Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Контрольная после физкультуры

Контрольная после физкультуры

И. А. Лебедев, Ю. А. Савельев

Название статьи вызывает в памяти образ наших далёких
школьных лет. Только что закончились забеги на лыжные дистанции, и ребята один
за другим, разгорячённые, тянутся в класс. Вот начинается очередной урок, а
вместе с ним и проверочная работа по математике. Стремительно утекает
драгоценное время, но всё как-то не удаётся сосредоточиться. Вновь, как и на
лыжне, становится жарко, в висках бьются «маленькие злые пульсы», и почему-то
кажутся во всём виноватыми спокойно сосредоточенные лица освобождённых от
физкультуры. Выражаясь научно, здесь мы имеем пример отрицательного
доминантного последействия физической нагрузки (ФН) на результативность умственной
работы (УР) и вегетативные реакции, её сопровождающие, при этом чем интенсивнее
ФН и чем меньше пауза отдыха, тем больше бывает физиологическая стоимость
умственного напряжения. Ранее нами было показано, что различные мышечные
нагрузки неодинаково сказываются на развёртывании сердечно-сосудистых реакций
при умственной работе. Так, медленный перебор «чёток» умерял обычное ускорение
пульса при выполнении арифметической пробы (счёта в уме). Последействие
локальных изометрических усилий уже корреспондировало с возрастанием ЧСС и
изменением тонуса мозговых сосудов более отчётливо. Несомненное индукционное
влияние на эти показатели при УР оказывал предшествующий арифметической пробе
(АП) интенсивный спринтерский бег [1, 2].

Не следует, однако, думать, что лишь физиологический
шлейф от ФН создаёт предпосылки для формирования сердечно-сосудистых ответов
при последующей умственной работе. Она сама в состоянии служить мощным
кардиостимулирующим агентом, иногда достигающим повреждающей силы. Например,
при сдаче кандидатских экзаменов или защите диссертации у соискателей не только
ЧСС ускорялась до 90-160 уд/мин., но и настораживающе изменялись параметры ЭКГ
[3]. Большинство исследователей склонны полагать, что не «компьютерная» часть
решения ментальной проблемы, но её психоэмоциональная составляющая повинна в
бурных вегетативных рефлексах [3,4,5,6,7]. Вполне обоснованным выглядит
включение в научный лексикон термина «ментально-эмоциональный стресс»,
подчёркивающий всестороннее влияние данного фактора на все системы и функции
организма [7]. Степень органических повреждений, вызываемых умственным
напряжением, хорошо описана Deanfield: простой счёт в уме у четверых из
шестнадцати больных ЦБС вызывал очередной приступ стенокардии, в то время как у
остальных двенадцати радоновый анализ показал снижение кровотока в стенках
миокарда [9]. Сочетанное влияние физических и умственных нагрузок также
приводит к нежелательным последствиям. Как свидетельствуют данные Siconolli, у
больных ИБС решение арифметических примеров во время бега на третбане
дополнительно ускоряло ЧСС на 11% и поднимало АД на 7%. Однако возрастание
механической работы сердца не сопровождалось увеличением напряжения кислорода в
крови, создавая предпосылки для сердечного риска [10]. Конечно, здоровый
организм, имеющий хорошую компенсаторную защиту, довольно долго может
справляться с психоэмоциональными перегрузками, однако генетические факторы,
кризисная хроника повседневной жизни часто создают предпосылки к фиксациям
кардиоваскулярных реакций на уже и не столь значительные возбудители, что
провоцирует развитие сначала транзиторной, а затем и стойкой гипертонии со
всеми её негативными последствиями [8,10]. К сожалению, чаще всего
нежелательные гиперреакции проявляются у наиболее активной части социума, людей
карьерного типа, стремящихся достичь личного и общественного признания,
ответственно относящихся к порученному делу. Именно они и нуждаются в
профилактической диспансеризации и обучении планированию разумного поведения в
критических ситуациях, а задача исследователей — научиться выявлять и
прогнозировать развитие подобных опасных состояний.

Поиски профилактических мер привели к необходимости
моделирования критических ситуаций с элементами акцентных воздействий на
психоэмоциональную сферу человека с помощью дозированных умственных нагрузок.
Таковой стала уже упоминавшаяся арифметическая проба, вошедшая в научный обиход
в середине прошлого века [5]. Выяснилось, что АП всегда ускоряет ЧСС и вызывает
весь комплекс сердечно-сосудистых и иных реакций, сопутствующих негативным
эмоциям. Для усиления прессорного эффекта оператор либо ограничивает время,
отведённое для решения задачи в уме, либо вводит в речевую формулу фразы,
порицающие испытуемого за якобы медлительность или неточность ответа. Проба
хорошо себя зарекомендовала как индивидуальный детектор психоэмоциональной
реактивности человека при непродолжительном, но достаточно остром
ментально-эмоциональном напряжении. Поскольку своей задачей мы ставили изучение
сердечнососудистых реакций у человека в условиях чередования физических и
умственных нагрузок, АП включается нами в цепочку состояний организма как в
покое, так и после различных по интенсивности мышечных усилий. Кроме
упоминавшихся проблем, ситуация в какой-то мере отражает и хронику учёбы
студентов учебных заведений физкультурного профиля, где теоретические и
практические занятия достаточно плотно следуют друг за другом. Вопрос актуален
и для таких видов спорта, как биатлон, стрельба из лука, шахматы, где
функциональный фон существенно влияет на реактивность вегетативной сферы. В
данной работе изучалось изменение ЧСС и АД при чередовании двух типов ФН с
арифметической пробой у десяти женщин, занимавшихся в группе здоровья.
Методика

В двух сериях наблюдений участвовали десять молодых
женщин 19-32 лет, занимавшихся оздоровительной тренажерной гимнастикой три раза
в неделю.

В первой серии, выполнявшейся по схеме разминка - АП-1
- ФН - АП-2, в качестве ФН использовались поочерёдные выпады левой и правой
ногой в течение двух минут, в темпе 30 движений в минуту.

Во второй серии, проводившейся спустя две недели после
первой, схема чередования нагрузок была прежней, а ФН состояла из максимально
быстрого бега на месте в течение 15 секунд.Частоту сердечных сокращений и
артериальное давление определяли с помощью автоматического тонометра Nifei WS -
320.

Достоверность результатов определяли по критерию t
Стьюдента. В тексте обсуждаются лишь достоверные отличия от исходного значения
показателей.
Результаты наблюдений и их обсуждение

Как видно на рис.1, исходные величины ЧСС и АД у всех
женщин были в пределах физиологической нормы, со среднегрупповым значением 68
уд/мин, и 120/68 мм рт. ст. Привычная и непродолжительная разминка- «растяжка»
ускоряла пульс до 87 уд/мин. и повышала АД до 135/81 мм рт. ст., с некоторыми
индивидуальными флюктуациями. Решение арифметических задач (АП-1), которую
участницы выполняли в удобной позе, сидя в мягком кресле, ускоряло ЧСС до 96
уд/мин., или на 41% по отношению к фону. Артериальное давление также
поднималось до 135/81 ммрт. ст., практически не отличаясь от послеразминочного
уровня. Примечательны некоторые индивидуальные реакции; так; у одной из
испытуемых динамика составляла: 84(исх.) - 120(разм.) - 123 уд/мин (АП-1) и АД,
соответственно, 130/72 - 147/89 - 157/98 мм. рт. ст. Подобное имело место ещё у
двоих участниц эксперимента.

Последовавшая за АП-1 двухминутная ФН с применением
выпадов ускоряла пульс в среднем до 110 уд/мин., или на 61% к исходному, и
увеличивала АД до 147/89 мм. рт. ст. Спустя 1-2 минуты после ФН артериальное
давление вернулось к значениям после разминки, хотя ЧСС была существенно
повышенной, составляя в среднем 95уд/мин. В это время испытуемые вновь
подвергались тестированию посредством АП-2. Совершенно отчётливо видно (рис.1),
что ментальное напряжение сопровождалось ускорением ЧСС до 109уд/мин, хотя АД
осталось на прежнем уровне 138/78мм. рт. ст.

Таким образом, умственная работа, следовавшая
непосредственно за мышечными усилиями, вызывала ускорение пульса до величин,
сравнимых с воздействием самой ФН. Среднее значение артериального давления
существенно не изменялось, исключая индивидуальные случаи с заметным его
подъёмом. Во второй серии исследования (с применением пятнадцатисекундного
бега) измерявшиеся параметры функционального состояния в общих чертах были
аналогичными. Предполагалось, что разные по длительности и мощности ФН вызовут
и разный физиологический шлейф, на фоне которого можно было ожидать и иных
вегетивных рефлексов при арифметической пробе. Однако возможно, что
недостаточная тренированность женщин вызывала столь недифференцированную
реакцию ЧСС и АД на разные физические нагрузки.



Рис. 1. Изменение АД и ЧОС под влиянием 60 выпадов в
течение 2 минут (серия 1), бега на месте 15 секунд и

арифметической пробы (* — p


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :