Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Модельно-целевой способ построения спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов

Модельно-целевой способ построения спортивной
подготовки высококвалифицированных спортсменов в зимних циклических видах
спорта

Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Баталов,
Российская государственная академия физической культуры, Москва

Как
известно, одним из направлений решения проблемы оптимизации спортивной
подготовки на стадии реализации максимальных возможностей спортсмена является
использование модельно-целевого способа построения спортивной подготовки в
рамках годичного или подобного спортивного (подготовительно-соревновательного)
цикла.

К
настоящему времени уже сложились теоретико-методические основы
модельно-целевого подхода в построении спортивного макроцикла [1, 5, 6, 10-16].
Понятие "модельно-целевой подход" в рассматриваемом варианте
определяется так: построение (моделирование) подготовительной и
соревновательной деятельности спортсмена таким образом, чтобы прогнозируемые
параметры будущей целевой соревновательной деятельности, превосходящие прежние
и адекватные новому, более высокому, спортивному результату и их системное
моделирование в подготовке были главным ориентирующим и идейно направляющим
фактором в стратегии и тактике построения и реализации индивидуальных
тренировочно-со ревновательных программ достижения спортивной цели.

Тем
не менее, несмотря на достаточно высокий уровень научных разработок общих
проблем целевого моделирования спортивной подготовки в зимних циклических видах
спорта, в лыжных гонках в частности, идеи модельно-целевого способа построения
спортивного макроцикла на современном уровне практически остались почти без
внимания.

Как
известно [14], модельно-целевой подход к построению спортивной тренировки имеет
две взаимосвязанные части: проектировочную и практическую. Проектировочная
часть складывается как минимум из следующих основных операций: моделирования
целевой соревновательной деятельности; моделирования необходимых для целевого
результата сдвигов подготовленности спортсмена (включая проектирование
морфофункциональных изменений, обеспечивающих достижение прогнозируемого
спортивно-технического результата); моделирование содержания и структуры
тренировочного процесса (в том числе средств, методов и динамики нагрузок).

Практическая
часть предполагает использование модельно-целевых упражнений; соблюдение их
соотношений с другими упражнения ми; соблюдение структуры тренировочного
процесса и системы соревнований, которые запрограммированы в первой части;
соотношение процедур контроля и коррекции процесса реализации спроектированной
подготовительно-соревновательной деятельности.

Системное
единство этих операций обеспечивает разработку реалистичных индивидуальных
целевых подготовительно-соревновательных программ деятельности спортсмена в
предстоящем спортивном макроцикле, реализация которых с высокой вероятностью
позволяет достигнуть запланированного целевого спортивного результата.

Рассмотрим
имеющиеся возможности и проблемы в реализации модельно-целевого подхода к
построению спортивной подготовки лыжников-гонщиков. При этом имеется ввиду
возможность индивидуального моделирования подготовки лыжников высокого класса,
планирующих в предстоящем спортивном сезоне улучшить прошлогодний результат в
главных соревнованиях.

1.
Предпосылки моделирования целевой соревновательной деятельности
лыжников-гонщиков .

Проектное
моделирование целевой соревновательной деятельности включает операции по
расчетному прогнозированию соответствующего спортивно-технического результата,
а также ее частных "внешних" и "внутренних" параметров,
необходимых для достижения такого результата.



Рис.
1. Динамика средней соревновательной скорости на дистанциях 5 км у женщин и 30
км у мужчин (1-6-е места) на чемпионатах мира и олимпийских играх

1.1.
Возможности расчетного прогнозирования спортивно-технического результата в
лыжных гонках.

Объективный
прогноз спортивного результата на предстоящий макроцикл в практике лыжных гонок
осложняется нестабильными внешними условиями проведения соревнований. В этих
обстоятель ствах важны оценка общей динамики спортивных результатов в группах
спортсменов с одинаковым уровнем подготовленности и сопоставление с ними
индивидуальных возможностей спортсмена.

Историографический
анализ динамики спортивных результатов сильнейших лыжников-гонщиков мира
(элиты) в конкретных видах соревновательных программ чемпионатов мира (ЧМ) и
олимпийских игр (ОИ) (средняя скорость спортсменов, занявших первые 6 мест)
свидетельствует о том, что наряду с существенной вариативностью результатов
присутствует общая прогрессирую щая тенденция лучших мировых достижений.
Ежегодный рост спортивного результата, достигаемого спортсменами, входящими в
международную "элиту", составляет в среднем около 1% (рис. 1).

На
основе исторического анализа тенденций лучших мировых достижений в лыжных
гонках и статистических исследований результатов, показанных в соревнованиях по
лыжным гонкам различного ранга, - от крупнейших международных до соревнований в
учебно-тренировочных группах, разработаны таблицы-прогнозы нормативных
результатов, отражающие уровни результативности спортсменов различной квалификации
(подробно см. А.Г. Баталов и др. "Таблицы эквивалентных результатов в
лыжных гонках", 1999).

Фрагменты
прогноза динамики роста спортивных результатов для высококвалифициро ванных
спортсменов представлены в табл. 1.

Индивидуальная
динамика спортивных результатов может иметь некоторые особенности,
продиктованные спецификой тренировочно-соревно вательных программ,
индивидуальными морфофункциональными и психическими особенностями спортсмена, а
также стажем занятий, возрастом спортсмена, сильными и слабыми сторонами его
подготовленности и др.

Например,
в многолетней спортивной деятельности олимпийской чемпионки 1998 г. Ю.
Чепаловой (1976 г.р.) динамика достижений нормативных результатов,
соответствующих уровням мастера спорта, мастера спорта международного класса и
элитному уровню, имеет цикловой 3-летний характер (рис. 2).

Полученные
групповые модели уровней результативности спортсменов различной квалификации
могут являться отправными точками в оценке индивидуального уровня
результативности спортсмена и определении объективно доступного для него
спортивного результата в главных соревнованиях предстоящего спортивного цикла.

1.2.
Моделирование внешних частных параметров соревновательной деятельности.

Моделирование
рельефных особенностей лыжных трасс предстоящих главных соревнований
макроцикла.

Рельеф
трасс предстоящих соревнований во многом определяет характер деятельности и
технико-тактические варианты ведения будущей соревновательной борьбы. Таким
образом, при практическом моделировании трасс, используемых в подготовке
спортсменов, должны быть отражены характерные особенности рельефа трасс
предстоящих главных соревнований сезона.

Таблица
1. Прогнозируемые нормативы спортивных результатов, обеспечивающие переход на
более высокий спортивный квалификационный уровень в четырехлетнем цикле
подготовки лыжниц-гонщиц высокого класса на дистанции 15 км




Квалификация





Нормативные результаты, мин, с





Улучшение результата за
4-летний цикл, мин, с(%)





Ежегодное улучшение результата,
с(%)







Классический стиль







Мс - мсмк





48.30-45.06





3.24 (7,0%)





51 (1,8%)







Мсмк-элита





45.06-42.31





2.35 (5,7%)





39(1,4%)







Элита-прогноз





42.31-40.36





1.55(4,5%)





29(1,1%)







Свободный стиль







Мс - мсмк





44.33-41.15





3.18(7,4%)





50(1,8%)







Мсмк-элита





41.15-38.43





2.32(6,1%)





38(1,5%)







Элита-прогноз





38.43- 36.49





1.54(4,8%)





29(1,2%)








Рис.
2. Динамика годовых объемов работы (км) и достижений нормативных результатов,
соответствующих уровням мастера спорта, мастера спорта международного класса и
уровню "элиты" в многолетней спортивной деятельности Ю. Чепаловой

К
основным характеристикам рельефа лыжных трасс, подлежащим моделированию,
следует отнести:

-
перепад высоты (HD) - разница между самой низкой и самой высокой точками
соревнова тельной трассы;

-
максимальный подъем (MС) - наибольший перепад высоты одного из подъемов;

-
общий подъем (ТС) - сумма перепадов высот всех подъемов на трассе;

-
категория подъемов (А - главные подъемы PHD (частичный перепад высоты подъема)
і30м с крутизной 9-18%; В - короткие подъемы 10м Ј PHD Ј 29 м с крутизной
9-18%; С - крутые подъемы, крутизна і 18%, PHD Ј 10 м);

-
характер спусков (крутизна, ширина, трудности);

-
длина холмистых (10 м>PHD


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технология хранения, транспортирования творога
Реферат Бухгалтерский баланс его значение и структура
Реферат 1. Основные показатели экономического и социального положения города
Реферат Эдвард Григ (Grieg)
Реферат Главный герой романа М.А. Шолохова Тихий Дон
Реферат Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В.Гоголя
Реферат Электроснабжение горно-обогатительного комбината
Реферат Договор ссуды
Реферат Состояние и активация иностранных инвестиций в Украине
Реферат Физическое воспитание в семье 3
Реферат Everyone Uses Stereotype Essay Research Paper Everyone
Реферат Девиантное поведение подростков как результат наркомании
Реферат Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО "Арпак"
Реферат Заходи по профілактиці та лікуванні хвороб риб. Хвороби коропа
Реферат Культурологическая и психосексуальная теория Фрейда