Регионально-исторический
аспект как составная часть олимпийского образования
Анализ
специальных работ, международного опыта, материалов 35-й сессии Международной
олимпийской академии [1, 2 и др.] свидетельствует о том, что в исследовании
олимпийского образования выделяют два основных аспекта: во-первых, -
научно-познавательный, подчеркивающий необходимость развития самостоятельной
научной дисциплины, раскрывающий закономерности возникновения, развития и
взаимодей ствия олимпийского движения с другими областями жизнедеятельности
общества (Н.А. Пономарев , 1991; П.Ф. Шпаков, 1991; Ж.Н. Пугачева,1991; Л.В.
Парфенова, А.В. Парфенов, 1995; С.Д. Неверкович, 1996; В.А. Рогозкин, 1996;
В.Н. Платонов, 1998, и др.). В качестве такой дисциплины, имеющей определенные
цели, предлагаются:
- педагогика
олимпизма, социологическая концепция олимпизма, теория олимпизма, теория
олимпийского спорта;
- социально-педагогический
аспект, который вытекает из разработанной Пьером де Кубертеном концепции
олимпийского движения прежде всего как педагогического феномена (В.У. Агеевец,
1991; А.Б. Суник, 1991; Ю.М. Чернецкий, 1991; В.И. Столяров, 1995; А.Г. Егоров,
1997; В.С. Родиченко, 1998; J.A. Samaranch, 1989, и др.). При этом олимпийское
образование рассматривается в нескольких аспектах: как средство
спортивно-гуманистического образования, воспитания и обучения детей и молодежи
(В.И. Столяров, 1989; Н. Baskau, 1987, и др.), как идея всестороннего
гуманитарного образования, человеческой самореализации (N. Muller, 1996); как
условие формирования взаимопонимания между народами (К. Georgiadis, 1995); как
фактор гармонизации интересов олимпийского движения (В.С. Родиченко, 1996); как
средство формирования здорового образа жизни (А.В. Бочко, 1996, и др.); как
основа профессиональной подготовки специалистов по ФКиС (Н.В. Печерский, А.А.
Сучилин, 1995; А.Г. Наталов и др., 1996; В.Н. Платонов, 1998) и др.
Кроме того,
структуру олимпийского образования, по нашему мнению, необходимо дополнить
материала ми исследований регионально-исторического характера. По свидетельству
специалистов (В.П. Лепешев, 1994; Г.И. Мызан, 1994, и др.), региональная
политика в области физкультурного образования формируется стихийно, без
научного анализа и обоснованных рекоменда ций.
Актуальность
таких исследований обусловлена следующими факторами:
-развитием
современного физкультурно -спортивного движения России с начала 90-х гг. ХХ в.
по территориальному принципу, т.е. как в центре, так и во всех 89 субъектах
Федерации;
-развитием и
укреплением законодательной базы физической культуры и спорта в РФ и ее
субъектах [3 и др.];
-созданием
региональных олимпийских академий (приказ Госкомитета РФ от 8 июня 1989 г.
"Об организации региональных олимпийских комитетов"), разделяющих всю
территорию России на свои зоны влияния и осуществляющих такие функции, как
разъяснение и пропаганда ценностей и идеалов олимпизма, координация
научно-исследовательской работы по проблемам олимпизма, внедрение олимпийского
образования в регионах и др.;
- отсутствием в
настоящее время ее обоснования в специальной научной литературе;
- возрастающим
интересом молодежи к истории ФКиС, к Олимпийским играм, обусловленным введением
в образовательных учреждениях России новой учебной дисциплины "Олимпийское
образование", осуществляемым согласно совместному приказу Олимпийского
комитета России и Министерства образования Российской Федерации "Об
организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр"
№51/84 А/от 5 марта 1994 г.;
- наличием
комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразо
вательной школы, содержание которой состоит из двух частей: базовой и
дифференцированной (вариативной). Базовый компонент составляет основу
общегосудар ственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере ФКиС.
Дифференцированная часть программы определяется необходимостью учета
индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных
особенностей школ;
- богатыми
традициями развития ФКиС в Волгоградской области, возрастанием роли региона в
спортивной жизни страны, активным участием спортсменов в крупных международных
соревнованиях. Осмысление и рациональное использование накопленно го опыта,
несомненно, открывает возможности определения проблем и перспектив дальнейшего
развития данного региона во взаимосвязи с общефедеративными;
Сложившаяся к
настоящему времени познавательная ситуация обязывает рассматривать регионально
-исторический аспект олимпийского образования с широких методологических
позиций, в рамках социально -философского и исторического подходов, на базе
принципа единства логического и исторического. Это обстоятельство делает
необходимым дополнительное исследование рассматриваемой проблемы.
Список
литературы
1. Федеральный
закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29
апреля 1999г., № 80-93.
2. Conclusions of the First Cycle of Group
Discussions: paper Presented at the 35-th International Session, 1995.
3. Conclusions of the Second Cycle of Group
Discussions: paper Presented at the 35-th International Session, 1995.
4. Е.
Дивинская, Волгоградская государственная академия физической культуры.
Регионально-исторический аспект как составная часть олимпийского образования