Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Девочки в спортивном плавании

Девочки в спортивном плавании

Член-корреспондент Российской академии образования,
доктор педагогических наук, профессор Н.Ж. Булгакова, И.В. Чеботарева,
Российская государственная академия физической культуры

Анализ
подготовки пловцов высокого класса в стране показал, что с 1980 г. в каждом
олимпийском цикле количество выполнявших нормативы мс и мсмк мужчин почти в 2
раза превышало количество женщин. Это положение наблюдается во всех типах
учебно-тренировочных групп ДЮСШ и СДЮСШ (Булгакова, Ванькова, Шичанин,
Сальникова и др.), где девочки составляют 30% от общего числа юных спортсменов.
Именно поэтому подавляющее большинство научных исследований в спортивном
плавании выполнено на контингенте мальчиков. Отсюда задача работы - выявить
особенности физического развития и формирования функциональной подготовленности
у девочек, занимающихся спортивным плаванием в возрастном диапазоне 11-16 лет.

Организация
и методика исследования. Было обследовано 600 юных пловцов, девочек и
мальчиков, методом возрастных срезов. Для оценки физического развития и
специальной подготовленности традиционными методами спортивной антропологии и
педагогического тестирования измерялись соматические и функциональные
показатели на суше и в воде.

Результаты
. На основе полученных результатов был проведен сравнительный анализ абсолютных
значений и возрастных зон наибольших темпов прироста соматических, силовых и
функциональных показателей у мальчиков и девочек. Теоретической предпосылкой являлось
известное в педагогике положение о том, что возраст максимального годового
прироста показателей (сенситивный период) является основополагающим для
разработки программ педагогического воздействия, направленных на интенсификацию
роста этих показателей (В.К. Бальсевич, В.П. Филин, Н.Ж. Булгакова и др.).
Длина и масса тела - структурные предпосылки для формирования силовой и
функциональной подготовленности юного пловца. Рост этих показателей у мальчиков
и девочек с 11 до 16 лет происходит неодинаково. Наиболее интенсивный прирост
длины тела у девочек приходится на 10-13 лет с пиком прироста в 11-12 лет, а у
мальчиков с 12 до 15 лет с пиком прироста в 13-14 лет (рис. 1). Наибольшие
темпы прироста массы тела у девочек и мальчиков отмечаются спустя год после
пика прироста длины тела: у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет.
Однако увеличение массы тела у мальчиков и девочек происходит за счет разных
его компонентов (рис. 2). Хорошо видно, что прирост активной массы тела у
девочек завершается к 13-15 годам - примерно через полгода после наступления
менархе. У мальчиков, наоборот, интенсивный прирост активной массы с 13 лет
только начинается и продолжается до 16 и более лет. Основное межполовое отличие
заключается в возрастной динамике прироста жировой массы тела. У мальчиков этот
показатель с возрастом снижается, тогда как у девочек прогрессивно
увеличивается при одновременном уменьшении активной массы тела. Как правило,
это приводит к снижению силовой и функциональной подготовленности, остановке
роста или ухудшению спортивных результатов, а иногда и к прекращению занятий
спортом.




Прирост длины тела, см





Прирост веса тела, кг





Прирост обхвата груди, см











Возраст, лет





Возраст, лет





Возраст, лет






Рис.
1. Возрастная динамика годичных приростов тотальных размеров тела у спортсменов
(n = 395)




Жировая масса, %





Активная масса, %








Рис.
2. Состав массы тела спортсменов (n = 395)

Возрастная
динамика силовых показателей служит отражением динамики развития массы тела
(рис. 3) с естественным годичным опозданием по срокам пиков прироста, т.е.
функциональная реализация мышечной массы в силовые показатели отстает от
возрастного увеличения. У девочек прирост силовых показателей, зафиксированных
на суше и в воде, происходит в возрасте 10-14 лет, а у мальчиков с 12 до 16
лет. Причем разница в абсолютных величинах силовых показателей,
зарегистрированных на суше, больше, чем в воде. Вероятно, девочки из-за лучшей
межмышечной координации имеют более эффективный гребок и лучшие
гидродинамические качества. Это демонстрирует показатель длины скольжения,
который выше у девочек во всем возрастном диапазоне 11-16 лет. С наступлением
периода полового созревания (8-9 лет у девочек и 10-11 лет у мальчиков)
начинают активно расти функциональные показатели. За пубертатный период МПК
увеличивается в 2-2,5 раза. Возрастная зона пиковых приростов МПК у мальчиков
приходится на 12-15 лет, на год позже пубертатного скачка массы тела. У девочек
прирост МПК наблюдается с 10 до 14 лет и не имеет выраженных ускорений.
Относительный показатель МПК, характеризующий адаптационные возможности
организма юных пловцов, у девочек с 11 до 14 лет постепенно повышается до 55
мл/кг/мин. Пик прироста этого показателя приходится на 14-15 лет и достигает 65
мл/кг/мин. Величина показателя легочной вентиляции с 11 до 16 лет больше у
мальчиков, но в 11, 12, 13 лет эти различия между мальчиками и девочками
несущественны.




Сила тяги в воде, кг





Длина скольжения, м





Сила тяги на суше, кг











Возраст, лет





Возраст, лет





Возраст, лет






Рис.
3. Показатели силовой и двигательной подготовленности спортсменов (n = 395)

Уровень
анаэробной производительности - величина ExcCO2 - больше у мальчиков, чем у
девочек, во всем диапазоне 11-16 лет. Однако только в 16 лет эти различия
существенны. Таким образом, опорно-двига тельная и функциональная системы
девочек в отличие от мальчиков в 12-13 лет готовы к тренировочным нагрузкам на
силу и выносливость.

В
характере прохождения пубертатного периода мальчиками и девочками имеются
принципиальные различия: девочки на протяжении всего периода имеют более
высокий уровень морфологической и функциональной зрелости, а также более ранние
возрастные зоны наибольших темпов прироста. Хотя ускорение ростового процесса
наблюдается уже в предпубертатном периоде (8-11 лет у девочек и 9-12 лет у
мальчиков), пиковые приросты соматических, силовых и функциональных показателей
совпадают по срокам с пубертатным периодом - 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у
мальчиков. Другими словами, девочки отличаются более ранним возрастом начала и
завершения пубертатного периода и его меньшей продолжительностью.

Ретроспективный
анализ спортивных биографий мастеров спорта мужчин и женщин показал, что
девочки приступали к тренировке на два года раньше, чем мальчики
(соответственно в 8-11 и 9-12 лет) и выполняли норматив в 16-17-летнем
возрасте. Иными словами продолжительность подготовки мастера спорта- женщины на
1,5-2 года меньше, чем мужчины (соответственно 4-4,5 года и 5-6,5 лет), и
лимитируется сроками завершения пубертата.
Выводы

1.
Возрастная динамика развития соматических, силовых и функциональных показателей
у девочек и мальчиков имеет высокую степень подобия ( возрастные зоны
наибольших темпов прироста у девочек на 1,5 года раньше, чем у мальчиков).

2.
Планирование силовой и функциональной тренировки в возрастных группах у девочек
должно коренным образом отличаться от таковой у мальчиков и интенсивно
увеличиваться уже в 12-13 лет.
Список литературы

1.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988.

2.
Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 1986.

3.
Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968.

4.
Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебн. пос. для ин-тов и
техникумов физ. культ. - М.: ФиС, 1987.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.