Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Валеология: проблема, воспитание и образование студентов в техническом вузе

Валеология: проблема, воспитание и образование  студентов в техническом вузе

Кандидат медицинских наук, профессор В.П. Зайцев,
Белгородская государственная технологическая академия строительных материалов,
Белгород

Валеология
- учение о формировании, укреплении и сохранении здоровья. Современная жизнь и
высокий темп развития общества предъявляют повышенные требования к здоровью
человека. Однако и сам человек и общество в целом не уделяют должного внимания
данной проблеме. Слово "валеология" происходит от латинского
"valeo" - быть здоровым. В бывшем СССР этот термин впервые ввел И.И.
Брехман в 1980 году. Ее "неторопливые шаги" стали проявляться на всех
этапах: в детских садах, школах, средних специальных и высших учебных
заведениях, а также среди населения. Рост заболеваемости среди населения
страны, в том числе среди студентов, требует неуклонного совершенствования и
научного обоснования их валеологического воспитания и образования.

Со
здоровьем, безусловно, связан и образ жизни человека. Образ жизни каждого
индивидуума и в целом общества может повлиять на здоровье отдельного человека и
на здоровье нации. Эти два фактора связаны между собой и отражают единый
социально-биологический комплекс. Проблема образа и стиля жизни человека
подробно и профессионально изложена в работах [1, 9, 11, 14, 15, 18].
Разработки, представленные в работах [2, 7, 13, 19], также имеют свою ценность
в определении и оценке здоровья человека, в том числе и детей.

Однако
о здоровье, образе и стиле жизни студентов работ очень мало [5, 12, 17]. Так,
М.Я. Виленский и А.Г. Горшков [6] посвятили свой труд основам здорового образа
жизни студентов, но проблема валеологического воспитания и образования
студентов в нем отсутствует.

В
настоящей работе определена цель: изучить организацию валеологических подходов
при формировании основ здорового образа жизни студентов I курса, занимающихся
физической культурой в специальных медицинских группах. Для разрешения данной
цели поставлены задачи: изучить мероприятия по оздоровлению студентов на
кафедре валеологии и физического воспитания, в условиях здравпункта,
санатория-профилактория и комбината питания БелГТАСМ; разработать систему
валеологического воспитания и образования студентов.

Для
реализации цели и задач использованы: авторская рабочая программа на 1997/98
ученый год по курсу "Валеология" для студентов I курса; тексты
лекций, методических разработок и другая учебно-педагогическая документация по
валеологии; врачебно-контрольные карты обследованных нами студентов I курса в
1996/97 гг.; опыт работы кафедры, здравпункта, санатория-профилактория и
комбината питания.

Анализ
состояния здоровья жителей России, изложенный в "Государственном докладе о
состоянии здоровья населения Российской Федерации" (1997), свидетельствует
о значительной распространенности заболеваний среди населения. Это
подтверждается и нашими исследованиями (см. таблицу), и исследованиями ученых и
педагогов [1, 3, 10, 16, 18].

В
обследовании студентов участвовали терапевты, хирург, ортопед, психоневролог,
окулист, психолог, а также педагоги с физкультурным образованием.
Использовались клинические методы исследования, функциональная проба Руфье,
методы исследования физического развития (соматоскопия, антропометрия),
спирометрия, тонометрия, динамометрия мышц кисти и спины.

Проведенное
комплексное обследование помогло врачам и педагогам определить физическое
развитие и функциональное состояние организма студентов, рекомендовать им
лечебные и профилактические мероприятия во время учебы и в то же время
правильно распределить в ту или иную группу для занятий физической культурой
(основную, подготовительную, специальную), а при необходимости освободить от
занятий.

Самой
распространенной патологией у студентов была патология опорно-двигательного
аппарата: 52% в 1996 г., 71,2% в 1997 г. Второе и третье места занимали
заболевания органов зрения и уха, горла, носа. На долю болезней внутренних
органов приходилось 20% в 1996 г. и 17,9% в 1997 г. Среди них чаще всего
встречались заболевания органов кровообращения и пищеварения.

Обобщенные
материалы по заболеваемости студентов явились основанием для разработки
авторских рабочих программ по физической культуре и валеологии. По курсу
валеологии на 1997/98 учебный год она рассчитана на 50 ч: лекции - 16 ч,
практические занятия - 12 ч, лабораторные занятия - 16 ч, семинарские занятия -
4 ч, коллоквиум - 2 ч. Данная программа предусматривала воспитательные,
образовательные, развивающие и оздоровительные мероприятия и дала возможность
студентам:

а)
овладеть современными знаниями о здоровых и больных; о пограничном и
патологическом состояниях; об адаптации организма;

б)
привить им мотивационно-ценностное отношение к укреплению и сохранению
здоровья;

в)
получить знания в организации валеологической службы в учебных заведениях,
оздоровительно-физкультурных учреждениях и использовать их в профилактике
заболеваний;

г)
овладеть знаниями, навыками и умениями по использованию средств, форм и методов
валеологии в оценке физического развития, уровня здоровья и профилактических
мероприятий;

д)
приобрести опыт творческого использования валеологического воспитания и
образования для достижения жизненной цели.

В
системе оздоровления студентов важное место в академии отводилось повседневной
работе здравпункта и санатория-профилактория. Они располагают профессиональными
кадрами и хорошей производственной базой, что позволяло проводить следующие
лечебно-профилактические мероприятия: медикаментозное лечение, санацию полости
рта, фитотерапию, электросветолечение (КУФ, УФО, солюкс, электрофорез и др.),
водолечение (души, ванны), теплолечение, ингаляцию, прием минеральной воды,
лечебный массаж, лечебную физкультуру.

Организации
питания студентов уделялось и уделяется особое внимание. На территории академии
работает собственный комбинат питания, располагающий кондитерским цехом, тремя
столовыми и тремя буфетами с широким ассортиментом. В меню имеются диетические
блюда, цены на питание снижены на 30%. Кроме того, при санатории-профилактории имеется
столовая на 56 посадочных мест. В ней отпускаются блюда по диетическим столам №
5, 7, 15. Питание студентов организовано на высоком профессиональном уровне и
максимально приближено к месту учебы и проживания студентов.

Разумная
организация оздоровительных мероприятий в условиях кафедры валеологии и
физического воспитания, здравпункта, санатория-профилактория и комбината
питания способствовала укреплению и сохранению здоровья студентов. Такой опыт
работы служб и ведомств академии помог разработать комплексную систему
валеологического воспитания и образования студентов (см. схему).

Изложенное
позволяет сделать следующие выводы:

1.
Проблема "Здоровье студентов" в настоящее время является актуальной и
важной в системе здравоохранения и физической культуры.

2.
Выявлена значительная распространенность заболеваний студентов I курса. Причем
у 61,2% обследованных диагностировано от двух до пяти заболеваний и нарушений
опорно-двигательного аппарата.

3.
В связи с неблагоприятной патологической картиной у студентов, поступивших на I
курс, процесс их валеологического воспитания и образования в условиях вуза
следует начинать именно с I курса на кафедре физического воспитания в
сотрудничестве со здравпунктом, санаторием-профилакторием и комбинатом питания.

4.
К изучению проблемы "Здоровье студентов" и разработке мероприятий по
ее реализации следует привлекать ученых и педагогов разных направлений: врачей
(в т.ч. педиатров), биологов, физиологов, гигиенистов, педагогов (в т.ч.
дошкольных учреждений), философов, социологов и специалистов по физической
культуре.
Список литературы

1.
Александров О.А. Комплексная программа здоровья. - М.: Медицина, 1988. - 96 с.

2.
Бальсевич В.К., В.А. Запорожанов. Физическая активность человека. - Киев:
Здоров’я, 1987. - 224 с.

3.
Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.: Химия, 1993. - 400 с.

4.
Брехман И.И. Человек и биологически активные вещества. - М.: Наука, 1980. - 120
с.

5.
Войтенко Е.П., Л.И. Гугучкина. Медико-социальный аспект пропаганды физической
культуры среди студентов-медиков /Учебно-исследовательская работа студентов:
Сб. научно-мед. работ. - Харьков: ХГИФК, 1995, с. 264-269.

6.
Виленский М.Я., А.Г. Горшков. Основы здорового образа жизни: Учебн. пос.  - М.: МНЗПУ, 1995. - 90 с.

7.
Граевская Н.Д. Совместная работа врача и педагога в управлении тренировочным
процессом /Спортивная медицина /Под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. - М.:
Медицина, 1984, с. 152-169.

8.
Государственный доклад о состоянии здоровья населения в Российской Федерации в
1994 году //Здравоохранение Российской Федерации, 1997, № 3, с. 3-5.

9.
Жолдак В.И., Л.А. Калинкин. Валеология: становление, развитие, проблемы,
перспективы //Теория и практика физической культуры, 1997, № 8, с. 2-7.

10.
Зайцев В.П. Валеология - учение о здоровье: Учебн. пос. Харьков: ХГИФК, 1996. -
161 с.

11.
Зайцев В.П., И.Д. Варавин, И.И. Варавин и др. Здоровье человека и профилактика
заболеваний. - Белгород: БелГТАСМ, 1998. - 216 с.

12.
Иванов Г.Г., В.Н. Воронцов. Характеристика состояния здоровья студентов за годы
обучения в вузе /Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез.
V международн. научн.-практ. конф. - Ижевск: Издательство Удмурт. ун-та, 1996,
с. 40-41.

13.
Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. - М.: Медицина, 1988. - 144 с.

14.
Лисицин Ю.П. Влияние образа жизни и факторов риска //Превентивная кардиология:
Руководство

/Под
ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1987, с. 53-67.

15.
Лишук В.А., Е.В. Мосткова. Основы здоровья: Обзор. Актуальные задачи, решения,
рекомендации. - М.: РАМН, 1994. - 134 с.

16.
Лишук В.А., Е.В. Мосткова. Девять ступеней к здоровью. - М.: Книжная Компания,
1997. - 320 с.

17.
Мищенко В.Ю., В.П. Зайцев. Оздоровительные мероприятия для студентов в условиях
санатория-профилактория учебного заведения /Современные проблемы физической
культуры и спорта: Сб. научн. работ. - Белгород: БГУ, ХГИФК, 1997, с. 442-444.

18.
Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. - Минск: Беларусь, 1994. - 350 с.

19.
Физкультура в режиме продленного дня школы /Под ред. С.В. Хрущева. - М.: ФиС,
1986. - 112. с.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.