Использование прямого преднамеренного внушения в
бодрствующем состоянии в методике воспитания физических качеств
Кандидаты педагогических наук, доценты Т.В. Бондарчук,
Е.Ф. Орехов, Уральская государственная академия физической культуры, С.В.
Павлов, Башкортостанский государственный университет
Физическая
подготовка - основополагающая сторона спортивной тренировки, так как в большей
мере, чем другие стороны подготовки, характеризуется физическими нагрузками,
воздействующими на морфофункциональные свойства организма. От уровня физической
подготовленности зависят успешность технической подготовки, содержание тактики
спортсмена, реализация личностных свойств в процессе тренировок и состязаний.
Одной
из основных задач физической подготовки является воспитание физических качеств.
Этот процесс в настоящее время связан с интенсификацией и увеличением
продолжительности тренировочного процесса, что прослеживается не только на
этапе спортивного совершенствования, но и на этапе начальной подготовки [9,
10]. В тренировочном процессе юных спортсменов данная тенденция неправомерна,
поскольку, во-первых, связана с риском нарушения развития и становления форм и
функций организма; во-вторых, ведет к сокращению свободного времени, нужного
для разностороннего развития личности. В связи с этим возникает необходимость в
разработке педагогических средств и методов, позволяющих учитывать возрастные особенности
юных спортсменов, сохраняющих их здоровье, не требующих дополнительных затрат
времени и в то же время стимулирующих рост физических качеств и, как следствие,
- спортивного мастерства. Использование вербального гетеровоздействия в
тренировочном процессе в группах начальной подготовки - одно из перспективных
направлений исследований по данной проблеме.
Специфичность
использования вербального воздействия в спортивной тренировке обусловлена тем,
что в ней преобладает двигательная активность и объем применения методов
словесного воздействия в работе тренера несколько меньше в сравнении с другими
видами педагогической деятельности. Поэтому ценность каждого слова тренера
должна быть выше, а роль умения владеть им - значительнее [7, 8].
В
связи с особенностями спортивной тренировки многие исследователи сходятся во
мнении о целесообразности и эффективности применения в тренировочном процессе
методов внушающих гетеровоздействий [1-6].
В
спортивной практике специалисты чаще всего реализуют внушающее гетеровоздействие
на основе гипносуггестивных техник, что затрудняет включение их непосредственно
в тренировочный процесс, тем более применение тренером гипносуггестивных
методов. Кроме того, рекомендуемые внушающие вербальные гетеровоздействия в
спортивной практике не всегда отвечают требованиям современной подготовки
спортсменов, а также специфическим закономерностям вербального воздействия.
Теоретические
положения подтверждают целесообразность реализации прямого преднамеренного
внушения (ППВ) в бодрствующем состоянии в спортивной практике как метода,
который доступен в применении и не требует специальной подготовки. Этот метод
отвечает всем требованиям и особенностям тренировочной деятельности спортсменов
и в конечном итоге создает условия для эффективной реализации задач
тренировочного процесса. Однако конкретных теоретических и практических
рекомендаций реализации ППВ в бодрствующем состоянии в процессе воспитания
физических качеств юных спортсменов обнаружено не было.
Анализ
теории и практики реализации внушающего вербального гетеровоздействия выявил
основные противоречия: доказанность эффективного использования специфических
методов вербального гетеровоздействия в тренировочном процессе и практическую
невозможность их использования тренером; признание прямого преднамеренного
внушения в бодрствующем состоянии как одного из основных методов вербального
гетеровоздействия в педагогической деятельности тренера и отсутствие
теоретического обоснования методических особенностей его применения в
спортивной подготовке, и в частности в процессе воспитания физических качеств.
В
связи с выявленными противоречиями и недостаточной разработанностью проблема
использования системы методов вербального гетеровоздействия в процессе
воспитания физических качеств спортсменов предопределила цель исследования -
разработать рациональные целенаправленные методики ППВ в бодрствующем
состоянии, способствующие совершенствованию процесса воспитания физических
качеств на основе оценки психического состояния, проявления и динамики
физических качеств дзюдоистов групп начальной подготовки.
Задачи
исследования:
1.
Выявить влияние ППВ в период бодрствования на психическое состояние и
проявление дзюдоистами физических качеств.
2.
Разработать и экспериментально обосновать эффективность использования целевых
методик ППВ в период бодрствования в направленном воспитании физических качеств
у дзюдоистов групп начальной подготовки.
3.
Изучить динамику показателей физических качеств дзюдоистов в подготовительном
периоде и степень влияния методик ППВ на процесс воспитания физических качеств.
Для
реализации цели и задач исследования применялся комплекс педагогических,
психологических и психофизиологических методов и методик исследования,
включающий в себя анализ и обобщение научно-методической литературы; беседу, анкетирование,
педагогическое наблюдение, тестирование; методику определения волевого усилия;
методику определения внушаемости; пульсометрию; линеограмму; самооценку
психического состояния ("градусник"); педагогический эксперимент;
логический и математический анализы.
Исследование
осуществлялось в течение 1995-1996 гг. и состояло из двух неравнозначных
этапов. На первом, поисково-теоретическом, этапе выявлено ППВ в состоянии
бодрствования на изменение психического состояния и на проявление дзюдоистами
физических качеств в тестовых упражнениях, разработаны методики ППВ в структуре
тренировочных занятий избирательной направленности. На втором этапе проведен
основной педагогический эксперимент с целью обоснования эффективности
воспитания у дзюдоистов физических качеств с использованием методик ППВ в
тренировочном процессе.
В
исследованиях, проведенных в 1995-1996 гг., приняли участие 90 12-13-летних
дзюдоистов групп начальной подготовки.
Обоснование
применения ППВ в бодрствующем состоянии при воспитании у дзюдоистов физических
качеств.
В
констатирующем педагогическом эксперименте изучалось влияние ППВ в период
бодрствования на психическое состояние и проявление дзюдоистами физических
качеств в тестовых упражнениях с целью уточнения целесообразности проведения основного
педагогического эксперимента. Изучение влияния ППВ в период бодрствования на
психическое состояние дзюдоистов перед выполнением упражнений различной
направленности с использованием традиционных формул внушения в тестовых
упражнениях позволило выявить следующее:
-
ППВ в период бодрствования положительно влияет на психическое состояние
дзюдоистов: оценку его субъективных компонентов ("настроение",
"желание тренироваться", "готовность к высшим достижениям
", "значимость предстоящей деятельности", "уверенность в
себе") и ЧСС;
-
психический статус улучшается в субъективных компонентах психического состояния
и ЧСС перед выполнением тестовых упражнений, выявляющих уровень развития силы,
выносливости, гибкости, скоростных и координационных способностей. При анализе
влияния ППВ в период бодрствования на показатели психомоторики определены
достоверные различия перед выполнением упражнений, определяющих уровень
развития силы и скоростных качеств в показателях линеограмм правой и левой рук;
не выявлено достоверных различий перед выполнением упражнений на выносливость,
гибкость, координационные способности.
Анализ
изменений показателей уровня развития физических качеств дал возможность
определить следующее:
-
ППВ в бодрствующем состоянии, проводимое до выполнения тестовых упражнений,
способствует эффективному проявлению скорости и силы;
-
ППВ в период бодрствования, проводимое во время выполнения тестовых упражнений,
способствует эффективному проявлению выносливости.
Следует
подчеркнуть, что ППВ с использованием традиционных формул внушения, проводимое
как до, так и во время выполнения тестовых упражнений, не влияет на проявление
гибкости и координационных способностей (достоверных различий не обнаружено).
Результаты констатирующего педагогического эксперимента показали, что
содержание традиционных формул внушения, используемых в спортивной практике,
включенных в ППВ в период бодрствования, не всегда отвечает особенностям
реализации этого метода в структуре тренировочного занятия и специфике
проявления некоторых физических качеств (гибкость, координационные
способности).
Определено,
что ППВ в период бодрствования наряду с другими вербальными методами ауто- и
гетеровоздействия является методом, способствующим улучшению физических
качеств, показана целесообразность использования метода ППВ в бодрствующем
состоянии в процессе воспитания физических качеств у дзюдоистов как в отдельном
тренировочном занятии, так и в тренировочном процессе в целом.
Логическим
итогом анализа проблемы теоретической и практической реализации вербального
ауто- и гетеровоздействия, а также результатов констатирующего педагогического
эксперимента, явилась разработка трех методик ППВ в структуре тренировочного
занятия дзюдоистов с целью повышения эффективности методики воспитания
физических качеств, исходя из особенностей предстоящей мышечной деятельности и
необходимости создания предпосылок для совершенствования вышеназванного
процесса.
При
разработке целевых (мотивационно-мобилизационной, активационно-поддерживающей и
комплексной) методик ППВ в бодрствующем состоянии была сделана ориентация на
то, чтобы их использование согласовывалось с основным содержанием и логикой
построения тренировочных занятий различной направленности и отвечало принципам
доступности и безопасности для здоровья. Из всего арсенала мотивирующих,
мобилизующих, активирующих и поддерживающих вербальных ауто- и
гетеровоздействий были выбраны формулы внушения, применение которых в
спортивной практике наиболее эффективно в формировании и поддерживании у
спортсмена психофизического состояния, обеспечивающего максимальное или
адекватное проявление физических качеств в процессе их воспитания у дзюдоистов.
Экспериментальное обоснование эффективности этих методик осуществлялось в
сравнительном педагогическом эксперименте.
С
целью апробации и определения эффективности экспериментальных методик ППВ при
воспитании физических качеств дзюдоистов был проведен сравнительный
педагогический эксперимент, в котором приняли участие четыре группы - три
экспериментальных и одна контрольная. В первой ЭГ использовалась методика ППВ
М1, во второй - методика ППВ М2, в третьей - методика ППВ М3. В контрольной
группе (КГ) методики ППВ не применялись.
Рис.
1. Степень влияния ППВ в процессе воспитания физических качеств в 1-й ЭГ.
Условные обозначения: 1М - после первого месяца эксперимента; 2М - после
второго; 3М - после третьего месяца; - - - степень влияния не обнаружена
Эффективность
использования методик ППВ оценивалась сравнением показателей контрольных
упражнений, данных педагогических наблюдений, результатов логического и
математического анализа до и после эксперимента.
После
первого месяца тренировочных занятий в первой ЭГ значимые изменения в сравнении
с показателями КГ имеются лишь в уровне развития скоростных качеств (р
Во
второй ЭГ значимые различия отмечены в уровне развития выносливости (p
Рис.
2. Степень влияния ППВ в процессе воспитания физических качеств во 2-й ЭГ.
Условные обозначения те же, что и на рис. 1
В
контрольных упражнениях в проявлении скоростно-силовых качеств, гибкости и
координационных способностей значимых изменений нет. В КГ не выявлено значимых
различий по сравнению с фоновыми данными в проявлении физических качеств.
После
второго месяца педагогического эксперимента в первой ЭГ значимые различия
выявлены в показателях уровня развития силы (p
Рис.
3. Степень влияния ППВ в процессе воспитания физических качеств в 3-й ЭГ.
Условные обозначения те же, что и на рис. 1
После
третьего месяца основного педагогического эксперимента в первой ЭГ по сравнению
с КГ во всех показателях двигательных качеств выявлены значимые различия в силе
(р
Во
второй ЭГ также определены значимые различия в проявлении физических качеств в
сравнении с показателями КГ: в упражнениях, направленных на проявление силы (р
Для
определения эффективности педагогического воздействия методик ППВ в процессе воспитания
у дзюдоистов физических качеств был проведен однофакторный дисперсионный
анализ. Он осуществлялся только в показателях, где определены достоверные
различия как между КГ и ЭГ, так и внутри групп.
Рассмотрим
степень влияния методики ППВ М1 на эффективность воспитания в подготовительном
периоде конкретных качеств. Степень влияния методики в процессе воспитания
выносливости после третьего месяца составила 11,1%; скоростных способностей:
после первого месяца - 16,4%, после второго - 26,5%, после третьего - 34,8%;
силы: после второго месяца - 26, 7%, а после третьего - 35,3%; гибкости: после
третьего месяца - 20,8%; координационных способностей: после второго месяца
основного педагогического эксперимента степень влияния методики выразилась в
6,4%, третьего - 10,2% (рис. 1). Следовательно, существенные изменения в
показателях уровня развития физических качеств с использованием методики ППВ М1
обнаружены в скоростных способностях и силе, степень влияния методики в данном
случае наибольшая. Наименьшая степень влияния методики обнаружена в процессе
воспитания выносливости, гибкости, координационных способностей, что дает
основание говорить о недостаточной эффективности использования методики ППВ М1
при воспитании указанных качеств.
Рассмотрим
количественные изменения степени влияния методики ППВ М2. В процессе воспитания
выносливости выявлена следующая степень влияния: после первого месяца
эксперимента - 12,6%; после второго - 17,8%; после третьего - 20,3%. Степень
влияния методики в процессе воспитания скоростных способностей после третьего
месяца тренировочных занятий составила 28%. При воспитании силы после второго
месяца степень влияния была 27,9%, а после третьего - 35,9%. Степень влияния
педагогического воздействия в процессе воспитания гибкости после третьего
месяца тренировочных занятий выразилась в 14,9%, а координационных способностей
- в 13,1% (рис. 2).
Полученный
результат однофакторного дисперсионного анализа данной ЭГ позволяет сделать
вывод о том, что методика ППВ М2 наиболее результативна при воспитании
выносливости и силы. Менее эффективна она в процессе воспитания гибкости,
скоростных и координационных способностей.
Степень
влияния методики ППВ М3 в процессе воспитания выносливости после первого месяца
эксперимента была 16,8%; после второго - 29,5%; после третьего - 37,6%;
скоростных способностей: после первого месяца - 26,3%; после второго - 31,3%;
после третьего - 40,9%; силы: после первого месяца - 18,7%; после второго -
26,7%; после третьего - 32,3%; гибкости: после первого - изменений нет; после
второго - 16,9%; после третьего - 23,5%; координационных способностей: после
первого месяца изменений нет; после второго - 23,8%; после третьего - 91% (рис.
3).
Таким
образом, однофакторный дисперсионный анализ показывает, что использование
методики ППВ М3 в подготовительном периоде наиболее эффективно в процессе
воспитания физических качеств, так как наблюдается увеличение степени ее
влияния после каждого месяца педагогического эксперимента.
С
целью выявления степени влияния методик ППВ на процесс воспитания у дзюдоистов
физических качеств в подготовительном периоде было проведено межгрупповое
сравнение однофакторного дисперсионного анализа. В воспитании выносливости
наибольшую степень влияния имеет методика ППВ М3, меньшую - ППВ М1. В первом
случае степень влияния методики после третьего месяца была 37,6%, во втором -
20,3%. В обоих случаях ярко выражена тенденция положительного прироста степени
влияния на протяжении всего экспериментального периода. В воспитании скоростных
способностей установлена наибольшая степень влияния методики ППВ М3, которая с
26,3% увеличилась до 40,9%, также эффективной является и методика ППВ М1, но
менее, чем ППВ М3 (16,4 и 34,8%). В воспитании силы эффективна методика ППВ М3,
о чем говорят количественные данные степени ее влияния: 18,7 и 32,3%. Методики
ППВ М1 и М2 также положительно влияют на показатели уровня развития силы. В
процессе воспитания гибкости положительная степень влияния определена при
использовании методики ППВ М3. Так, после второго месяца она составила 16,9%,
после третьего - 23,5%. Другие методики ППВ в бодрствующем состоянии менее
эффективны. В процессе воспитания координационных способностей применение
методики ППВ М3 увеличивает степень влияния с 23,8 до 91%, при реализации
методики ППВ М1 - с 6,4 до 10,2%. Следует особо отметить тот факт, что степень
влияния увеличивается от месяца к месяцу тренировочных занятий. Следовательно,
есть все основания сделать вывод о том, что разработанная и экспериментально
апробированная методика ППВ М3 в структуре тренировочных занятий
подготовительного периода способствует эффективному воспитанию физических
качеств у дзюдоистов групп начальной подготовки.
Анализ
влияния ППВ в бодрствующем состоянии на воспитание у дзюдоистов физических
качеств в подготовительном периоде позволяет сделать некоторые выводы.
Эффективность
целенаправленных методик ППВ в процессе воспитания физических качеств зависит
от продолжительности их применения в подготовительном периоде и структурных
особенностей методик. Выявлено положительное влияние определенных методик ППВ
на темпы прироста физических качеств. Так, после первого месяца педагогического
эксперимента скоростные способности улучшились при использовании методики ППВ
М1, выносливость - при использовании методики ППВ М2, сила, выносливость, скоростные
способности - при использовании методики ППВ М3.
После
второго месяца тренировок соответственно улучшились: скоростно-силовые
качества, скоростные способности - при использовании методики ППВ М1; сила и
выносливость - методики ППВ М2; сила, выносливость, скоростно-силовые качества,
гибкость, координационные и скоростные способности - методики ППВ М3.
После
третьего месяца использования методики ППВ оказали положительное влияние на
уровень развития изучаемых физических качеств.
Установлено,
что использование экспериментальных методик ППВ в тренировочном процессе
приводит к эффективному воспитанию физических качеств у дзюдоистов.
Список литературы
1.
Алексеев А.В. Себя преодолеть! - М.: ФиС, 1985. - 192 с.
2.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986. - 208 с.
3.
Козин А.П. Психогигиена спортивной деятельности. - Киев: Здоров'я, 1985. - 128
с.
4.
Никифоров Ю.Б. Опыт применения психорегуляции в подготовке дзюдоистов
//Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: ФиС, 1985, с. 57-61.
5.
Психорегуляция в подготовке спортсмена /В.Н. Некрасов, Н.А. Худадов, Л.
Пиккенхайн, Р. Фрестер. - М.: ФиС, 1985. - 176 с.
6.
Родионов А.В. Вербальные средства воздействия на психическое состояние
спортсмена //Психическая саморегуляция: Сб. научн. статей. - Алма-Ата: Изд-во
Казах. ГИФК, 1987. - 110 с.
7.
Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М.:
Просвещение, 1987. - 224 с.
8.
Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М.:
Педагогика, 1984. 472 с.
9.
Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1985. - 255 с.
10.
Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. - М.: ФиС, 1986. - 159
с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru