О возможности использования народной игры
"русская лапта" как средства физического и нравственного оздоровления
подрастающего поколения и широких масс населения
Кандидат химических наук, доцент Л.М. Кукис Кандидат педагогических наук В.Н. Олефиренко
Введение.
Социальные
изменения, произошедшие в нашей стране, условия жизни человека (аудио- и
видеотехника, компьютеры, транспорт и др.), интенсификация его деятельности,
слабая физическая подготовка детей и подростков, понижение двигательной
активности людей зрелого и старшего возраста, все возрастающее воздействие на
их организм неблагоприятных внешних факторов прямо или косвенно приводят к
негативным нравственным и функциональным изменениям в состоянии здоровья
россиян.
Постановка
проблемы. В связи с этим в наше время особенно остро встает вопрос о том, как
помочь людям в их оздоровлении, какой наиболее доступный и экономически
выгодный путь избрать.
Кафедра
спортивных игр УралГАФК для частичного решения этой проблемы сочла
целесообразным способствовать развитию незаслуженно забытой народной игры
"Русская лапта" (РЛ) в нашем регионе.
Эта
игра на Руси пользовалась особой популярностью. В нее играли взрослые и дети.
Она приносила людям веселье, радость, воспитывала удаль, смелость,
находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между
соперниками, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих.
Исключительная
ценность этой игры заключается в том, что начинать заниматься ею можно с
дошкольного возраста и продолжать эти занятия в течение многих лет жизни. Кроме
того, для игры не нужны дорогостоящий инвентарь, специальная спортивная форма и
оснащенные аппаратурой игровые площадки. Игра доступна всем, так как включает
естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной
подготовки.
РЛ
может носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер,
предусматривая спортивное совершенствование молодежи. Использование РЛ как
средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, будет
способствовать формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных
умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем и органов
организма занимающихся, формированию потребности в общении со своими
сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию
личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, надо полагать, что
РЛ должна повышать анаэробные возможности человека, от которых зависят
качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях.
Игра
на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, без сомнения, должна
последовательно повышать устойчивость организма к простудным и инфекционным
заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды нашего
региона.
Однако
в литературе отсутствуют конкретные количественные данные о влиянии игры РЛ на
здоровье, физическую подготовленность, функциональные возможности, личностные
качества играющих, отсутствует и научно обоснованная методика обучения этой
игре.
Некоторые
пути решения проблемы. В настоящие время на кафедре спортивных игр УралГАФК
проводятся исследования возможностей возрождения и разви тия РЛ в Челябинске и
Челябинской области.
На
базе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) № 9 Южно-Уральской железной
дороги созданы условия для занятий РЛ детей старшей и подготовительной групп с
целью их оздоровления. В лицее № 11 г. Челябинска организуются группы учащихся
среднего и подросткового возраста.
Целью
эксперимента с подростками является оценка влияния двухгодичных занятий РЛ по
разработанной нами методике на физическую, функциональную подготовленность и
личностные качества занимающихся.
В
Кунашакском, Еткульском и Агапавском районах Челябинской области ведется
подготови тельная работа по включению РЛ в программу комплексной ДЮСШ
"Урожай".
В
нашей академии РЛ включена в рабочую программу по дисциплине "Подвижные
игры". В 2000 году планируется создание клуба любителей РЛ
"Лилия" и группы студентов для занятий РЛ с целью оздоровления и
совершенствования играющих, а также формированию актива студентов для обучения
игре в РЛ различных групп населения по месту жительства.
Выводы
1.
Кафедрой спортивных игр совместно с учебными, спортивными организациями и
домоуправлениями Челябинска и Челябинской области проводится большая работа по
возрождению и внедрению РЛ в образовательные и специальные учреждения, высшие
учебные заведения и в работу с людьми различных возрастных групп по месту
жительства.
2.
Начата разработка научно обоснованной методики обучения игре в РЛ.
3.
Разработаны комплексы методов педагогического, психологического и
функционального контроля для оценки влияния занятий РЛ на организм
занимающихся.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru