Спортивно-патриотическое
воспитание как одно из приоритетных направлений государственной политики в
сфере физической культуры и спорта Российской Федерации
В связи с
необходимостью усиления государственной политики в сфере воспитания
подрастающего поколения Председателем Госкомспор та России П.А. Рожковым
подписан приказ №519 от 28 декабря 2000 года "О создании координаци онного
совета по спортивно-патриотическому воспитанию при Госкомспорте России".
Разработано и утверждено Положение о Координационном Совете. Одной из главных
функций совета является усиление государственной поддержки общественных
объединений физкультурно -спортивной, туристической деятельности по
спортивно-патриотическому воспитанию.
Вследствие
значительных изменений в российском обществе в настоящее время особенно
актуальна проблема дальнейшего развития общества, его различных сфер, в том
числе и сферы физической культуры и спорта, определения стратегически важных
направлений государственной политики в социальной сфере.
Наиболее
сложным и вместе с тем первостепенным по необходимости его разрешения вопросом
остается вопрос определения приоритетов в воспитании личности гражданина.
Большим шагом в
разрешении данного вопроса явилось принятие Федерального закона "О
физической культуре и спорте в Российской Федерации", который снял много
противоречий относительно формирования в процессе воспитания мировоззренческих
основ личности.
В российской
спортивной и педагогической науке сложилось достаточно четкое представление о
воспитании: оно рассматривается как целенаправленная деятельность по
формированию у воспитуемых определенной системы качеств, взглядов, ценностей,
убеждений, т.е. мировоззрения. Именно мировоззрение является теоретико-фор
мирующей составляющей воспитания, поскольку вооружает его системой
духовно-ценностных ориентаций. Обладая развивающей функцией, мировоззрение способствует
активной внутренней работе по осмыслению важнейших проблем действительности и
конкретному их решению [2].
В последние
годы в российском обществе нарастает тревога за судьбу детей, подростков и
молодежи, что выражается в следующих основных характеристиках:
- быстром
снижении образовательного и культурного потенциала молодого поколения;
- дальнейшей
нравственной деградации поколения в целом, выраженной, в частности, как в
криминализации сознания и поведения, так и в снижении нравственного порога
допустимого;
- резкий даже
по сравнению с нынешним взлет наркомании, алкоголизма практически во всех слоях
общества, переход данного явления в неуправляемый режим и как следствие -
разрушение генофонда;
- реальный
разрыв преемственности поколений не только по идеологическим, но и по
нравственным характеристикам [1].
В итоге -
маргинализация основной массы молодежи и что самое существенное в данной
ситуации - утрата молодежью способности соответствовать стратегическим
векторным тенденциям развития общества, потеря роли лидирующей группы общества,
а следовательно, и функции стратегического резерва.
В сложившейся
ситуации важнейшим направлением государственной политики в социальной сфере, в
том числе в области физической культуры и спорта, является восстановление системы
воспитания как полноценно действующего государственно-общественного института.
Сегодня у
каждого, кто причастен к решению социальных вопросов, должно быть сформирова но
четкое представление о том, что система воспитания является наиболее
существенной силой, способной приостановить действие деструктивных тенденций,
поскольку без полноценного здорового и воспитанного поколения невозможно
говорить и о решении жизненно важных проблем России.
Однако, как
оказалось, восстановление государственной системы воспитания - не простой
вопрос, требующий только разового волевого усилия. Прежде всего новую систему
воспитания невозможно построить по старому проекту, отвечавшему другим
требованиям, имевшему другие явные и скрытые цели и являвшемуся производным от
политической и идеологической составляющих системы, которой уже не существует.
Кроме того,
довольно неопределенной остается концептуальная база. Несмотря на усилия ряда
коллективов, занимающихся разработками в области воспитания, нельзя уверенно
сказать, что в этом вопросе имеются ощутимые подвижки, а без концепции, как
известно, невозможно и создание системы.
Системный
анализ проблематики воспитания в сегодняшней России показывает, что основой,
системообразующим стержнем является граждан-ско-патриотическое воспитание [1,3
- 5]. Ни одно нормальное государство не может существовать без граждан и
патриотов, которые должны составлять большинство населения. Многочисленные
исследования показывают, что патриотически и граждански определившиеся молодые
люди имеют в большей степени позитивную структуру ценностных ориентаций, более
четкие жизненные планы и отличаются большей социальной активностью.
В настоящее
время воспитательное воздействие осуществляется большим числом социальных и
политических институтов. К ним относятся: семья, СМИ, система образования,
государственная власть, религиозные конфессии, политические партии, институт
предпринимательства, система физической культуры и спорта.
В силу своей
специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом,
являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих
оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как
спортивно -патриотическое воспитание [5].
Спортивно-патриотическое
воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и
скоординированная деятельность государственных органов, общественных
объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой
личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей
высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституци
онного долга.
Цель
спортивно-патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи
гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей
личности, развитие высокой работоспособности, формирование у нее
профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению
в различных сферах жизни общества.
С учетом
важности развития государственной системы воспитания подрастающего поколения
при Госкомспорте России создан Координацион ный совет по
спортивно-патриотическому воспитанию. Он является коллегиальным, совещательным
органом, в состав которого входят представи тели заинтересованных министерств и
ведомств, государственных учреждений, федераций по видам спорта,
физкультурно-спортивных организаций, спортивных общественных молодежных
объединений, средств массовой пропаганды, различных ветвей власти,
специалистов, деятелей науки, занимающихся проблемами воспитания.
Безусловно,
первостепенной задачей, которая стоит перед Советом, является разработка
концептуальной базы: "Концепции спортивно-патриотического воспитания детей
и молодежи в Россий-ской Федерации", "Программы спортивно-патри
отического воспитания детей и молодежи в системе физической культуры и
спорта".
Надежное
функционирование системы спортивно-патриотического воспитания невозможно без
законодательного обеспечения . Речь идет о необходимости разработки закона о
воспитательной деятельности. Он нужен не только из-за крайней
рассогласованности в действиях различных социальных институтов, занимающихся
воспитанием подрастающего поколения. Особенность любого закона заключается в
том, что он позволяет быть инструментом регулирования отношений, складывающихся
вокруг детей и молодежи. Закон и только закон разрешает воспитательную
деятельность, ее ведение, и на его основе прекращение воспитательной
деятельности той или иной организации, которая нарушает закон. Наиболее ярким
примером могут послужить боевые искусства и восточные единоборства, уровень
профессиональной педагогической подготовленности в которых оставляет желать
лучшего.
Важнейшими
инструментами в обеспечении прав граждан, защите их законных интересов,
нравственности и здоровья являются лицензирование и сертификация. В настоящее
время Госкомспортом России разработан и находится на завершающем этапе
согласования с министерствами и ведомствами проект Положения о лицензировании
деятельности негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по
оказанию населению физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Таким образом,
развитие спортивно-патрио тического воспитания как одного из важнейших
направлений государственной политики в системе физической культуры и спорта
позволит выработать стратегию развития сферы физической культуры и спорта в
целом, определить характер научно-исследовательских работ,
программно-методического обеспечения по вопросам воспитания, выстраивать
информационную политику в направлении формирования гражданского сознания,
определять кадровую политику в области воспитания, развивать
нормативно-правовую и ресурсную базы сферы физической культуры и спорта.
Список
литературы
1. Козлов А.А.
Отношение общественного сознания к проблеме воспитания. СпбГУ, 2000.
2. Лихачев Б.Т.
Педагогика. М., 1992, с. 249-250.
3. Национальная
доктрина образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийского совещания
работников образования. - М.: Высшая школа, 2000, с. 34-49.
4. Программа
развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы.
5. Федеральный
закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в
Российской Федерации".
6. А.Н. Киль,
ответственный секретарь Координационного совета по спортивно-патриотическо му
воспитанию. Государственный комитет Российской Федерации по физической
культуре, спорту и туризму. Спортивно-патриотическое воспитание как одно из
приоритетных направлений государственной политики в сфере физической культуры и
спорта Российской Федерации