Повышение профессионализма
тренера как один из ведущих факторов роста спортивного мастерства cпортсменов
Президент Городской федерации
бокса И.С. Колесник, Ульяновск
Проблемой поиска инновационных
подходов к повышению тактической и стратегической подготовленности спортсменов
в каждом виде спорта должны заниматься тренеры. Именно тренер должен получать
новую информацию об особенностях методики подготовки боксеров в разных
регионах, странах, национальных школах и своевременно ее перерабатывать и
трансформировать с учетом личного опыта практической деятельности в
принципиально новый подход к разработке собственной информативной методики. О
наличии творческого подхода наставника к достижению его подопечными спортивного
мастерства свидетельствует прежде всего динамика устойчивого прироста
показателей тренированности по всем основным направлениям спортивной
подготовки.
Для доказательства выдвинутого
положения - зависимости роста от степени профессионального мастерства
спортивного педагога - нами было предпринято специальное исследование. В трех
спортивных школах, специализирующихся в подготовке боксеров, были выявлены
тренеры, желающие принять участие в данном педагогическом эксперименте. 7
тренеров с высшим специальным образованием, но с разным опытом практической
деятельности (от 3 до 18 лет тренерского стажа) в возрасте 26 - 46 лет вошли в
состав экспериментальной группы (ЭГ), остальные 6 человек, также с разным
уровнем теоретической и практической подготовленности и возрастом, составили
контрольную группу (КГ). Перед началом эксперимента спортсмены, ученики,
участвующие в эксперименте тренеров, прошли тестирование по общей, специальной
физической и технико-тактической подготовленности. Кроме того, учитывались их
достижения по результатам участия в соревнованиях за предыдущий год.
Для тренеров ЭГ и КГ был
разработан специальный опросник, позволяющий определить следующие важные
данные, характеризующие стремление педагога к расширению своего кругозора и
повышению профессионального уровня:
- знание тренером
научно-методических публикаций по методике подготовки боксеров разной
квалификации и другим вопросам воспитания и тренировки;
- перечисление наиболее значимых
лично для данного тренера вопросов, нашедших отражение в той или иной работе;
- умение объективно оценивать
информацию, содержащуюся в той или иной научно-методической публикации;
- готовность к применению в
собственной практике подготовки боксеров новинок, заслуживающих внимания и
нашедших отражение в специальной литературе;
- практическое применение
рекомендаций ученых-исследователей в учебно-тренировочном процессе.
Один раз в неделю мы знакомили
тренеров ЭГ и КГ с различными системами упражнений, используемыми спортсменами
высокого класса на разных этапах своей подготовки; новыми методическими
приемами, позволяющими более доходчиво излагать особенности различных форм и
видов тактики ведения боя, использования различных дистанций в процессе
поединка; современными разработками тренажеров и тренажерных устройств,
специализированных в области развития ведущих двигательно -координационных
качеств, и т.д.
Спортивные педагоги получали
возможность убедиться в целесообразности использования разнообразных тестов для
определения разных видов подготовки спортсменов на том или ином этапе
тренировки в зависимости от поставленных задач; применения простейших
технических средств контроля за основными параметрами выполняемых двигательных
действий (миллисекундомера, динамометра и их различных модификаций);
разнообразных приспособлений, имитирующих изображение человека с обозначенными
зонами для выполнения ударных действий, что способствовало повышению их
точности; подвешенных груш, мешков со специальными разметками, имеющих
конкретную методическую направленность.
Тренеры, входивших в ЭГ на
добровольной основе, как правило, живо откликались на все предложения по
модернизации учебно-тренировочного процесса и охотно принимали на вооружение
рекомендуемые нами комплексы физических упражнений для решения конкретных задач
тренировки. Шесть тренеров из семи силами занимающихся подготовили по нашим
эскизам специальные щиты-тренажеры различной методической направленности,
приобрели динамометры и миллисекундомеры с соответствующими приспособлениями
для измерения силы ударных воздействий в разных условиях и ситуациях
боксерского поединка, обусловленных тактическим замыслом тренера.
Мы использовали также методику
приобщения спортивных педагогов к разработке новых вариантов предложенных нами
двигательных заданий с целью формирования у них творческого подхода к
содержанию каждого учебно-тренировочного занятия. Необходимо отметить, что
педагоги проявили очевидную заинтересованность и активность, так как понимали и
на собственном опыте убеждались в том, что предложенный нами подход к
организации и проведению занятий стимулировал активность занимающихся,
способствовал повышению их заинтересованности. Это выражалось в большом
количестве подходов к выполнению тех или иных заданий, стремлению получить
обратную информацию о параметрах каждого двигательного действия и т.д.
В КГ спортивные педагоги
проводили тренировочные занятия в обычном режиме, используя традиционные,
устоявшиеся способы организации и проведения занятий, не отвлекаясь на
ненужные, по их мнению, малопонятные новшества. Некоторые просили разрешения
ознакомиться с творческими заданиями, не применяя их в своей практической
деятельности.
Через полгода после начала нашего
исследования был проведен повторный опрос тренеров ЭГ и КГ с тем же перечнем
вопросов. Педагоги ЭГ не только лучше ориентировались в особенностях каждого
задания, но быстрее и правильнее называли работы и их авторов по проблеме, на
их взгляд, более значимой и актуальной. Они лучше ориентировались в
особенностях методики подготовки боксеров ведущими тренерами страны, а также
перечисляли отличительные особенности деятельности национальных школ бокса.
Практически все тренеры ЭГ на
своих занятих использовали предложенные нами новые комплексы физических
упражнений, направленные на повышение уровня развития ловкости и точности
нанесения нападающих ударов. Их ученики стали пробовать себя в разных формах
ведения боя, стремились к поиску оптимального темпа и ритма движений в каждом
раунде. Значительно возрос арсенал используемых ими финтов и специальных
подготовительных действий. Наблюдения показали повышение плотности
учебно-тренировочных занятий, увеличение разнообразия используемых средств и
методов подготовки.
Повторное тестирование уровня
физической, тактико-технической подготовленности боксеров по тем же тестам
показало, что в ЭГ тренеров уровень спортивного мастерства учеников существенно
выше.
Таким образом, проведенные
исследования подтвердили, что уровень профессионального мастерства тренера
обусловлен постоянным развитием и совершенствованием направлений и подходов в
подготовке спортсменов высокого класса, что обусловлено изменениями в
социальной, экономической и других сферах нашей жизни, улучшением условий
подготовки спортсменов, в том числе материально-спортивной базы, внедрением в
учебно-тренировочный процесс новейших достижений, современных разработок,
тренажеров, тренажерных устройств, специального инвентаря и другого
оборудования. Жизнь не стоит на месте, и, чтобы успешно учить других, нужно
постоянно учиться самому.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru