Основные периоды и этапы в развитии отечественной
истории физической культуры и спорта как учебной дисциплины
Доцент Н.Ф. Кулинко Оренбургский государственный
педагогический университет
Современность
- переходя от господства одной официальной методологии (учения о методе
историко-педагогических и других научных исследований) к философскому,
гносеологическому плюрализму - обостряет проблемы историко-педагогических
исследований. Среди различных точек зрения историков на современном этапе
развития России есть и такие (как и до, и после Октября 1917 г.), по которым
утверждается необходимость разрушения "до основания" всего советского
физкультурного движения. Даже в предисловии к учебнику по отечественной истории
отмечается, что мы не знаем и не можем дать научных объяснений, якобы
порожденных почти 70-летней фальсификацией отечественной истории" [7, с.
5].
Одной
из существенных закономерностей развития отечественной истории физической
культуры и спорта (ИФКиС) как учебной дисциплины является приобретение
эволюционной структуры программного материала, ориентированного на эмпирический
опыт с конкретным определением условий, места и времени в аспекте
социально-экономических отношений. Вместе с тем, будучи зависимой от практики,
ИФКиС как учебная дисциплина воздействовала и воздействует на практическую
деятельность в подготовке специалиста - "Педагога по физической культуре и
спорту" с конкретным его уровнем знаний в аспекте
историко-гуманистического потенциала.
В
контексте становления личности-педагога ИФКиС способствует осознанию личностной
и социальной значимости своей профессии, овладению конкретным мировоззрением,
дидактикой (теорией образования и обучения - комплексом принципов, методов,
организационных форм и технологических приемов управления и самоуправления
образовательным процессом). В контексте же отечественной истории от становления
до совершенствования научно-методических основ ИФКиС как учебной дисциплины
"пройден путь" по шести этапам (1-й - вторая половина XIX в., 2-й -
начало ХХ в., 3-й - 1917-1929 гг., 4-й - 30-50-е гг., 5-й - 1951-1990-е гг.,
6-й - 1991-н/в), у которых неоднозначная интерпретация в аспекте методологии.
На этом "пути" не менее 4 раз изменены содержание, характер и
направленность профессиональной деятельности педагога по физической культуре и
спорту.
Особо
хотелось бы сказать вот о чем. Нам сравнительно легко утверждать
"абсолютные истины" в исторических событиях с высоты 100-летнего
юбилея возрождения Игр Олимпиад, открытия курсов П.Ф. Лесгафта (1837-1909) и
осуждать тех, кто активно не участвовал или с иронией отзывался о деятельности
французского гуманиста-пацифиста, барона Пьера де Кубертена (1863-1937), в том
числе и "перво-проходцев" отечественного физкультурного образования.
Давайте
будем разбираться и попробуем понять тех, кто первым популяризовал физическую
культуру "для всех" или "спорт для всех", а потом поставим
вопрос: что бы делал ты, я (мы - современники) тогда, в то время, на том
конкретном этапе, когда Россия не принимала участия в Играх Олимпиад? Почему
итоги физкультурного движения наши предшественники и современники оценивают
по-разному? Почему (именно в России) так, а не иначе?
1. Становление и первоначальное развитие ИФКиС как
учебной дисциплины
Содержание
ИФКиС как учебной дисциплины со второй половины XIX века, формы и методы ее
преподавания характеризуются целым рядом признаков, конкретными фактами до и
после мировых войн в 1914-1918 и 1939-1945 гг. На 1-м этапе (вторая половина
XIX в.), когда стали определять эклектические сведения об исторических знаниях
по физической культуре, способствующие обладанию научно-гуманистическим
мировоззрением, П.Ф. Лесгафт обосновал три периода эволюции "физического
образования". Именно как образовательный процесс Лесгафт использовал
историко-гуманистический потенциал "физического образования" [11,
12].
Значительное
влияние на становление и первоначальное развитие ИФКиС оказали "роковые
войны" России (Крымская, Русско-Японская, Перва мировая и гражданская
войны), которые способствовали конкретизации альтернативного учебного
материала, определению эклектических сведений об исторических военно-прикладных
знаниях и способностях в физической подготовке с древнейших времен, уничтожению
партией большевиков организованной политической оппозиции в системе факторов,
определявших в то время образование и развитие человека. Это отражено в работах
отечественных и зарубежных авторов [4, 5, 10, 15 и др.]. Гуманистический,
социально-культурный потенциал Игр Олимпиад неоднократно и неоднозначно
отмечался авторами в правительственной и неправительственной периодической
печати.
В
"Журнале Министерства народного просвещения" (издавался со второй
половины 30-х годов XIX в. до 1917 г.) были опубликованы одна из первых работ
об олимпизме [9] и ряд статей о физическом воспитании и вневойсковой физической
подготовке молодежи. Впервые термин "физическое воспитание" был
введен Н.И. Новиковым (1744-1818), концепция которого противостояла внутренней
политике Екатерины II (1729-1796). Но в другом, правительственном, издании
("Педагогический сборник", издавался с 1864 по 1918 г.) было
опубликовано почти в 2 раза больше альтернативных научно-методических
материалов по военно-физической подготовке.
На
2-м этапе становления и первоначального развития ИФКиС как учебной дисциплины с
1896 по 1917 г. значительно возросло число издательств, печатавших
научно-методические материалы о физической культуре. Достижения их известны
далеко за пределами России, которая стала одним из мировых центров спортивной
науки. Отечественные и зарубежные авторы печатали различные материалы о
физической культуре в старейших газетах ("Санкт-Петербургские
ведомости", "Московские ведомости" и др.) и популярнейших журналах
("Отечественные записки", "Русское богатство",
"Вестник Европы" и др.).
Издательские
фирмы до Первой мировой войны стремились к многовариантному представлению
научно-методических материалов по ИФКиС. Известно, что в англосаксонских
странах континентальной Западной Европы термин "физическая культура"
используется весьма ограниченно. В понимание учеными-россиянами термина
"физкультура" ("физическая культура") входили
"гимнастика из-за границы" (немецкая, шведская, французская и др.), в
том числе военно-физическая подготовка и "физическое образование",
воспитательно-оздоровительные спортивные праздники и подготовка к ним.
В
ряде регионов России в конце XIX и в начале ХХ в. возросла роль физической
культуры как социального фактора, который символизирует для учащейся молодежи
воспитательно-образовательные традиции, прославляя вечность жизни, чистоту
помыслов, нетленность и святость таких понятий, как честь и совесть. Например,
в "Вестнике воспитания" (1890-1917) в этом аспекте было опубликовано
около 80 работ врачей-гуманистов Е.А. Покровского (1834-1895) и Е.М. Дементьева
(1850-1918) по проблемам развития народных и подвижных игр.
В
оригинальном двухтомнике "Руководство по физическому образованию детей
школьного возраста" и других работах Лесгафта отражены и мотивационно-ценностная
сфера физкультурного образования, адекватные способы поведения в
профессиональной деятельности. Лесгафт создал в год проведения I Олимпиады
уникальную для этого времени Высшую женскую школу с преподаванием ИФКиС на
принципах гуманизма, органично подводя своих учениц к глубоким философским
обобщениям, к осознанию общечеловеческих и социально важных ценностей.
П.Ф.
Лесгафт впервые в отечественной и мировой практике (см. 1-ю и 2-ю части
"Отчета" за границу в 1875, 1876 гг. под общим названием
"Приготовление" учителей гимнастики в государствах Западной
Европы"; "Инструкцию для преподавателей гимнастики",
"Программу по измерению воспитанников военных гимназий" и приложение
к ней "Наставление для измерения воспитанников", 1879; 1-й том
"Руководства" и др.) доказал, что уровень "Физического
образования" детей школьного возраста неотделим от системы образования в
любом обществе и ценностей в общественном сознании; он отмечал, что движущей
силой социально-экономического и технического прогресса является наука, и
рекомендовал зарубежные командировки будущим ученым, учителям в лучшие вузы и
образовательные школы.
В
работах А.Д. Бутовского (1838-1917), Г.А. Дюперрона (1877-1934) и других также
рассматривалось социально-гуманистическое понимание физической культуры.
Бутовский организовал в 1890 г. курсы офицеров по гимнастике и опубликовал
более 60 работ, в которых раскрывал в историческом аспекте роль физической
культуры в обучении и воспитании молодежи. Высоко оценивая роль учебной
литературы в образовании, Бутовский отмечал в своей работе "Новые методы в
воспитании" [2] "книгоненавистничество", принявшее в то время
характер известного направления в педагогике. К сожалению, это
"направление" сохраняется по настоящее время.
Один
из членов-учредителей Международного олимпийского комитета (1894), Бутовский,
вышел из его состава в 1900 г., не добившись создания в России национального
олимпийского комитета. Российского императора, как и германского, не
интересовали возрождаемые олимпийские идеи. Только в марте 1911 года был
основан Российский олимпийский комитет, председателем которого стал В.И.
Срезневский (1849-1937), ответственным секретарем - Дюперрон, которого считают
первым спортивным журналистом-международником [9, с. 169].
Необходимо
отметить, что научных исследований об историко-гуманистическом потенциале
физической культуры (с учетом трудностей в экономике и политике) и на 1-м, и на
2-м этапах развития ИФКиС как учебной дисциплины не было. После русско-шведской
выставки в 1909 году под девизом "Здоровый дух в здоровом теле" в
зарубежной прессе были опубликованы отрицательные рецензии на экспонаты (стенды
с наглядными пособиями, книгами "Русское потешное войско",
"Русский скаутизм", "Скаутизм в России" и др.). Это способствовало
тому, что после 1912 года не стали проводить смотры в "потешных"
дружинах. В целом же в период становления и первоначального развития ИФКиС как
учебной дисциплины материалы об Играх Олимпиад ни в одном вузе России
представлены не были. В 1914 году четыре пятых детей и подростков не учились
даже в начальной школе, а государство тратило на образование каждого жителя
России в среднем 80 копеек в год (для сравнения - в США почти во всех штатах
около 10 рублей).
В
годы Первой мировой и гражданской войн "уровень физического воспитания
подрастающего поколения" был в критическом положении. В исторической
литературе недостаточно представлены проблемы развития физического воспитания
учащейся молодежи и в первые годы Советской власти [4, 5 и другие работы]. На
эмпирическом уровне в ряде регионов России после Октября 1917 года в
издательствах "белых" и "красных" популяризировались основы
научного направления (этногенеза), и после окончания гражданской войны были
опубликованы труды специалистов этнопедагогики в нетривиальных вневойсковых и
допризывных аспектах, спортивно-игровых и военно-технических видах подготовки
молодежи. Авторы же историко-педагогических исследований (Г.А. Дюперрон, А.А.
Чалов-Шимон и др.) и на 3-м этапе (1917-1929 гг.) развития ИФКиС недостаточно
внимания уделяли эволюции физического воспитания и спорта среди учащейся
молодежи.
В
годы гражданской войны и в 20-е годы уровень физической подготовленности
учащейся молодежи и качество знаний о физкультуре в образовательных учреждениях
были на низком уровне. В программах же всеобщего военного обучения и по
физическому воспитанию различных типов общеобразовательных школ по инициативе
А.В. Луначарского, Н.И. Подвойского, Н.А. Семашко и других учебный материал
практических занятий дополнялся основами теоретических знаний, а в управленческих
структурах создавались отделы воспитательной работы. Правительство РСФСР 1-го
декабря 1920 года утвердило Московский "инфизкульт" как высшее
учебное заведение и научное учреждение в системе Наркомздрава. С 1925/26
учебного года институт перешел на 4-летний срок обучения и в учебных планах
ИФКиС стала самостоятельной дисциплиной. На последний "исторический
факт" (как и на другие отмеченные нами) не "обращали внимания"
авторы, исследовавшие "советское прошлое" [6, 18, 20].
2. Совершенствование научно-методических основ ИФКиС
как учебной дисциплины
Начало
4-го этапа (с 1929 по 1951 г.) в развитии ИФКиС как учебной дисциплины
обусловлено возрастанием роли спорта и созданием программно-нормативных основ
физического воспитания - Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО и Единой
Всесоюзной спортивной квалификации [1, 8, 13 и др.]. Следует отметить, что и на
этом этапе политико-экономических кризисных "ситуаций" было
предостаточно. Культ Сталина насаждался самим генсеком, его окружением (К.Е.
Ворошилов, Г.М. Маленков и др.), которое непосредственно в ЦК партии
большевиков стало координировать физкультурное движение. Культ - слепая вера,
обожествление и преклонение, а это характерные черты религиозного осознания,
неприемлемого для олимпийских идеалов, олимпийского движения, в котором через 4
года вновь и вновь "выясняется" олимпийский чемпион.
Совершенствование
же научно-методических основ ИФКиС как самостоятельной учебной дисциплины
началось в условиях формирования административно-командной системы управления физкультурным
движением, однозначной официальной методологии, специфической
физкультурно-спортивной пропаганды достижений в строительстве социализма,
"выхода" советских спортсменов на широкую международную арену [1, 6,
13, 14, 16 и др].
30-60-е
годы, по нашему мнению, были самыми плодотворными в развитии ИФКиС как учебной
дисциплины. Во-первых, на этом этапе (с 1929 года "коренного
перелома" до признания Международным олимпийским комитетом в мае 1951 года
советского физкультурного движения) стали функционировать большинство
отечественных физкультурно-образовательных учреждений и на ИФКиС как учебную
дисциплину планировалось почти в два раза больше часов, чем на современном,
6-м, этапе (с 1991 г.). Во-вторых, студенты и выпускники физкультурных
учреждений не сомневались в том, что будут работать по специальности.
В-третьих, мировое сообщество восхищалось нравственными поступками наших
соотечественников, их достижениями в спорте. Известно, что во времена
"хрущевской оттепели" и "брежневского застоя" достижения советских
спортсменов даже в странах народной демократии воспринимались неоднозначно.
Для
второго периода в развитии ИФКиС как учебной дисциплины характерно и то, что с
50-х годов в педвузах вновь стали "соединять" данную дисциплину с
другими учебными дисциплинами. Однако, как и до 30-х годов, специфичность
научно-методической мысли, и не только в центральных вузах, определялась
российской философией, отличие которой от западной философии - в понимании
человека, смысла его жизни; неразрывном взаимодействии с историей, литературой
и политикой - с жизнью. Вместе с тем в научно-методических работах
"советского прошлого" акцент делался на "комвоспитании",
"кризисных ситуациях", "борьбе" со старым,
"загнивающим" капиталистическом миром", революционном
преобразовании мира, и иное видение исторических процессов не допускалось, а
произведения авторов (историков и философов), которые критически оценивали
учение К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, были под запретом.
В
начале 4-го этапа развития ИФКиС как учебной дисциплины Президиумом ЦИК СССР
утверждено положение о ВСФК как высшем государственном органе управления
физической культурой. С переходом физкультурных институтов в ведение ВСФК
Центральный научно-исследовательский институт физической культуры стал головным
научно-методическим учреждением и по ИФКиС. Однако защита первых диссертаций
происходила в Московском и Ленинградском "инфизкультах".
Учебные
и научно-исследовательские институты как основные в то время
научно-методические центры, определяли циклы гуманитарных дисциплин и готовили
для союзных республик кадры высшей квалификации, которые консультировали
лекторский общественный актив с отрицательным отношением к Играм, возрожденным
по инициативе Кубертена.
С
внедрением в практику физкультурно-спортивного движения комплекса ГТО были
переосмыслены теоретические основы физического воспитания для нефизкультурных
учебных и внешкольных учреждений, преодолено негативное отношение к спорту как
к "буржуазному феномену", к "болезненной невосприимчивости"
людей, обладающих иммунитетом против спортивно-педагогической деятельности, в
которой могут быть и неопределенные категории (безобразное - прекрасное, добро
- зло, вред - польза, истина - ложь, жестокость - сострадание и др.).
Важным
событием в системе Наркомпроса было создание по инициативе Н.К. Крупской
Советов по внешкольной работе, в ведении которых были и детские спортивные
школы. В дальнейшем подобные Советы и отделы по физкультуре и спорту были
созданы почти во всех ведомствах, издательствах и журналах. Около половины
четвертой страницы в некоторых газетах посвящалось спорту. Издательство
"Физкультура и спорт" выпускало свыше 50% по тиражам и около 40% - по
количеству названий от всей спортивной литературы страны. Издательство
"Новая Москва" печатало ежемесячный общественно-педагогический журнал
"Вестник просвещения", пропагандировавший достижения педагогов, опыт
работы школ по данным Центральной педагогической лаборатории Московского отдела
народного образования (ОНО); издательство "Молодая гвардия" - журналы
"Барабан" (для сельских и национальных начальных школ),
"Пионер", "Вожатый" и книги по физической культуре. Но в
журналах "Вопросы просвещения" - органе Северо-Кавказского краевого
ОНО, "Просвещение" - органе Ленинградского областного Союза
работников просвещения, "Уральский учитель" - органе Уральского ОНО и
Уралпроса, "Просвещение Сибири" - органе Сибирского крайОНО и
Сибиркрайпроса почти не печатали материалов о физкультуре.
В
соответствии с решениями ХV съезда партии о необходимости усиления борьбы на
идеологическом и культурном фронтах определилась концепция, согласно которой в
научно-методических основах ИФКиС особое значение имел вывод о возрастающей
силе обратного воздействия школы и педагогического вуза на условия жизни
общества; на то, что- бы, по Ленину, "все дело воспитания, образования и
учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической
морали". Физическая культура рассматривалась как орудие
"комвоспитания" (см.: Экскурсии и туризм - необходимое орудие
комвоспитания: Методическое письмо. - М. - Л.: ОГИЗ, 1931; объяснительные
записки общеобразовательных школьных программ по физическому воспитанию и др.).
Непреходящее
методологическое значение имели вопросы всеобщего обучения, "охвата"
работой по новым, "типовым учебным планам" всей учащейся молодежи.
Последовательно проводились в жизнь ленинские указания о выравнивании уровней
культурного развития народов, об оказании помощи в сфере ФКиС народам ранее
отсталых национальных окраин Российской империи. Так, все расходы на
просвещение с 1929 по 1937 год возросли в РСФСР менее чем в 12 раз, в Киргизии
же - в 26, а в Таджикистане в 84,3 раза. На базе окрепшей экономики к 1939 году
неграмотность среди взрослого населения была практически ликвидирована. Но на
содержание и идейную направленность научно-методических основ ИФКиС как учебной
дисциплины влияла возросшая опасность войны.
В
трудные годы Великой Отечественной войны специалисты ФКиС сражались за Родину,
и многие из них не вернулись с полей сражений. Еще шла война, а в 1944 г. во
вновь открытых высших и средних физкультурных учебных заведениях гуманитарные
дисциплины, как правило, преподавали те, кто с оружием в руках защищал Родину,
и ведущую роль в накоплении исторических знаний, на базе которых осуществлялось
преподавание ИФКиС, занял ГЦОЛИФК. В диалектическом единстве науки и практики
важную роль сыграл сложившийся еще в дореволюционной России, но приобретший
новое звучание принцип единства воспитания и образования. На основе этого
принципа в педагогических вузах определились основные тенденции для
формирования специфических знаний, которые и в 20-30-е годы не противоречили
идеалам олимпизма, но, как уже отмечалось, в силу внутренних и внешних условий
отношение к Играм Олимпиад было неблагоприятным.
В
итоге после Великой Отечественной войны некоторые специальные
научно-методические проблемы ИФКиС как учебной дисциплины до "выхода"
отечественных спортсменов на широкую международную арену либо были вовсе не
подняты (современный олимпизм и его идеалы, социально важные ценности), либо
находились в стадии начальной разработки (история международного спортивного
движения и достижения спортсменов в олимпийских видах спорта).
Отмеченные
тенденции с 50-90-х годов для педагогической подготовки студентов имели большое
теоретическое значение: определение конкретного содержания программного
материала в физкультурных и нефизкультурных вузах с ориентацией личности на
такую общечеловеческую ценность, как спортивно-педагогическая деятельность;
установление периодов (этапов) и закономерностей физкультурного движения, места
и роли физической культуры в экономической и общекультурной жизни; формирование
жизненно важных и социально значимых ценностей в процессе физического
воспитания, олимпийского образования в аспекте аксиологического (ценностного)
подхода.
На
наш взгляд, все это помогло бы учителям школ, преподавателям средних
специальных и высших учебных заведений оптимально и наиболее полно реализовать
методику исследовательского подхода к освоению историко-гуманистического
потенциала, формировать навыки самостоятельного овладения знаниями и тогда,
когда уже по учебному плану закончена педагогическая практика. Новая
образовательная политика позволяет создателям учебно-методических комплексов
раскрывать гуманистические принципы формирования личности с решением двуединых
задач. С одной стороны, студент - пользователь учебно-методического комплекса -
усваивает соответствующий объем знаний. С другой стороны - он получает
возможность в конкретном образовательном учреждении на педагогической практике
осуществлять самоопределение своих учеников на основе культурологических,
нравственно-эстетических, общечеловеческих норм и действительных ценностей -
основания для общеобразовательных решений.
На
современном, 6-м, этапе (с 1991 г. по н/в) развития ИФКиС как учебной дисциплины
возросла роль образовательного туризма, но в системе физкультурного образования
и в структуре спортивных наук эта учебная дисциплина не взаимосвязана с идеей
культурно-гуманистической доминанты, накопления учащейся молодежью знаний в
историческом аспекте, а в развитии ИФКиС "наметилась недооценка" и в
педагогическом, и в мировоззренческом значении [17, с. 43]. Гуманитарное
образование убыстряет свой "бег" в будущее, но "особого рода
тройка" учебных дисциплин ("История и социология физической культуры
и спорта", "Туризм") вместо "бега" вынуждена
"шагать" еще более мелкими "шагами", чем во времена
"советского прошлого" и "дореволюционной России".
При
анализе рабочих программ преподавателей, ответственных за курсы вышеуказанных
учебных дисциплин в педвузах Ижевска, Москвы и других городов, выяснилось, что
очень мало часов планируется на изучение отечественной ИФКиС. Значительно
больше учебных часов в ряде педагогических вузов отводят на изучение зарубежных
систем физического воспитания, но не педагогического опыта россиян. Возникла
"ситуация" дисгармонии двух основных функций педагогического учебного
заведения - обучающей и воспитывающей.
Недооценка
отечественного спортивно-педагогического опыта на факультетах физической
культуры педагогических вузов через выпускников тиражируется в различных типах
общеобразовательных школ. В конечном итоге это с учетом и других факторов
привело к тому, что в России стал нарастать дефицит нравственности, в том числе
и негативное отношение к истории страны вообще, ИФКиС в частности. С
концептуальной точки зрения можно понять нередко отрицательную оценку социально
важной деятельности учителя физической культуры в педагогическом коллективе
школы и в художественных литературных сочинениях, в кинофильмах.
В
заключение отметим, что ретроспективный анализ собственного опыта в системе
образования, целостного опыта работы ряда учебных заведений и консультации с
ведущими учеными страны позволили переосмыслить эволюцию научно-методических
основ ИФКиС как учебной дисциплины и представить идею культурно-гуманистической
доминанты, которая способствует в смысловом стержне самообучению, саморазвитию
и самообразованию в социуме "педагогический вуз - общеобразовательная
школа" и усовершенствованию учебно-методического комплекса.
Список литературы
1.
Бугров Н.Н. Международные связи советских спортсменов. - М.: ФиС, 1954.
2.
Бутовский А.Д. Новые методы в воспитании. С.-П., 1902.
3.
Виноградов П.А. Основам Законодательства Российской Федерации "О
физической культуре и спорте" - долгую жизнь // Теория и практика
физической культуры, 1993, № 8.
4.
I Всесоюзное совещание советов физической культуры. - М.: ВСФК, 1924.
5.
I Всесоюзная конференция профсоюзов по физкультуре. - М.: ФиТ, 1930.
6.
Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1930.
7.
Долуцкий И.И. Отечественная история. - М.: Мнемозина, 1994.
8.
Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение.
1982.
9.
Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1994.
10.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.
Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. тт.1 и 2. - М.:ФиС, 1951 и 1952.
12.
Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. тт. 4 и 5 - М.: ФиС, 1953 и 1954.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru