Формирование речевого имиджа специалистов по борьбе
дзюдо
Кандидат педагогических наук О.Б.Завьялова ,
Красноярский государственный педагогический университет, Красноярск
Язык
- это отражение времени и инструмент формирования мировоззрения людей. Прошлое
и настоящее связаны чередой поколений, а язык создает духовную преемственность
и формирует культуру народов (Т.А. Ван-Дейк, 1989; Л.П. Крысин, 1977).
В
профессиональной деятельности по физической культуре и спорту умение
убедительно говорить становится важным в связи с необходимостью привлекать к
занятиям физической культурой, спортом детей, молодежь, расширять число
поклонников любимого вида спорта, увеличивать количество спонсоров для
финансирования тренировочной и соревновательной деятельности, поддерживать
связи с государственными структурами на различных уровнях, повышать
популярность спортсменов -победителей (В.К. Бальсевич, 1988; П.А.Виноградов,
1990; П. Смольянов, Д.О. Шилбури, 1999).
О
значении профессиональной речи в деятельности профессионалов в сфере физической
культуры и спорта говорят ведущие специалисты в этой области - В.К.Бальсевич,
П.А.Виноградов, Л.П.Матвеев, Г.С.Туманян.
Профессиональная
речь - это и есть речевой имидж специалиста, а точнее, речевой имижд тренера по
борьбе дзюдо - это целенаправленно сформированный речевой образ специалиста по
физической культуре и спорту, оказывающий положительное
эмоционально-психологическое воздействие на слушателей и отражающий его
профессионализм. Несомненно, речевой имидж - это компонент культуры будущего
педагога-тренера.
Цель
настоящего исследования : изучить процесс формирования речевого
профессионального имиджа специалистов по физической культуре и спорту и разработать
научно-методические рекомендации для будущих тренеров по борьбе дзюдо.
Организация
исследования . С 1994 г. проводился анализ литературы, касающейся речевой
подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. В течение
1997-1998 гг. проводились исследования грамотности и речевой подготовки
абитуриентов, студентов-борцов 1 - 5-го курсов Института спортивных
единоборств, выпускников факультета физической культуры и спорта, а также
оценка речевой подготовки представителей профессорско-преподавательского
состава. В 1999-2001 гг. по разработанной нами программе проводился эксперимент
по формированию профессионального речевого имиджа студентов-дзюдоистов
Института спортивных единоборств имени И. Ярыгина (директор - профессор А.И.
Завьялов). Всего в исследованиях приняли участие 445 человек.
В
соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовленность лиц,
успешно завершивших обучение по программе специальности 022300 -
"Физическая культура и спорт", должна соответствовать следующей
характеристике: "выпускник владеет профессиональным русским языком, умеет
корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области
знания, обладает культурой речи и общения...".
Декларативность
этих требований проявится ярко, если сопоставить их с реальными возможностями
учебного процесса в соответствии с образовательным стандартом: на предмет
"культура речи" отводится всего 0,7% от общего количества часов.
Печальную картину дополняет факт преподавания культуры речи профессионалом-филологом,
но не профессионалом в области физической культуры и спорта.
В
связи с вышесказанным уместно обратить внимание на недоумение специалистов
физкультурных вузов (М.Е. Дуранов, Н.Н. Зволинская, В.С. Кузьмин, Л.И.
Лубышева, Н.Н. Чесноков): "... Почему эрудиция студентов не развита?.. Что
нам следует сделать, чтобы из ... академии физической культуры выходили
образованные профессионалы?" Но эрудиция проявляется через искусство
говорить. О формировании речевого мастерства "забыли" ведущие специалисты
и руководители физкультурных вузов. При этом грамотность по русскому языку
школьников, абитуриентов, студентов находится на низком уровне.
Для
исследования грамотности мы выбрали общелитературный диктант (232 слова).
Результаты
написания этого диктанта студентами 1-го и 5-го курсов факультета физической
культуры следующие: 1-й курс (84 человека) - в среднем 18 (±7) ошибок; 5-й курс
(44 человека) - в среднем 9 (±7) ошибок, различия достоверны (р
Всему
миру известно, что главными составляющими народной русскоязычной разговорной
речи в СССР, России, языком среды являются нецензурные выражения. При этом
большое количество людей живет, условно говоря, в двух измерениях: цензурном и
нецензурном.
Уголовным
кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание за нецензурные выражения
в общественных местах, однако очень многие нецензурно ругаются даже в
общественных местах, матерные выражения встречаются на страницах прессы и в
телевизионных передачах. Грязно ругаются рабочие, служащие, бедные, богатые,
народные депутаты и члены правительства.
Большинство
студентов (будущих преподавателей, тренеров) также живут в двух измерениях:
общение с преподавателями - с помощью нормативной лексики, а с товарищами и
непреподавателями - ненормативной.
Умение
грамотно писать и говорить на родном языке - привилегия любого современного
человека, считающего себя образованным. Для исследования профессионального
владения речью мы применили разработанный нами метод авторских правок после
документальной регистрации выступлений участников образовательного процесса по
профессиональным вопросам (видеозапись и компьютерная регистрация текстов). Для
оценки выделялась часть текста - 10 строк по 64 знака, - и подсчитывалось
количество редакционных правок для приведения текста в соответствие с нормами
русского языка.
Количество
различных редакционных операций при нормализации документированных речей
профессорско -преподавательского состава и студентов до и после обучения
речевому мастерству представлено на рисунке.
Количество
различных редакционных операций при нормализации документированных речей
При
нормализации речей студентов было произведено в среднем 49 редакционных
операций (d±10), а при нормализации речей профессорско -преподавательского
состава достоверно меньше - в среднем 37 операций (d±10). Если рассматривать
каждую операцию отдельно, то лишь в одной из них различия недостоверны - это
операция удаления слов, хотя эта величина больше все-таки у студентов. Все
остальные номинации имеют достоверно высокую разницу в пользу
профессорско-преподавательского состава, а по операции замены слов у последних
вообще исправлений не наблюдается.
Наибольший
процент операций приходится на удаление слов, при этом у преподавателей это
соотношение достоверно выше (74%), чем у студентов (50%). Здесь необходимо
оговориться, что речь идет о процентном соотношении, а не о среднем количестве
операций, которое у преподавателей, правда, недостоверно, но ниже. По
номинациям "добавление", "исправление", "перестановка"
слов у студентов достоверно большее процентное соотношение, чем у
преподавателей, особенно в операциях исправления слов: у студентов - 14%, у
преподавателей - 4%, достоверность различий достигла высокого уровня значимости
(p
Статистическая
обработка операций по нормализации речи показала, что профессорско
-преподавательский состав достоверно и почти по всем видам операций превосходит
студентов. Однако количество операций по редактированию текста у
профессорско-преподавательского состава тоже очень велико, что говорит о низком
уровне ораторской речи даже самых квалифицированных и официально
дипломированных (доцент, профессор) участников образовательного процесса, т.е.
осуществляющих этот процесс.
Проведенные
исследования побудили нас к экспериментальной проверке целенаправленного
формирования профессионального речевого имиджа студентов-дзюдоистов Института
спортивных единоборств им. И. Ярыгина.
Для
контроля предлагалась тема "Роль физической культуры в жизни
общества".
Курс
n
Рассказы о предмете
До эксперимента
После эксперимента
Р
1-й
24
Физическая культура
20±11
287±5
2-й
27
Психология
10±8
232±18
4-й
17
Спортмедицина
18±11
346±20
Студенты
1-го курса в начале эксперимента сказали по этой теме в среднем 20 слов (±11),
а через 6 месяцев - в 14 раз больше - 287 слов (±5) (р
Во
2-м семестре одновременно 2-му и 4-му курсам было предложено на первом же
занятии по спецкурсу "Речевой имидж" рассказать о предметах, по
которым они завершили обучение: на 2-м курсе - о психологии, на 4-м - о
спортивной медицине. Через год занятий им было предложено то же. О психологии
они сказали уже 232 слова, а о спортивной медицине - 346. Таким образом, налицо
эффективность влияния занятий по спецкурсу "Речевой имидж".
После
двухгодичного эксперимента по формированию речевого имиджа студентов-дзюдоистов
их речь стала более уверенной (уровень громкости повысился в 1,5 раза) и более
правильной. Количество всех видов операций стало достоверно меньше, хотя
распределение операций по местам остается примерно таким же: на первом месте
операция удаления слов (6), на втором - добавление и перестановка (по 3), на
третьем - исправление слов (2), однако операция замены слов при редактировании
текстов уже отсутствует: они стали говорить лучше, чем преподаватели.
Эксперимент
показал, что занятия по спецкурсу "Речевой имидж" успешно повлияли на
формирование речевого образа студентов -дзюдоистов.
Необходимо
отметить еще один успех эксперимента: студенты стали успешно выступать на
различных научных конференциях, двое из них выиграли конкурс на получение
стипендии Правительства Российской Федерации, две студентки-дзюдоистки работают
спортивными комментаторами краевого телевидения.
Список литературы
1.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. -
207 с.
2.
Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной
подготовки и физического воспитания //Теория и практика физ. культуры. 1999, №
4, с. 21-28.
3.
Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. - М.: Прогресс, 1989.
4.
Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Мысль, 1990.
- 288 с.
5.
Дуранов М.Е. Выпускник академического вуза//Теория и практика физ. культуры.
1997, № 12, с. 27-28.
6.
Зволинская Н.Н., Ильина Л.Н., Корнилов В.М., Маслов В.И., Сургучев В.А.
Магистратура: в поисках образа своего выпускника // Теория и практика физ.
культуры. 1998, № 11/12, с. 28.
7.
Крысин Л.П. Язык в современном обществе. - М.: Просвещение, 1977. - 191 с.
8.
Кузьмин В.С. Курс "Педагогическое физкультурно-спортивное
совершенствование" как средство профессионально-творческой подготовки
учителей физической культуры// Теория и практика физ. культуры. 1998, № 11/12,
с.18.
9.
Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта в системе физкультурного
образования// Теория и практика физ. культры. 1998, № 11/12, с. 20.
10.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учеб. для ин-тов физ.
культ. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
11.
Смольянов П., Шилбури Д.О. О критериях компетентности специалистов в области
спортивного маркетинга// Теория и практика физ. культуры. 1999, № 4, с. 41-44.
12.
Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учеб.
пособие. В 4 кн. Кн. 1. Пропедевтика. - М.: Советский спорт, 1997. - 288 с.
13.
Чесноков Н.Н. Подготовка специалистов как фактор и условие совершенствования физкультурно-спортивной
деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 11/12, с. 24.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru