Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов

Реализация дифференцированного подхода в физическом
воспитании на основе субъектного опыта студентов

С.Ю. Алькова, Сургутский государственный университет,
Сургут
Актуальность.

Исследования
М.В. Артюхова, В.А. Ермакова, Е.А. Коротковой, И.М. Осмоловской, И.С.
Якиманской [1, 3 - 6] свидетельствуют о том, что дифференциация и
индивидуализация образования создают наиболее благоприятные условия для
формирования творческой, самостоятельной, социально активной личности. Однако
методология, теория, методика, нормативы физкультурно-спортивных занятий в
вузе, особенно с дифференцированным учетом различных групп студентов,
отличающихся полом, паспортным возрастом, опытом предшествующей деятельности,
состоянием здоровья и другими факторами, разработаны еще недостаточно.

В
настоящее время приходится констатировать наличие противоречий между неуклонно
растущими требованиями общества к личности и недостаточным уровнем развития ее
общей культуры; необходимостью осуществления индивидуального и
дифференцированного подходов в физическом воспитании для реализации принципа
гуманизации образования и отсутствием научно разработанных педагогических условий
дифференцированного подхода на основе субъектного опыта студентов.

Цель
исследования - выявить, при каких педагогических условиях обеспечивается
эффективная реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на
основе субъектного опыта студентов.

Содержание
исследования. Образование в вузе ориентировано на формирование и воспитание
студента как субъекта собственной физической культуры [2]. Интеграция
субъектного опыта студента в учебно-познавательной деятельности позволяет ему
найти в учебной дисциплине то содержание, которое выступает основой его
творческого и интеллектуального развития, оказывает формирующее воздействие на
целостный субъектный опыт студента.

Реализация
дифференцированного подхода предусматривала психолого -педагогическое обеспечение
при построении учебного процесса: последовательную психологическую поддержку
студента в поэтапном процессе освоения физической культуры; дифференцированную
и индивидуальную помощь студентам в самопознании и самоопределении в
физкультурно-спортивной деятельности; рефлексию физкультурно -спортивной
деятельности; последовательное использование возможностей совместной
продуктивной деятельности.

В
исследовании выявлены уровни субъектного опыта, в соответствии с которыми
осуществлялся подбор форм, методов и средств дифференцированного подхода к
студентам в процессе физического воспитания.

Пассивно-негативный
уровень. Знания студентов проявляются на уровне знакомства с учебным
материалом, потребность в познавательной активности отсутствует. Студенты не признают
связи физической культуры со становлением личности будущего специалиста и
процессом его профессиональной подготовки, поэтому пассивны на занятиях по
физическому воспитанию. В мотивационной сфере доминирует негативная или
индифферентная установка. Уровень их физических возможностей может быть
различным.

Индифферентно-неустойчивый
уровень. Знания студентов ограниченны и бессистемны. На занятиях по физическому
воспитанию они проявляют эпизодическую активность, так как основной целью
ставят укрепление здоровья и физическое развитие. Иногда принимают участие в
некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности во внеучебное время. Имеют
элементарные практические умения и навыки. Уровень здоровья и физической
подготовленности может быть различным.

Позитивно-устойчивый
уровень. Знания, убеждения, практические умения и навыки позволяют студентам
грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под
контролем и при консультативной помощи педагогов или самостоятельно. Такие
студенты имеют положительно осознанное отношение к физической культуре в целях
самосовершенствования и профессиональной деятельности. Познавательная
активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении
научно-популярной литературы.

Выявление
ценностных ориентаций студентов в сфере физической культуры позволило создать
оптимальные условия для актуализации, стимуляции и самодвижения студентов к
общекультурному, профессиональному и физическому развитию. Исследование
индивидуальных и групповых представлений о системе значимых ценностей,
определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности и физического
воспитания студентов, проводилось по методике изучения ценностных ориентаций ,
основанной на приеме прямого ранжирования списка ценностей (М. Рокич, 1973).

Самыми
важными направлениями методики дифференцированного подхода выступили:

·
приоритет образовательного аспекта в содержании учебного материала,
заключающегося в углубленном освоении студентами системы знаний, становлении и
функционировании профессионального сознания, приобретении умений и навыков
физического самосовершенствования и формирования на этой основе
мотивационно-ценностного отношения к физкультурно -спортивной деятельности;

·
разнообразие средств и организационно -методических форм реализации
физкультурно -спортивной деятельности студентов;

·
обеспечение отношения доверия и сотрудничества субъектов физического
воспитания.

Организационно-методические
приемы занятий были направлены на развитие социально, профессионально и
личностно значимых мотивов студентов в сфере физической культуры.
Дифференцированный подход включал следующий состав средств формирования
мотивов: знания (актуализация ценностей физической и профессиональной
культуры); деятельность (оценка и подкрепление результатом); обеспечение
условий реализации физкультурно-спортивных потребностей; дифференцированный и
индивидуальный подходы в коррекции деятельности; отношения сотрудничества и
доверия между субъектами образовательного процесса; создание положительного
эмоционального фона занятий, поддержка коллективом усилий личности; создание
условий для реализации личностных интересов, свободный выбор
физкультурно-спортивной деятельности, создание ситуаций проявления волевых
усилий.

Учебная
деятельность была построена с учетом устранения противоречия между
теоретическими знаниями и реальным опытом студентов в физкультурно -спортивной
деятельности. Характер и направленность учебного материала по физической
культуре согласовывались с реальными знаниями, способностями и возможностями студентов,
что способствовало выработке у них собственной точки зрения, открывало
возможности управления самовоспитанием. Повышение уровня самосознания и
ответственности субъектов

образовательного
процесса позволило студентам оценивать свое физическое развитие и физическую
подготовленность, контролировать свою деятельность в сфере физической культуры
и спорта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к будущей
профессиональной деятельности.

Эффективная
реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании студентов на
основе субъектного опыта обусловлена комплексом педагогических условий:

·
организационно-функциональных, обеспечивающих: выявление уровней субъектного
опыта студентов в физкультурно-спортивной деятельности; оказание
дифференцированной и индивидуальной помощи студентам в самопознании и
самоопределении; рефлексию физкультурно-спортивной деятельности;

·
процессуально-содержательных, направленных на: приведение содержания
образования в соответствие с уровнями субъектного опыта студентов; достижение
личностно значимых результатов физического совершенствования; осуществление
индивидуальной формирующей или коррекционно-развивающей педагогической
деятельности с учетом субъектного опыта в физкультурно-спортивной деятельности;


·
управленческих и итогово-прогностических обуславливающих:
программно-методическое обеспечение дифференцированной помощи студентам в
овладении ценностями физической культуры; выделение критериев оценки
эффективности реализации дифференцированного подхода, определение вектора
физического совершенствования студентов с учетом динамики субъективного
отношения к физкультурно -спортивной деятельности.

Результаты
исследования. Основным критерием проверки эффективности реализации
дифференцированного подхода выступила динамика субъективного отношения
студентов к физкультурно -спортивной деятельности.

Тестирование
студентов, проведенное на завершающем этапе работы, показало, что в
экспериментальной группе количество удовлетворенных занятиями по физической
культуре увеличилось на 39,7%, а не удовлетворенных - снизилось на 10,7%. В
контрольной группе эти показатели не имеют такой выраженности. Шкала
"удовлетворен" выросла всего на 3,1% (достоверность различий по
критерию c2 (хи-квадрат): р

С
помощью методики семантического дифференциала (Ч. Осгуд, 1952) выявлена
динамика отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности.
Семантическое пространство представлено следующими категориями:
"оценка" - синкретическая характеристика понятия, личное его принятие,
солидаризация с ним; "активность" - внешние показатели силы понятия,
экстернальность, прагматическая насыщенность; "организация" -
структурированность, упорядоченность, целостность. Нарастание или снижение
показателей по каждой категории означает изменение содержания значения данного
понятия и его положения в семантическом пространстве.

Анализ
расстояний между группами шкал показал, что в экспериментальной группе они
увеличились: "оценка" - на 0,31 единицы; "активность" - на
0,986 единицы; "организация" - на 0,041 единицы. В контрольной
группе: "оценка" - расстояние увеличилось на 0,001 единицы;
"активность" - расстояние уменьшилось на 0,361 единицы;
"организация" - расстояние уменьшилось на 0,255 единиц (достоверность
различий по t-критерию Стъюдента: р

Изменение
структуры субъектного опыта студентов в экспериментальной работе. %




Уровни субъектного опыта





Группы





Компоненты субъектного опыта







Аксиологический





Операциональный





Личностно-творческий







Осень





Весна





Осень





Весна





Осень





Весна







Пассивно-негативный





Э





24,0





2,0





52,4





4,8





39,1





6,0







К





23,0





19,8





53,1





18,0





38,9





31,4







Индифферентно-


неустойчивый





Э





64,0





76,7





41,5





56,4





57,6





73,1







К





63,7





65,2





40,5





61,9





58,2





59,2







Позитивно-устойчивый





Э





12,0





21,3





6,1





38,8





3,3





20,9







К





13,3





15,0





6,4





20,1





3,9





9,4






Примечание:
Э - экспериментальная группа, К- контрольная группа

Положительная
динамика уровня физической подготовленности студентов в экспериментальной
работе доказывает, что активность в самостоятельной физкультурно-спортивной
деятельности в экспериментальной группе значительно возросла. В результате
исследования были получены достоверные изменения в подтягиваниях на перекладине
у юношей и в поднимании и опускании туловища из положения лежа у девушек (при
сравнении двух выборочных средних связанных выборок t расчет > t б,х).

Экспериментальная
проверка педагогических условий показала существенные изменения, произошедшие в
структуре субъектного опыта студентов экспериментальной группы (см. таблицу). В
контрольной группе существенные изменения произошли только в формировании
операционального компонента физической культуры.

Рассмотренные
показатели нашли отражение в позитивных изменениях мышления, самосознания,
отношения, активности, самоопределения студентов в физкультурно-спортивной
деятельности.

Результаты
исследования дают основание для следующих выводов.

1.
Необходимость формирования и воспитания студента как субъекта собственной
физической культуры детерминирована неуклонно растущими требованиями общества к
уровню развития общей культуры личности будущего специалиста.

2.
Субъектный опыт студентов в физкультурно -спортивной деятельности имеет
определенные уровни проявления: пассивно-негативный, индифферентно
-неустойчивый и позитивно-устойчивый, в соответствии с которыми необходимо
осуществлять подбор форм, методов и средств формирования мотивационно
-ценностного, операционального и личностно -творческого компонентов физической
культуры личности. Эффективность реализации дифференцированного подхода в
физическом воспитании студентов на основе субъектного опыта определена
следующими факторами: изучением внутренних побудителей деятельности студента;
учетом внешних, объективных факторов, воздействующих на проявление
физкультурно-спортивной активности субъекта.

3.
Эффективная реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании
студентов на основе субъектного опыта обусловлена комплексом

педагогических
условий: организационно -функциональных, процессуально-содержательных,
управленческих и итогово-прогностических.

4.
Дифференцированный подход предусматривает психолого-педагогическое обеспечение
при построении учебного процесса. Методы формирования компонентов субъектного
опыта студентов включают:

·
в аксиологическом компоненте - обеспечение ситуации воспитания и проявления
всех видов потребностей и мотивов в личностном и социальном смысле; освоение
субъектом теоретического материала с опорой на его индивидуальные ценностные
предпочтения и ориентация практических занятий на логический переход к
самостоятельной физкультурно -спортивной деятельности; индивидуальная помощь
студентам в самопознании и самоопределении в физкультурно-спортивной
деятельности;

·
в операциональном компоненте - тесную связь с профилизацией физического
воспитания; профессиональную направленность занятий, обогащающую мотивы работы
над собой; помощь студентам в формировании прикладных физических качеств,
умений и навыков, осуществляющуюся на основе предшествующего опыта субъекта в
каждом виде двигательной активности;

·
в личностно-творческом компоненте - ориентацию на образовательные потребности
личности, создание условий для ее культурного саморазвития, самоопределения,
самореализации; ее активное включение в предпочитаемые виды и формы
физкультурно-спортивной деятельности, значимой для них, творческой, развивающей
их познавательную активность и самостоятельность, способствующих проявлению
самоорганизации и самоуправления в ней.

6.
Экспериментальная проверка педагогических условий в реалиях образовательного
процесса указывает на успешность реализации дифференцированного подхода, так
как количество студентов пассивно-негативного уровня снизилось в среднем на
34,0%; а положительно-устойчивого - увеличилось на 20,0%. В контрольной группе
эти показатели соответственно равны 7,5 и 6,8%.
Список литературы

1.
Артюхов М.В. Дифференцированное обучение в условиях промышленно развитого
региона: Канд. дис. Новокузнецк, 1996. - 231 с.

2.
Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика
физ. культуры. 1999, № 10, с. 2-5.

3.
Ермаков В.А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания
детей и учащейся молодежи: Автореф. докт. дис. М., 1996. - 40 с.

4.
Короткова Е.А. Философско-педагогическое обоснование технологии
дифференцированного физкультурного образования школьников // Реализация
государственных стандартов в подготовке кадров, связанных с физической
культурой и спортом: Материалы науч.-метод. конф. - Омск: СибГАФК, 1999. - 220
с.

5.
Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе.
- М.: изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: изд-во НПО
"МОДЭК",1998. - 160 с.

6.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1979. - 144 с.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Соотношение светского и религиозного компонентов в идеологии и деятельности движений духовного и
Реферат Інженерний захист робітників та службовців промислового обєкта
Реферат Веды
Реферат Расчет экономических показателей на планируемый год
Реферат Черты утопии в романе Николая Чернышевского Что делать
Реферат Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Реферат Как обезопасить свои глаза или продолжение о стандартах
Реферат О сложностях учета убытков при применении упрощенной системы налогооблажения
Реферат Лишение свободы как вид наказания
Реферат Контрольная работа по математике №1 «ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ ФУНКЦИИ ОДНОГО ПЕРЕМЕННОГО»
Реферат Диалоговое проектирование технологических процессов в системе ТехноПро
Реферат EBONICS Essay Research Paper FOR AGES AFRICAN
Реферат Курс лекций по Государственному и муниципальным финансам
Реферат «Хирургическое лечение острого калькулёзного холецистита у больных с высоким операционно-анестезиологическим риском» 14. 00. 27 хирургия
Реферат Аннотация программ дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла