Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления
научных исследований