Из рис. 1 видно, что при ( ( 1,5 резко увеличивается выброс оксида
углерода и углеводородов, при ( ( 1,5 повышается содержание в отработанных
газах оксида азота.
Рекомендации по ликвидации источников загрязнения.
По рис. 1 можно сказать, что двигатель работает экологически чище при ( =
1,5. Такую топливную смесь на всех режимах работы приготовить при помощи
карбюратора практически невозможно. Электронная система впрыска топлива
позволяет наиболее точно дозировать подачу топлива на заданном режиме
работы двигателя, а значит, снижает токсичность отработавших газов. В
отработанных газах автомобилей содержится большое количество вредных
веществ. Анализ воздуха в кабинах транспортных средств показал, что
концентрация окиси углерода в кабинах грузовых автомобилей может превышать
предельно допустимые нормы. В первую очередь воздействию токсических
составляющих отработанных газов подвергается водитель автомобиля. Для
многих крупных городов характерно превышение предельно допустимой
концентрации оксида углерода в 20 – 30 раз, с чем врачи связывают высокую
смертность от инфаркта миокарда.
Зависимость заболеваний сердечно-сосудистой системы от содержания вредных веществ в воздухе
Таблица 6.1
|Заболевание |Вредные вещества, % |
| |СО |NxOy |N2 |SO2 |
|Инфаркт миокарда |32,8 |3 |0,8 |6,8 |
|Гипертоническая болезнь |28,3 |5,6 |2,3 |4,2 |
|Сердечно-сосудистая |12,2 |10,1 |15,3 |15,0 |
|недостаточность | | | | |
|Ишемическая болезнь |20,7 |13,4 |1,2 |8,2 |
|сердца | | | | |
Поступающие в атмосферу оксиды азота сохраняются в течении 3-4 дней. В
результате фотохимических реакций к солнечному свету оксида азота
образуется диоксид азота NO2, который вместе с углеводородами является
причиной образования токсических туманов, называемых смогами. Выбросы CO2
являются причиной выпадения сернокислотных осадков, способствующих
закислению почвы и воды. Содержание углекислого газа воздухе не
нормируется. Продолжительность существования CO2 в атмосфере 4 года.
Возрастание концентрации окиси углерода опасно возникновением парникового
эффекта, который приводит к возрастанию температуры воздуха у поверхности
земли. Сейчас на Земле эксплуатируется около 900 млн. автомобилей, а к 2004 г.
ожидается увеличение их числа до 1 млрд. 200 млн. В настоящее время на долю транспорта приходится больше половины всех
вредных выбросов в окружающую среду, которые являются главным источником
загрязнения атмосферы, особенно в крупных городах. В среднем при пробеге 15
тыс. км за год каждый автомобиль сжигает 2 т топлива и около 26-30 т
воздуха, в том числе 4,5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей
человека. При этом автомобиль выбрасывает в атмосферу (кг/год): угарного
газа – 700, диоксида азота – 40, несгоревших углеводородов – 230 и твердых
веществ – 2 – 5. Кроме того, выбрасывается много соединений свинца из-за
применения в большинстве своем этилированного бензина. Наблюдения показали,
что в домах, расположенных рядом с большой дорогой (до 10 м), жители болеют
раком в 3 – 4 раза чаще, чем в домах удалённых от дороги на расстояние 50
м. Вместе с тем транспорт отравляет даже водоёмы, почву и растения. Для сокращения вредного влияния транспорта на природу проводятся работы
по следующим направлениям.
1. В автотранспорте применяют менее токсичные дизельные двигатели, сжиженный природный газ и специальные добавки в бензин (водород, метанол, и высшие спирты). Использование газа позволит снизить в выхлопе содержание вредных веществ до 40% (оксидов азота, углерода, сажи).
2. Бензиноводородное топливо (содержание водорода 12%) должно заменить этилированный бензин, при этом экономичность двигателей повысится на
20%, расход топлива снизится на 40%.
3. В ближайшей перспективе предполагается использование идеального водородного топлива.
6.2 Нормирование загрязнения атмосферного воздуха
Предельно допустимая концентрация (ПДК) – максимальная концентрация
примеси в атмосфере, отнесённая к определенному времени осреднения, которая
при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не
оказывает на нег вредного воздействия, включая отдаленные последствия, и на
окружающую среду в целом. Эта величина обоснована клиническими и санитарно-гигиеническими
исследованиями; носит законодательный характер. В России, как правило, ПДК соответствует самым низким значениям, которые
рекомендованы Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ ).
Устанавливаются два значения норматива: максимальная разовая в пределах 20-
30 мин и среднесуточная величина ПДК: NO2 – 0,085 (0,40); SO3 –
0,30(0,005); Cl – 0,100 (0,030); CO – 3,0 (1,0); сажа – 0,150 (0,050)
мг/м3. Максимальная разовая величина ПДК на должна допускать неприятных
рефлекторных реакций человеческого организма (насморк, ощущение запаха и
др.), а среднесуточная - токсичного, канцерогенного воздействия. Для регулирования выбросов вредных веществ в биосферу используются
индивидуальные для каждого вещества и предприятия нормы предельно
допустимых выбросов (ПДВ), которые учитывают количество источников, высоту
расположения их, распределение выбросов во времени и пространстве и другие
факторы. Предельно допустимые выбросы – предельное количество вредного вещества,
разрешаемое к выбросу от данного источника, которое не создает приземную
концентрацию, опасную для людей, животного и растительного мира. По вопросам охраны атмосферного воздуха предприятия оформляют статическую
отчётность по форме 2-ТП ПСУ.
6.3 Способы очистки газовых выбросов в атмосферу
Абсорбционный способ очистки газов, осуществляемый в установках-
абсорберах, наиболее прост и с высокой степенью очистки, однако требует
громоздкого оборудования и очистки поглощающей жидкости. Основан на
химических реакциях между газом. Например сернистым ангидридом, и
поглощающей суспензией (щёлочной раствор: известняк, аммиак, известь). При
этом способе на поверхность твердого пористого тела адсорбента осаждаются
газообразные вредные примеси (адсорбат). Последние могут быть извлечены с
помощью десорбции при нагревании водянным паром. Способ окисления горючих углеродистых вредных веществ в воздухе
заключается в сжигании в пламени и образовании СО2 и воды, способ
термического окисления – в подогреве и подаче в огневую горелку. Каталитическое окисление с использованием твердых катализаторов
заключается в том, что сернистый ангидрид проходит через катализатор в виде
марганцевых составов или серной кислоты. Для очистки газов методом катализа с использованием реакций
восстановления и разложения применяют восстановители (водород, аммиак,
углеводороды, монооксид углерода). Нейтрализация оксидов азота NOх
достигается применением метана с последующим использованием оксида
алюминия для нейтрализации на втором этапе образующегося монооксида
углерода. Для очистки от CO и NOх отработанных газов дизельных автомобилей
применяется аналогичный метод, например для работающих в карьерах
автосамосвалов БелАЗ-540А. Каталитический способ заключается в разложении
озона серебрянно-пиролюзитовым катализатором. Перспективен сорбционно-
каталитический способ очистки от особо токсических веществ при температурах
ниже температуры катализа. Адсорбционно-окислительный способ также
представляется перспективным. Он заключается в физической адсорбции малых
количеств вредных компонентов с последующим выдуванием адсорбированного
вещества специальным потоком газа в реактор термокаталитического дожигания.
В крупных городах для снижения вредного влияния загрязнения воздуха на
человека применяются специальные градостроительные мероприятия: зональную
застройку жилых массивов, когда близко к дороге располагаются низкие
здания, затем – высокие и под их защитой – детские и лечебные учреждения;
транспортные развязки без пересечений, озеленений.
членов этого штаба к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией
размещения, питания, оплаты труда, материально-технического обеспечения,
медицинской помощи и других видов их деятельности в чрезвычайных ситуациях. Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений
должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном
порядке. Статья 19. Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций. Работники соответствующих предприятий обязаны соблюдать технику
безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте машин, не
допускать нарушений производственной и технологической дисциплины,
требований экологической безопасности, которые могут привести к
возникновению чрезвычайной ситуации.
При необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных
работ.