Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Скорость бега и способность к воспроизведению ритма в сравнении с результатами в беге с барьерами

Скорость бега и способность к воспроизведению ритма в
сравнении с результатами в беге с барьерами у 13-15-летних нетренирующихся
девочек и мальчиков

Кандидат педагогических наук Януш Искра, Академия
физического воспитания, Катовице, Польша

Большинство
тренеров в своих научных работах, посвященных достижениям в беге с барьерами
(с/б), исходят из положения, что спортивный уровень этой дисциплины зависит от
скорости и специфического барьерного ритма. Мерой удержания ритма в беге с/б на
100 и 110 м являются небольшие отклонения во времени преодоления отдельных
"ритмических единиц" (то есть барьерного шага и четырех шагов между
барьерами). Следует признать, что постоянные временные интервалы в преодолении
последующих барьеров являются решающим фактором в спортивном мастерстве
барьериста (не учитывая процесса утомления в конце бега) [2, 5, 8]. Несмотря на
то что в этих тестах двигательные способности имеют небольшое значение, ряд
авторов высказывают предположение, что ритмические тесты надо использовать в
процессе набора будущих спортсменов. Зависимость скорости бега и результатов в
спринтерском беге с/б уже давно стала предметом изучения. Наши исследования
были направлены на выявление влияния различных факторов на достижения в этих
видах легкой атлетики. Для целесообразного выбора тренировочных средств и
рационализации годичного тренировочного процесса были проведены тесты на
спортсменах высокого класса [3, 9].

Скорость
бега c/б была исследована в студенческих группах академий физического
воспитания Варшавы и Катовице. В исследованиях наблюдалась высокая
корреляционная связь между бегом на 110 м с/б и 100 м. Полученная зависимость
была значительно выше у студентов, которые достигали высоких результатов в беге
с/б [6].

Недостаточное
количество литературы о влиянии различных фактов на достижения в беге с низкими
барьерами детей, не занимающихся спортом, представляет трудность в организации
исследований. Проблема кажется интересной еще и потому, что у детей и молодежи
(всех возрастов) труднее совершенствовать специфические барьерные способности
(технику), чем у спортсменов высокого класса.

Проведенные
исследования касаются скоростных способностей и так называемого чувства ритма в
преодолении низких барьеров, а не влияния техники на достижения в беге с/б. В
ранее изданных работах [3, 5] автор проанализировал результаты группы самых
лучших польских барьеристов и отметил, что целесообразным представляется
использование тестов воспроизведения ритма для повышения скорости бега с/б.

Целью
исследования была разработка проблемы: в какой мере скорость бега и способности
к ритму влияют на достижения в беге с/б. Если это действительно так, то какой
из тестов наиболее целесообразен для повышения спортивного уровня барьеристов.
Автор получил информацию об изменениях зависимости исследуемых факторов.

Организация
и методы исследования. В исследованиях, проведенных в 1996 - 1998 гг.,
участвовали 84 ученика (44 мальчика и 40 девочек). В каждом году (1996 - 1998)
в мае они бегали 60 м с/б, 60 м и выполняли три ритмических теста. Бег с/б
проводился согласно ранее принятым правилам. Расстояния между пятью барьерами
были сопоставимы с 4-кратным ростом тела [1, 4]. Учащиеся бегали с высокого
старта, измерение времени бега начиналось со времени первой постановки стопы.
Для оценки техники преодоления барьеров автор использовал так называемый
показатель уровня техники [4].ОВОЙ ДИМОРФИЗМ И СПОРТИВНАЯ МОТОРИКА

Таблица
1. Результаты избранных тестов и достижений в беге на 60 м и 60 м с/б




Тест





Пол





13 лет





14 лет





15 лет







x





c





x





c





x





c







1. Бег на 60 м с/б, с









12,39





1,01





12,86





1,39





13,15





1,85







М





11,30





1,02





11,41





1,24





11,41





1,30







2. Бег на 60 м, с









9,60





0,99





9,45





0,75





9,74





0,84







М





9,52





0,72





8,99





0,85





8,71





0,81







3. Показатель уровня техники, %









22,52





6,35





26,52





5,26





25,93





6,94







М





15,75





5,72





21,21





4,47





23,60





5,41







4. Тест Мынарского, %









86,54





6,54





89,34





6,67





92,80





5,33







М





86,50





6,12





91,48





5,62





94,10





5,73







5. Шаги в ритме, %









95,12





5,11





94,09





4,21





91,68





5,51







М





92,60





6,24





93,19





5,00





92,36





6,25







6. Воспроизведение ритма с помощью секундомера, %









88,12





8,14





90,50





7,11





92,49





6,86







М





84,50





5,65





89,95





7,12





92,38





6,79






Для
оценки способностей к ритму автор применил три теста воспроизведения ритма.

1)
тест Ёхансона-Метхены в модификации Мынарского ;

2)
воспроизведения ритма шагов в тесте "ходьба через досочки".
Выполняется в условиях, приближенных к технике бега с/б.

Описание
теста. После выслушивания ударов метронома в течение 10 с в темпе 60 уд/мин
упражняющийся воспроизводит ритм, который закрепил в памяти, переступая через
20 досочек, положенных на расстоянии 50 м;

3)
воспроизведение интервалов ритма с помощью секундомера.

Описание
теста. После выслушивания ударов метронома (время и ритм - как в п. 2)
спортсмен 10-кратно воспроизводит временные интервалы с точностью до 0,01 с.

В
использованных тестах конечный результат выполнения движения составляет процент
согласования с интервалами 20 или 10 с.

При
рассмотрении зависимости между скоростью бега и тестами на воспроизведение
ритма с результатами в беге с/б автор применил простой корреляционный анализ
Персона.

Результаты
исследований и выводы. В результате 3-летних исследований спортивной результативности
нетренирующихся девочек и мальчиков выявлено, что у девочек результаты были
более низкими, мальчики удерживали постоянный уровень своих достижений. В
группе девочек время бега на 60 м в начале исследований повысилось с 9,60 до
9,45 с. В группе мальчиков результаты исследуемого теста систематически
повышались с 9,52 до 8,71 с.

Анализ
уровня достижений в беге на 60 м и 60 м с/б среди мальчиков показал, что
систематичес кое повышение скорости бега на 60 м положительно сказалось на
удержании скорости в беге с/б. У девочек результаты в беге с /б на 60 м
значительно снизились из-за отсутствия прогресса в беге на 60 м.

Значительная
зависимость между скоростью бега и возможностью достижения высоких результатов
в беге с/б отмечена многими авторами [3, 9 и др.]. То же можно сказать о
группах не занимающихся спортом [4, 6].

Корреляционный
анализ результатов в беге на 60 м и 60 м с/б в группах мальчиков и девочек
показал их достоверную связь (p

Разницу
между результатом бега на 60 м и 60  м
с/б можно обнаружить с помощью показателя уровня техники. Этот показатель (в
процентах) у девочек постоянно удерживался на одном уровне (22,52 - 26,52 %) и
был значительно ниже, чем в группе мальчиков. Это позволяет предположить, что
девочки в меньшей степени расположены к бегу с/б, однако уровень их
подготовленности в ходе исследований был постоянным. Показатель уровня техники
мальчиков постепенно повышался с 15,75 до 23,66 %. Следует признать, что
уровень техники был связан с координационными трудностями периода полового
созревания. Самая плохая техника у девочек наблюдалась в 14 лет, а у мальчиков
15 лет - ухудшение техники бега с/б. Важность координационных способностей в
преодолении барьеров показывает зависимость результатов бега с/б от показателя
уровня техники. Как у мальчиков, так и у девочек обнаруженные связи были
достоверными (см. таблицу).

Проблема
влияния способностей к ритму на результаты в беге с/б не была широко исследова
на [5]. В группе барьеристов высокого класса после выполнения анаэробных усилий
были проведены диагностические тесты.

В
тесте Мынарского, а также в выполнении ритмических шагов лучших результатов
достигли мальчики, а в тесте ритмических 1-секундных интервалов при помощи
хронометра большее согласование с идеальной моделью показали девочки.

Исследования
выявили, что в тесте Мынарского, а также в воспроизведении ритма при помощи
хронометра точность исполнения со временем увеличивалась. В ритмических шагах у
девочек результаты ухудшились, а у мальчиков оставались постоянными.

Самой
интересной проблемой представля ется зависимость между тестами изменения ритма
и результатами в беге с/б. В группе мальчиков только тест воспроизведения ритма
при помощи хронометра (в возрасте 13-14 лет), а также ритмический переход через
досочки в возрасте 14 лет показали достоверную зависимость (p

В
ходе 3-летних исследований в группе девочек обнаружено, что тест Мынарского
значительно повлиял на результаты в беге с/б (р = 0,32 - 0,346, p

В
результате изложенного можно сделать вывод, что в группе мальчиков самым
информативным тестом воспроизведения ритма является тест с помощью секундомера,
у девочек - тест с акцентом на двигательных способностях. Однако надо
учитывать, что бег с/б среди систематически не тренирующихся детей является
более двигательным (с акцентом на подготовленности), чем связанным с ритмом.
Выводы

1.
Результаты в беге с/б в группе нетрениру ющихся 13-15-летних мальчиков являются
стабильными, у девочек же постепенно снижаются.

2.
В течение трех лет исследований техника преодоления барьеров была значительно
хуже в группе девочек, у мальчиков наблюдалось постоянное повышение уровня
техники.

3.
В результате 3-летних исследований выявлена значительная зависимость достижений
в беге с/б от скоростной подготовленности. Во всех исследуемых группах эта
зависимость была высокой (r = 0,66 - 0,86, p

4.
В группе девочек значительную информационную роль играет тест Мынарского, в
группе мальчиков - тест воспроизведения ритма при помощи секундомера.
Список литературы

1.
Артюшенко А., Беглецов А. Барьерист 1-го класса// Легкая атлетика., 1975, № 9,
c. 14.

2.
Искра Я. Влияние избранных факторов телосложения, физической подготовленности и
техники преодоления барьеров на достижения в барьерном беге на 110 м/ Научные
проблемы в легкой атлетике. - АВБ, Вроцлав., 1997, с. 97-103.

3.
Искра Я. Зависимость результатов барьерного бега в вынужденном ритме 3 шагов от
уровня скорости бега среди нетренирующихся детей в возрасте 7-14 лет /Здоровье,
физическое воспитание и спорт детей и молодежи. Сенат РП - ПТМС - ВАМ, Варшава,
1996, с. 172-174.

4.
Искра Я. Ритмическая способность перед и после анаэробного усилия самых лучших
польских барьеристов. Теоретические и практические аспекты двигательных
способностей человека. - АФВ, Катовице, 1997, с. 47-50.

5.
Искра Я. Взаимосвязь уровня максимальной скорости и результатов в барьерном
беге среди женщин и мужчин разных уровней подготовленности /Проблемы полового
диморфизма в спорте. - АФВ, ПТНКФ, Катовице, 1995, с. 280-285.

6.
Искра Я. Зависимость результатов в барьерном беге от избранных факторов
физической подготовленности и телосложения девочек и мальчиков в возрасте 7-14
лет / Проблемы полового диморфизма в спорте. - АФВ, Катовице, 1996, с. 306-310.

7.
Мынарски В. Внутренняя структура двигательных способностей детей и молодежи в
возрасте 8-18 лет. - АФВ, Катовице, 1995.

8.
Паплински Р. Взаимосвязь достижений, скорости и техники в беге на 100 м с
барьерами //Легкая атлетика. 1984, №2, с. 6-8.

9.
Шаблевски Т. Анализ зависимости между результатами в беге на 110 м с барьерами
и результатами бега на 100 м. Дипломная работа. - АФВ, Варшава, 1973.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Xvi школа «экология и почвы» информационное письмо
Реферат Адашев Даниил Федорович
Реферат Зарубежная практика реализации задач стратегического менеджмента
Реферат Освещение культуры в региональных СМИ на примере журналов г. Омска
Реферат Наполеон Бонапарт 3
Реферат Особенности развития финансовой системы в СССР на этапе "развитого социализма"
Реферат Определение основных направлений по улучшению производственно - хозяйственной деятельности предп
Реферат Азорские острова и вокруг европы» 21. 05 – 04. 06. 11 т/х «Kristina Katarina»
Реферат «Мелодией одной звучат печаль и радость...» (Тема любви в лирике А. Блока)
Реферат Империя стиля
Реферат Методы сглаживания и выравнивания динамических рядов
Реферат Treatments Of Alcoholism Essay Research Paper Treatments
Реферат Ценности воспитания и образования
Реферат Dimmesdale In Scarlet Letter Essay Research Paper
Реферат Ознакомление с приложениями Windows