Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


К вопросу о современных тенденциях развития спорта

К ВОПРОСУ О
СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СПОРТА

В последнее
время появилось достаточно большое количество работ, в которых оценивается
состояние современного спорта. Их анализ позволяет выявить следующие основные
тенденции в развитии спорта, наблюдаемые в последнее десятилетие:
1.
Значительный рост спортивных достижений.

Это связано с
целым рядом факторов:

- во-первых, с
внедрением новых методов тренировки, которые отличаются большей эффективностью;
любые перемены в методике тренировки направлены прежде всего на улучшение
спортивных результатов [5, 13];

- во-вторых , с
изменением условий проведения соревнований, совершенствованием инвентаря,
оборудования, спортивной экипировки;

- в-третьих ,
со значительным увеличением объемов тренировочной работы (за последние тридцать
лет - более чем вдвое);

- в-четвертых,
с использованием новых приемов повышения работоспособности (психологической и
физиологической направленности), созданием новых фармакологических средств
восстановления спортсменов; общеизвестно, что понятие "спортивное
соревнование" помимо соревновательной деятельности самих спортсменов
охватывает соучастие в состязании, конкуренцию заинтересованных лиц (тренеров, представителей
спортивной науки и др.) [13, 14, 20]. Это способствует интенсификации научных
разработок, связанных с созданием новейших средств восстановления, средств
повышения эффективности тренировочного процесса;

- в-пятых, с
экономическими стимулами соревнований. В 90-е годы мы стали свидетелями того,
что призовой фонд многих соревнований резко возрос в основном благодаря
привлечениям негосударственных ассигнований, спонсорских средств, рекламы и др.
2.
Значительное удорожание спортивных соревнований, обусловленное:

- повышением
требований к условиям их проведения (базам, инвентарю);

- появлением и
развитием видов спорта, имеющих в своей основе дорогостоящую предметную
деятельность;

- увеличением
представительности и расширением программы проводимых соревнований;

- повышением
требований к организационному, судейскому, врачебному и информационному
обеспечению [4].

Кроме того,
требуются значительные средства для проведения отбора и подготовки спортсменов,
для обеспечения системы подготовки кадров, финансирования спортивной науки,
медицины и т. д.
3. Резкое
омоложение спорта.

Проблема
участия детей в большом спорте неизбежно порождает самые разные оценки. Можно
сделать такое предположение: большой спорт, в котором участвуют дети, может
оказывать на них как отрицательное, так и положительное влияние.

По мнению Э.
Майнберга (1995), большой спорт способствует развитию физических качеств и
росту спортивного мастерства юного спортсмена, а также приобретению
плодотворного в воспитательном отношении опыта: подросток узнает, что для
получения максимальных спортивных показателей необходимо приложить огромные
усилия, связанные не только с чисто моторной деятельно стью. "Немало
переживаний принесет ему также осознание того, что спортивные успехи порой
зависят не только от уровня физической подготовки, но и от возможных
случайностей. Ему придется учиться переносить поражения, разочарования,
неудовлетворенность достигнутым" [12].

По мнению ряда
исследователей (Л.И. Лубышева, 1997; Э. Майнберг, 1985; O. Grupe, 1987, и др.),
для молодого спортсмена спорт является школой характера, школой честной игры,
школой эмоций, школой физического и духовного совершенствования, представляя
собой своеобразный "полигон", на котором помимо двигательных
оттачиваются такие качества, как упорство, решительность, чувство коллективизма
и солидарности, умение адаптироваться к существующим обстоятельствам, что в
конечном счете способствует обогащению жизненного опыта.

Однако
пребывание в системе большого спорта может оказывать как позитивное, так и
негативное влияние на юного спортсмена.

Многие виды
спорта стали "молодеть", причем это обусловлено и феноменальными
способностями молодых спортсменов, и запредельной интенсификацией подготовки
(продолжительность тренировочных занятий некоторых юных спортсменов доходит до
5 - 8 ч интенсивного труда в день), психологической "накачкой",
биологическими видами стимулирования, способами и формами материального
соблазна, которые дают возможность "выжимать" результаты [8, 18].

Уровень
спортивных достижений в современном спорте требует все большей
специализированной адаптации юного спортсмена и "оставляет мало
возможностей для общей закалки и всестороннего укрепления его физического
здоровья" [2].

Ряд авторов
(М.М. Боген, 1996; Ю.А. Власов,1988; А.Г. Егоров, В.А. Пегов,1994; В.В. Ким,
1999;

М.Я.
Сараф,1997; В.И. Столяров, 1997, и др.) настроены категорически против участия
детей в большом спорте, утверждая, что это ведет к потере здоровья, истощению
резервов организма юных спортсменов, снижает эстетическую привлекательность
спорта.

Еще в прошлом
веке П.Ф. Лесгафт писал, что "спорт с соревнованием не должны быть
допущены ни в школьном, ни в семейном воспитании ребенка" и "в играх
должно исключаться всякое состязание между занимающимися", считая, что
спорт воспитывает в ребенке злобу и агрессивность.

Спустя столетие
А.Г. Егоров (1994), развивая идеи П.Ф. Лесгафта, утверждает, что спортизация
физического воспитания усугубляет проблемы нравственного порядка.
"Бесспорно, что для сферы спорта, где господствует "дух соревнования
и соперничества", характерно значительное расхождение существующих там
этических норм с общекультурными. Удары в лицо в боксе или подножка на
футбольном поле оправданны с точки зрения достижения высокого результата или
интересов команды, страны. В то же время они вступают в явное противоречие с
общечеловеческой нравственностью… Дети, усвоив некритически, через механизмы
подражания, узкопрофессиональные нормы спорта, начинают затем переносить их на
всю сферу человеческой жизнедеятельности". Другими словами, бить по лицу и
делать подножки уже не на спортивных площадках, а дома и на улице [6].

Конечно, в этих
высказываниях кроется опасность перегибания палки. Невозможно (да и
нецелесообразно) запретить заниматься спортом несовершеннолетним, тем более что
желание проявить и проверить себя естественно для подростков, а оптимально
подобранные физические нагрузки способствуют повышению уровня здоровья юных
спортсменов. Вместе с тем, во-первых, необходимо помнить, что ранняя
специализация, целевое устремление юных спортсменов к большим объемам и
интенсивности могут привести (и приводят) к тому, что для юношеского спорта
окажутся актуальными проблемы взрослых турниров - спортивные травмы, болезни,
использование допинга и т.д. Во-вторых, для юных спортсменов, занимающихся в
режимах интенсивной спортивной подготовки, необходима эффективная служба
реабилитации и контроля за их состоянием [2].
4.
Профессионализация спорта.

Профессионалом
считается спортсмен, для которого спорт является основным видом трудовой
деятельности. А сам профессиональный спорт представлен в современном обществе
как разновидность бизнеса, важная часть зрелищной индустрии, одна из наиболее
утонченных форм коммерции, вид предпринимательской деятельности, цель которой -
получение прибыли от продажи зрелища спортивной борьбы [3, 21].

В последнее
десятилетие в России активно развивается профессиональный спорт, расширяется
практика заключения спортсменами контрактов для работы в зарубежных клубах.

Профессионализация
спорта - неизбежный объективный процесс, способствующий повышению
результативности, техничности, эстетичности и зрелищности спорта. Кроме того,
поставив спорт на новую организационно-экономическую основу и создав
хозрасчетные клубы, государство может приобретать дополнительный источник финансовых
поступлений в бюджет страны [17].

При этом Л.П.
Матвеев (1999) указывает на необходимость разделять "профессионально-ком
мерческий" и "профессионально-супердостиженческий " спорт, так
как первый подчиняется закономерностям получения финансовой прибыли, являясь
отраслью бизнеса, а второй развивается по законам собственно спортивной
деятельности, при этом доходы представителей второй группы могут достигать
заработков профессионалов и даже превосходить их [13, 14, 15, 20].

В целом
профессиональный спорт представляет не меньшие возможности для творчества, чем
любое профессиональное искусство: он обязывает постоянно заботиться о
совершенствовании, о стабильности результатов, о конкурентос пособности.

Однако,
характеризуя динамику развития профессионального спорта в России и за рубежом,
многие авторы отмечают, что в связи с профессио нализацией спорт утрачивает
свою гуманистичес кую функцию и роль в обществе [7, 8, 10].

По мнению М.М.
Богенa (1996), спортсмен, принимающий в качестве смысла и цели победу и рекорд,
осознанно приносит в жертву свое здоровье: тренер использует программы,
обеспечивающие высокие достижения за счет сверхвысоких нагрузок; руководители
поощряют тренировки и спортсменов в их деятельности, направленной на достижение
победы; потеря здоровья -ущерб личности спортсмена - принимается как
необходимая жертва. "Профессионализированный спорт - социальное бедствие,
поскольку его продукт - не только победы и рекорды, прославляющие страну, но и
потерявшие здоровье люди", - заключает

М.М. Боген.

В профессиональном
спорте принцип олимпийского спорта "Fair play" ("Честная
игра") утрачивает значение, уступая принципу "Победа любой
ценой" (запугивание противника, агрессивность, мошенничество, жестокое
психологическое давление на соперника вне соревнования и в процессе
соревнования) [18].
5. Кризис
олимпизма.

Первым
признаком кризиса олимпийского спорта является его коммерциализация, когда
олимпийское движение начинает представлять собой "синтез спортивного
шоу-бизнеса, технологии рекламы и публичной политики".

Олимпийский
спорт дистанцируется от массового (ординарного) спорта: бурный рост спортивных
достижений в мире не согласуется с достижениями в физической подготовленности
остальной части населения [2]. При этом олимпийский спорт отвлекает на себя
гигантские суммы бюджета. Так, например, содержание только одной команды
супер-лиги по хоккею обходится в 5 млн долларов из госбюджета России [7].

Вместе с тем,
по экспертным оценкам, расходы на душу населения на физическую культуру в 1998
г. составили 7,0 рублей, что в 30 раз (!) меньше, чем в 1990 г. [1]. Вместе с
тем из-за финансовых затруднений значительно сократилось количество спортивных
школ. Охват массовым спортом детей и подростков 6 - 15 лет составляет менее
10%, спортом высших достижений - 0,22% от населения 16 - 25-летнего возраста.
Вместе с тем критическое положение сложилось в студенчес ком спорте: под
предлогом "экономической нецелесообразности предприятия отказываются от
содержания спортивных и оздоровительных объектов" [7, 9].

В олимпизме
стали наблюдаться такие антигуманистические явления, как необъективность судей,
шовинизм, субъективность и недружествен ность болельщиков, нарушение здоровья
спортсменов в результате сверхвысоких тренировочных нагрузок.

Непременными
атрибутами современного олимпийского движения стали допинги (последняя
Олимпиада в Сиднее не стала исключением). Допинговая фальсификация результатов
разрушает здоровье спортсменов, способствует тому, что результат спортивной
деятельности определяется достижениями химии и фармакологии, а не самого
спортсмена [8, 18, 19].

Однако в ходе
дискуссий излагается и противоположное суждение об олимпийском движении:
олимпизм базируется на таких общечеловеческих ценностях, как физическое и
духовное совершенствование, активная и полнокровная человеческая жизнь, дух
соперничества, уважения, присуща ему и миротворческая функция [11; 16].

6.
Возникновение новых видов спорта (фристайл, шорт-трек, бодибилдинг, спортивная
аэробика, синхронное плавание, дельтапланеризм, спортивный виндсерфинг и др.) и
привлечение в сферу спорта новых соревновательных проявлений.

Это может быть
обусловлено потребностями в новых зрелищно привлекательных видах соревнований
или в усовершенствовании существующих комплексных видов соревнований.
Формирование некоторых видов спорта стало возможным благодаря модернизации
ранее сложившихся его видов, взаимодействию спорта с другими отраслями культуры
(спортивные танцы, художественная гимнастика), взаимному влиянию и взаимному
обогащению разных видов спорта, научно-техническому прогрессу.

Современный
спорт многогранен, дифференцирован, и это позволяет удовлетворять самые
разнообразные потребности личности и общества в области спорта. Однако он
обладает противоречи выми свойствами, что порождает двойственное к нему
отношение. Одни оценивают спорт как источник здоровья, трудоспособности,
"кузницу" характера человека, показатель границ человеческих
возможностей. Другие отмечают негативное воздействие спорта на физическое
здоровье и личностные качества занимающихся. Подобные расхождения во мнениях
определяются тем, с каких позиций рассматривается это явление.

Позитивность
или негативность влияния спорта на личность и общество зависит не столько от
самого спорта, сколько от целесообразности использования различных направлений
и форм спортивной деятельности в конкретных условиях его культивирования, от
социально-экономическо го уровня общества, от конкретной системы нравственного
воспитания, сопутствующей спортивной деятельности, и в какой-то степени от
того, с каких сторон и с какими комментариями он подается средствами массовой
информации.

Таким образом,
мы сделали попытку показать основные тенденции развития современного спорта,
который характеризуется как положительными, так и отрицательными направлениями,
требующими дальнейшего анализа, осмысления и решения.
Список
литературы

1. Аристова
Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта //Теор. и
практ. физ. культ. 1999, № 5, с. 2 - 8.

2. Бальсевич
В.К. Онтокинезиология человека. - М.: изд. ТиПФК, 2000.

3. Боген М.М.
Спорт в постсоциалистическом обществе //Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 10.

4. Брянкин С.В.
Структура и функции современного спорта. 1982. - 71 с.

5. Волков Н.И.
Рекорды выносливости: прошлое, настоящее, будущее//Теор. и практ. физ. культ.
1994, № 10.

6. Егоров А.П.,
Пегов В.А. Физическое воспитание и спорт: проблемы гуманизации//Теор. и практ.
физ. культ. 1994, № 3 - 4, с. 33-35.

7. Исаев А.А.
Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий
детско-юношеского спорта. - М.: ФиС, 1998. - 240 с.

8. Ким В.В.
Любительский спорт как придаток международных производственных монополий//Теор.
и практ. физ. культ. 1999, № 7, с. 8-15.

9. Кузин В.В.
Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в
России //Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 9, с. 55-57.

10. Кун Л.
Всеобщая история физической культуры и спорта: /Пер. с венгер. - М.: Радуга,
1982.

11. Лубышева
Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его
освоения обществом и личностью //Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 10 -
15.

12. Майнберг Э.
Основные проблемы педагогики спорта / Пер. с нем. - М.: Аспект Пресс, 1985.

13. Матвеев
Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев:
Олимпийская литература, 1999.

14. Матвеев
Л.П. Этот многоликий, восхищающий и возмущающий спорт //Физкультура в школе.
1999, № 1, с. 40-44.

15. Переверзин
И.И. Спорт в России: постижение смысла истории и взгляд в будущее //Теор. и
практ. физ. культ. 1993, № 4, с. 7 - 10.

16. Пилоян Р.А.,
Суханов А.Д. Спорт - вечный двигатель, не мешайте ему работать на общество
//Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 12, с. 16 - 20.

17. Пономарев
Н.И. Социально-экономические проблемы профессионального спорта //Современные
проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции: Сб.
научн. тр. - СПб.: СПбГАФК, 1997, с. 50 - 52.

18. Сараф М.Я.
Спорт в культуре ХХ века //Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 7, с. 5 - 12.

19. Столяров
В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект //Теор. и практ.
физ.культ. 1997, № 7, с. 2 - 5.

20. Теория и
методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва /Под ред. Ф.П.
Суслова и Ж.К. Холодова. М., 1997. - 416 с.

21. Фомин Ю.А.
Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических
преобразований в России: закономерное и случайное //Теор. и практ. физ. культ.
1993, № 8, с. 18 - 19.

22. Ф.Р. Зото,
кандидат биологических наук, доцент , А.С. Чинки, доктор биологических наук,
профессор. К вопросу о современных тенденциях развития спорта.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.