Классификационная проблема тактики спортивного
фехтования
Кандидат педагогических наук, доцент В.Г. Войтов
Смоленский государственный институт физической культуры, Смоленск
Одной
из наиболее насущных методологических проблем современной науки считается
классификационная проблема [3, 5, 8]. Ее обсуждению посвящены многочисленные
конференции, тысячи публикаций. Во многих науках на протяжении десятков лет
изучается широкий круг вопросов, связанных с классификацией. Гносеологический
анализ классификационной проблемы показывает, что она служит одним из
эффективных механизмов развития научного познания, важным условием перевода
конкретной науки с эмпирического уровня на более высокий - теоретический [5].
Неклассифицированный мир дорого обходится человеческому обществу. "Без
хороших классификаций нет коммуникативных языков. Нет эффективных
информационно-поисковых систем. Нельзя хорошо анализировать, диагностировать,
предсказывать неизвестные вещи и свойства вещей" [3].
В
теории и методике спортивного фехтования классификационная проблема тактики
остается одной из самых актуальных, несмотря на то что решению
классификационных вопросов в течение долгого времени уделялось большое внимание
[1, 9, 12, 13, 14]. Предклассификационные процедуры всегда осуществлялись в
соответствии с достигнутым на определенный момент времени уровнем теории и
методики фехтования, а собственно классификации являлись лишь выражением и
оформлением уже достигнутых наукой результатов, в том числе и ее
методологических возможностей.
К
настоящему времени в фехтовании создан внушительный научно-теоретический задел
[2, 6, 9, 11]. Вместе с тем качество имеющихся классификаций нельзя назвать
удовлетворительным. Их содержание во многом противоречиво и не соответствует
современным научным представлениям. В частности, в существующих классификациях
в качестве подготавливающих действий выделяются маневрирование (глубокое
перемещение по полю боя), игровые движения оружием (перемещения клинка),
имитация защит и нападений. Эти действия представляют собой движения с
определенными характеристиками: амплитудами, глубинами, быстротами и другими,
являются средством реализации тактических решений, принятых спортсменом.
Действия эти двигательные, а не тактические. Их можно оценить с точки зрения
техники. Кроме того, маневрирование (передвижения), игра оружием и имитация
защит и нападений (движения оружием) представлены в соответствующих разделах
классификации технических приемов [9, 14].
Что
касается тактических задач подготавливающих действий, как-то: разведка,
маскировка, вызов, помехи, - то каждую из этих задач спортсмен решает (может
решать) не только до начала схватки, то есть при подготовке действия, но и в
процессе реализации нападения или защиты. Например, при выполнении атаки
фехтовальщик скрывает (маскировка) всю существенную для противника информацию
как о моменте начала действия, так и о моменте завершения, секторе завершения
нападения и другую. Вместе с тем выполняющий атаку спортсмен стремится получить
важную информацию о намерениях противника (разведка). Будет ли он защищаться
или контратаковать? Если начал защищаться, то действие это истинное или ложное?
Если ложное, то что будет за ним - контратака или защита? Тактическая задача
вызова противника на желаемое действие тоже не является исключительно задачей
подготавливающих действий. Например, выполняя финт в атаке, спортсмен ставит
задачу вызвать противника к защите этого сектора, а выполняя ложную защиту на
атаку противника, спортсмен вызывает его к нападению в определенный сектор. Все
действия, которые побуждают противника к выполнению нужного спортсмену средства
противодействия, решают тактическую задачу вызова. Таким образом, тактические
задачи информационного поиска или сокрытия, а также управление действиями
противника (вызов) могут решаться фехтовальщиками в любой момент их
взаимодействия.
Недостаточная
теоретическая и методологическая разработанность проблем тактики, и в первую
очередь ее классификации, с одной стороны, связана с объективными трудностями,
возникающими при теоретическом и экспериментальном изучении процесса
тактического взаимодействия спортсменов в поединке (объект исследования
недоступен непосредственному наблюдению и оценке), с другой - является существенным
сдерживающим фактором развития теории и методики фехтования. В специальной
научной литературе каждое тактическое действие часто рассматривается как
процесс постановки одной тактической задачи, с одним механизмом ее решения,
например атака с выбором. Однако при выполнении атаки спортсмен должен решать
несколько тактических задач: определить момент начала атаки, способ выполнения,
момент и сектор завершения нападения и др. Однозначная характеристика действия
не отвечает на вопрос: "Что именно выбирал спортсмен при его
выполнении?" Поэтому характеризовать действие следует не в целом, а по
отдельным его элементам, в соответствии с решаемыми частными тактическими
задачами. Ведь начинать атаку спортсмен мог, переключившись от защиты,
завершать - обусловленно, на остановку отступающего противника, а сектор
нападения определять с выбором. Детализированная оценка тактических задач при
подготовке и реализации одного действия корректна с научной точки зрения и
целесообразна - с методической.
Создание
новых классификаций связано с многочисленными трудностями, преодолеть которые
сложно из-за отсутствия необходимых теоретических и методологических средств.
Главные сложности построения классификаций (поиск существенного объединяющего
признака, расчленение его на классообразующие значения, определение
родо-видовых отличий, увязывание в одной классификации многих параметров,
необходимость охватить все элементы, свойства, параметры и другое) могут быть
преодолены только с помощью развитой научно-теоретической базы. До настоящего
времени разработка классификации тактики сдерживалась в первую очередь
неопределенностью самого понятия тактики, отсутствием четких и обоснованных
представлений о тактике как об особом явлении [7]. В спортивной теории, а тем
более практике, тактика отождествляется с уровнем мастерства, техникой,
психологией [4, 9, 10], что говорит о трудностях и противоречиях аналитической
и исследовательской деятельности по проблемам тактики.
Спортивная
тактика - это система познавательных психических процессов, специальных знаний
и умений принимать решения о содержании и моментных параметрах действий на
основе информации о состоянии и намерениях противника, условиях взаимодействия
с ним, а также сокрытии собственных намерений и управлении действиями соперника
с целью оптимизации состава и структуры основного соревновательного упражнения.
Из определения тактики исключается двигательный компонент действия. Тактика
связана лишь с принятием решений, что и когда делать [1, 14], а техника
помогает реализовывать эти решения. Именно поэтому в теории фехтования в свое
время было предложено разграничение понятий "прием" (двигательный
компонент) и "действие" (тактическая задача) [2, 14].
В
соответствии с предложенным определением только тактическая задача может быть
существенным объединяющим признаком в классификации тактических действий. Все
тактические задачи (действия), которые решает спортсмен, делятся по
родо-видовым отношениям на четыре класса:
1.
Инициативный класс включает два вида тактических задач - ожидать и создавать.
Эти тактические задачи характеризуются наличием или отсутствием инициативы у
спортсмена. В ходе боя фехтовальщик может активно управлять ситуацией, вынуждая
противника выполнять нужные спортсмену действия с определенными
технико-тактическими параметрами. К данному виду тактических задач относятся
вызовы, действия второго намерения, ложные действия, поскольку их объединяет
одна цель - управлять действиями противника. Вместе с тем спортсмен может не
управлять, а ожидать повода, сигнала, ошибки со стороны противника и затем
реализовывать принятое решение.
2.
Информационный класс объединяет тоже два вида задач: получать и скрывать
информацию. Эти задачи спортсмен может решать (решает) одновременно. Успешное
решение информационных задач имеет первостепенное значение в процессе
тактического взаимодействия с противником, поскольку адекватность принимаемых
спортсменом решений во многом определяется наличием своевременно полученной
достоверной и значимой информации о состоянии и намерениях противника, условиях
единоборства и другой.
3.
Ситуационный класс включает широкий круг тактических задач, связанных с
восприятием и оценкой всех существенных, с точки зрения тактики, параметров
взаимодействия, а также управление ими в складывающихся ситуациях в ходе
поединка. В данном классе объединены четыре группы тактических задач, связанных
со следующими параметрами:
-
с дистанцией: сохранить, увеличить, сократить;
-
с направлением перемещений по полю боя: наступать, отступать, оставаться на
месте;
-
с положением и направлением движения оружием: при нападениях, защитах;
-
с моментами начала и завершения действия.
4.
Операционный класс объединяет задачи, направленные на реализацию всех видов
нападений и защит. В этом классе - действия только первого намерения.
Традиционно
в прежних классификациях действия делились на два класса: подготавливающие и
основные [1, 14]. Такой подход оправдан лишь отчасти. С одной стороны, при
подготовке действия спортсмен, безусловно, решает широкий круг тактических
задач. С другой - почти все тактические задачи подготавливающих действий могут
решаться и на любом другом этапе взаимодействия, то есть не являются
специфическими задачами подготавливающих действий. Только ожидание или создание
момента начала атаки можeт считаться тактической задачей подготавливающих
действий в чистом виде.
Данная
работа не претендует на окончательное решение классификационной проблемы
тактики фехтования. Предложенный подход к решению проблемы классификации
тактики требует еще более глубокой конкретизации и является лишь частью этой
проблемы. В настоящее время представляется своевременным системное
теоретическое исследование процесса тактического взаимодействия спортсменов, в
котором были бы структурированы цель, задачи, механизмы, условия, средства:
специальные тактические знания и умения, познавательные психические процессы, а
также тактические категории: неожиданность, неопределенность, вероятность,
альтернативность, вариативность и другие. Успешное решение классификационной
проблемы тактики создаст предпосылки для существенного наращивания
теоретических и методологических возможностей исследования тактики спортивного
фехтования.
Список литературы
1.
Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. - М.: ФиС, 1969.
2.
Келлер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. -
Киев: Здоровье, 1977.
3.
Кожара В.Л. Классификационная проблема. - Борок, 1984. - Рукопись депон. во
ВИНИТИ 5.11.84, № 7149-84 Деп.
4.
Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов:
Учебное пособие. - Киев: Олимп. лит-ра, 1999.
5.
Митрофанова С.С. Классификационная проблема как рефлексивный механизм
теоретизации науки // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования.
- Новосибирск: Наука, 1997.
6.
Мовшович А.Д. Система многолетней подготовки юных фехтовальщиков: Автореф.
докт. дис. - М., 1996.
7.
Павлов А.И., Войтов В.Г. Определение понятия "спортивная тактика" //Теор.
и практ. физ. культ. 2000, № 9.
8.
Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, 1986.
9.
Спортивное фехтование: Учебник для ИФК /Под общ. ред. Д.А. Тышлера. - М.:
Физкультура, образование и наука, 1997.
10.
Теория спорта: Учебник для ИФК /Под общ. ред. В.Н. Платонова. - Киев: Вища
школа, 1987.
11.
Тышлер Д.А. Теория и методика спортивного совершенствования в современных
единоборствах: Автореф. докт. дис. М., 1984.
12.
Фехтование: Учебник для ИФК /Под общ. ред. В.А. Аркадьева. - М.: ФиС, 1959.
13.
Фехтование: Учебник для ИФК / Под общ. ред. К.Т. Булочко. - М.: ФиС, 1967.
14.
Фехтование: Учебник для ИФК /Под общ. ред. Д.А. Тышлера. - М.: ФиС, 1978.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/