К решению проблемы формирования
здорового образа жизни населения России
Доктор педагогических наук,
профессор, отличник народного просвещения, заслуженный работник физической
культуры Российской Федерации П.К. Дуркин
Кандидат педагогических наук, доцент М.П. Лебедева Архангельский государственный технический
университет, Архангельск
Государственный Совет Российской
Федерации поставил задачу более широкого использования потенциала физической
культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения нашей страны.
Решение Госсовета России
обсуждается на разных уровнях управления физкультурно -спортивным движением,
где принимаются разного рода постановления, программы, планы, выдаются, к
сожалению, далеко не всегда научно обоснованные рекомендации. Есть опасение,
что вдохновленный решениями Госсовета чиновничье-бюрократический аппарат
России, как в былые советские времена, начнет "управлять" процессом оздоровления
нации, используя методы и приемы тоталитарного режима.
Уже сейчас открыто высказываются чувства
ностальгии по прежнему ГТО, массовым стартам неподготовленных людей с
нагрудными номерами. Мы спрашиваем нынешних, уже немолодых россиян: "Кто
заставлял Вас испытывать эти муки?" И слышим такие ответы:
"Преподаватели школ, вузов, инструкторы физкультуры; партийные,
профсоюзные и комсомольские лидеры". Каждый шантажировал по-своему: низкой
оценкой за четверть - в школах, незачетом по физвоспитанию - в вузе; критикой
на всевозможных собраниях, заседаниях, а также лишением различных поощрений - в
производственных коллективах и учреждениях.
Итог такого насилия над людьми с помощью
системы существовавшего ГТО и массовых стартов печален. Из прошедших эту систему
нынешних взрослых россиян занимается физической культурой и спортом - по разным
данным, всего 1-2%. Неужели мы снова наступим на те же грабли? Думается, нет. В
настоящее время имеются достаточно убедительные теоретические и
экспериментальные данные [1, 3, 6, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 22 и др.], которые не
должны позволить направить процесс оздоровления россиян в прежнее русло.
Не вдаваясь глубоко в теорию формирования
здорового образа жизни человека, в данной статье мы напомним лишь некоторые
теоретические позиции и дадим ряд практических рекомендаций. Эти позиции и
рекомендации получили экспериментальное подтверждение [9], правильность их
подтверждается и нашей практической деятельностью [10].
Основным компонентом здорового образа жизни
человека является его личная физическая культура [6,10,14,15,17 и др.]. Это
часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет
рациональное использование человеком одного или нескольких видов физкультурной
деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного
состояния [10,14]. То есть личная физическая культура воспитывается и
проявляется в физкультурно-спортивной деятельности [8,10,12,13,14].
Естественно, когда человеку (школьнику,
студенту, производственному работнику, служащему) задаются просто нормативы,
это не является для него деятельностью. Физкультурно-спортивная практика уже
давно изобрела виды двигательной деятельности (виды спорта, традиционные и
нетрадиционные системы физических упражнений), где ставятся цели, задачи,
определяются средства и методы их решения, фиксируются поэтапные результаты,
вносятся соответствующие коррективы в учебно-тренировочный процесс и т.д.
Стержнем любой деятельности является
потребностно-мотивационный компонент. Потребность в движениях, потребность в
физическом совершенствовании, потребность в сохранении и укреплении здоровья -
вот психологические основы мотивации занятий физической культурой и спортом
[9]. Под мотивацией таких занятий следует понимать их смысл, мотивы, цели,
эмоции. Все эти компоненты мотивации мы рассматриваем в единстве.
Все начинается в дошкольных детских
учреждениях и в школе. Здесь следует пояснить, что у самых младших
представителей человеческого рода мотивация воспитывается и формируется на
основе естественной потребности в движениях, новых впечатлениях, в новой
информации, в общении.
Мотивацию следует различать как внутреннюю,
так и внешнюю - по отношению к ребенку, школьнику, студенту и к человеку вообще
[9, 20]. Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом формируется
в результате внутренней мотивации, которая возникает тогда, когда внешние
мотивы и цели соответствуют возможностям занимающегося, то есть являются для
него оптимальными (не слишком трудными и не очень легкими), и когда он понимает
субъективную ответственность за их реализацию ("Я"-концепция) [3, 9,
10, 16].
Успешная реализация таких мотивов и целей
вызывает у него вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной
инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация
возникает также тогда, когда занимающиеся испытывают удовлетворение от самого
процесса, условий занятий, характера взаимоотношений с педагогом, товарищами по
группе (классу) во время этих занятий [9, 20].
Вместе с тем как чрезмерно трудные, так и
чрезмерно легкие режимы внешней мотивации дают противоположный эффект:
внутренняя мотивация и интерес не формируются; в первом случае возникают эмоции
тревожности, неуверенности в себе, во втором - эмоции скуки и равнодушия
[9,20]. Это признается как нарушение экологического равновесия [1].
Перечисленные концептуальные положения
относятся к любому виду физкультурно-спортивной деятельности, и их следует
соблюдать в любой программе по физическому и физкультурному [10,17] воспитанию
молодежи. Однако внешняя и внутренняя мотивации должны существовать в
диалектическом единстве. Активная, целеустремленная деятельность занимающегося
не может побуждаться только одними успехами или только одними неудачами [9,20].
Все должно быть сбалансировано. Поэтому мотивация занятий физической культурой
должна носить многоуровневый характер: от дальних перспектив в физическом
совершенствовании до ближайших целей и задач, посильных для реализации в данный
момент. Безусловно, цели и задачи должны быть индивидуальными, то есть
личностно ориентированными [9].
Как же педагогу определить, какими мотивами
руководствуются занимающиеся: внешними или внутренними? Для этого нужно
предоставить им реальную возможность заниматься физическими упражнениями по
собственной инициативе, и если они продолжат занятия - это будет означать, что
в основе данной двиагательной деятельности лежат внутренние мотивы. При этом
занимающиеся должны быть уверены, что при свободе выбора решения их никто не
будет ни поощрять, ни наказывать [20].
Процесс формирования интереса к занятиям
физической культурой и спортом - это не одномоментный, а многоступенчатый
процесс: от первых гигиенических знаний и первого знакомства с физическими
упражнениями до глубоких психофизиологических знаний и интенсивных занятий спортом.
Занятия спортом - это одна из возможных ступеней процесса физического и
духовного совершенствования человека [9]. Каждый спортсмен впоследствии должен
будет вновь переключиться на систематические занятия физической культурой.
На основе высокоразвитого интереса к
занятиям физической культурой и спортом возникает вторичная (духовная)
потребность в физическом самосовершенствовании, сохранении и укреплении
здоровья. Эта потребность должна сохраняться у человека на протяжении всей его
жизни. При этом следует помнить, что на ее основе могут возникать новые мотивы
и интересы в зависимости от социально-бытовых, производственных условий,
возраста человека и развития его личностных качеств.
Важным моментом в формировании личной
физической культуры является организация физкультурно-спортивной деятельности
занимающихся с учетом интересов к определенным ее видам на переходных этапах
становления личности человека: школа (гимназия) - лицей (колледж) - вуз -
производство (служба).
Проведенные нами исследования показали, что
до поступления в вуз у наших первокурсников сформированы интересы в основном к
следующим видам физкультурно-спортивной деятельности: к занятиям футболом,
баскетболом, атлетической и ритмической гимнастикой. В соответствии с
интересами студентов мы приобрели и оборудовали материально -техническую базу:
два игровых зала, зал атлетической гимнастики, четыре зала ритмической
гимнастики, стадион, на котором оборудовали восемь площадок для мини-футбола.
Систематическое изучение мотивации и
процесса становления интереса к занятиям физической культурой и спортом -
важнейшее условие воспитания личной физической культуры человека. И пока не
будут созданы условия для реализации сформированных целенаправленно или
сформировавшихся спонтанно интересов, личной физической культуры у него не
будет, а следовательно, не будет основы здорового образа жизни. Внутренняя
мотивация и интересы личности к определенным видам физкультурно-спортивной
деятельности зависят не только от теоретических знаний, двигательных умений и
навыков, которыми можно легко овладеть в достаточном объеме, но и от многих
биологических, физиологических, антропометрических (конституциональных),
психологических и психомоторных особенностей человека, которых изменить никто
не может, они определены генетической природой [4,6,16].
Можно дать следующие практические
рекомендации для изучения мотивации и интересов у школьников, студентов и
работающих россиян.
Состояние и особенности мотивации занятий
физической культурой можно выявить с помощью анонимного анкетирования. Вопросы
анкеты могут быть самыми разнообразными (в зависимости от возраста
занимающихся) и носить как прямой, так и косвенный характер. Например,
"Почему ты посещаешь уроки физкультуры?" - прямой вопрос. "Стал
бы ты посещать уроки физкультуры, если бы …?" - косвенный вопрос.
В анкетах даются предполагаемые варианты
ответов на поставленные вопросы. Каждый ответ показывает определенный мотив
занятий физической культурой. Можно предлагать (в зависимости от задач
анкетирования) либо просто ответить на вопрос однозначно - "да",
"нет", либо против каждого ответа поставить балл, показывающий,
насколько данный ответ подходит для занимающегося: "5" - уверенно
"да"; "4" - больше "да", чем "нет";
"3" - не уверен, но знаю; "2" - больше "нет", чем
"да"; "1" - уверенно "нет".
По этим баллам мы судим о силе отдельных
мотивов. Следует разрешать занимающимся давать свои ответы, не содержащиеся в
анкете, а также ставить одинаковые баллы за разные ответы.
Затем анкеты группируются в зависимости от
частных задач исследования (по классам, по группам, по школам, по факультетам,
по возрасту и т.д.). Количество однозначных ответов суммируется, а с баллами
производятся математико-статистические расчеты, применяемые в
социально-педагогических и социально -психологических исследованиях [9,19,20]:
высчитываются средние арифметические величины, сигмы, ошибки и достоверность
различия средних величин.
При определении уровней становления
интереса, как психологической основы личной физической культуры, применяем
метод самооценки интереса ("шкалу интереса"), метод экспертных оценок
интереса, а также "ситуацию выбора".
Метод самооценки интереса ("шкала
интереса"). Занимающимся раздаются тетрадные листы бумаги в клеточку. В
середине листа проведен вертикальный отрезок длиной 10 см с указанием верхнего
окончания отрезка словом "верх", и нижнего - "низ".
Занимающимся разъясняется, что каждый из них должен сделать отметку уровня
своего интереса на отрезке с учетом того, что верхний конец отрезка означает
максимальный интерес (100%).
Так можно выявить интерес не только к
отдельным видам физкультурно-спортивной деятельности, но и к видам
оборудования, инвентаря, к методическим приемам, к отдельным занятиям (урокам)
и к занятиям (урокам) в целом. Педагог (руководитель) по отметкам на отрезке
высчитывает вначале процент интереса у каждого учащегося, а затем средний
процент в группе (классе).
Метод "ситуации выбора".
Занимающимся предлагается выбрать тот или иной вид физкультурно -спортивной
деятельности, тот или иной снаряд, оборудование, тренажер, игру и т.д. по
желанию (что интереснее). Подсчитывается количество выбравших данный вид
деятельности, объект, предмет, игру и т.д.
Экспертная оценка интереса производится во
время наблюдения за занимающимися. Интерес проявляется на разных уровнях и
признаки его проявления могут быть различными в зависимости от возраста
занимающихся. Приведем пример со школьниками [9,19].
Первый уровень становления интереса.
Признаками считается активное включение в
выполнение заданий; жадное восприятие показа и объяснения упражнений; сильная
сосредоточенность на заинтересовавшем упражнении; отсутствие отвлечений;
возникновение вопросов в процессе двигательной деятельности; желание как можно
дольше выполнять упражнения; оживление школьников, появление радости на лицах;
блеск широко раскрытых глаз; напряженность и устремленность вперед, чтобы лучше
видеть и слышать.
Второй уровень. Показателями считаются
особенности поведения и деятельности учащихся вне урока: после урока ученики не
уходят, а окружают учителя, задавая ему вопросы или высказывая собственные
суждения по интересующей проблеме; наблюдаются беседы и споры между самими
учащимися, добровольное взятие на себя заданий для самостоятельной работы.
Третий уровень становления интереса - это
особенности всего образа жизни, возникающие под влиянием интереса к тем или
иным видам физкультурно -спортивной деятельности: занятия этим видом в
свободное от школы время, посещение соответствующих кружков физкультуры,
спортивных секций.
Первый и второй уровни интереса
определяются вместе (суммируется количество учащихся, проявивших интерес на
этих уровнях). Показатели интереса, полученные в "ситуации выбора",
сравниваются и делаются выводы по количеству учащихся, проявивших интерес к
тому или иному виду физкультурно-спортивной деятельности, тому или иному
снаряду, оборудованию, тренажеру, игре и т.д. А данные, полученные при
экспертных оценках интереса в разных группах (классах), могут не только
сравниваться, но и определять достоверность различия этих показателей по непараметрическому
методу критерия знаков [9]. При математико -статистической обработке данных
самооценки учащихся с помощью "шкалы интереса" можно производить
следующие расчеты: высчитывать средний процент интереса в группе (классе),
сигму, ошибки и достоверность различия средних арифметических величин в разных
группах (классах) [9].
Список литературы
1. Абзалов Р.А., Зиятдинова А.И.
Экология физической культуры человека //Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 8,
с. 53.
2. Асмолов А.Г. Психология
личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
3. Бальсевич В.К. Феномен
физической активности как социально-биологическая проблема //Вопросы философии.
1981,- № 8, с.18-22.
4. Бальсевич В.К. Физическая
подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека
(методологический, экологический, организационный аспекты) //Теор. и практ.
физ. культ. 1990, №1, с. 22-26.
5. Бальсевич В.К.
Интеллектуальный вектор физической культуры человека (К проблеме развития
физкультурного знания) //Теор. и практ. физ. культ. 1991, №7, с. 37-41.
6. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И.
Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ.
1995, № 4, с. 2-4.
7. Выдрин В.М. Физическая
культура и ее теория //Теор. и практ. физ. культ. 1986, № 5, с. 24-27.
8. Деятельностный подход в
психологии: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. /АПН СССР, НИИ общ. и пед.
психол. - М.: АПН СССР, 1990. - 180 с.
9. Дуркин П.К.
Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической
культуре: Автореф. докт. дис. Архангельск,
1995. - 43 с.
10. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К
проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов
//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000, № 2, с. 50-53.
11. Кардялис К.К. Педагогические
основы информационного воздействия на отношение школьников к
физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. докт. дис. М., 1990. - 40 с.
12. Леонтьев А.М. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
- 304 с.
13. Лотоненко А.В., Стеблецов
Е.А. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой
молодежи //Теор. и практ. физ. культ. 1997, №6, с. 26.
14. Лубышева Л.И. Концепция
формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.
15. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К.
Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни //Материалы международной
конференции "Современные исследования в области спортивной науки". -
СПб.: НИИФК, 1994.
16. Лубышева Л.И. Социальное и
биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического
анализа //Теор. и практ. физ. культ. 1996, №1, с.12-15.
17. Лубышева Л.И. Современный
ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом
и личностью //Теор. и практ. физ. культ. 1997, №6, с.10-13.
18. Лубышева Л.И. Социология
физической культуры и спорта в системе физкультурного образования //Теор. и
практ. физ. культ. 1998, №11, с. 20.
19. Маркова А.К. Предмет,
стратегия и методы исследования мотивации и интереса к учению у школьников
/Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1986, с. 30-33.
20. Орлов А.Б. Методы изучения,
активизации, развития мотивации учения в современной зарубежной психологии
/Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение,
1990, с.122-190.
21. Радугин А.А. Философия: Курс
лекций. 2-е изд., перераб. и
доп. - М.: Центр, 1997. - 272 с.
22. Столяров В.И., Быховская
И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания
(инновационный подход) //Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 5, с.11-15.
23. Формирование интереса к учению у
школьников /Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/