Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Исследование хронобиологических особенностей восприятия времени и пространства у спортсменов

Исследование хронобиологических особенностей
восприятия времени и пространства у спортсменов

Кандидат биологических наук, доцент Ю.В. Корягина
Сибирская государственная академия физической культуры, Омск

Актуальность.
Понятия времени и пространства относятся к основополагающим понятиям науки и
культуры. В настоящее время развиваются философские [1], социальные [10],
физические [6], психологические [8, 9] и биологические [4, 7] представления о
времени и пространстве. На психофизиологическом уровне выделяется проблема
адаптации человека к системам текущего времени [9], что является необходимой
предпосылкой ориентировки в окружающей среде. Изучение времени и пространства
биосистемы - одно из важнейших направлений современной теоретической биологии -
хронотопобиологии [7].

Достижение
высоких спортивных результатов в различных видах спорта во многом зависит от
развития координационных способностей, неотъемлемые составляющие которых -
способности к дифференцированию, воспроизведению и отмериванию пространственных
и временных параметров, изменению положения тела в пространстве и времени [5].
Хронобиологические особенности восприятия времени и пространства, на наш
взгляд, - один из ведущих факторов, лимитирующих успешность спортивной
деятельности, а их исследование и совершенствование у спортсменов различных
видов спорта - эффективный путь повышения результативности и спортивного
совершенствования спортсменов.

Целью
исследования стало изучение хронобиологических особенностей точности восприятия
времени и пространства у спортсменов, специализирующихся в различных видах
спорта и имеющих разный уровень двигательной активности.

Методы
и организация исследования. Всего в исследовании приняли участие 910 человек:
спортсмены, специализирующиеся в различных видах спорта (579), лица,
занимающиеся физической культурой (133), и не занимающиеся спортом (198).
Исследование точности восприятия времени и пространства осуществлялось с
помощью специально разработанной методики, которая включала задания на
оценивание и отмеривание временных и пространственных интервалов [2]. Для
оценки восприятия времени человеком как личностью использован
социально-перцептивный интуитивный тест, для изучения дифференциальных
характеристик прогноза времени поведенческих реакций в диапазоне
"быстро-медленно" - тест социально-интуитивной перцепции динамики
поведения [3]. Статистическая обработка данных заключалась в расчете
коэффициентов парных корреляций и достоверности различий по критерию
T-Cтьюдента и F-Фишера.

Результаты
исследовани я и их обсуждение. Исследование точности восприятия времени и
пространства у спортсменов, специализирующихся в видах спорта с различной
структурой движений (см. таблицу), показало, что тесты на оценивание и
отмеривание временных интервалов, отражающие величину индивидуального масштаба
времени, наиболее точно выполняли спортсмены, специализирующиеся в хоккее,
боксе, восточных единоборствах, велоспорте и шейпинге. Наибольшие ошибки при
восприятии времени допускали пловцы, футболисты, тяжелоатлеты, лыжники и
занимающиеся физической культурой. В тестах на восприятие пространства более
точные результаты отмечены у пловцов, гимнастов, хоккеистов, баскетболистов и
волейболистов. Лыжники и тяжелоатлеты допускали наибольшие ошибки в тестах как
на оценивание, так и на отмеривание пространства.

Следовательно,
индивидуальное время и пространство спортсменов ситуационных видов спорта более
точно отражают физическое время по сравнению с таковыми у спортсменов
циклических (лыжи) и ациклических (тяжелая атлетика) видов.

Величина
ошибки (%), допущенной при оценивании и отмеривании времени и пространства, у
спортсменов, занимающихся различным и видами спорта




Виды спорта





Время





Пространство







оценивание





отмеривание





оценивание





отмеривание







Баскетбол, волейбол





14,2±21,4





0,89±12,8





-0,05±10,4





-4,97±13,2







Футбол





13,5±14,5





-6,07±17,8





17,5±16,8





-4,8±9,4







Хоккей





3,37±19,02





1,68±18,2





1,68±18,2





1,68±18,2







Бокс, восточные единоборства





5,46±7,16





-0,95±7,8





-1,4±8,2





-9,8±13,9







Борьба





31,5±35,7





-7,7±14,67





1,59±5,2





7,29±9,07







Гимнастика





5,09±11,1





-6,5±8,5





-3,6±8,86





1,89±6,72







Тяжелая атлетика





4,27±13,48





-14,4±20,5





8,7±7,4





13,7±12,9







Плавание





13,2±12,1





-3,87±23,4





0,15±4,4





3,8±5,8







Лыжные гонки





12,4±14,58





3,3±6,9





22,5±15,37





-19,48±8,7







Велоспорт





7,46±13,98





-0,4±7,7





2,42±5,4





-4,4±12,06







Шейпинг





1,03±17,9





-10,4±33,06





11,3±18,46





-0,78±7,56







Туризм





6,55±16,0





-2,27±6,5





0,92±7,2





5,8±7,5







Физическая культура





13,5±33,5





-1,64±10,12





1,45±6,7





-4,35±4,7






Для
изучения точности восприятия времени и пространства у лиц с различным уровнем
двигательной активности (ДА) часть обследованных была разделена на 5 групп: от
первой к пятой группе уровень ДА снижался. К первой группе отнесены спортсмены
высокой квалификации с наибольшим уровнем ДА (n=263), ко второй - спортсмены
массовых разрядов (n=147), к третьей - лица, занимающиеся физической культурой
(n=122), к четвертой - бывшие спортсмены (n=101) и к пятой - не занимающиеся
спортом (n=97). Результаты исследования показали, что уровень ДА влияет на
особенности восприятия времени и пространства. Наиболее короткая индивидуальная
минута (ИМ) (57,5±0,74 с) отмечена в пятой группе (р

В
первой и второй группах величина ИМ почти соответствовала астрономической
(59,6±0,2 и 60,19±0,3 с), а лица третьей и четвертой групп одинаково определяли
длительность ИМ (60,61±0,33 с). Исследование восприятия пространства выявило тенденцию
к более точному оцениванию пространства у лиц второй группы и более точному его
отмериванию у лиц четвертой и пятой групп. Анализ восприятия времени человеком
как личностью, показал, что по мере повышения уровня ДА
отдается больше предпочтений "быстрым" лицам и чаще отвергаются
"медленные" (р

Таким
образом, особенности восприятия времени и пространства у спортсменов зависят от
характера деятельности в избранном виде спорта. Спортсмены ситуационных видов
спорта характеризуются более точным восприятием временных и пространственных
параметров по сравнению с таковыми у представителей циклических и ациклических
видов спорта. Уровень ДА также оказывает существенное влияние: по мере
увеличения ДА повышаются точность восприятия времени и точность перцепции
динамики поведения в диапазоне "быстро-медленно".



Величина
ошибок (в %), допущенных при воспроизведении ИМ, оценивании и отмеривании
пространства у лиц с разной ДА (ось y - уровни ДА)
Список литературы

1.
Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. 1982, № 1,
с.117 - 124.

2.
Корягина Ю.В., Тристан В.Г. Восприятие времени и пространства как критерий
адаптоспособности человека к различной двигательной активности // Научные
труды: Ежегодник. - Омск: СибГАФК, 2001, с. 132 - 136.

3.
Кузнецов О.Н. , Лебедев А.В., Лебедев В.И. и др. Социально-перцептивный
интуитивный тест и его применение // Психологический журнал. 1986, т. 7, № 1,
с. 124 - 135.

4.
Моисеева Н.И., Караулова Н.И., Панюшкина С.В. и др. Восприятие времени
человеком и его роль в спортивной деятельности. - Ташкент: Медицина, 1985. -158
с.

5.
Петров А.М. Мозг и движение. - М.: изд-во ВПК, 1997. - 300 с.

6.
Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических
науках. - М.: Наука, 1985. - 327 с.

7.
Романов Ю.А. Хронотопобиология как одно из важнейших направлений современной
теоретической биологии // Хронобиология и хрономедицина. - М.: Триада-Х, 2000,
с. 5 - 15.

8.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.

9.
Цуканов Б.И. Анализ ошибки восприятия длительности // Вопросы психологии. 1985,
№ 3, с.149 - 154.

10.
Яковлев В.П. Социальное время. - Ростов -н/Д: изд-во РГУ. - 1980. - 160 с.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.