Реферат по предмету "История"


Объединительный процесс в сердце Европы: создание единого Германского государства

Содержание
Введение
1. Причины и предпосылкиобъединения ГДР и ФРГ
2. Объединительныйпроцесс германского государства
2.1 Внутренний ходобъединения
2.2 Внешние факторыобъединения
3. Германия сегодня:видимые следы раскола немецкой нации
Заключение
Библиографический список


Введение
Наверно каждый из нас видел кадры 9 ноября1989 года, на которых можно увидеть падение Берлинской стены. Но не каждый изнас задумывался о том, что стояло за этим событием и что за ним последовало.Почти 40 лет «железный занавес», который разделял капиталистический мир от социалистическогопроходил по территории Германии, образовал два самостоятельных субъекта –Федеративную Республику Германия и Германскую Демократическую Республику.Объединение Германии обозначило собой конец эры великого противостояния междуЗападом и Востоком.
Создание единого Германскогогосударства, которое окончательно оформилось 3 октября 1990, в силуподписанного «Договора об объединении между Германской ДемократическойРеспублики и Федеративной Республики Германии», стало одним из ярчайшихполитических событий современности. Можно сказать, что объединение Германии, кардинальноизменило ситуацию, как в самой Германии, так и в Европе в целом. ПрисоединениеГДР к ФРГ фактически положило начало воссоединению немецкого народа. Но не всетак просто, как кажется на самом деле. Годы совместной жизни западных ивосточных немцев показали, что процесс сближения является делом не несколькихдесятков лет, а нескольких поколений. На мой взгляд, в этом и есть актуальностьработы над данной темой.
Цель работы заключается в том, чтобыдать ответы на вопросы о возможности объединения Германии, влиянии ивоздействии этого события на социально – политические процессы Европе иГермании в частности.
Исходя из этого, можно поставитьследующее задачи работы:
1) Показать причины и предпосылки объединительногопроцесса.
2) Проследить процесс объединения.
3) Показать отношение немцев(восточных и западных земель) к объединительному процессу.
4) Показать, как это отражается насоциально-политическом процессе в стране.

1. Причины и предпосылки объединения ГДР и ФРГ
По-моему мнению, будет целесообразноначать с краткого упоминания об истории вопроса разделения Германии на двасамостоятельных государства, поскольку это позволит лучше понять причины ипредпосылки объединения Германского государства.
Как известно, вторая мировая войназакончилась поражением Германии. Встал вопрос о послевоенном устройстве Европыи Германии в частности. Судьба этого вопроса была в руках глав четырех стран –это СССР, США, Великобритании и Франции. Углубляться в ход переговоров не имеетсмысла, поэтому можно лишь сказать одно, что в силу своего географического игеополитического расположения, Германия играла роль границы междусоциалистическим и капиталистическим миром, была лишь дилемма о том, как эту границупровести. И она была решена посредством принятия решения об образовании двухнемецких государств, в одном из которых можно было увидеть демократию,экономику с частной собственностью и действующим рыночным хозяйством, а вдругом жесткую административную систему, всецело обобщенную собственность ивсевластие коммунистической партии. Таким образом, «21-го сентября 1949 годаконституировалось Федеративная Республика Германия. Со столицей в городе Бон»[1].Ну и, конечно же, ответ СССР последовал незамедлительно, поскольку уже «15-гооктября 1949 года конституировалась Германская Демократическая Республика.Столицей являлся Восточный Берлин»[2].
Блокада Западного Берлина советскимивойсками в 1948 году, образование двух немецких государств и постройка в 1961году Берлинской стены (причиной возведения которой являлись прозападныенастроения многих немцев) стали причиной раскола одной нации надвое: восточныхи западных немцев.
Прежде всего, чтобы понять, почемупроизошло объединение Германии, нужно определить предпосылки и причины историческогособытия. В данной главе мы рассмотрим конкретные события, подтолкнувшие ксозданию единого государства, то есть постараемся, как говорится «узреть вкорень». На наш взгляд, нужно начать с конституции Германии, которая былапринята 23 мая 1949 года, причем с той, которая существовала до внесенияпоправок 1990 года. Прочитав статью 23, мы понимаем, что уже в ней былазаложена база будущего объединения двух государств. «Настоящий Основной законраспространяется в первую очередь на территории земель Бадена, Баварии,Бремена, Большого Берлина, Гамбурга, Гессена, Нижний Саксонии, СеверногоРейна-Вестфалии, Рейнланд-Пофальца, Шлезвиг-Гольштейна, Вюртенберг-Бадена иВюртенберг-Гогенцамера. В остальных частях Германии он вступает в силу по ихприсоединении»[3], именнопоследние предложение данной статьи не дает усомниться в том, что создателиданной конституции уже в 1949 году теплились надеждой в будущем на объединениерасколотой нации.
Как известно, до начала 70-х годовотношения между ФРГ и ГДР проходили в атмосфере конфронтации, а такжесуществовало идеологическое противоборство. Ситуация начала меняться с приходомк власти в Бонне коалиции СДПГ/СвДП. Именно Вилли Брандт стал первым политикомФРГ, который понял, что раздел Германии не вечен. Скорей всего стало ясно, чторазрядка в Европе без урегулирования германо-германских отношений невозможна.Поэтому Брандт отказался от политики Аденауэра (он и его сподвижники были инициаторамираскола Германии) и признал факт существования Германской ДемократическойРеспублики, причем заметил, что два государства не являются друг для другазаграницей. То есть, именно с приходом СДПГ/СвДП во главе с В. Брандтомбыл сделан первый шаг (не считая, конечно же, статьи номер 23 в конституцииФРГ) на пути урегулирования отношений между двумя германскими государствами.
Можно сказать, что прогресс был вполнеочевидным, поскольку возросло число поездок жителей ФРГ и Западного Берлина вГДР, с 2 млн. в 1970 г. до 8 млн. в 1973 г. Число восточногерманскихпенсионеров, посетивших ФРГ, увеличилось за этот же период на 25%[4].Дальнейшим шагом на пути сближения двух государств стало подписание 21 декабря1972 года договора об основах отношений между ГДР и ФРГ. Данный договор означалпризнание ГДР, и стал отправным пунктом к еще более широкомасштабным связяммежду государствами в сфере экономики, науки, техники, транспорта, связи,здравоохранения, культуры и спорта. Этот договор придал особый статусотношениям, которые развивались между двумя государствами. Хочется отметить,что Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ помог остановить процессразмежевания, поскольку многие граждане получили возможность воссоединиться сосвоими родственниками или друзьями. Также можно сказать, что договор оказалхорошее воздействие на общеевропейскую атмосферу.
Как и во всех сферах жизни, в политикетоже есть периоды спада. Обозначился он приходом Гельмута Шмидта на постфедерального канцлера, можно сказать, что в отношениях между ГДР и ФРГ на времяпришло похолодание, но продлилось оно не долго, так как уже в 1974 году былподписан протокол об учреждении в столицах обоих государств постоянныхпредставительств. Хотелось бы подчеркнуть, что в период с 1974 по 1980 год ФРГзаключила с ГДР около 17 соглашений, что явно указывает на то, чтоправительство понимало всю пользу от объединения Германии и уже в 70-х годахначало делать первые шаги к этому событию. То есть первые предпосылки кобъединению появились не в начале 80-х, а намного ранее, что и подтверждаетсказанное нами выше.
К середине 80-х годов немецкийистеблишмент понимает, что новая неконфронтационная система отношений в Европе,является не только целью, но и средством для объединения Германии. Преодоление«раскола Европы» было возможно лишь при положительном решении германскоговопроса. Возникло стремление правящих кругов западной Германии«европеизировать» германский вопрос, сделать так, чтобы Европа поняла, что этопроблема всего континента, а не Германии в частности, да и то, что от решенияданной проблемы будет зависеть развитие общеевропейских процессов. Но, ксожалению, в то время этот вопрос не стоял на политической повестке дня, и непредполагалось его решение в ближайшем будущем.
Но, тем не менее, во второй половине 80-хгодов наблюдается активация политики ФРГ по отношению к ГДР во всех ееаспектах. Теперь все концентрировалось в руках канцлера и его ближайшегоокружения. Все указания шли с Ведомства федерального канцлера. То есть, уже ксередине 80-х годов германская политика ФРГ располагала конструктивныммеханизмом ее реализации, который опирался на средства массовой информации, аименно СМИ поработало над тем, чтобы западногерманское население поддержалоофициальный курс правительства в отношении ГДР. Тут мне бы хотелось упомянуть ороли личности в истории. По-нашему мнению именно с приходом Г. Коля квласти активизировалась политика объединения нации (не зря же его называют«канцлером объединения»), похоже, это ему выпала честь некого мессии, которомубыло бы суждено это сделать. Что и подтверждает то, что приходом Г. Коля квласти начали активно наращиваться торгово-экономические связи, и именно онистали стержнем двусторонних отношений. Можно сказать, что торговлю с ГДРинтерпретировали как внутригерманские отношения, немецкие правящие кругипостоянно говорили об особом статусе тогово-экономических отношений, называлиих как отношения между «двумя частями одной страны».
Важным событием также стало первый вистории официальный визит руководителя ГДР в ФРГ и его переговоры с канцлеромКолем. Во время визита были подписаны соглашения о научно-техническомсотрудничестве и охране окружающей среды. Можно сказать с уверенностью, чтопосле визита начался бум в развитии германо-германских отношений.
Хотелось бы отметить, что изменение каксоциально-экономической, так и политической ситуации в ГДР послужили такжепричиной объединения Германии.
Поскольку ужесо второй половины 80-х годов устойчивый характер приобрела тенденция снижениятемпов экономического роста в этой стране: с 4,5% в 1981–1985 гг. до 3,1%в 1986–1989 гг.[5]
В республикепотреблялось больше, чем производилось. Около половины производственныхресурсов устарело не только морально, но и физически. Крупные инвестиционныеобъекты не давали запланированной отдачи. Только треть предприятий была встране рентабельной, а больше половины – попросту убыточны. Задолженность этихпредприятий госбанку превысила в 1989 году 200 млрд. марок. Внешняязадолженность страны составила 20 млрд. долларов[6].
Это привело ктому, что население ГДР, во всем сравнивавшее свое благосостояние с материальнойобеспеченностью граждан ФРГ, стало воспринимать ситуацию как катастрофическоеснижение своего уровня жизни. В народе все больше укреплялось мнение, чтоэкономическое соревнование между социализмом и капитализмом безнадежнопроиграно.
Истокикризиса, поразившего все без исключения структуры общественной жизни ГДР,крылись в несовместимости провозглашенного лозунга построения «развитогосоциализма» с возможностью его воплощения на практике, в объективнойнеспособности социализма ГДР конкурировать с капитализмом ФРГ.
Кризисправящей партии СЕПГ и правительства ГДР начался в конце лета. Он был вызваннедовольством жителей страны на запрет гражданам ГДР выезжать на Запад, вчастности, в ФРГ, что фактически означал нарушение прав человека на свободупередвижений. Подчеркнем, что взорванная изнутри ГДР вследствие резкогонарастания внутренних противоречий и напряженности в обществе была готова кобъединению со своим западным собратом.


2.Объединительный процесс германского государства
2.1Внутренний ход объединения
Можно сказать, что объединение Германии,которое шло в рамках строительства новой, мирной и ненасильственной Европыпрошло в течение нескольких месяцев 1989 и 1990 годов. Рассмотрим то, какпрошел данный процесс в столь сжатые сроки изнутри.
По-нашему мнению отправной точкойобъединения двух германских государств стоит считать событие 9-го ноября 1989года. В этот день Советом министров ГДР было принято решение о том, что всеграждане страны могли выезжать в ФРГ или Западный Берлин без специальногооформления, что де-факто обозначало открытие границ ГДР с ФРГ и ЗападнымБерлином. Стена, которая раскола нацию надвое, рухнула. Поспешность принятияэтого шага говорила о растерянности, которая существовала в высших эшелонахвласти республики, о желании любыми средствами стабилизировать ситуацию, сбитьволну недовольства, охватившее население страны. Но в тоже время это событиеспособствовало созданию иной атмосферы внутри германских отношениях и послужилок началу движения в поддержу идеи объединения двух германских государств. Видяудачно складывающиеся обстоятельства, канцлер ФРГ Г. Коль берет инициативув свои руки и выступает в бундестаге с программой развития германо-германскихотношений, которая называлась «10 пунктов Г. Коля». В этой программе говорилосьо постепенном сращивании двух государств через решение экономических задач,слияния двух экономических структур, что, в конечном счете, должно былопривести к единому государству. Но данный план действий был подвергнут критикев ГДР, и дальнейшего развития не получил.
19-го декабря состоялся визит в ГДРканцлера ФРГ. В ходе этого визита было принято решение об отмене визовогорежима на германо-германской границе и обязательного обмена валюты для западныхнемцев при въезде в ГДР. Главы двух немецких государств высказались задальнейшее развитие отношений и разработки всех вопросов, связанных с созданием«договорного сообщества» между обоими государствами. Также был открыт переходчерез Бранденбургские ворота, который стал символом единения народа.
Нельзя не сказать о том, что активная«германская политика» ФРГ, на фоне паралича властных структур ГерманскойДемократической Республики, сыграла решающую роль в дальнейшем форсированииобъединительного процесса. Так как именно по инициативе ФРГ стали создаватьсяразного рода совместные комиссии по вопросам сотрудничества в области сельскогои лесного хозяйства, туризма, культуры и охраны окружающей среды. Развивалосьсотрудничество в сфере экономики и торговли. То есть, эти определившиесятенденции свидетельствовали о неизбежности и необходимости объединения двухстран. Г. Коль это понимал, и решил действовать.
14-го февраля 1990 года на переговорах справительственной делегацией ГДР во главе с Х. Модровым канцлер ФРГпредложил начать решение вопроса о валютном объединении двух стран, отвергнувпринцип постепенного сближения. Один из его аргументов говорил о том, чтобыстрая замена обесцененной восточногерманской валюты на марку ФРГ поможетостановить приток беженцев из ГДР. Также он сказал, что ФРГ готово взять насебя решение таких проблем ГДР как торговый баланс и внешний долг. Всепредложения были приняты, и после переговоров было объявлено о созданиикомиссии по подготовке союза между двумя странами. Народная палата ГДРпроголосовала за объединение Германии, выбор был сделан, дело осталось занародом. И прошедшие 18 марта 1990 года выборы продемонстрировали, чтобольшинство населения Германской Демократической Республики предпочли отдатьголоса «Альянсу за Германию», что, по их мнению, должно было дать возможностьправящему в ФРГ Христианско-демократическому союзу быстро решить все проблемынемецкого общества, включая поднятие жизненного уровня. Христианские демократы получили40,9% избирателей, и к ним также надо добавить 6,3%, отданных за Немецкийсоциальный союз, и 0,9% за Демократический прорыв, которые были объединены в«Альянсе за Германию». Можно сказать, что их победе способствовало то, что всвоих предвыборных программах они сделали ставку на объединение двух германскихгосударств, представляя его как единственный выход из социально-политического иэкономического кризиса, в котором находилось ГДР. Итоги выборов еще раз далиясно понять, что процесс объединения необратим. Выбор был сделан, и вовнутригерманском урегулировании дело оставалось за техническими деталями иинституциональным оформлением этого процесса.
Объединительный процесс вступил в своюзавершающую фазу. Новые избранники населения ГДР полностью приняли условияправительства ФРГ и выразили готовность провести объединение на базе статьи 23Основного закона Федеративной Республики Германии. В апреле 1990 года началсяпроцесс перехода восточногерманских министерств и ведомств под патронажсоответствующих государственных структур ФРГ, которые направляли в ВосточныйБерлин своих советников, первые советники были, конечно же, направлены вминистерства экономики и внутренних дел
18 мая 1990 года в Бонне министры финансовГДР и ФРГ подписали первый Государственный договор о создании валютного,экономического и социального союза. Этот договор был по сути уникальнымпереходом от командно-административной экономики к рыночному хозяйству, причемв предельно сжатые исторические сроки. В нем говорилось о введении навосточногерманской территории западной марки в качестве единой денежнойединицы, признание разнообразия форм собственности, открытие дорог длясвободного движения, и конечно же установление минимальных размеров взносов напенсии и оказание социальной помощи. Но в тоже время государственный договор сего статьями и приложениями перечеркивал значительные разделы конституции ГДР,что означало подчинение в основных сферах жизни восточной Германии действующемуправу ФРГ.
На фоне обострения внутриполитическогоположения в ГДР, 22 августа Народная палата одобрила Договор о подготовке ипроведении первых общегерманских выборов в Бундестаг. И тут же в ночь на 23августа она, не дожидаясь подписания Договора о единстве Германии, принялазаявление о вхождении республики в состав ФРГ 3 октября на платформезападногерманской конституции. Парламенту ФРГ не оставалось иного выбора, какпоследовать примеру парламента восточной Германии.
31-го августа 1990 года состоялсяторжественный акт подписания второго Государственного договора между ФРГ и ГДР,определившего механизм вхождения Германской Демократической Республики вФедеративную Республику Германию. В договоре говорилось об образовании с 3октября на территории бывшей ГДР пяти новых земель – Бранденбурга, Мекленбурга –Передней Померании, Саксонии, Саксонии-Анхальт и Тюрингии, также указывалось,что столицей единого государства будет Берлин, а 3 октября объявлялосьнациональным праздником. Еще бы хотелось упомянуть, что также в деталяхрегулировались практически все внутриполитические, экономические, правовые иадминистративно-технические вопросы объединения Германии.
3 октября 1990 года состоялосьдолгожданное воссоединение германской нации, и этот день вошел в историю какДень германского единства.
2-го же декабря 1990 года в стране прошлипервые общегерманские парламентские выборы. Благодаря своей правильной политикев вопросе Германского объединения блок ХДС/ХСС одержал на выборах убедительнуюпобеду. Новым народным избранникам предстояла тяжелая работа в новой единойГермании.

2.2 Внешние факторы объединения
По-нашему мнению урегулирование внешнихфакторов объединения Германии, присоединение ГДР к ФРГ на базе статьи 23конституции ФРГ, а затем и общегерманские парламентские выборы представлялосьсоздателям новой Европы как точка в решении «германского вопроса», которыйвлиял на состояние дел в Европе и в мире. И, на наш взгляд, об этих факторахнужно сказать. Подчеркнем, что объединение Германии взбудоражило сознание всейЕвропы, а в частности союзников и стран, граничащих с этим государством. Многиеполитики понимали, что объединение нации, расколотой некогда надвое, повлечетза собой серьезные структурные изменения в старом свете.
Франция и Англия заняли довольно жесткуюпозицию в отношении «германского вопроса», поскольку эти страны не хотели того,чтобы единая Германия превратилась в новую «сверхдержаву», что безоговорочновело бы к уменьшению роли Парижа и Лондона в европейских и мировых делах.Конечно же, особое беспокойство испытывала Франция, что объясняется еегеографическим положением, а также негативным историческим опытомвзаимоотношений с немецким народом. Франция, наладившая отношение с ФРГ моглаактивно влиять на западноевропейскую интеграцию, и в будущем планировала статьстраной-лидером в Европе, что естественно было не совместимо с появлениемобъединенной Германии.
Обеспокоено отреагировал Лондон, гдесчиталось, что вопрос об объединении Германии является не актуальным, так какправительство считало нужным сохранить на ближайшее будущее блоковую системубезопасности в старом свете. А вот США, в отличие от своих европейскихсоюзников, поддержали идею объединения Германии. Так как они считали, что нужноподдерживать стабильность в Европе, посредством контролирования процессарешения «германского вопроса».
Что касается отношения СССР кобъединительному процессу, то, несомненно, у этой страны, а в частности у М.С. Горбачевабыло свое мнение по этому поводу, но хотелось бы сказать, что оно менялосьочень быстро. Так как в начале декабря 1989 года он считал этот вопрос нестоящем на политической повестке дня и не видел никакой возможности поискапутей институциализации германского объединения. А уже 10-го февраля во времявизита в Москву Гельмута Коля и Геншера Горбачев заявляет о том, что «междуСССР, ФРГ и ГДР нет разногласий по поводу того, что вопрос о единстве немецкойнации должны решать сами немцы и сами определять свой выбор, в какихгосударственных формах, в какие сроки, какими темпами и на каких условиях ониэто единство будут реализовывать». Скорей всего, Гельмут Коль объяснил всюнеобходимость данного процесса, и Горбачев решил пойти на встречу, но с некимиусловиями, которые обсуждались на переговорах по формуле «2+4», о которых будетсказано далее.
Безусловно, политическая обстановка,которая сложилась внутри ГДР, повлияла на германо-германское сближение, котороеприобретало собственную положительную динамику. В тоже время любая попытка кторможению данного процесса вызывала еще большую нестабильность. Скорей всего,идея проведения переговоров по формуле «2+4» (два германских государства ичетыре державы-победительницы) просто назревала сама собой. И уже 13 февраля1990 года в Оттаве договоренность о проведении переговоров по формуле «2+4»была достигнута между министрами иностранных дел всех заинтересованных сторон.Можно сказать, что была проделана громадная работа по урегулированию внешнихфакторов объединения Германии дипломатическими ведомствами шести стран,поскольку очень много деталей и условий решались между участниками надвустороннем уровне. Главным и ключевым среди этих контактов былиамерикано-западногерманские, американо-советские и советско-западногерманские,что на самом деле отражало реальную расстановку сил между партнерами попереговорам. Всего же в рамках переговоров «2+4» было проведено четыре встречина уровне министров иностранных дел. Самой главной можно считать четвертую,поскольку в ходе этой встречи были закреплены те положения, которые былиотражены в итоговом документе. Далее рассмотрим самые важные положения, безурегулирования которых, не мыслилось дальнейшего объединения Германии, помнению участников переговоров «2+4».
Во-первых, всех участников переговоровволновал вопрос о сроках и формах достижения единства Германии. СССР предложилввести внешний контроль за объединением Германии на «переходный период»,который должен был длиться пять лет с момента создания единого парламента иправительства. Не трудно догадаться, что Советский Союз был заинтересован втом, чтобы ГДР сохраняла статус суверенного государства на возможно болеедлительное время, поскольку хотел продлить свое присутствие в Европепосредством войск, находившихся в Восточной Германии. Но Советская идеяустановления переходного периода не получила поддержки со стороны США, Англии иФРГ. Федеративная Республика Германия, ссылаясь на Заключительный акт права насамоопределение, подчеркнула, что немцы должны сами решать, в какихгосударственных формах, какими темпами и на каких условиях они будутосуществлять свое единство, при этом Горбачеву припомнили и его заявление от 10-гофевраля 1990 года, о котором было сказано выше. Тем самым идея была отклонена,и СССР пришлось на двусторонних встречах договариваться об условиях пребываниясоветских военнослужащих на восточногерманской земле.
Во-вторых, все четыре державы волновалвопрос о границе. Они выступили с единым мнением о том, что объединеннаяГермания должна включать нынешнюю территорию ФРГ, ГДР и Берлина и все. Еевнешними границами станут границы ГДР и ФРГ, также они выступали за то, чтоединая Германия не будет иметь никаких территориальных претензий к другимгосударствам, как в настоящем, так и в будущем. Также, Германия и Польша должныбудут подтвердить западную границу Польши в договоре, имеющим обязательныйхарактер. Еще четыре стороны приняли позицию о том, что в будущем Германиябудет строить политику так, что с ее территории будет исходить только мир. Витоге Германия полностью приняла данные условия.
В-третьих, вопрос о военно-политическомстатусе объединенной Германии был основополагающим, и тревожил не только СССР,но остальных участников переговоров. Но в тоже время мнения расходились вразные стороны. Советский Союз настаивал на нейтралитете нового государства.Поскольку, по мнению СССР, структуры коллективной безопасности старого светасмогли бы устранить возможные агрессивные устремления мощной и политическойсильной единой Германии. США, Англия, Франция и ФРГ предполагали в свою очередьвключение объединенной Германии в НАТО, где априори мог осуществлятьсядейственный контроль за военно-политической деятельностью страны, котораядважды (во время первой мировой и второй мировой войны) подводила мир к краюпропасти. Западными державами исключался нейтралитет Германии со ссылками наизвестный всем опыт в истории. Инициатива СССР снова была отвергнута.
Тут мне бы хотелось подчеркнуть, что, видято, что западные державы, имея более весомую аргументацию, отвергали почти всепредложения СССР, решилась на ослабление своих позиций в решении «германскоговопроса», но в тоже время захотела получить выгоду от процесса объединения. Вотчто сказал по поводу объединения Германии председатель КГБ В. Крючков: «ДниСЕПГ сочтены. Это не рычаг и не опора для нас… Стоит обратить внимание на СДПГДР. Наш народ боится, что Германия опять станет угрозой. Она никогда несогласиться с нынешними границами. Постепенно надо начинать приучать наш народк воссоединению»[7]. Вособенности последние предложение говорит о том, что советская номенклатурапоняла, что спасти ГДР не удастся, нужно идти на встречу западному миру. Темвременем, советский министр иностранных дел Э.А. Шеварнадзе на встрече сосвоим коллегой Г.-Д. Геншером дал ясно понять, что переговоры «2+4» могутзакончится положительно, а единая Германия стать членом странсевероатлантического договора только в том случае, если Запад выполнит рядважных условий, выдвинутых СССР. Среди них были: предоставление гарантий вобласти безопасности, установления дружественных отношений между НАТО и ОВД,окончательного решения вопроса о границах, сокращение численности бундесвера,снижение уровня военного присутствия американцев в Европе. Также Советский Союзтребовал от Запада помощи, причем сумма по тем временам была не малой исоставляла 20 млрд. долларов. Условия были приняты, но вопрос о помощиоставался открытым.
Чтобы как то сгладить противоречия,которые исходили от Советской стороны, 15 июля состоялся визит Г. Коля вСССР для личной с М.С. Горбачевым встречи. Углубляться в ход переговоровне будем, скажу лишь одно, что в ходе этой встречи был достигнут консенсус поповоду объединения Германии. Были урегулированы все аспекты политических,экономических, культурных и гуманитарных отношений. И 12 сентября 1990 года вМоскве министры иностранных дел шести государств-участников переговоров поформуле «2+4» подписали «Договор об окончательном урегулировании в отношенииГермании». В договоре впервые был зафиксирован окончательный характер внешнихграниц объединенной Германии, также выдвигалось обязательство не иметь и невыдвигать в будущем территориальных претензий, Германия торжественноподтвердила обязательство в том, что с ее земли будет исходить только мир, онаотказывалась от владения и распоряжения оружием массового поражения. Договором былопредусмотрено сокращение в течение 3–4 лет численности вооруженных силобъединенной Германии до 370 тыс. человек, также было определено, что СССР иГермания урегулируют условия и сроки пребывания советских войск в восточнойГермании, а также условия их вывода до 1994 года.
13 сентября в Москве министры иностранныхдел СССР и ФРГ парафировали Договор о добрососедстве, партнерстве исотрудничестве между СССР и Германией, подписать который предстояло после 3-гооктября – официально объявленной даты объединения Германии. Было объявлено, чтопо итогам достигнутой договоренности Федеративная Республика Германия взяла насебя обязательство по финансированию вывода Советских войск с территории бывшейГДР и обязывалась выплатить 12 млрд. марок СССР до конца 1994 года. Также,кроме этой суммы, СССР предоставлялся кредит в размере 3 млрд. марок сроком на5 лет. Тем самым, можно сказать, что Германия просто купила единство и непротивостояние этому СССР за 15 млрд. марок. Сумма, отданная за такое событие впринципе не большая, так как немцам объединительный процесс мог бы стоит оченьдорого, будь Советский Союз в тот период сильнее, чем весь Запад вместе взятый.

3. Германиясегодня: видимые следы раскола немецкой нации
Итак, с момента объединения прошло 18 лет.Уже успело смениться два правительства и с 22 ноября 2005 года на постуфедерального канцлера стоит человек, который родился в ГДР, лидер блока ХДС/ХСС– Ангела Меркель. Несмотря на то, что нация объединилась почти 20 лет назад,следы раскола можно увидеть до сих пор, и в этой главе мы их рассмотримподробней и попытаемся объяснить, как они влияют на социально-политическиепроцессы в стране.
Скорее всего, лучше всего начать с того,что нынешнее состояние в единой Германии можно характеризировать как одна нация– два общества. На самом деле, за сорок лет раздельного существования в двухгерманских государствах у немцев образовались разные, а иногда ипротивоположные по менталитету типы личности. Даже появились такие понятия как«осси» («восточники») и «весси» («западники»). Можно сказать, что между нимисложились не самые идеальные отношения. Западные немцы все еще смотрят на«осси» как на отсталых людей с вечным недовольством по поводу чего-нибудь, авосточные в свою очередь считают западников высокомерными и заносчивыми.Конечно же, ни о какой любви к своим восточным братьям говорить не приходиться,когда мы узнаем, что западники, должны платить высокие налоги из-за того, чтобольшая часть из них идет на дотации и развитие восточных земель Германии. Таксложилось исторически, что социалистическая восточная Германия на моментприсоединения и сейчас, конечно же, отстает в техническом плане от западныхземель. Тут меньше заводов, больше безработица (по отдельным структурноотсталым районам ровна 25%)[8] и естественнокое-где проскальзывает мнение, что в 1990 году произошла колонизация ГерманскойДемократической Республики Западной Германией, поскольку сразу же послеобъединения Германии «восточникам» стала насаждаться демократия с ее правами,свободами, обязанностями и рыночной экономикой, в результате чего довольнобольшое количество людей осталось без работы и средств для существования. Этоне могут простить Западной Германии до сих пор. Мы знаем, что одной из основныхпроблем современной Германии является низкая рождаемость и старение нации. По оценкам экспертов, если сейчас каждыйчетвертый житель ФРГ имеет возраст старше 60 лет, то в 2050-м году им будеткаждый второй[9]. Естественно,пожилые люди, прожившие большую часть жизни в восточной Германии с еесоциалистическим укладом ностальгируют по прежней жизни, где была уверенность вбудущее и стабильная заработная плата. Также хотелось бы упомянуть, чтовосточным немцам очень тяжело пробиться на высокие посты не только в бизнесе,но и в политике. Ярким исключением является Ангела Меркель. Мы знаем, что внемецком истеблишменте в основном присутствуют «весси», и они довольноскептически относятся к новичкам из восточной Германии, считая ихзакостенелыми, твердолобыми и недеятельными.
Безусловно, все этифакторы влияют на социально-политический процесс в Германии. Мы видим, что лишьодна партия в ФРГ представляет интересы «восточников» и это бывшая партия ПДС,которая ныне называется «Левая партия». Прочитав ее программу, мы убеждаемся втом, что она в действительности выступает за политику сближения Западной иВосточной Германии. Ключевым аспектом своей программы она ставит признание иуважение со стороны Западной части Германии к Восточной, в частности требуютравной зарплаты за одну и туже работу, поскольку данное равенство отсутствует всовременной Германии. Следующем требованием выдвигают отмену дискриминациипротив Восточной Германии в вопросе пенсий, так как пожилые «западники»получают намного больше своих восточных братьев. Эта партия борется за права молодыхлюдей, в частности в сферах образования, культуры, досуга и работы. Обращаетвнимание на то, что в восточных землях не уделяется столь большого вниманияэтим вопросам. Также вложение инвестиций и развитие в восточных регионахпромышленности, образования, высоких технологий, малого и среднего бизнесаявляются приоритетными задачами «Левой» партии. То, что было сказано выше иопределяет социально-политические процессы, как в Восточной, так и в Германии вцелом. Из-за этих проблем, у «осси» и «весси» и складывается неоднозначноеотношение к объединительному процессу. С одной стороны они понимают, что 18 летназад произошло объединение расколотой нации воедино, что также означало собойобъединение Европы и закрепления мира в ней, но в тоже время они видят, какаяпропасть образовалась между ними за 40 лет. Пока можно сказать, что нужнодовольно таки много времени для того, чтобы грани между «восточниками» и«западниками» стерлись и немцы зажили как по-настоящему единая нация, безмыслей о дискриминации на почве принадлежности восточным землям страны, илидумая о том, что «восточники» – «нахлебники», живущие за счет «западников».
Но это не единственные проблемы в стране,которые определяют ход социально-политических процессов. Во-первых, послеобъединения Германии в 1990 и в последующее годы в ФРГ хлынул поток иностранцевазиатского и африканского происхождения, что сейчас способствует ростуксенофобских настроений в стране и существенно снижает возможности дляпостроения «мультикультурного общества». Подавляющее большинство иностранцевявляются не политическими, а экономическими мигрантами, и в силукультурно-этнических и религиозных причин им трудно стать частью современногонемецкого общества. В частности, хотелось упомянуть, что, например, Берлинназывают третьим Стамбулом.
Во-вторых, Германия переживает проблемумассовой безработицы. С ее ростом возникла борьбаза рабочие места,отношение к «гастарбайтерам» становится все хуже, в западных землях этоиспользуется радикальными группировками, имеют место акты насилия; идути внутренние разбирательства между «гостями», в частности между турками икурдами.
Проблема социального неравенства включает в себя такие аспекты,как разные возможности получить хорошее образование, высоко оплачиваемуюработу, поддержание высокого уровня жизни, прежде всего для многосемейных ибедных пенсионеров. Перед правительством стоит цель – сокращение разрыва вдоходах между богатыми и бедными. Хотя Федеративная Республика Германия всегдасчиталась процветающей западной страной, 10% ее населения живет в бедности, чтоозначает необходимость получения социальной помощи со стороны государства[10].
Также в последнее время острой сталапроблема жилья и оплата коммунальных услуг. Проблема крыши над головой решаетсяправительством, поскольку в Германии существуют такие семьи, которые не могутпозволить себе снимать или покупать жилье, поэтому этот вопрос стоит наполитической повестке дня в ФРГ. Что же касается коммунальных услуг, тонаселение не устраивает высокие тарифы на водоснабжение, электроэнергию и тепло.Люди выступают за разумные цены в этой сфере, но вопрос все же считаетсянерешенным.
В целом же, Германия является развитойстраной во всех отношениях, но выше перечисленные проблемы, а в особенностипроблемы взаимодействия Восточных и Западных немцев останутся центральными наполитической и общественной повестке дня. В будущем к власти будут приходить тепартии, которые будут ставить приоритетом решение проблем, изложенных выше.

Заключение
Мы считаем, что будет правильно сказать,что 3-го октября 1990 года произошло событие мирового масштаба, которыеявляется важной вехой в истории человечества. Объединение Германии ознаменовалособой не только образование нового и сильного субъекта международного права, нои означало еще и то, что крупные и сложные международные проблемы можно решитьбез сражений и противодействий, а в атмосфере сотрудничества и дружелюбия.
Объединение Германии прямым образомповлияло на социально-политические процессы в Европе. Формально данное событиеможно считать окончанием холодной войны, конец противостояния междусоциалистическим и капиталистическим миром. Старый Свет понял, что на примереобъединения одной страны, должна стать единой и вся Европа. Больше не должнобыть социалистического лагеря на ее территории и буквально в течение несколькихлет его не стало. С приходом на политическую арену единой Германии поменялась иполитическая коньюктура Европы. Теперь всем приходилось считаться с мнениемнового, политически и экономически сильного игрока. Свою внешнюю политику Германия проводит всоюзе со своими партнёрами в Европе и НАТО. В рамках ЕС Германия благополучноразвивает двусторонние и многосторонние отношения. Можно сказать, что впоследнее время укрепилось сотрудничество Германии с Францией и Великобританиейв аэрокосмической промышленности, самолетостроении, в решении экологическихпроблем.
Народ же в свою очередь получил возможностьобъединиться, но в тоже время мы понимаем, что фактически сам процесс единениязаймет не одно десятилетие. Конечно же, лозунг «Мы – единый народ», который былвыдвинут во время процесса объединения, актуален и сегодня. Сейчас Германияпереживает период трудоемкой работы по устранению своих внутренних проблем. Кним можно отнести такие проблемы как интеграция Восточных земель, борьба сбезработицей, жилищный вопрос, улучшения качества оказываемых медицинских услуг(совсем недавно был разоблачен врач, который пользовался предметамиодноразового использования для осмотра разных людей, сэкономив на этом около 50тыс. евро), вопрос многокультурного общества в Германии, экологическиепроблемы, а также поднятие рождаемости и уменьшение смертности населения, и,конечно же, омоложение нации.
Можно не сомневаться в том, что, решив всеэти проблемы, Германия станет еще более сильным игроком на международнойполитической арене. Хотелось бы отметить, что исторически немцы это закаленнаянация, и объединение стало толчком для развития и укрепления этой нации ведином европейском пространстве.

Библиографический список
Источники
1.   Брандт В. Воспоминания /Пер. с нем. – М.: Новости, 1991. – 528 с.
2.   Конституции буржуазныхгосударств: Учеб. пособие / сост. В.В. Маклаков. – М.: Юрид. лит,1982. – 408 с.
3.   Основной законФедеративной Республики Германия. – Бонн: Ведомство печати и информацииФедерального правительства, 1998. – 136 с.
4.  Datenreport 2006. Zahlen und Fakten uber die BundesrepublikDeutschland. – Bonn: Bundeszentrale und politische. Bildung, 2006. – 572s.
 
Научнаялитература
1.   Германия в XX веке: учебное пособие/ А.И. Патрушев.– М.: Дрофа, 2004. – 432 с.
2.   Бетманаев А.М., Бяликов Т.А.,Галактионов Ю.В. История Германии: учебное пособие для студентоввузов в 3 т. – Т 2: От создания Германской империи до начала XXI века. – Кемерово:Кузбассвузиздат, 2005. – 624 с.
3.   Ватлин А.Ю. Германияв XX веке. – М.: «Российскаяполитическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 336 с.
4.   Павлов Н.В. СовременнаяГермания. Учебное пособие по страноведению. – М.: Высшая школа, 2005. – 567 с.
5.   Павлов Н.В. Объединениеили рассказ о решении германского вопроса с комментариями и отступлениями. –М.: ИПО «Полигран», 1992. – 232 с.
6.   Дашичев В.И.«Германский вопрос»: воспоминания о будущем (Размышления, навеянные книгой «М. Горбачеви германский вопрос. Сборник документов 1986–1991») // Современная Европа.– 2008. – №3. – С. 90–102.
7.   Максимычев И.Ф. ПадениеБерлинской стены. Записки очевидца // Новая и новейшая история. – 2000. – №4.– С. 128 – 135.
8.   Мютцених Р. Германия:первые шаги «большой коалиции» // Мировая экономика и международныеотношения. – 2006. – №5. – С. 19 – 27.
9.   Павлов Н. Берлин –Москва: стратегия «нового реализма» // Мировая экономика и международныеотношения. – 2004. – №9. – С. 57 – 69.
10.      ПавловН. Германия между Бонном и Берлином // Международная жизнь. – 2004. – №3.– С. 87 – 98.
11.      Романова Е.В. Региональныекластеры и конкурентная экономика Германии (на примере Восточной Германии) //Современная Европа. – 2008. – №2. – С. 90–104
12.      Филитов А.М. Советскаяполитика и объединение Германии (1989–1990 гг.) // Отечественнаяистория. – 2004. – №6. – С. 45 – 60.
13.      Ходов Л.Г. Германия:жилье для малообеспеченных // Современная Европа. – 2007. – №4. – С. 122–127
 
Интернет-ресурсы
1.   Внутренняя и внешняя политика Германии // germaniya.net/administrativno-politicheskoe-ystroistvo-germanii/vnytrennyaya-i-vneshnyaya-politika-germanii.html.
– рус.
2.   Волгин С.Г. ПарламентГермании вчера и сегодня // www.council.gov.ru/files/journalsf/item/20060922111643.pdf. – рус.
3.   Итоги председательства Германии вСовете ЕС // www.bischkek.diplo.de/Vertretung/bischkek/ru/03/Seite__EU__Praesidentschaft.html. – рус.
4.   Кудряц Е.В. СовременнаяГермания. Взгляд изнутри // world.lib.ru/k/kudrjac_ewgenij_witalxewich/germany1.shtml.
– рус.
5.   Кузьмин И. Германия сегодня // www.nasledie.ru/oboz/N06_96/6_05.HTM. – рус.
6.   Наринский М. Михаил Горбачев иобъединение Германии // zhurnal.lib.ru/f/feller_wiktor_walentinowich/sov_germany.shtml.
– рус.
7.   Падение Берлинской стены иобъединение Германии // www.dw-world.de/dw/article/0,2144,1580283,00.html.– рус.
8.   Социально-экономическое развитиеГермании // catalog.fmb.ru/germany3.shtml.
– рус.
9.   Феллер В.В. СовременнаяГермания // zhurnal.lib.ru/f/feller_wiktor_walentinowich/sov_germany.shtml.
– рус.
10.      Шиндлер Э.Появится ли аист на крыше немецкого дома? // demoscope.ru/weekly/2006/0263/gazeta012.php. – рус.
11.      FederalStatues of «Die Linke» //http://die-linke.de/fileadmin/download/international/federal_statutes.pdf. – англ.
12.      KeyProgrammatic Points of «Die Linke» //http://die-linke.de/fileadmin/download/international/programmatic_points.pdf. – англ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.