Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Девочки в спортивном плавании

Девочки в спортивном плавании

Член-корреспондент Российской академии образования,
доктор педагогических наук, профессор Н.Ж. Булгакова, И.В. Чеботарева,
Российская государственная академия физической культуры

Анализ
подготовки пловцов высокого класса в стране показал, что с 1980 г. в каждом
олимпийском цикле количество выполнявших нормативы мс и мсмк мужчин почти в 2
раза превышало количество женщин. Это положение наблюдается во всех типах
учебно-тренировочных групп ДЮСШ и СДЮСШ (Булгакова, Ванькова, Шичанин,
Сальникова и др.), где девочки составляют 30% от общего числа юных спортсменов.
Именно поэтому подавляющее большинство научных исследований в спортивном
плавании выполнено на контингенте мальчиков. Отсюда задача работы - выявить
особенности физического развития и формирования функциональной подготовленности
у девочек, занимающихся спортивным плаванием в возрастном диапазоне 11-16 лет.

Организация
и методика исследования. Было обследовано 600 юных пловцов, девочек и
мальчиков, методом возрастных срезов. Для оценки физического развития и
специальной подготовленности традиционными методами спортивной антропологии и
педагогического тестирования измерялись соматические и функциональные
показатели на суше и в воде.

Результаты
. На основе полученных результатов был проведен сравнительный анализ абсолютных
значений и возрастных зон наибольших темпов прироста соматических, силовых и
функциональных показателей у мальчиков и девочек. Теоретической предпосылкой являлось
известное в педагогике положение о том, что возраст максимального годового
прироста показателей (сенситивный период) является основополагающим для
разработки программ педагогического воздействия, направленных на интенсификацию
роста этих показателей (В.К. Бальсевич, В.П. Филин, Н.Ж. Булгакова и др.).
Длина и масса тела - структурные предпосылки для формирования силовой и
функциональной подготовленности юного пловца. Рост этих показателей у мальчиков
и девочек с 11 до 16 лет происходит неодинаково. Наиболее интенсивный прирост
длины тела у девочек приходится на 10-13 лет с пиком прироста в 11-12 лет, а у
мальчиков с 12 до 15 лет с пиком прироста в 13-14 лет (рис. 1). Наибольшие
темпы прироста массы тела у девочек и мальчиков отмечаются спустя год после
пика прироста длины тела: у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет.
Однако увеличение массы тела у мальчиков и девочек происходит за счет разных
его компонентов (рис. 2). Хорошо видно, что прирост активной массы тела у
девочек завершается к 13-15 годам - примерно через полгода после наступления
менархе. У мальчиков, наоборот, интенсивный прирост активной массы с 13 лет
только начинается и продолжается до 16 и более лет. Основное межполовое отличие
заключается в возрастной динамике прироста жировой массы тела. У мальчиков этот
показатель с возрастом снижается, тогда как у девочек прогрессивно
увеличивается при одновременном уменьшении активной массы тела. Как правило,
это приводит к снижению силовой и функциональной подготовленности, остановке
роста или ухудшению спортивных результатов, а иногда и к прекращению занятий
спортом.




Прирост длины тела, см





Прирост веса тела, кг





Прирост обхвата груди, см











Возраст, лет





Возраст, лет





Возраст, лет






Рис.
1. Возрастная динамика годичных приростов тотальных размеров тела у спортсменов
(n = 395)




Жировая масса, %





Активная масса, %








Рис.
2. Состав массы тела спортсменов (n = 395)

Возрастная
динамика силовых показателей служит отражением динамики развития массы тела
(рис. 3) с естественным годичным опозданием по срокам пиков прироста, т.е.
функциональная реализация мышечной массы в силовые показатели отстает от
возрастного увеличения. У девочек прирост силовых показателей, зафиксированных
на суше и в воде, происходит в возрасте 10-14 лет, а у мальчиков с 12 до 16
лет. Причем разница в абсолютных величинах силовых показателей,
зарегистрированных на суше, больше, чем в воде. Вероятно, девочки из-за лучшей
межмышечной координации имеют более эффективный гребок и лучшие
гидродинамические качества. Это демонстрирует показатель длины скольжения,
который выше у девочек во всем возрастном диапазоне 11-16 лет. С наступлением
периода полового созревания (8-9 лет у девочек и 10-11 лет у мальчиков)
начинают активно расти функциональные показатели. За пубертатный период МПК
увеличивается в 2-2,5 раза. Возрастная зона пиковых приростов МПК у мальчиков
приходится на 12-15 лет, на год позже пубертатного скачка массы тела. У девочек
прирост МПК наблюдается с 10 до 14 лет и не имеет выраженных ускорений.
Относительный показатель МПК, характеризующий адаптационные возможности
организма юных пловцов, у девочек с 11 до 14 лет постепенно повышается до 55
мл/кг/мин. Пик прироста этого показателя приходится на 14-15 лет и достигает 65
мл/кг/мин. Величина показателя легочной вентиляции с 11 до 16 лет больше у
мальчиков, но в 11, 12, 13 лет эти различия между мальчиками и девочками
несущественны.




Сила тяги в воде, кг





Длина скольжения, м





Сила тяги на суше, кг











Возраст, лет





Возраст, лет





Возраст, лет






Рис.
3. Показатели силовой и двигательной подготовленности спортсменов (n = 395)

Уровень
анаэробной производительности - величина ExcCO2 - больше у мальчиков, чем у
девочек, во всем диапазоне 11-16 лет. Однако только в 16 лет эти различия
существенны. Таким образом, опорно-двига тельная и функциональная системы
девочек в отличие от мальчиков в 12-13 лет готовы к тренировочным нагрузкам на
силу и выносливость.

В
характере прохождения пубертатного периода мальчиками и девочками имеются
принципиальные различия: девочки на протяжении всего периода имеют более
высокий уровень морфологической и функциональной зрелости, а также более ранние
возрастные зоны наибольших темпов прироста. Хотя ускорение ростового процесса
наблюдается уже в предпубертатном периоде (8-11 лет у девочек и 9-12 лет у
мальчиков), пиковые приросты соматических, силовых и функциональных показателей
совпадают по срокам с пубертатным периодом - 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у
мальчиков. Другими словами, девочки отличаются более ранним возрастом начала и
завершения пубертатного периода и его меньшей продолжительностью.

Ретроспективный
анализ спортивных биографий мастеров спорта мужчин и женщин показал, что
девочки приступали к тренировке на два года раньше, чем мальчики
(соответственно в 8-11 и 9-12 лет) и выполняли норматив в 16-17-летнем
возрасте. Иными словами продолжительность подготовки мастера спорта- женщины на
1,5-2 года меньше, чем мужчины (соответственно 4-4,5 года и 5-6,5 лет), и
лимитируется сроками завершения пубертата.
Выводы

1.
Возрастная динамика развития соматических, силовых и функциональных показателей
у девочек и мальчиков имеет высокую степень подобия ( возрастные зоны
наибольших темпов прироста у девочек на 1,5 года раньше, чем у мальчиков).

2.
Планирование силовой и функциональной тренировки в возрастных группах у девочек
должно коренным образом отличаться от таковой у мальчиков и интенсивно
увеличиваться уже в 12-13 лет.
Список литературы

1.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988.

2.
Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 1986.

3.
Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968.

4.
Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебн. пос. для ин-тов и
техникумов физ. культ. - М.: ФиС, 1987.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мероприятия по ликвидации и профилактике парвовирусного энтерита собак
Реферат Отто фон Бисмарк и его роль в образовании Германской империи
Реферат Основные характеристики способов выхода на зарубежные рынки
Реферат Oil Price Increase Essay Research Paper Oil
Реферат Народ Южной Осетии за мир
Реферат Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истине и счастью не узнал. Добролюбов. По лирике Анны
Реферат Влияние профессиональной принадлежности родителей-учителей на особенности личности ребенка
Реферат Chemistry Hits The Beach Essay Research Paper
Реферат Похвала Глупости
Реферат Способ переработки отработанных сорбентов газоочистных установок металлургического производства
Реферат Использование дидактических игр для развития познавательной деятельности 6-классников
Реферат Николай Степанович Гумилев (1886 – 1921)
Реферат Факторы обуславливающие актуализацию или тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности
Реферат Bill Clinton The Paula Jones Lawsuit Essay
Реферат Перспективы вступления России в ВТО с практической частью-решением задач по финансам и кре