Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Результаты полувекового изучения соматических особенностей и физических качеств детей и подростков

Результаты полувекового изучения
соматических особенностей и физических качеств детей и подростков

Доктор медицинских наук, профессор,
член-корреспондент ЕА АМН,  заслуженный
работник высшей школы РФ Р.Н. Дорохов 
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и
туризма, Смоленск

Проблемы роста и развития ребенка
в медико-биологическом и педагогическом плане продолжают оставаться в центре
внимания специалистов различных областей знаний. Гетерохронность развития основных систем
жизнеобеспечения человеческого организма детально изучена на протяжении
последних десятилетий. Наработки исследователей спортивных дисциплин свидетельствуют
о необходимости интеграции этих знаний о человеке и рассмотрения новых позиций
в оздоровительной и адаптивной физической культуре [2, 6, 23]. Имеющиеся в
литературе данные рассчитаны на какого-то не существующего "усредненного
человека", не учитывают ни соматического типа, ни варианта биологического
развития. Расхождения реальных измерений со "стандартными" особенно
заметны в подростковом возрасте [3, 15].

Задачей исследования было изучить динамику
ростовых процессов организма в целом, его соматических компонентов и силовых
характеристик 13 основных мышечных групп методом продольных наблюдений в
течение 5-13 лет при различных двигательных режимах. За истекший 45-летний
период наблюдений разработаны оригинальный метрический метод соматодиагностики
[7], оценки силового типа [3, 4], оценки выраженности мышечной массы [5, 12],
педагогический метод тестографии [20], компьютерный метод и программа
соматодиагностики [10], пантографический метод оценки подвижности отделов
позвоночного столба [11, 12]. Изучены изменения костей при статических,
статодинамических и динамических тренировочных нагрузках [22], разработан
безэталонный метод денситометрии [10, 8]. Все инновационные работы выполнены
под руководством профессора Р.Н. Дорохова. Они защищены 46 рационализаторскими
предложениями, 4 авторскими свидетельствами, 6 докторскими и 39 кандидатскими
диссертациями. В выполнении широкого плана исследований кафедры принимали
участие сотрудники спортивных кафедр СГИФКа, аспиранты и соискатели, сотрудники
Смоленской государственной медицинской академии [9, 15, 18] и Ростовского
государственного медицинского университета [21].

Широко использовались методы: соматометрии,
компьютерной соматодиагностики, тензодинамографии, ступенчатой
тензодинамографии, гониометрии, педагогическое тестирование, тестография,
факторный, кластерный, корреляционный анализы, оценка вариативности.

Располагая материалом продольных наблюдений
за более чем 10 тысячами детей, можно говорить о некоторых закономерностях,
выявленных в детских коллективах за период с 1966 г. по настоящее время. Были
определены возрастные интервалы между измерениями, позволяющие объективно
выявлять гетерохронность роста и развития. У детей с 3 до 4 лет - это три
месяца, с 5 до 7 лет - полгода. Обстоятельная работа Ю.С. Куршаковой [13]
создала научную основу для интервальных измерений при изучении продольных,
поперечных и глубинных размеров тела детей и подростков. Рекомендуемый в
литературе шаг измерений непригоден при педагогических исследованиях, так как
изменения двигательных умений связаны со зрелостью нервной системы. В возрасте
3-4 лет дети приобретают новые навыки за месяцы, на которые в возрасте 10-14
лет тратится значительно больше времени (прыжки со скакалкой, хореографические
навыки, координация движений).

· Для детей от 3 до 4 лет шаг измерений
должен быть равен 3 месяцам, это относится к обхватным размерам и толщине
жировых складок.

· Длина тела должна измеряться через каждые
6 месяцев из-за низкой точности антропометрических измерений.

· В пуэрильном периоде измерения размеров
сердца, толщины компактного и губчатого вещества костей должны проводиться
методом эхографии не реже 1 раза в 3 месяца.



Рис.1. Корреляционные связи силы мышц с
соматическими типами и вариантами развития

· Сравнение материалов продольных размеров
тела и его звеньев, полученных в период с 1966 по 1976 г. и с 1978 по 1988 г.,
выявило существенные сдвиги во времени увеличения интенсивности прироста
изучаемых показателей, это дало право говорить о децелерации и трофической
недостаточности.

· За десятилетие происходит изменение в
двигательных характеристиках, создается впечатление, что сравниваются две разные
популяции. Это требует пересмотра сроков возникновения сенситивных периодов и
их продоложительности.

· Установлены возрастные периоды увеличения
жировой и мышечной массы тела. У лиц различных вариантов биологического
развития вначале происходит увеличение жировой массы, а через 8-15 месяцев
отмечается увеличение мышечной массы.

· Прирост силы мышц не совпадает с
приростом мышечной массы звеньев тела, расхождение составляет 7-9 месяцев.

Выявлены закономерности приростов
результатов при педагогическом тестировании, а также сроки формирования умений
и навыков в выполнении двигательных тестов. Период усиленного роста длиннотных
размеров конечностей сопровождается нарушением координации движений и снижением
прироста скоростно-силовых и росто-весовых показателей [17, 24]. В
препубертатном периоде отмечаются высокие корреляционные связи габаритных
показателей с результатами силовых и скоростно-силовых упражнений, в
пубертатном периоде усиливается влияние варианта развития (рис.1).

Вариант биологического развития
(укороченный А, банальный В, растянутый С) - величина иного порядка и по
информативности не равна оценке величины "биологической зрелости".
Первый характеризует временные показатели и перспективы продолжительности роста
и развития ребенка, второй - только состояние зрелости ребенка на момент
обследования. Это важное принципиальное различие, имеющее прогностическое
значение в спортивной практике.

Разработан объективный метод оценки
варианта биологического развития, который дополняет соматодиагностику [8].
Соматический тип оценивается по линии нано-мегалосомии, а также по
компонентному варьированию жировой, мышечной и костной масс и пропорциям длин
звеньев тела. Все расчеты проводятся по единой, разработанной автором,
оригинальной методике [5, 7]. Использование метода соматодиагностики и его
компьютерного варианта [10] стало основой индивидуально -соматохронного метода
тренировки и дало хорошие результаты при формировании физических качеств у
детей, занимающихся в ДЮСШ, в школах олимпийского резерва и при работе с детьми
с начальными стадиями сколиоза [19, 24], с избыточной массой тела и в
клинической практике [9, 15, 21]. Однако при первичном и оперативном отборах в
виды спорта этих соматических данных оказалось недостаточно.

С 1990 г. ведется активный поиск минимально
достаточных соматических показателей (маркеров) физических возможностей
ребенка. С этой целью дополнительно разработаны методы оценки топографии
(расположения) мышечной массы вдоль тела, а также ее распределения в отдельных
звеньях тела [8]. Выделены верхний, нижний и гармоничный типы выраженности
мышечной массы (рис. 2). Дополнительно был разработан метод реперной техники
оценки отдельных мышечных групп, позволяющий определить генетическое
распределение мышечной массы в отдельных звеньях тела, а также фенотипические
изменения под влиянием целенаправленных тренировок [1, 4]. Этот метод
используется в спортивной практике при направленном совершенствовании
физических качеств [22].

С использованием ступенчатой динамометрии
определены "силовые типы" детей и подростков: сгибательный,
разгибательный, гармоничный [4]. Многолетние занятия спортом приводят не к
смене силового типа ребенка, а к его усилению. Особенно ярко это прослеживается
в генезе спортсменов, достигших спортивных вершин.

В заключение отметим, что результаты
использования новых соматических методов исследования в педагогической
(тренерской) практике позволили объективизировать прогностические заключения
при первичном, оперативном и стратегическом отборах, дополнили теоретические разделы
о росте и развитии детей и подростков, а также дали возможность объективно
повысить эффективность методов, используемых в адаптивной и оздоровительной
гимнастике. Работы смоленских спортивных морфологов вносят новое в
теоретические и практические исследования интегративной антропологии и
здоровьесберегающие методики.



Рис. 2. Распределение мышечной массы: А -
верхний тип; Б - равномерный тип; В - нижний тип
Список литературы

1. Губа В.П. Возрастные основы
формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в
различных видах спорта: Докт. дис. М., 1997.

2. Долль-Тернер Г. Адаптивная
физическая активность - развитие и требования международной практики //
Адаптивная физическая культура. 2005,
№ 1, с. 2-6.

3. Дорохов А.Р. Развитие силовых
качеств девочек 7-12 лет различных соматических типов и вариантов развития:
Канд. дисс. Малаховка, 1993.

4. Дорохов Р.Н. Развитие силовых
качеств школьников 7-11 классов различных соматических типов и вариантов
развития: Канд. дис. М., 1997.


5. Дорохов Р.Н. Алгоритм оценки
соматического и силового типа детей дошкольного и младшего школьного возраста. Смоленск, 1979. - 41 с.

6. Дорохов Р.Н. Очерки об
оздоровительной физической культуре, Смоленск, 2002. - 128 с.

7. Дорохов Р.Н. Соматические типы
и варианты развития детей и подростков: Докт. дис. М., 1984.

8. Дорохов Р.Н., Губа В.П.
Морфо-биомеханическая оценка юного спортсмена. Смоленск, 1995. - 123 с.

9. Дорохов Р.Н., Губа В.П.
Спортивная морфология: Учеб. пос., М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 236 с.

10. Дорохов Р.Н., Левченков В.А.
Компьютерные программы оценок соматических типов и вариантов развития //
Новости спортивной медицины и антропометрии. М., 1993, № 3, с. 86-87.

11. Зайцев А.А. Динамика
физической и технической подготовленности юных футболисток различных
соматических типов и вариантов развития: Канд. дис. Малаховка, 1994.

12. Зернова Н.И. Развитие
доношенных и недоношенных детей на первом году жизни: Канд. дис. М., 1996.

13. Кобзева Л.Ф. Педагогическая
оценка техники с учетом морфологических данных лыжниц-гонщиц: Канд. дис. Л., 1989.

14. Козлов А.П. Безэталонная
оценка минерализации костей // Медицина, подросток, спорт, Смоленск, 1975, с.
44-47.

15. Кондрашев А.В. Возрастные и
типовые особенности функциональной рентгенанатомии сердца: Докт. дис. СПб., 1998.

16. Кузьменко Ю.Д.
Морфофункциональные особенности позвоночника спортсменов некоторых видов
спорта: Канд. дис. Смоленск,
1973.

17. Кузьменко Ю.Д., Дорохов Р.Н.
Ступенчатая динамометрия // Подросток - спортсмен, Смоленск, 1997. - 130 с.

18. Легоньков С.В. Формирование
навыков игры в волейбол у школьников различных соматических типов и вариантов
развития: Канд. дис. М., 1985.


19. Легонькова Т.И. Сомато- и
кардиометрическая характеристика детей 3-6 лет: Канд. дис. СПб., 1993.

20. Никитюк Б.А. Факторы роста и
морфофункционального созревания организма, М.: Наука, 1978. - 118 с.

21. Новикова М.А. Педагогические подходы
к оздоровлению девочек 3-7 лет: Канд. дис. М., 1997. - 134 с.

22. Садчикова Л.И. Соматические и
педагогические компоненты оздоровительной физической культуры с детьми младшего
школьного возраста: Канд. дис. Смоленск,
2003.

23. Семенов В.Г. Теоретико-методологические
основы адаптации двигательного аппарата спортсменов: Докт. дис. М., 1997.

24. Смольякова Н.И.
Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы девочек в связи с их
соматотипологическими характеристиками: Канд. дис. Смоленск, 1984.

25. Сулимов А.А. Оздоровление
подростков с нарушением осанки средствами физической культуры при
типологическом подходе: Канд. дис. Смоленск, 2000.

26. Чаплыгина Е.В. Характеристика
анатомических компонентов, определяющих соматический тип детей первого детства:
Канд. дис. Ростов-на-Дону,
1996.

27. Чернова В.Н., Маркевич А.В.
Рентгенометрические характеристики костей кисти // Интегративная антропология -
медицине, спорту,. Смоленск,
2004, с. 33-38.

28. Шершавенко Е.А. Интегративный
подход к исправлению дефектов осанки девочек 13-14 лет средствами волейбола:
Канд. дис. Смоленск, 2002. -
186 с.

29. Яковлев А.Н.
Дифференцированная методика воспитания физических качеств девушек 15-17 лет:
Канд. дис. Смоленск. 2003.

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.