Управление развитием физической культуры и спорта в
субъекте Российской Федерации (на примере Краснодарского края)
Заслуженный работник физической культуры России,
заслуженный тренер России, |доцент А.М. Банников, Департамент по физической
культуре и спорту администрации Краснодарского края, Краснодар
Уровень
развития физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации в новых
социально-экономических условиях все в большей степени зависит от эффективности
управления физической культурой и спортом во всех ее 89 субъектах.
Управления
развитием физической культуры и спорта в республиках, краях и областях России
осуществляется в настоящее время в нескольких направлениях и сопряжено с
большими трудностями. Во-первых, реорганизуется система управления отраслью
(начиная от первичных, низовых, структур до государственных и общественных
организаций региона), что сопровождается значительными организационными
сложностями [4, 5]. Во-вторых, предпринимаются попытки совершенствования
процесса функционирования системы управления за счет разработки
нормативно-правовой базы, которая и сегодня в значительной степени несовершенна
на федеральном уровне и в еще большей степени - в субъектах Российской
Федерации [1, 2, 3]. В-третьих, осуществляется все более полный переход на
программно-целевое управление, поиск новых источников финансирования,
информационного обеспечения развития отрасли, что порождает массу проблем в
связи с необходимостью перехода на новый уровень деятельности всех
заинтересованных организаций и специалистов [6, 7, 8].
Организационная
структура современной системы управления развитием физической культуры и спорта
в Краснодарском крае не претерпела коренных изменений по сравнению с
существовавшей ранее, однако принципы управления и функциональные
взаимодействия стали значительно отличаться.
Управление
развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае осуществляется в
настоящее время по принципу децентрализации.
Разработка
комплекса законодательных документов, составляющих нормативно -правовую базу
развития физической культуры и спорта на Кубани, за последние 5 лет стала
приоритетным направлением деятельности краевого департамента.
Нормативно-правовое
обеспечение развития отрасли в Краснодарском крае включает в себя: а) блок
федеральных документов; б) блок документов субъекта России; в) блок
муниципальных документов.
Другое
важное направление оптимизации управления развитием отрасли в субъекте
Российской Федерации - сохранение государственного отраслевого органа -
Департамента по физической культуре и спорту.
Для
оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в Краснодарском
крае в настоящее время укрепляются связи краевого департамента с другими
заинтересованными департаментами и управлениями, краевой департамент тесно
взаимодействует с городскими и районными, то есть муниципальными органами, на
взаимовыгодной основе укрепляется сотрудничество с краевыми и городскими
федерациями по видам спорта и спортивными клубами.
Успешное
развитие физической культуры и спорта в субъектах России во многом зависит от
их финансирования, которое в настоящее время осуществляется из бюджетных и
внебюджетных источников .
В
Краснодарском крае за последние годы наблюдается рост бюджетного финансирования
отрасли. Так, с 1996 г. оно возросло более чем в 4 раза.
Краевой
департамент занимает активную позицию в налаживании взаимовыгодных отношений с
коммерческими организациями.
Все
спонсорские средства строго контролируются, дабы они не были использованы не по
назначению. Для этого они перечисляются в клубы через краевой Департамент по
физической культуре и спорту.
Реальная
значимость внебюджетных источников финансирования в Краснодарском крае пока
уступает бюджетным поступлениям и тем более зарубежным аналогам, но курс на
увеличение вклада внебюджетных поступлений в развитие физической культуры и
спорта на Кубани четко выдерживается.
Важный
инструмент совершенствования управления развитием физической культуры и спорта
в Краснодарском крае - распределение видов спорта по группам. Так, рассмотрев
предложение межведомственной комиссии, коллегия Департамента своим
постановлением утвердила перечень видов спорта на 2001 год по группам: А - 14
видов (акробатика, гребля, гандбол, легкая атлетика и т.д.), Б - 16 видов
(баскетбол, плавание, футбол и т.д.) и В - 22 вида (альпинизм, кикбоксинг,
хоккей на траве и т.д.). Критериями отнесения вида спорта к той или иной группе
являются: развитие вида спорта в крае, успехи юных и взрослых спортсменов на
Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, России, наличие современной
спортивной базы и квалифицированных тренерских кадров, представительство в
сборных командах России и т.д. Распределение видов спорта по группам позволяет
целенаправленно осуществлять приоритетность в их развитии и финансировании.
Один
из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и
спорта в субъектах России - использование целевых программ .
Целевые
комплексные программы, разработанные и реализуемые на территории Краснодарского
края, можно сгруппировать по следующим признакам:
-
по функциональной ориентации - спартакиады, спортивно-оздоровительные кампании
типа "Спорт для всех", "СпАрт", состязания по видам спорта
и т.д.;
-
по времени реализации - от долгосрочных (5 лет) до краткосрочных (1 год и
менее);
-
по источникам финансирования - из бюджета федеральных органов, за счет средств
субъекта Федерации, из муниципальных бюджетов, за счет внебюджетных средств,
смешанного финансирования;
-
по эффективности - самоокупаемые и дотируемые;
-
по приоритетности - первоочередные и временно отложенные.
Из
числа наиболее интересных и эффективно реализуемых на Кубани следует отметить
такие программы, как "Здоровье и физическое воспитание дошкольников и
учащейся молодежи Краснодарского края", комплексные планы подготовки
спортсменов Кубани к участию в Олимпийских играх. Олимпиады и Спартакиады среди
сборных команд городов и районов Кубани, юношеские спортивные игры
"Олимпийские надежды Кубани", Универсиады.
Важное
место в оптимизации систем управления развитием физической культуры и спорта в
субъекте России занимает совершенствование системы подготовки кадров и
научно-методического обеспечения.
Подготовку
специалистов для отрасли на территории Краснодарского края ведут несколько
учебных заведений: Кубанская государственная академия физической культуры,
Армавирский государственный педагогический институт, Сочинский университет
курортного дела и туризма, Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского
государственного университета, Ейский педагогический колледж и другие.
Один
из важных современных моментов оптимизации управления развитием физической
культуры и спорта в субъекте Российской Федерации - расширение международной
деятельности .
Департамент
по физической культуре и спорту Краснодарского края совместно с Олимпийской
академией Юга России является активным участником и катализатором ряда
международных проектов в регионе.
При
его непосредственном участии были организованы и неоднократно проведены Игры
народов Северного Кавказа, готовились Олимпийские игры стран, прилегающих к
Черному морю, в Краснодаре уже 10 лет ежегодно проводятся Спартакиады
ассоциации городов Юга России и стран СНГ.
Одним
из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и
спорта в субъекте России является плодотворное сотрудничество и активное
внедрение инноваций в муниципальных органах руководства физкультурно-спортивным
движением.
Самая
крупная физкультурно-спортивная организация Кубани - Комитет по физической
культуре и спорту администрации города Краснодара. В его деятельности наиболее
ярко отражается эффективность разработанной технологии оптимизации управления
развитием физической культуры и спорта в условиям Краснодарского края.
В
городе культивируется 44 вида спорта, и по каждому из них регулярно проводятся
тренировки и соревнования. В трудных экономических условиях удалось сохранить
все 33 действовавшие ранее детские спортивные школы и даже открыть 7 новых. В
спортивных школах занимаются свыше 18 тыс. спортсменов.
За
период с 1997 по 2000 г. 17 спортсменов Краснодара получили звание
"Заслуженный мастер спорта", 42 - "Мастер спорта России
международного класса", 221 - "Мастер спорта России", свыше 2
тыс. спортсменов выполнили нормативы КМС и 1-го разряда.
19
краснодарцев в составе сборной команды России участвовали в XXVII Олимпийских
играх 2000 г. в Сиднее (Австралия), где в упорной борьбе олимпийскими
чемпионами стали 7 человек, а еще 3 завоевали бронзовые медали.
Оптимизация
управления развитием физической культуры и спорта в субъекте России зависит от
создания и совершенствования деятельности информационной инфраструктуры . Сюда
входит организация совместной деятельности со средствами массовой информации
(СМИ) по пропаганде физической культуры и спорта, формированию здорового образа
жизни.
Заключение.
Изучение возможностей оптимизации системы управления развитием
физкультурно-спортивного движения в субъекте Российской Федерации, инновационных
алгоритмов планирования и реализации основных мероприятий позволит управленцам
более четко представить границы своей профессиональной компетенции, успешнее
взаимодействовать с вышестоящими, параллельными и нижестоящими органами и
организациями при решении совместных задач, эффективнее осуществлять
практические мероприятия.
Использование
изложенного опыта работы даст возможность специалистам из различных субъектов
России творчески подходить к своей управленческой деятельности.
Список литературы
1.
Антипов А.Ф., Уловистова Н.В. Профессиональный спорт и закон //Теор. и практ.
физ. культ. 2001, № 11, с. 19-21.
2.
Воронин С.Э., Филлипов С.С. Организационно-правовые формы физкультурных
организаций в современных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с.
14-16.
3.
Воронин С.Э. Правовой статус Олимпийского комитета России (общий, специальный,
индивидуальный) //Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 11, с. 24-25.
4.
Камалетдинов В.Г. Физкультурно-спортивное движение: управление и пути
совершенствования //Теор. и практ. физ. культ., 1999, № 4, с. 19-21.
5.
Краснов В.М. Новое в организации и управлении развитием физической культуры и
спорта в Чувашской Республике //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 10, с.
57-60.
6.
Кузин В.В., Золотарев М.И., Кутепов М.Е. Возможности финансирования спорта за
счет игорного бизнеса //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 2-6.
7.
Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью "физическая культура и
спорт" в России в рыночных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 2000, №
6, с. 56-58.
8.
Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: Краткий курс. - М.: ФОН,
1988. - 162 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru