На строительных и дорожных машинах в качестве источника механической
энергии применяют поршневые двигатели внутреннего сгорания. Общими
признаками для двигателей внутреннего сгорания строительных и дорожных
машин являются:
-- конструкция кривошипно-шатунного механизма – тронковая (боковое усилие от шатуна воспринимается поршнем);
-- род применяемого топлива – жидкое (бензин, дизельное);
-- направление вращения коленчатого вала – правое (положение наблюдателя со
стороны, противоположной валу основного отбора мощности).
Двигатели внутреннего сгорания строительных дорожных машин обеспечивают
диапазон мощности 1,5…400кВт. Применяют карбюраторные двигатели, в основном
особо малой мощности и на базовых автомобилях ГАЗ и ЗИЛ, и дизельные
двигатели мощностью от 20 кВт и выше. Наибольшее распространение получили
дизельные двигатели. Стандартом на промышленные дизели, к которым относятся
двигатели строительных и дорожных машин, введено условное обозначение
дизелей, состоящее из букв и цифр: Ч – четырёхтактный, Д – двухтактный, Н
– с надувом, цифры перед буквами – число цилиндров, цифры после букв над
чертой – диаметр цилиндра в сантиметрах, цифры под чертой – ход поршня в
сантиметрах.
Требуемая мощность двигателя должна обеспечивать перемещение машины с
заданными скоростями, выполнение работы рабочим оборудованием и
функционирование систем и механизмов. На строительных и дорожных машинах
применяются в основном двигатели тракторного, автомобильного и
промышленного назначения, мощности которых определяются стандартами.
Все применяемые на строительных и дорожных машинах поршневые двигатели
внутреннего сгорания классифицируют по следующим основным признакам:
. По способу осуществления газообмена:
. двухтактные;
. четырёхтактные;
В двухтактных двигателях рабочий цикл осуществляется за два такта, что соответствует двум ходам поршня от одного крайнего положения до другого, или одному обороту коленчатого вала;
В четырёхтактных двигателях рабочий цикл осуществляется за четы- ре хода поршня, соответствующее двум оборотам коленчатого вала.
. По способу наполнения рабочего цилиндра: с естественным наполнением (наполнение обеспечивается пере- мещением поршня); с надувом (наполнение происходит при повышенном давлении от надувочного агрегата);
. По способу смесеобразования:
. с внешним;
. с внутренним;
В двигателях с внешним смесеобразованием основная часть про- цесса образования горючей смеси происходит в дополнительном устройстройстве, называемом карбюратором, путём испарения жидкого топлива (бензин) в струе воздуха;
В двигателях с внутренним смесеобразованием горючая смесь обра- зуется внутри рабочего цилиндра путём раздельной подачи топлива
(дизельного) и воздуха. Различают двигатели с непосредственным впрыском и с вихрекамерным смесеобразованием;
. По способу воспламенения горючей смеси:
С принудительным зажиганием (от электрической искры); . С воспламенением от сжатия (дизели);
. По числу и расположению цилиндров:
. Одноцилиндровые;
. Многоцилиндровые;
. Рядные (с вертикальным расположением цилиндров в один ряд);
. V – образные (двухрядные с расположением цилиндров в рядом под углом 60, 75 или 90();
. По отношению хода поршня S к диаметру D цилиндра:
. Короткоходные (S/D1);
. По степени быстроходности:
. Тихоходные (средняя скорость поршня 6,5…10 м/с);
. Быстроходные (средняя скорость поршня 10…15 м/с);
. По типоразмерам:
. С конкретными типоразмерами диаметра цилиндра и хода поршня D(S;
. По способу охлаждения:
. С жидкостным;
. С воздушным;
. По способу пуска:
. С электростартером;
. С электростартером и пусковым двигателем;
. С пусковым двигателем.
Литература
1. Кузин Э.Н. Строительные машины, том 1, 5-е издание, переработанное
Москва “Машиностроение” 1991г.
2 Хачиян А.С. Двигатели внутреннего сгорания, Москва, “Высшая школа”
1978 г. 280 с.
3 Дьяченко Н.Х. Теория двигателей внутреннего сгорания, Москва 1974 г.