Технология ускоренного обучения плаванию
Кандидат биологических наук, доцент В.А. Быков,
Смоленский государственный институт физической культуры, Смоленск
На
основании проведенного педагогического эксперимента (1984-1991 гг.) и
собственного опыта работы нами была разработана и экспериментально обоснована
педагогическая технология ускоренного обучения технике спортивного плавания
студенток 18-22 лет. При этом учитывались результаты исследований ведущих
специалистов [1, 2, 4, 6, 7].
Методическая
схема технологии ускоренного обучения технике спортивного плавания включает
пять этапов. На каждом этапе решаются конкретные задачи, в зависимости от
которых применяются средства и используются методы и приемы обучения. Обучение
технике всех (четырех) спортивных способов плавания происходит одновременно, но
по элементам. Продолжительность этапов обучения зависит от усвоения
учебно-методического материала по спортивному плаванию студентками,
специализирующимися в разных видах спорта.
В
проведенном эксперименте предпринята попытка сравнительного анализа
эффективности разработанной нами программы комплексного (одновременного)
обучения технике спортивного плавания с широко применяемым в практике
параллельно-последовательным обучением студентов институтов физической
культуры. Педагогический эксперимент включал 24 учебных занятия (по 90 мин
каждое) и предусматривал обучение технике четырех спортивных способов плавания
с последующим (в конце обучения) проплыванием контрольных дистанций на время и
выполнением специального теста.
В
педагогическом эксперименте приняли участие 426 студенток 18-20 лет,
занимающихся циклическими видами спорта (лыжницы, легкоатлетки и
велосипедистки). Экспериментальные группы включали 216 спортсменок.
Эффективность
сравниваемых программ оценивалась по следующим показателям в конце обучения:
техника плавания спортивными способами; время проплывания контрольных
дистанций; результаты выполнения специального теста; количество студенток,
усвоивших способы плавания.
Экспертная
оценка техники плавания способом кроль на груди проводилась по 29 компонентам;
способом дельфин и кроль на спине - по 24, способом брасс на груди - по 25
компонентам. В конце обучения усвоение техники плавания оценивалось по
пятибалльной системе (табл. 1), разработанной и апробированной многими авторами
[3, 8, 9].
Данные
табл. 1 свидетельствуют, что не освоили технику плавания всеми спортивными
способами в экспериментальных группах 8,5%, в контрольных - 43,9% занимающихся.
Средняя оценка техники плавания спортивными способами несколько выше у девушек
экспериментальных групп. Более качественно они освоили технику проплывания
дистанции 25 м дельфином (р